Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Расстройства восприятияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются в измененном, ошибочном виде из-за несовершенства того или иного органа чувств, либо в связи с проявлением законов физики (напр., ложка в стакане чая). Аффективные, вербальные и парэйдолические иллюзии. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Подразделение галлюцинаций по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и т.д.). Опасность императивных галлюцинаций. Комбинированные галлюцинации (напр., больной видит змею, чувствует ее прикосновение и слышит ее шипение). Истинные галлюцинации (всегда спроецированы вовне и связаны с реальной обстановкой, у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании) и ложные или псевдогаллюцинации (проецируются внутри больного, чаще всего в голове). Отличие галлюцинаций от фантазий и представлений. Функциональные галлюцинации. Гипотезы о природе галлюцинаций. Понятие агнозии. Дереализация – расстройство восприятия, при котором окружающий мир воспринимается измененным и сопровождается чувством нереальности, чуждости. Синдром Кандинского–Клерамбо: наличие псевдогаллюцинаций, бреда (преследования или воздействия) и психического автоматизма (чувства отчужденности в идеаторной, сенсорной и моторной сферах). Сходными с состоянием дереализации являются такие симптомы (которые могут встречаться и у здоровых людей), как уже виденное (deja vu), уже слышанное (deja entendu) и т.п. Содержание этих симптомов состоит в том, что незнакомая ситуация на какое-то время кажется хорошо знакомой (уже виденной, уже пережитой, уже слышанной и т.п.). Противоположные симптомы, например, jamais vu (никогда не виденное). Мотивация и восприятие.
Тема 5. Расстройства памяти Общие представления о памяти как о сложной системе, обеспечивающей запечатление, хранение и воспроизведение следов. Классификация видов памяти по критериям длительности, модальности, степени произвольности и т.д. «Эффект Зейгарник» – феномен лучшего воспроизведения незавершенных действий. Интерференция (гомо- и гетерогенная). Феноменология нарушений памяти. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Антероградная и ретроградная амнезия. Прогрессирующая амнезия (закон Рибо – Джексона). Психогенная (аффектогенная) амнезия. Парамнезии (искажения, обманы памяти): псевдореминисценции – ложные воспоминания (человек оперирует фактами и событиями, в действительности имевшими место, переставляя их во времени), и конфабуляции – заполнение пробелов памяти на текущие события вымышленными сюжетами. Корсаковский синдром – основной амнестический синдром, характеризующийся нарушением памяти на текущие события (как правило, это сочетание фиксационной и антероградной амнезии и парамнезии в виде конфабуляций, что часто приводит к амнестической дезориентировке). Нарушения памяти как мнестической деятельности. Динамические расстройства памяти. Мотивация и память. Нарушение опосредованной памяти. Методики, позволяющие выявить расстройства памяти (напр., 10 слов, две группы по три слова, воспроизведение рассказов, пиктограмма и т.д.). Эйдетизм, фотографическая память, криптомнезия.
Тема 6. Расстройства интеллекта и мышления Общая характеристика мышления. Структурные и динамические компоненты мышления. Виды мышления. Мышление и интеллект. Нарушение интеллекта при деменции и олигофрении. Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник. Изменения динамики мыслительных процессов: ускорение мышления напр., скачка идей (fuga idearum) при мании. Замедление мышления на примере депрессивных больных. Нарушение мотивационного компонента мышления: резонерство, разноплановость и т.д. Нарушение критичности. Нарушение операциональной стороны мышления, выражающееся в снижении уровня обобщения (трудности в выделении общего существенного признака между предметами, понятиями, суждениями; объединение по конкретным, ситуативным признакам) или в искажении процесса обобщения (способность к выделению общего признака сохранна, однако объединение происходит по несущественным, латентным признакам). Нарушение продуктивности мышления: навязчивые (idée fixe), сверхценные и бредовые идеи. Первичный бред (интерпретативный или систематизированный) – нарушение логического познания, патологическая интерпретация действительности. Чувственный (образный) бред – возникает при нарушении преимущественно чувственного познания и, в отличие от первичного бреда, как правило, сопровождается расстройствами в виде галлюцинаций, страха, тревоги и т.п. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный и т.д.). Нарушения мышления, характерные для разных психических заболеваний. Психопатические личности и сверхценные идеи. Методы исследования нарушений мышления: классификация предметов, четвертый лишний, аналогии, изложение переносного смысла рассказов и пословиц и др.
Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы Общая характеристика эмоционально-личностной сферы как системного образования. Уровни эмоционально-личностной сферы (по Б.Н.Мясищеву): эмоциональная реактивность, эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества (отношения). Основные параметры (знак, модальность, интенсивность, длительность и т.д.) и функции эмоций (оценочная, регуляторная, коммуникативная и т.д.). Понятие стресса (по Селье). Нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях. Патологический аффект. Депрессии и их виды (эндогенная и реактивная). Дисфория. Депрессия и мания как противоположные варианты аффективного спектра. Маниакальные и гипоманиакальные состояния. Эйфория. Эмоциональные нарушения при неврозах по Б.Д.Карвасарскому (лабильность эмоций, склонность к фрустрации, невротическая тревога, страх и т.д.). Эмоциональная патология при истерии. Изменение мотивационной сферы при психических заболеваниях по Б.В.Зейгарник. Нарушения личности при нервной анорексии. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов на примере алкоголизма («сдвиг мотива на цель», т.е. образование нового мотива, а, следовательно, и новой патологической потребности в алкоголе). Алкоголизм и наркомания – личностные нарушения на разных стадиях развития, психическая и физическая зависимости. Аддиктивное поведение. Нарушение смыслообразования (т.е. мотив остается только «знаемым» и не побуждает действия) на примере больных шизофренией. Нарушение критичности поведения. Акцентуации характера (и их слабые звенья) и краевые психопатии. Классификация психопатий по П.Б.Ганнушкину. Основные диагностические критерии психопатии: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Психологическая и клиническая феноменология аномалий личности. Расстройства личности по МКБ-10, класс F-6: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное, тревожное, зависимое и др. Методы исследования расстройств личности (напр., проективные методы; оценка уровня притязаний; исследование самооценки и т.д.).
Нейропсихология Определение нейропсихологии как отрасли психологической науки, сложившейся на стыке психологии, нейрохирургии, анатомии и др. и изучающей мозговую организацию высших психических функций методом синдромного анализа и их нарушения в клинике локальных поражений мозга. Предмет и метод нейропсихологии. Роль нейропсихологических исследований в изучении общепсихологических проблем. Место нейропсихологии среди других наук (ее связь с медициной, биологией, философией и т.д.). Исторические предпосылки – борьба узкого локализационизма (П.Брока, К.Вернике, К.Клейст и др.) и антилокализационизма (Бергсон, Лешли, представители Вюрцбургской школы и др.) Возникновение нейропсихологии как самостоятельной науки в середине ХХ века. Основоположник нейропсихологии – А.Р.Лурия. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Л.С.Выготского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Н.П.Бехтеревой, Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой и др. в развитии отечественной нейропсихологии. Вклад нейропсихологии в теорию общей психологии (совместная разработка проблем, связанных с системной организацией, структурой и формированием высших психических функций человека; решение фундаментальной проблемы «мозг и психика»). Нейропсихология как один из основных разделов клинической психологии, изучающий расстройства психики при нарушении работы мозга и разрабатывающий методы диагностики и восстановления нарушенных психических функций. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная. Представление о получивших в последнее время большое развитие таких направлениях, как нейропсихология детского возраста, старческого возраста, индивидуальных различий. Задачи и методы каждого направления. Практическое значение нейропсихологии. Методы клинического нейропсихологического исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.009 с.) |