Методики исследования образной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики исследования образной памяти



Методики исследования опосредованного запоминания

Перечень методик для исследования памяти

1.Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).

2.Бланки к методике для запоминания 10 слов.

3.Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).

4.Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

5.Бланки с текстами для воспроизведения.

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Методика предложена А.Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, - и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запоминавшиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

По полученному протоколу составляется график «кривая линия». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможении или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствуют о долговременной памяти.

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя возраст

№№ Число Хор Камень Гриб Кино Зонт Море Шмель Лампа Рысь Дополнит.

слова

 

 

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов:

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент

объема памяти /Пк/ Уровень

кратковременного запоминания

10 8-9 7 6-5 3-4 очень высокий

Высокий средний низкий очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

 

Запоминание 2-х рядов слов

Цель: исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияние фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Инструкция: перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации.

А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорила. Тебе понятно, что такое «порядок»? как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?

Далее исследователь с интервалом чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз.

Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторяет все слова (неважно в правильном или не в правильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-ой группы слов. Также регистрируется правильность повторения и все привнесенные слова.

Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется другая группа слов в описанном выше порядке.

Вся процедура повторяется.

В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Также регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».

Также регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели:

-Количество необходимых для полного запоминания повторений;

-Возможность удержания порядка слов;

-Наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу (парафазии);

-Наличие трудностей избирательности мнестических следов;

-Наличие негативного влияния групп слов друг на друга (про- и ретроактивной интерференции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.226 (0.014 с.)