Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия, характеризующие организационную структуру фирмы

Поиск

Структура — это организационная характеристика системы; совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами[1].

Организационная структура управления — это состав, взаи­мосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих под­разделений и отдельных должностей, выполняющих функции управ­ления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управ­ления и надежность функционирования системы в целом.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняю­щих функции управления предприятием. Другими словами, это - состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоя­тельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

В СУ различают уровни и звенья управления.

Уровни управления— совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, — показывают последовательность подчине­ния органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управ­ления, а количество звеньев на каждом уровне — оптимальными тре­бованиями специализации.

Звено- это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), - например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.

Количество звеньев на каждом уровне определяется исходя из оп­тимальных требований специализации.

Другими словами звено управления — обособленное подразделение со строго опре­деленными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благода­ря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и фун­кциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

· связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие
формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих
у отдельных составляющих ее элементов;

· отношения соподчиненности, устанавливающие иерархиче­скую зависимость в организации и определяющие «этажность» строе­ния организации;

· соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные[2].

Горизонтальные связи — связи кооперации и координации рав­ноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение — способствовать наиболее эффективному взаи­модействию подразделений, находящихся на одном уровне при реше­нии возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи — связи руководства и подчинения, субор­динационные и иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат кана­лами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикаль­ные связи могут носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи — связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует свои власт­ные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи — связи подчинения в пределах реализа­ции определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной струк­туры они могут носить совещательный, рекомендательный или инфор­мационный характер.

Инвариантные связи — связи, которые могут оставаться практи­чески неизменными при любых условиях, что обусловлено сущност­ными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функцио­нальным назначением, спецификой реализации связей в данной конкретной организации.

Вариабельные связи — связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может прояв­ляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в пере­ходе связей из одних классификационных групп в другие.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структу­ру организации, но не определяют ее строение. Основой строения структуры является соединение — узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.

На базе основных типов соединений в организации (рис. 9.1) мо­жет быть построено множество структур, в том числе:

технологические структуры — совокупность связей технологи­ческого процесса изготовления продукции;

организационно - управленческие структуры — совокупность свя­зей-, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей;

экономические структуры — совокупность отношений экономи­ческого взаимодействия отдельных членов организации;

социально-психологические структуры — совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации, психоло­гические отношения между людьми.

Рациональная структура возникает не спонтанно, а исходя из принципов структуризации, к которым относятся:

· целеполагание;

· приоритет функций над составом звеньев;

· приоритет объекта над субъектом;

· первичность миссии, целей, комплекса функций;

· положение во внешней среде;

· адаптивность;

· полная координация;

· минимум сложности.

Структуру формируют только устойчивые связи и отношения. Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными, а отношения — ясными, определенными и однозначными. Необходимо отметить, что существуют структуры с ос­лабленными связями. Такие структуры образуются при переходе сис­темы из одного состояния в другое.

Проектирование ОСУ связано с определением следующих составляющих:

· состав и содержание функций управления;

· степень централизации и децентрализации функций, а также
число уровней управления;

· число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;

· функции каждого звена всех уровней;

· подчиненность между звеньями.

Вывод: Организационная структура управления должна обеспечивать устойчивый порядок и зависит от целей организации, а также от ее взаимоотношений с внешней средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).

 

Связь типов организации и принципов построения

Организационных структур

Организационные структуры строятся по определенным принци­пам, которые связаны с типом организации. Современный менеджмент рассматривает прежде всего организации двух типов — бюрократиче­скую и органическую[3].

Для бюрократических организаций характерны иерархические структуры:

· линейные;

· функциональные;

· линейно-функциональные;

· дивизиональные.

Органические организации обычно имеют проектные и матрич­ные структуры, а также могут быть деструктурированными.

Связь между типом организации и принципами построения организационных структур показана на рис. 1.1.

 

 


 

Рис. 1.1. Связь между типом организации и принципами построения организационных структур

Источник: Красовский Ю.Д. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2010. С. – 113.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.008 с.)