Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики исследования словесно-логического мышления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перечень мтодик для исследования мышления 1.Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории). 2.Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным. 3.Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей. 4.Бланки к методике «Выделение существенных признаков». 5.Бланки к методикам «Простые аналогии», «Сложные аналогии». 6.Таблицы с пословицами и поговорками. 7.Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий. 8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий). 9.Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфлик-тным содержанием). 10.Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. 11.Таблицы с загадками. 12.Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу). 13.Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой). 14.Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера). Материалы из пособия Забрамной С.
МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО" Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале. Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Предметный вариант Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой. Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет. Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу". Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых. Интерпретация. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Число баллов Характеристика решения задач 1 2 5 5 Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова). 4 Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова). 2,5 Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова). 1 То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). 0 Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). Словесный вариант Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов. Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)". Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет. Бланк для словесного варианта. 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 12. Дом, мачта, машина, корова, дерево. 13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
МЕТОДИКА "ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ" Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки. Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения". Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Бланк 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото). 8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово). 9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила). 11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). 16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион). 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). 19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба). 20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек). Ответы (ключ). 1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты. 2. Берег, вода. 12. Бумага, текст. 3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия. 4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум. 5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели. 6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево. 7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа. 8. Глаза, текст. 18. Врач, больные. 9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек. 10. Игроки, правила. 20. Родина, человек. Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки. Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования. Интерпретация. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице. Оценка в Баллах: 9 4 8 372 615 Количество правильных ответов 20 - 19 16-17 14-15 12-13 10-11 Обобщающая функция слова Прекрасной «зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется. «Закончи предложение» Ребенку предлагается список незаконченных предложений. Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». • У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). • У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). • У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). • У картины всегда есть... (художник, рама, подпись). В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас). «Классификация по зрительному образцу» Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к заданной. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи — в зависимости от задания). Затем попросите ребенка назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отличаются эти предметы. Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному заданному общему признаку, например по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку. «Разложи по группам» Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. «Найди сходство и различия» Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное. Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д. «От частного к общему» Объясните ребенку следующее: есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частному. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изображениями. Понятно, что небесполезно придумать аналогичные упражнения, но из серии «От общего к частному». «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» «Подбери общее понятие» Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия:яблоко, груша — стул, шкаф — огурец, капуста — ботинок, сапог — кукла, мячик — чашка, тарелка — кошка, слон — нога, рука — цветок, дерево — окунь, щука — роза, одуванчик — март, сентябрь — дуб, береза — фонарь, лампа — дождь, снег — день, ночь — озеро, море — пчела, жук — «Классификация предметов по обобщающему слову» По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего набора картинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию. «Лишнее слово» Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?»Тарелка, чашка, стол, чайник. Береза, осина, сосна, дуб. Диван, стол, кресло, дерево. Карандаш, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Круг, треугольник, трапеция, квадрат. Запятая, точка, тире, союз. «Исключи лишний признак» Ребенку предлагается выделить признак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, бобщающий оставшиеся слова. Примеры:Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. «Многозначность слов» Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «участвует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дельтаплане; как птица (орел и стриж) и как снег (лист); высоко, низко, стремительно и т.д. «Омонимы» Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ) РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (ключ) РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат) ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (ласка) ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа) СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (лавка) Подумайте, как много действий мы с вами осуществляем автоматически. Если уж природа не всегда стабилизирует у левшей этот уровень психической жизни — этим придется заняться вам. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом — ведь все «пропускается через голову»! Последствия мы и наблюдаем повсеместно у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые эмоциональные и психосоматические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и повышенная истощаемость. Иными словами, их нейропсихологический статус достаточно часто можно описать по формуле: «Нос вытащил— хвост увяз...» «Доска Когана» Цель: а) выявление принципиальной возможности осуществить обобщение по двум признакам в наглядных формах мышления; б) определение особенностей (способов) мышления в процессе приема и переработки условий задания, а также в процессе практического выполнения задания; в) выявление личностных реакций детей в процессе выполнения задания (или особенностей поведения). Материал: предъявляется планшет, разграфленный па 25 пустых квадратов. Их нужно заполнить геометрическими изображениями, имеющими разную форму и цвет, - в соответствии с заданными на разграфленном планшете «стимулами». Одни и другие стимулы (кроме ромба) хорошо знакомы младшим умственно отсталым школьникам в своем эталонном словесном обозначении. Одновременно предъявляются 25 карточек с геометрическими изображениями. Каждая из карточек соответствует одной из заданных геометрических форм и одному из цветных стимулов. Карточками надо заполнить пустые квадраты на планшете. Правильное вьшолнение практических действий по заполнению пустых квадратов предполагает осуществление ребенком внутренних умственных действий, состоящих в наглядном обобщении объектов по 2-м признакам. Инструкция: «Посмотри, «здесь» (показ) лежат разные «фигурки». Их надо разложить в «эти» пустые клеточки. Смотри, как мы будем их раскладывать. «Эту» фигурку мы положим «сюда»: смотри, она подходит по форме к «кругу», а по цвету она «красная»...». Затем ребенку дается другая фигурка: «Куда мы положим «эту» фигурку?». Если ребенок решает задачу неправильно, снова повторяется объяснение с одновременным показом и объяснением нужного действия. И так далее - до 6-ти предъявлений. Критерии для оценки полученных данных: 1.Способы неправильного приема и переработки информации (условий задания при каждом его предъявлении): -манипуляции с фигурками без всякого учета условий задания; -накладывание фшурки на признак-стимул; -обобщение только по одному признаку (форме или цвету); -обобщение по двум признакам - с быстрой утратой возникшего в сознания принципа обобщения (соскальзывание к обобщению по первому признаку); 2.Способы умственных и практических действий в процессе правильного выполнения задания: -правильные решения осуществляются развернуто во внешнем, наглядно-действенном плане методом «проб и ошибок»; практические действия носят поисковый характер; -правильные действия осуществляются свернуто во внутреннем, умственном, наглядно-образном алане: практические действия носят исполнительный характер; -быстрый или медленный темп приема и переработки условия задания (количество предъявлении задания, обеспечивающих устойчивое, критическое обобщение по 2 -м наглядным признакам). 3.Особенности поведения в процессе выполнения задания: - заинтересованное,- спокойное, «монотонное» или «динамичное» (лишенное всякой эмоциональной окрашенности или спокойной сосредоточенности). Установление последовательности событий Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых. Стимульный материал: Для проведения исследования необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 2-16 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. В детском варианте можно использовать сюжеты сказок. Инструкция: Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, третью... а сюда последнюю». После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемом} последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий. Сравнение понятий Цель: анализ развития операции сравнения Стимульный материал: 1 группа – 2 слова относящиеся к одной категории: Утро – вечер Корова – лошадь Летчик – танкист Лыжи – коньки Трамвай – автобус Река – озеро Велосипед – мотоцикл Собака – кошка 2-я группа – 2 слова, у которых общее найти гораздо труднее, у них больше различий: Ворона – рыба Лев – тигр Поезд – самолет Обман – ошибка Ботинок – карандаш Яблоко – вишня Лев – собака Ворона – воробей 3-я группа – задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта (где различия выражены гораздо больше, чем сходства): Молоко – вода Золото – серебро Сани – телега Воробей – курица Дуб – береза Сказка – песня Картина – портрет Всадник – лошадь Кошка – яблоко Голод – жажда Инструкция: скажи, что общего и чем отличаются (необходимо назвать как можно больше черт схожести и различий). Примечание: при необходимости экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?». Анализ: количественная обработка заключается в количестве выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения – если названо более 20 черт. Средний уровень – 10-15 черт. Низкий уровень – менее 10 черт. Важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия. Для дошкольников особенно трудными будут задания 2-й и 3-й групп. У младших школьников операция обобщения часто принимает форму выделения общих признаков, за которой кроется наглядное сравнение или выделение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи 3-й категории. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в одну категорию, а всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Толкование пословиц Возраст испытуемых: методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых. Валидность методики: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов. Стимульный материал: набор пословиц и метафор. Процедура обследования и инструкция: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлечённый переносный смысл. Оценка результатов: результаты можно оценить с помощью таблицы 1: Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Количество правильных ответов 20 19 18 15-17 13-15 10-12 7-8 5-6 4 ТАБЛИЦА 1 ! Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления. Варианты предъявляемых пословиц и метафор. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнёшь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.
Методика “Числовые ряды” Цель: исследование логического аспекта математического мышления. Возраст: Любой Инструкция к тесту Детский вариант: «Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в две свободных клеточки напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд». Пример 2 4 6 8 10 12 14 16 №1 3 4 5 №2 5 10 15 20 25 30 №3 8 7 6 5 4 №4 9 9 7 7 5 5 №5 3 6 9 12 15 18 №6 8 2 6 2 4 2 №7 5 9 12 13 16 17 №8 27 27 23 23 19 19 №9 8 9 12 13 16 17 №10 1 2 4 8 16 32 №11 22 19 17 14 12 9 №12 4 5 7 10 14 19 №13 12 14 13 15 14 16 №14 24 23 21 20 18 17 №15 16 8 4 2 1 1/2 №16 18 14 17 13 16 12 №17 12 13 11 14 10 15 №18 2 5 10 17 26 37 №19 21 18 16 15 12 10 №20 3 6 8 16 18 36 Взрослый вариант: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать вместо черточек «-» недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут». Тестовый материал №1 24 21 19 8 15 13 - - 7 №2 1 4 9 16 - - 49 64 81 100 №3 16 17 15 1 14 19 - - №4 1 3 6 8 16 18 - - 76 78 №5 7 16 9 5 21 16 9 - 4 №6 2 4 8 10 20 22 - - 92 94 №7 24 22 19 15 - - Ключ к тесту Детский вариант №1. 9 10 №11. 7 4 №2. 35 40 №12. 25 32 №3. 2 1 №13. 15 17 №4. 3 3 №14. 15 14 №5. 21 24 №15. 1/4 1/8 №6. 2 2 №16. 15 11 №7. 29 33 №17. 9 16 №8. 15 15 №18. 50 65 №9. 20 21 №19. 9 6 №10. 64 128 №20. 38 76
Взрослый вариант №1. 12 9 №5. 13 №2. 25 36 №6. 44 46 №3. 13 20 №7. 10 4 №4. 36 38 Интерпретация результатов теста Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.013 с.) |