Тема 12. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга



Психологическая структура памяти. Виды и формы памяти. Интерференция. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Нарушения памяти при поражении лобных долей мозга (роль III блока). Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем (роль II блока). Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных и височных долей мозга, лимбических структур, диэнцефальной области и т.д. (связь с различными уровнями I блока). Патология памяти в контексте межполушарной асимметрии. Проблема восстановления памяти. Методы исследования нарушений памяти.

 

Тема 13. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

Психологическая структура мышления. Виды мышления. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга (распад планирования и контроля при сохранности умственных операций). Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга (распад отдельных операций при сохранности планирования и контроля). Нарушения мышления при поражении неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность и т. д.). Особенности нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий головного мозга. Методы исследования нарушений мышления.

Другие направления

Тема 14. Психология аномального развития

Дизонтогенез – нарушения, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам вследствие нарушения развития. Особенности детского патопсихологического обследования. Недоразвитие и распад. Уровни возрастных симптомов. Биологические и социальные факторы в этиологии и патогенезе дизонтогений. Роль сензитивных периодов. Гетерохрония (разновременность формирования различных функций) нормального развития. Асинхрония (диспропорциональность) развития в виде ретардации, акселерации или их сочетания. Нарушения развития отдельных психических функций и межфункциональных связей (регресс, распад, изоляция и фиксация функции). Факторы, влияющие на характер нарушений (этиология, локализация и степень поражения, время возникновения и длительность воздействия, а также социальные условия, в которых пребывает больной ребенок). Первичные и вторичные дефекты (механизм возникновения вторичного дефекта и его направление). Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому: недоразвитие (напр., олигофрения); задержка развития; поврежденное развитие (напр., органическая деменция); дефицитарное развитие (дети с недоразвитием или повреждением анализаторных систем); искаженное развитие (напр., аутизм); дисгармоническое развитие (напр., психопатии). Сочетание различных вариантов дизонтогенеза (на примере шизофрении).

 

Тема 15. Психосоматика

Проблема связи психической и соматической сфер (на модели психосоматических болезней). Психосоматические болезни как мультифакторные заболевания, в этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы. Традиционные подходы к изучению психосоматической патологии. Основные виды психосоматических расстройств (напр., патология сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, язва желудка, нейродермиты и т.д.). Изменения личности при хронических соматических заболеваниях. Понятие «Внутренняя картина болезни» (по Р.А.Лурия). Влияние особенностей психики человека на возникновение и течение соматических заболеваний. Психосоматический симптом и психосоматический феномен. Психологическая специфика телесности человека. Концепция «психологии телесности» В.В.Николаевой. Принципы реабилитации больных в соматических клиниках. Психотерапия как основной метод в психосоматике.

 

 

Тема 16. Психотерапия

Задачи психотерапии (по Б.Д.Карвасарскому). Соотношение понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция». Психологическая коррекция – направленность психологических методов воздействия на выправление патологических черт личности для предупреждения развития ее дезадаптации. Связь психологической коррекции с психогигиеной и психопрофилактикой. Базовые направления (психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое и т.д.). Формы психотерапии (индивидуальная и групповая). Основные методы психотерапии и психокоррекции. Подход к психотерапии в рамках клинической психологии как к комплексному воздействию на эмоции, суждения и самосознание человека при различных психических и психосоматических заболеваниях. Понимание процесса реабилитации как системной деятельности (М.М.Кабанов). Этика психотерапии.

 

Тема 17. Психология посттравматического стресса.

Актуальность проблемы. Понятия: стресс, посттравматический стресс, психическая травма. Виды травматических ситуаций. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Критерии ПТСР по DSM–IV (А – наличие события, угрожающего безопасности индивида и вызывающего страх и беспомощность; В – симптомы навязывания; С – симптомы избегания; D – симптомы повышенного возбуждения; Е – длительность выше перечисленных симптомов; F – тяжелое эмоциональное состояние или социальная дезадаптация). Психология посттравматического стресса.


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Семинарское занятие № 1

Тема: Теоретические и практические задачи клинической психологии.

Цель: Показать вклад клинической психологии в решение фундаментальных задач психологической науки. Обратить внимание на широкий круг прикладных проблем, решаемых клинической психологией. Дать представление о практических задачах клинического психолога.

План

  1. Клиническая психология – психология здоровья
  2. Качественный, системно-структурный анализ патологии психики
  3. Категория психологического синдрома
  4. Проблема соотношения биологического и социального; врожденного и приобретенного; психического и соматического. Мозг и психика.
  5. Клинико-психологическая диагностика.
  6. Экспертные задачи, решаемые клиническими психологами
  7. Психогигиена и психопрофилактика.

Литература

Бойко О.В. Охрана психического здоровья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004.

Клиническая психология. (ред. Н.Д. Творогова). Энциклопедический словарь в шести томах. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Кольцова В.А. К 100-летию со дня открытия лаборатории Бехтерева //Психологический журнал, 1995

Ломов Б.Ф., Тарабрина Н.В. Медицина и психологическая наука. В сб. Общественные науки и здравоохранение. М., 1987.

Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психологический журнал, 1984, № 2.

Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы.//Вестник Московского университета, 1996, №2.

Поляков Ю.Ф. Методологические проблемы взаимосвязи психиатрии и психологии // Ж. невропат, и психиатрии, 1973, № 12.

Психология здоровья. Учебник для вузов./ Под ред. Г.С. Никифоровой, СПб.,2003.

 

Семинарское занятие №2

Раздел: Патопсихология.

Цель: Обратить внимание на теоретические и практические задачи патопсихологии. Раскрыть сущность предмета и задач патопсихологии. Сформировать представление о специфике патопсихологического эксперимента.

План

Место патопсихологии среди смежных наук

Характеристика предмета исследования в патопсихологии. Разграничение предмета патопсихологии и психопатологии

Принципы построения патопсихологического эксперимента

Понятие синдрома в патопсихологии

Литература

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986, 2000.

Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Применение психологических тестов в клинической практике // Ж. невропатологии и пси­хиатрии, 1974, вып.12.

Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медицине // Вопросы психологии, 1978, № 1.

Поляков Ю.Ф. Психология и психиатрия // Журнал невропатологии и психиатрии, 1971, № 6.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970.

 

 

Семинарское занятие №3

Раздел: Патопсихология. Темы 4, 5, 6

Нарушения познавательных процессов при психических заболеваниях. темы

Цель: Дать представление о клинической и психологической феноменологии нарушений. Раскрыть психологические механизмы этих нарушений. Познакомить с вариантами патопсихологических синдромов.

План

  1. Расстройства восприятия
  2. Патология памяти
  3. Феноменология нарушений мышления

Литература

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986, 2000.

Клиническая психиатрия. Гл. ред. Дмитриева Т.Б., М.,1998.

Клиническая психология (под ред. Карвасарского Б.Д.), СПб, 2002

Марилов В.В. Общая психопатология. М., 2002.

Попов Ю.В., Вид В.Д, Современная клиническая психиатрия. СПб, 2000

Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б.В.Зейгарник, А.П.Корниловой, В.В.Николаевой. М., 1980.

 

 

Семинарское занятие № 4

Раздел: Патопсихология. Тема 7

Нарушения эмоционально-личностной сферы

Цель: Сформировать представление об основных типах нарушений эмоционально-личностной сферы в психиатрической и неврологической клиниках.

План

  1. Психологический подход к изучению расстройств личности
  2. Психогении
  3. Психопатии

Литература

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986, 2000.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

Клиническая психиатрия. Гл. ред. Дмитриева Т.Б., М.,1998.

Клиническая психология (под ред. Карвасарского Б.Д.), СПб, 2002

Мясищев В.Н. Личность и неврозы, Л., 1960.

Попов Ю.В., Вид В.Д, Современная клиническая психиатрия. СПб, 2000.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

 

 

Семинарское занятие №5

Раздел: Патопсихология. Темы 4,5,6,7

Методики патопсихологического обследования

Цель: Ознакомление с основными методиками, применяемыми для диагностики нарушений в различных сферах.

План

  1. Исследование эмоционально-личностной сферы (MMPI, проективные методы, методы изучения самооценки и уровня притязаний и т.д.).
  2. Методы, направленные на исследование мышления: классификация предметов, «4й-лишний», аналогии, передача переносного смысла пословиц и басен и т.д.
  3. Нарушения памяти: пиктограмма, заучивание десяти слов, воспроизведение рассказов и т.д.
  4. Исследования сенсомоторной сферы и внимания: корректурная проба, счет по Крепелину, доска Сегена, куб Линка, методика Кооса.
  5. Правила написания патопсихологического заключения.

Литература

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970.

 

Семинарское занятие № 6

Раздел: Нейропсихология. Тема 8

Теоретические основы нейропсихологии

Цель: Раскрыть предмет и задачи нейропсихологии. Показать теоретическое и практическое значение нейропсихологии. Сформировать представление о теоретических основах нейропсихологии.

План

  1. Определение нейропсихологии (предмет, задачи, основные направления).
  2. Основные принципы строения мозга
  3. Проблема межполушарной асимметрии мозга
  4. Теория системной динамической локализации высших психических функций
  5. Понятие симптома, синдрома и фактора в нейропсихологии
  6. Принципы нейропсихологической реабилитации

Литература

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1999. Изд. 2-е, 2004

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985, 2-е изд. 2004

Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга). Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2004.

 

 

Семинарское занятие № 7

Раздел: Нейропсихология. Темы 9, 10, 11

Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга

Цель: Представить мозговую организацию сложных форм психической деятельности на примере их нарушений

План

  1. Нарушение гностических функций. Проблема агнозий (зрительные, слуховые, тактильные)
  2. Нарушения движений и действий. Виды апраксий.
  3. Нарушения речи. Афазии
  4. Эмоционально-личностные нарушения при поражении левого и правого полушарий мозга.

Литература

Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.: Речь, 2005.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Транзиткнига, 2006.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1999. Изд. 2-е, 2004

 

Семинарское занятие № 8

Раздел: Нейропсихология. Темы 9, 10, 11, 12, 13

Методы нейропсихологического исследования

Цель: Познакомить с методиками нейропсихологического обследования

План

  1. Схема нейропсихологического обследования и альбом
  2. Оценка профиля латеральной организации мозга.

Литература

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб.: Речь, 2005.

Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.

Нейропсихологическая диагностика. Под ред. Хомской Е.Д. М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2004.

Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

 

Семинарское занятие № 9

Тема: Психология аномального развития

Цель: Дать представление об основных типах нарушений психического развития в детском возрасте. Обратить внимание на основные закономерности возникновения аномалий.

План

  1. Роль биологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.
  2. Понятие дизонтогений
  3. Формы психических расстройств в детском возрасте.
  4. Психологические методы обследования ребенка

Литература

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития (сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе). СПб., 2001.

 

Семинарское занятие № 10

Тема: Психосоматика

Цель: Разъяснить значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами. Ознакомить с основными проблемами психосоматики.

План

  1. Психосоматические расстройства в структуре различных заболеваний.
  2. Принципы диагностики больных с психосоматическими заболеваниями.
  3. Психологические подходы к формированию психосоматического феномена.
  4. Проблема реабилитации больных с психосоматическими расстройствами.

Литература

Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М., 1977.

Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.,1987.

Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2.

Психосоматическая проблема: психологический аспект (под ред. Полякова Ю.Ф., Николаевой В.В.). М., 1992

Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

 

 

Семинарское занятие № 11

Тема: Психотерапия

Цель: Дать представления об основных направлениях в современной психотерапии.

План

  1. Задачи психотерапии (по В.Д.Карвасарскому)
  2. Соотношение понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция»
  3. Базовые направления

 

Литература

Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б.Д.Карвасарского). Спб., 1998

Психотерапия (под ред. Б.Д.Карвасарского). СПб., 2000

Соколова Е.Т. Общая психотерапия. М., 2001

 

Семинарское занятие № 12

Тема: Психология посттравматического стресса

Цель: Разъяснить содержание проблемы психологии посттравматического стресса.

План

  1. Понятия: стресс; посттравматический стресс; психическая травма.
  2. Критерии посттравматического стрессового расстройства.

 

Литература

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Теории и методы. (под ред. Н.В.Тарабриной). М., «Когито-Центр», 2007.

Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М., Институт психологии РАН, 2009



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.052 с.)