МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ



Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Результаты, получаемые с их помощью, свидетельствуют о состоянии функции памяти, а также отражают состояние активного внимания, наличие явлений повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов.

 

Тест зрительной и слуховой памяти

 

Методика приводится в описании К, Меili (1969) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок (по 30 в каждой), на которых изображены определенные предметы. Картинки показывают обследуемому с интервалом в две секунды (можно соединить их двумя скрепками на манер перекидного календаря).

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зон­тик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стол, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, хонь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на десять секунд, затем проверяют, сколько слов запомнил обследуемый. По инструкции обследуемый может называть слова в любом порядке. Обследующий регистрирует называемые предметы и следит за возможными повторениями и привнесением не фигурировавших в задании слов. По мере возможности в один день не следует предъявлять обе серии картинок. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому не рекомендуется предъявлять слова для запоминания.

При обнаружении значительной разницы в результатах проводимого в разные дни исследования и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Второй этап заключается в исследовании слуховой памяти аналогичным образом с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с, интервалом в две секунды.

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, солдат, замок.

Полученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100% при воспроизведении 18—20 зрительных образов и 20— 22 слов, к 80% — 15—16 образов или слов, к 60%— 14 образов и 13—14 слов, к 40% — 12—13 образов и 13 слои, к 20% — 11—12 образов и 9—11 слов.

 

ПРОБЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ

Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний

Обследуемому зачитывают 10 двусложных звукосочетаний (ролам, вакар, сига и т. д.) и просят повторить в любом порядке те, которые он запомнил. Затем исследующий зачитывает эти звукосочетания повторно. Здоровые обследуемые воспроизводят их полностью после 5 – 7 повторений.

 

Проба на запоминание десяти слов

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти больных, утомляемости, активности внимания.

 

Никакого специального оборудования не требует. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы больные не могли их друг от друга услышать.

Инструкция состоит из нескольких этапов. В данном опыте необходима очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдения условий опыта.

Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их—и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,—все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют,—ставит и под ними крестики. В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно через 20 – 30 минут, обследуемому предлагают повторить запомнившиеся ему слова. Тех, у кого ослабление памяти определяется клинически, просят проделать это через 10 – 15 минут. В промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование по таблицам Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечают слова, называемые больным правильно и ошибочно.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 4—5 повторений, при тренированной памяти — после двух повторений.

Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с «уровнем притязаний» обследуемого (А. Р. Лурия, 1962). «Уровень притязаний» зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторе­нием спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление «уровня притязаний» с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, «уровень притязаний» значительно превышает достигнутые результаты.

Примерный вид протокола пробы на запоминание 10 слов здоровым обследуемым

I II III IV через 30 сек.

Гора + + + + +

Игла + + + + +

Роза + + + + +

Кошка + + + +

Часы + + + + +

Вино + + +

Пальто + + + + +

Книга + +

Окно + +

Пила + + +

 

Воспроизведение рассказов

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых. Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить 10 – 15 текстов разной трудности. Больше подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения. Приведем несколько примеров таких рассказов.

 

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

 

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

 

ЛОГИКА

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе?» Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два яйца да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок,—отвечал отец,—вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

 

УМНАЯ ГАЛКА

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила;

— Вы не видели моих птенцов?

— А какие они?

— Самые красивые!

 

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего—он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну, что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

 

ВЕЧНЫЙ КОРОЛЬ

Один надменный король сказал другому королю:

— Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «Ваше величество». Какой же ты король?

—Увы! — ответил тот.— Между тем я самый известный король из всех королей. Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях, но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте только два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которому не страшны революции, потому что они приносят мне новую популярность и признание в народе...

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, ничего не преуменьшая, не сказав ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой и в окружении свиты на шахматной доске.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.013 с.)