Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Общие принципы и структура клинической психологии. Теоретические и практические задачи клинической психологии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клиническая психология как область психологического научно-практического знания, возникшая при взаимодействии систем психологических и медицинских наук. Особенности клинической психологии, ее предмет, цели и задачи. Отличие клинической психологии от медицинской. Клиническая психология как область психологической науки, изучающая роль внешних и внутренних факторов в возникновении различных нарушений психики, частные и общие закономерности этих нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях (Ю.Ф.Поляков). Место клинической психологии среди других наук: медицины, психологии, философии, социологии, педагогики и др. История клинической психологии. Формирование взглядов на связь телесных (соматических) процессов с «душевными», связь мозга и психики и т.д. Вклад Галля, Брока, Вернике, Крепелина, Блейлера, Фрейда, Рибо, Кречмера, Юнга, и др. Влияние взглядов И.М.Сеченова на формирование клинической психологии. Первые психологические лаборатории в клиниках нервных и «душевных» болезней в России: В.М.Бехтерев – в Казани (1885г.), С.С.Корсаков в Москве (1886г.) и др. Появление термина «медицинская психология». Основоположники отечественной клинической психологии: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, и др. Основные направления клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психология соматических больных, психология аномального ребенка (дизонтогенез) и др. Современное состояние клинической психологии: основные проблемы и тенденции развития – исследование влияния заболеваний на психику человека; анализ влияния психологических факторов на появление, развитие и лечение болезней; изучение роли психического в качестве фактора, противостоящего возникновению и течению заболеваний; изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; исследование влияния особенностей взаимоотношений больного человека с окружающей микросредой на процесс выздоровления. Ятрогении. Деонтологические аспекты клинической психологии. Принципы и методы клинической работы. Прикладное значение клинической психологии. Роль психолога в психиатрических, неврологических и соматических медицинских учреждениях. Клинико-психологическая диагностика, психологическая коррекция и психотерапия, задачи реабилитации, участие в различных видах экспертиз (судебно-психиатрическая, психолого-педагогическая, воинская, трудовая и т.д.). Психогигиена и психопрофилактика (основная задача – укрепление психического здоровья человека, формирование культуры здоровья; профилактическая работа в группах повышенного риска). Роль клинико-психологических исследований в развитии общей теории психологии. Клиническая психология как область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики. Общепсихологические представления о генезе и структуре психики как о сложном системном явлении - теоретическая база для всех направлений отечественной клинической психологии. Системный подход к изучению проблемы «мозг и психика» (Б.Ф.Ломов). Понятие о высших психических функциях (по Л.С.Выготскому) как системных психических процессах, социальных по своему происхождению которые являются произвольными, осознанными и опосредствованными. Теоретические основы различных областей клинической психологии, как самостоятельных научных направлений: нейропсихология – теория системной динамической локализации высших психических функций; патопсихология и психосоматика – системно-структурный подход к изучению нарушений психики, концепция патопсихологических факторов; психология аномального развития ребенка – концепция дизонтогенеза психического развития, стадийность психического развития в онтогенезе, критические возрастные периоды и т.д. Основные категории теоретического аппарата. Категория «факторов» как основы формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Типы и природа факторов. Связь факторов и синдромов. Категория психологического синдрома как системы из измененных психических процессов и свойств психики, являющихся следствием нарушений тех или иных факторов. Качественный, системно-структурный анализ патологии психики. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие внутренней структуры психических процессов и ее изменений. Предмет анализа как процессуальная характеристика. Патология психики – модели изменения (нарушения или выпадения) определенных звеньев в структуре психической деятельности человека. Изучение различного характера этих изменений при разных видах патологии – инструмент анализа функциональной роли конкретных звеньев в структуре психической деятельности. Теоретические проблемы клинической психологии и подходы к их решению на моделях патологии психики. Представления о норме и патологии. Понятие психического здоровья.
Клинико-психологическая диагностика как наиболее важная задача клинической психологии. Роль клинического психолога в клинико-нозологической диагностике в психиатрической клинике; топическая психологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга; личностная (типологическая) - в соматических и неврологических клиниках; функциональная – для оценки динамики психического состояния; диагностика уровня психического развития детей. Участие клинического психолога в решении экспертных задач (напр., психолого-психиатрическая экспертиза, военно-медицинская, врачебно-трудовая, психолого-педагогическая и т.д.). Клинико-психологические формы воздействия и психологическая помощь. Понятия психологической коррекции и психотерапии. Реабилитация – система комплексных мероприятий медицинского, психологического и социального характера.
Тема 2. Основные понятия психиатрии Предмет и задачи психиатрии. Понятия симптом и синдром. Этиология психических заболеваний. Роль Крепелина в создании классификации. Нозологический и феноменологический принципы классификации. Психопатологическая симптоматика. Основные психические заболевания (психотические, невротические и т.д.). Диагностические критерии психозов (в современных классификациях употребляется термин «расстройство»). Шизофрения как пример психотического расстройства. Пограничные психические расстройства. Характерные особенности психогенных заболеваний (на примере реактивных психозов и неврозов). Критерии и варианты психопатий по Ганнушкину. Особенности нарушений в детском и старческом возрасте - различия недоразвития и распада на примере умственной отсталости и деменции. Современные классификаторы психических болезней - DSM IV и МКБ-10. Основные разделы психофармакологии.
Патопсихология Предмет патопсихологии как науки, изучающей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Б.В.Зейгарник). Отличие предмета патопсихологии от предмета психопатологии. История развития патопсихологии. Роль идей В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С.Выготского в становлении патопсихологии. Вклад Б.В.Зейгарник, В.Н.Мясищева, С.Я.Рубинштейн в развитие патопсихологии. Соотношение патопсихологии с другими смежными дисциплинами. Роль патопсихологического исследования в изучении психических болезней. Патопсихологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Особенности построения патопсихологического исследования (напр., обязательный качественный анализ нарушений, а не только количественный, и т.д.). Патопсихологические синдромы и их характеристика. Практические задачи патопсихологии.
Тема 3. Нарушения сознания Категория сознания в философии, психологии и психиатрии. Рабочее определение сознания в патопсихологии как нарушения ориентировки в месте, времени и своем состоянии. Психологические характеристики различных видов нарушения сознания. Синдромы выключения сознания: кома, сопор, оглушенное состояние сознания. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания. Критерии нарушения сознания. Нарушения самосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.007 с.) |