Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы ВекслераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все методики, направленные на исследование памяти, предусматривают обязательное количественное определение получаемых с их помощью результатов. Однако все ранее перечисленные приемы предусматривают изучение какой-либо одной из сторон функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить интерес так называемая шкала памяти Векслера. Шкала памяти Векслера состоит из семи методик-субтестов. Исследование по ним проводят в один прием и регистрируют на специальном бланке. Получаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная добавка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память не только по суммарным показателям, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных сведений. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Больного просят назвать его возраст, дату рождения, фамилию первого советского космонавта, год окончания Великой Отечественной войны, год свершения Великой Октябрьской Социалистической революции. II субтест способствует определению ориентировки. Проверяется знание обследуемым текущего года, месяца, дня, города и места, где он в настоящее время находится. Оценка ответов та же, что и в предыдущем субтесте. III субтест — психический контроль. Состоит из трех заданий. Первое — отсчитать от 20 в обратном порядке, второе—повторить по памяти алфавит от А до Я, третье—назвать числа от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не оказывает обследуемому помощи. Если задание по отсчнтыванию от 20 выполнено безошибок за 30 сек. и раньше, результат оценивается в 2 балла. При наличии одной ошибки, но за то же время — 1 балл. При правильном выполнении задания быстрее, чем за 10 сек., результат оценивается в 3 балла. При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 сек. обследуемый получает 2 балла. Если допущена одна ошибка, но время выполнения задания не превышено, ставится 1 балл. Безошибочное выполнение задания менее, чем за 10 сек., оценивается в 3 балла. Счет до 40 без ошибок за 20—45 сек. оценивается в 2 балла. При выполнении задания за время до 20 сек. и одной ошибке к оценке прибавляется дополнительный балл. IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке — аналогичен одному из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится четыре цифры, расположённые в случайном порядке, в последнем восемь цифр. Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от трех к семи. И здесь аналогично регистрируются результаты. Для запоминания цифр в прямом порядке приводятся следующие ряды: 6439 42731 619473 5917423 58192647 7286 75836 392487 4179387 38295174. Для проверки запоминания цифр в обратном порядке пользуются следующими рядами: 283 3279 15286 539418 81229365 415 4968 61943 724856 47391286 Оценка но субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях. Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из трех цифр, ему предлагают повторить таким способом две цифры и результат оценивают двумя баллами. VI субтест — визуальная репродукция. Обследуемому предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка. Экспозиция — 10 сек. Затем он должен воспроизвести их на бланке опыта. VII субтест—парные ассоциации. Обследуемому зачитывают десять пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые шесть пар — «легкие ассоциации», вторые четыре пары—«трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемежку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации. Приводим перечень применяемых для исследования пар ассоциаций: «легкие» — утро — вечер, серебро — золото, ребенок — няня, река — озеро, север — юг, вверх — вниз; «трудные »—капуста—перо, стакан—петух, школа — облако, ботинок — карандаш. Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего «хорошо», при неправильном указывают на ошибку Пауза между сериями—десять секунд. Как правильный учитывается ответ в течение пяти секунд. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому «легких ассоциаций», разделенной на два, с суммой удавшихся «трудных ассоциаций». Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Классификация предметов 1. Метод предметной классификации является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного. Метод применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Предложен К. Голдштейном, видоизменен Л. С. Выготским и Б. В. Зейгарник. 2. Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. В психологических лабораториях всех психоневрологических учреждений (институтов, больниц, учебных заведений) нашей страны принята единая предметная классификация, разработанная в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР. Подбор предметов, особенности художественного оформления каждой карточки (подбор красок, штриховка, форма предмета, даже бумага, на которой она выполнена)— все это имеет определенное, существенное для эксперимента, значение. Поэтому пользоваться самостоятельно кустарно изготовленными карточками или наборами картинок из лото не рекомендуется. При таком кустарном подборе карточек часто возникают артефакты. Кроме того, данные, полученные с помощью этой методики, очень важны. Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия). 3. В некоторых случаях до начала работы нужно дать больному какую-либо мотивировку задания, характеристику его смысла. Это делается по-разному в зависимости от психического состояния и настроенности больного. Так, например, больному 50 лет, со средним образованием, страдающему склерозом сосудов головного мозга, можно сказать: «Эта работа по проверке внимания, с виду она легкая— детская игра, а на самом деле она предназначена для проверки внимания людей с высшим образованием». При исследовании подростка 7-го класса можно сказать, что «это для десятиклассников». При исследовании ипохондричного или аггравирующего при экспертизе больного, жалующегося на утомляемость и забывчивость, можно сказать: «Читать вам было бы трудно—сделаем эту легкую работу. Тут рисунки, крупные, ясные, и работа легкая, нужно лишь делать ее внимательно». В большинстве же случаев такие «предисловия» не нужны. Перед началом опыта экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек и сверху выкладывает 6—7 карточек, облегчающих начало классификации (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко). Затем он подает всю колоду больному (кверху рисунками, а не тыльной стороной, как держат игральные карты) и говорит: «разложите эти карточки на столе — что к чему подходит». Это I, так называемый «глухой» этап инструкции (всего инструкция дается в три приема, на трех разных этапах выполнения задания). Если больной задает вопросы о том, как надо раскладывать, ему отвечают на этом первом этапе уклончиво: «Начните работать — сами увидите, как надо». Но записать эти вопросы в протокол необходимо. Вообще с самого начала экспериментатор записывает действия и высказывания больного в протокол. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду в шкаф, морковь в кастрюлю, стакан на стол и т. д.), либо просто в недоумении выкладывает все карточки по одной. После того как больной выкладывает на стол 15—20 карточек, дается вторая инструкция и начинается II этап работы. Он начинается с положительной оценки или критических замечаний по поводу того, что больной уже сделал. Экспериментатор говорит: «Правильно, вот вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта, чтобы их можно было назвать одним названием»—или, если больной кладет карточки ошибочно: «Нет, это не имеет значения, что одежда висит в шкафу, класть надо вместе предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним названием, мебель нужно положить с мебелью, одежду с одеждой». Второй этап самый продолжительный. Экспериментатор записывает в протокол действия больного и время от времени спрашивает его, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу. Не обязательно спрашивать о названии каждой группы, особенно если видно, что больной классифицирует правильно. Но даже при безупречной работе больного о названиях нескольких групп спросить необходимо. Не следует спрашивать больного (как это часто ошибочно делают неопытные экспериментаторы) только о тех группах, которые сложены ошибочно. Если экспериментатор замечает ошибку или непонятную группировку, он должен спросить больного об 1—2 правильно собранных группах и затем, не меняя тона, о той группе, в которой допущена ошибка или имеет место непонятно мотивированная раскладка. Иногда целесообразно вообще не замечать допущенные больным ошибки, для того чтобы проследить, не обнаружит ли ее сам больной, или для того, чтобы вернуться к этой ошибке в конце работы и тогда «обсудить» ее. Если больной спрашивает, нужно ли классифицировать подробно или можно сразу устанавливать крупные группы, экспериментатор отвечает уклончиво, т. е. говорит больному: «Как вам это кажется лучше, как вы сами хотите». Некоторые больные пытаются пересмотреть раньше все карточки, начинают понемногу перебирать их, держа колоду под столом, на коленях, как бы пряча ее от глаз экспериментатора и убирая просмотренную карточку в конец колоды, вниз. Такую попытку следует внести в протокол, но разрешать этого нельзя; следует попросить больного сразу выкладывать каждую карточку на стол, сразу находить ей место. Второй этап закончен тогда, когда с большей или меньшей помощью экспериментатора установлены основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные, измерительные приборы, насекомые, учебные пособия. Не будет ошибкой, если больной сразу объединит всех животных, но хорошо также, если он разделит их на домашних и диких зверей. Когда эти группы собраны и названы, переходят к III этапу. Больному говорят: «Первую часть работы вы выполнили хорошо. Теперь нужно сделать вторую часть работы. Раньше вы соединяли в группы карточки с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название». Далее, на примере каких-то 2—3 групп экспериментатор показывает, как можно начать это объединение. Следует при этом учесть, что объединить растения легче всего, а объединить вместе все неодушевленные предметы — труднее. Поэтому одним больным помогают объединить измерительные приборы и инструменты, а другим — цветы и фрукты. По мере того как больной производит укрупнение групп, экспериментатор просит делать их все меньше и меньше. Иногда, если больной с трудом производит укрупнение, ему говорят: «Должно получиться всего три группы (подразумевается: растения, живые существа, неодушевленные предметы)». Исследующий может указать на допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке—исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Нужно регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.
Исключение
Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности обследуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный. Словесный вариант производится при помощи карточки, на которой написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Обследуемому говорят, что четыре из пяти слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера исследующий решает совместно с ним: «Василий, Федор, Семен и Порфирий—имена, а Иванов—фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана — молочные продукты, а сало—животный жир». Убедившись, что принцип выполнения задания обследуемым усвоен, ему предлагают самостоятельно выполнять следующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения. Приводим типичные примеры для исследования по методике исключения в ее словесном варианте: Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. Дом, сарай, изба, хижина, здание. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. Минута, секунда, час, вечер, сутки. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. Существенную роль играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам—сам ли он их заметил, или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции. Для проведения предметного варианта необходимо подготовить набор карточек, каждая из которых содержит изображение четырех предметов. Дается инструкция: «Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один существенно от них отличается и должен быть исключен». Как и в предыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемому в определенной последовательности, с нарастающей сложностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя произвести такого рода обобщения. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание не выполнимо, либо дают обусловленно-формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из трех, но если Вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение—в отличие от яблока роза, шуба и книга являются несъедобными». Такого рода невыполнимые задания применяют при исследовании больных шизофренией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.111.153 (0.011 с.) |