Тема 4. Расстройства восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Расстройства восприятия



Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются в измененном, ошибочном виде из-за несовершенства того или иного органа чувств, либо в связи с проявлением законов физики (напр., ложка в стакане чая). Аффективные, вербальные и парэйдолические иллюзии. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Подразделение галлюцинаций по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и т.д.). Опасность императивных галлюцинаций. Комбинированные галлюцинации (напр., больной видит змею, чувствует ее прикосновение и слышит ее шипение). Истинные галлюцинации (всегда спроецированы вовне и связаны с реальной обстановкой, у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании) и ложные или псевдогаллюцинации (проецируются внутри больного, чаще всего в голове). Отличие галлюцинаций от фантазий и представлений. Функциональные галлюцинации. Гипотезы о природе галлюцинаций. Понятие агнозии. Дереализация – расстройство восприятия, при котором окружающий мир воспринимается измененным и сопровождается чувством нереальности, чуждости. Синдром Кандинского–Клерамбо: наличие псевдогаллюцинаций, бреда (преследования или воздействия) и психического автоматизма (чувства отчужденности в идеаторной, сенсорной и моторной сферах). Сходными с состоянием дереализации являются такие симптомы (которые могут встречаться и у здоровых людей), как уже виденное (deja vu), уже слышанное (deja entendu) и т.п. Содержание этих симптомов состоит в том, что незнакомая ситуация на какое-то время кажется хорошо знакомой (уже виденной, уже пережитой, уже слышанной и т.п.). Противоположные симптомы, например, jamais vu (никогда не виденное). Мотивация и восприятие.

 

Тема 5. Расстройства памяти

Общие представления о памяти как о сложной системе, обеспечивающей запечатление, хранение и воспроизведение следов. Классификация видов памяти по критериям длительности, модальности, степени произвольности и т.д. «Эффект Зейгарник» – феномен лучшего воспроизведения незавершенных действий. Интерференция (гомо- и гетерогенная). Феноменология нарушений памяти. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Антероградная и ретроградная амнезия. Прогрессирующая амнезия (закон Рибо – Джексона). Психогенная (аффектогенная) амнезия. Парамнезии (искажения, обманы памяти): псевдореминисценции – ложные воспоминания (человек оперирует фактами и событиями, в действительности имевшими место, переставляя их во времени), и конфабуляции – заполнение пробелов памяти на текущие события вымышленными сюжетами. Корсаковский синдром – основной амнестический синдром, характеризующийся нарушением памяти на текущие события (как правило, это сочетание фиксационной и антероградной амнезии и парамнезии в виде конфабуляций, что часто приводит к амнестической дезориентировке). Нарушения памяти как мнестической деятельности. Динамические расстройства памяти. Мотивация и память. Нарушение опосредованной памяти. Методики, позволяющие выявить расстройства памяти (напр., 10 слов, две группы по три слова, воспроизведение рассказов, пиктограмма и т.д.). Эйдетизм, фотографическая память, криптомнезия.

 

Тема 6. Расстройства интеллекта и мышления

Общая характеристика мышления. Структурные и динамические компоненты мышления. Виды мышления. Мышление и интеллект. Нарушение интеллекта при деменции и олигофрении. Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник. Изменения динамики мыслительных процессов: ускорение мышления напр., скачка идей (fuga idearum) при мании. Замедление мышления на примере депрессивных больных. Нарушение мотивационного компонента мышления: резонерство, разноплановость и т.д. Нарушение критичности. Нарушение операциональной стороны мышления, выражающееся в снижении уровня обобщения (трудности в выделении общего существенного признака между предметами, понятиями, суждениями; объединение по конкретным, ситуативным признакам) или в искажении процесса обобщения (способность к выделению общего признака сохранна, однако объединение происходит по несущественным, латентным признакам).

Нарушение продуктивности мышления: навязчивые (idée fixe), сверхценные и бредовые идеи. Первичный бред (интерпретативный или систематизированный) – нарушение логического познания, патологическая интерпретация действительности. Чувственный (образный) бред – возникает при нарушении преимущественно чувственного познания и, в отличие от первичного бреда, как правило, сопровождается расстройствами в виде галлюцинаций, страха, тревоги и т.п. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный и т.д.).

Нарушения мышления, характерные для разных психических заболеваний. Психопатические личности и сверхценные идеи. Методы исследования нарушений мышления: классификация предметов, четвертый лишний, аналогии, изложение переносного смысла рассказов и пословиц и др.

 

Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы

Общая характеристика эмоционально-личностной сферы как системного образования. Уровни эмоционально-личностной сферы (по Б.Н.Мясищеву): эмоциональная реактивность, эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества (отношения). Основные параметры (знак, модальность, интенсивность, длительность и т.д.) и функции эмоций (оценочная, регуляторная, коммуникативная и т.д.). Понятие стресса (по Селье). Нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях. Патологический аффект. Депрессии и их виды (эндогенная и реактивная). Дисфория. Депрессия и мания как противоположные варианты аффективного спектра. Маниакальные и гипоманиакальные состояния. Эйфория. Эмоциональные нарушения при неврозах по Б.Д.Карвасарскому (лабильность эмоций, склонность к фрустрации, невротическая тревога, страх и т.д.). Эмоциональная патология при истерии. Изменение мотивационной сферы при психических заболеваниях по Б.В.Зейгарник. Нарушения личности при нервной анорексии. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов на примере алкоголизма («сдвиг мотива на цель», т.е. образование нового мотива, а, следовательно, и новой патологической потребности в алкоголе). Алкоголизм и наркомания – личностные нарушения на разных стадиях развития, психическая и физическая зависимости. Аддиктивное поведение. Нарушение смыслообразования (т.е. мотив остается только «знаемым» и не побуждает действия) на примере больных шизофренией. Нарушение критичности поведения. Акцентуации характера (и их слабые звенья) и краевые психопатии. Классификация психопатий по П.Б.Ганнушкину. Основные диагностические критерии психопатии: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Психологическая и клиническая феноменология аномалий личности. Расстройства личности по МКБ-10, класс F-6: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное, тревожное, зависимое и др. Методы исследования расстройств личности (напр., проективные методы; оценка уровня притязаний; исследование самооценки и т.д.).

 

Нейропсихология

Определение нейропсихологии как отрасли психологической науки, сложившейся на стыке психологии, нейрохирургии, анатомии и др. и изучающей мозговую организацию высших психических функций методом синдромного анализа и их нарушения в клинике локальных поражений мозга. Предмет и метод нейропсихологии. Роль нейропсихологических исследований в изучении общепсихологических проблем. Место нейропсихологии среди других наук (ее связь с медициной, биологией, философией и т.д.). Исторические предпосылки – борьба узкого локализационизма (П.Брока, К.Вернике, К.Клейст и др.) и антилокализационизма (Бергсон, Лешли, представители Вюрцбургской школы и др.) Возникновение нейропсихологии как самостоятельной науки в середине ХХ века. Основоположник нейропсихологии – А.Р.Лурия. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Л.С.Выготского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Н.П.Бехтеревой, Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой и др. в развитии отечественной нейропсихологии. Вклад нейропсихологии в теорию общей психологии (совместная разработка проблем, связанных с системной организацией, структурой и формированием высших психических функций человека; решение фундаментальной проблемы «мозг и психика»). Нейропсихология как один из основных разделов клинической психологии, изучающий расстройства психики при нарушении работы мозга и разрабатывающий методы диагностики и восстановления нарушенных психических функций. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная. Представление о получивших в последнее время большое развитие таких направлениях, как нейропсихология детского возраста, старческого возраста, индивидуальных различий. Задачи и методы каждого направления. Практическое значение нейропсихологии. Методы клинического нейропсихологического исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.007 с.)