Серия 5. Исследование номинативной функции речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серия 5. Исследование номинативной функции речи



Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку.

а) Называние по картинкам предметов

пальто крокодил
очки свеча
кровать прищепка
сито кастрюля
руль пылесос

б) Называние по картинкам действий

плачет гладит
строит вяжет
рубит трет
подметает привязывает
причесывается набирает (зачерпывает)

Оценка

3 балла — точное наименование;

2 — поиск с нахождением правильного наименования, ответ словосочетанием;

1 — близкая вербальная парафазия, искажение звукового состава слова;

0 — отказ или далекая словесная замена, замена глагола существительным и наоборот.

Максимальная оценка как за называние предметов, так и за называние действий равна 30 баллам.

в) Словоупотребление

30 баллов — за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 — за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 — за 16-25 штрафных очков;

0 — за 26 и более штрафных очков

Максимальный балл соответствует 30.

Максимальный балл за эту серию у старшеклассников равен 90.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ДЕЙСТВИЙ

В каждом задании все 10 картинок предъявляются одновременно, в момент называния слов испытуемый не должен смотреть на картинки.

Инструкция: показывай то, что я назову.

а) Понимание близких по звучанию названий предметов

коза трава

бочка трава, бочка, миска

дрова, коса точка, мишка, коза

мишка, точка трава, дочка, миска, коса

почка, миска коза, дрова, почка, мишка

б) Понимание близких по значению названий предметов

воротник

бант

ремень

рукав, подтяжки

перчатки, карман

бант, шарф

галстук, рукав, подтяжки

воротник, карман, бант

варежки, шарф, рукав, ремень

галстук, карман, воротник, перчатки

в) Понимание близких по звучанию названий действий

читает пьет, считает

льет копает, вьет, читает

копает катает, машет, пьет

мажет, бьет льет, считает, копает, мажет

катает, машет машет, бьет, читает, катает

г) Понимание названий действий, близких по значению

ставит крутит, несет

катит ведет, кладет

несет держит, ставит, катит

тянет, бросает бросает, вешает, несет

кладет, ведет, тянет, катит ставит, крутит, ведет, держит

Оценка

3 балла — правильное выполнение;

2 — переспрос, увеличение латентного времени выбора картинки;

1 — изменение порядка слов;

0 — пропуски или замены слов.

При максимально успешном выполнении за каждый из видов заданий на понимание слов (а, б, в, г) может быть начислено по 30 баллов, что в сумме за серию составляет 120 баллов.

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Инструкция: Послушай внимательно предложение и покажи картинку, на которой нарисовано то, о чем в нем говорится.

а) Понимание обратимых конструкций

Мужчину обрызгала женщина.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

Мама перевозится дочкой.

б) Понимание предложных конструкций

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

Оценка

3 балла — точное понимание;

2 — переспрос, самокоррекция;

1 — длительный поиск с нахождением правильной картинки; 0 — неправильный выбор картинки.

Максимальный балл за серию равен 30.

Можно отдельно высчитать и проанализировать понимание активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов (а) и конструкций с предлогами, отражающих пространственное расположение предметов (б).

Серия 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Пробы представлены в блоке 1, серии 1 (г): повторение 10 цепочек слогов, не выделенных жирным шрифтом.

Оценка

3 балла — правильное повторение;

2 — переспрос;

1 — уподобление слогов внутри пробы;

0 — искажение слогов (не обусловленное дефектами звукопроизношения).

Максимальная оценка за серию 30 баллов.

Максимальная оценка за задания этого блока равна 180 баллам.

Раздел II. Письменная речь

Серия 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Инструкция: ответь, пожалуйста, на вопросы.

Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза»?

Какое третье слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «дождь»?

Сколько слогов в слове «аквариум»?

Какой второй слог в слове «аквариум»?

Сколько звуков в слове «дождь»?

Сколько слогов в слове «диктант»?

Какой четвертый звук в слове «диктант»?

Сколько согласных звуков в слове «диктант»? Назвать по порядку.

Какой звук после «д» в слове «диктант»?

Оценка

3 балла — правильный ответ;

2 — самокоррекция;

1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированное™ языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Максимальный балл за серию — 30.

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Инструкция: напиши под диктовку предложения.

В саду за высоким забором росли яблони.

На опушке леса охотник убил волка.

Милиционер остановил велосипедиста.

Маленькие котята целый день возятся и играют друг с другом.

Оценка

45 баллов — не более 1 орфографической или пунктуационной ошибки;

30 — 2-3 погрешности недисграфического (орфографического, пунктуационного) характера;

15 — до 5 орфографических, пунктуационных ошибок, пропуски слов или

до 2 дисграфических ошибок;

0 — более 2 дисграфических ошибок или более 5 других.

Максимальный балл — 45.

Серия 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Инструкция: прочитай текст. «Неблагодарная ель» (А.Н. Корнев, 1997).

(В конце каждой строки указано количество прочитанных на текущий момент слов.)

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,  
росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых  
цветков, которые распускались весной на терновнике.  
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда  
ели понравились его синие плоды. Когда ель стала  
взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы  
в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.  
Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои  
кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы  
прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным  
ростом». — «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой  
погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и  
только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился  
и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу  
обратились все ветви терновника, но ни одна не  
прикоснулась к ели. И ель росла, росла...  
Во время первых зимних метелей в лес пришли  
лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала  
ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было  
уже поздно просить. Все ветки терновника летом  
повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться  
к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» —  
«И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и  
неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная  
гордость не принесет пользу», — заплакала ель.  
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и  
восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия  
терновника и навсегда распрощалась с лесом.  

Оценка производится по трем критериям

Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, 120 слов в минуту и выше;

10 — средняя скорость, от 100 до 119 слов в минуту;

5 — низкая скорость, от 70 до 99 слов в минуту;

0 — очень низкая скорость чтения, менее 69 слов в минуту.

Критерий правильности чтения

15 баллов — не более 2 ошибок с самокоррекцией;

10 — 3—4 ошибки на уровне слова с самокоррекцией;

5 — 5-6 ошибок, большая часть из которых замечена и исправлена;

0 — более 6 ошибок при чтении.

Критерий понимания прочитанного

15 баллов — исчерпывающие ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

10 — полный ответ после стимулирующей помощи; 5 — неточность или неполнота понимания;

0 — фрагментарность понимания или полное непонимание смысла прочитанного.

Максимальный балл за чтение равен 45, он складывается из суммы оценок, набранных по каждому критерию.

Максимальная оценка за раздел соответствует 120 баллам. Максимальная оценка за весь тест равна 900 баллам.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.02 с.)