ТАТ – тест тематической апперцепции (тематический апперцептивный тест) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТАТ – тест тематической апперцепции (тематический апперцептивный тест)



Материал теста – таблицы с картинами, изображающими неопределенные ситуации, допускающие их различное понимание и толкование. Вместе с тем каждый рисунок предполагает актуализацию переживаний определенного типа и отношений к определенным ситуациям. Испытуемым по каждой предъявляемой картине (всего их 30 и одна пустая таблица, на которой возможно вообразить любую картину; в обследовании, как правило, предъявляются 20) предлагается составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к изображенной на ней ситуации, происходящие в настоящее время – мысли, чувства, отношения персонажей, - завершение истории. Производится дословная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, интонирования, мимики и др.

При анализе определяется, с каким «героем» соотносит себя обследуемый, определяется важнейшие характеристики «героя», среди которых ведущее место занимают его потребности и особенности влияния на него среды (так называемые «прессы» и «давления» и их соотношение); в итоге создается представление об особенностях потребностной сферы обследуемого, его внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.

САТ – детский вариант теста тематической апперцепции

 

Тест фрустрации С.Розенцвейга

 

1964 г. Фрустрационный тест Розенцвейга

Тест является проективной методикой исследования личности. В качестве стимульного материала используется 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация – собственная или другого индивида (они написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

- ситуации препятствия;

- ситуации общения.

Оценка полученныйх ответов осущ-ся главным образом по направлению р-ций:

- эксплуативные – направлены на окружение; осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

- интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

- импунитивные – обвинения отсутствуют.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы поведения.

Существует детский вариант этого теста – тест детской апперцепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаимодействии со взрослыми, в некоторых модификациях – животные. В этом случае ответы могут даваться устно.

 

Типологические опросники. MMPI

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди низ выделяют несколько групп:

Типологические опросники

Эти опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями.

ОпросникИ Г. Айзенка

Эти опросники определяют тип личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизма). В различных вариантах опросника обследуемым предъявляется опросный лист с набором вопросов, на которые предлагают ответить «да» или «нет» (иногда допускают ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Одна часть воспросов направлена на диагностику нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, ответы на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, это вопросы, связанные с «мелкими человеческими слабостями» (предполагается, что большинство людей им подвержены) и их проявлениями (типа: «правда ли, что Вы никогда не лжете?). Считается, что отрицание указывает на недостоверность результатов (не обязательно на намеренную ложь). Это распространенный, но не единственный способ.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

В основном варианте он состоит из 550 утверждений, соответствующих IQ диагностическим и трем контрольным щкалам. Опросник создавался на клиническом материале и применяется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации представляют не показатели по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных опросников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнительным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж.Тейлор.

Опросники черт личности, измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков. (смотри ниже)

 

Опросники черт личности. 16 – PF

 

Опросники черт личности, измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков.

-16 – факторный личностный опросник Р.Кеттела (впервые опубликован в 1950 г.).

Под фактором здесь имеется в виду глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кеттела имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект – низкий интеллект», «совестливость – недобросовестность», «смелость – робость». Каждая пара обозначает один фактор через названия «полюсов».

-Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработанный под руководством А.Е. Личко.

Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и органических психопатиях, в случаях патологического развития личности и акцентуации характера. Пользуясь описаниями известных психиаторов, авторы опросника составили набор фраз, отражающих отношение подростков с разными типами психопатий и акуентуаций к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста.

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротичсекий, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. С помощью опросника можно также выявлять признаки, указывающие на высокий риск формирования психопатий, на возможную органическую природу психопатий и акцентуальный характер, а также определять степень выраженности реакций эмансипации и показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности.

 

Социометрия

 

Метод диагностики внутригрупповых отношений (социометрия и ее модификации)

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально- психологическую совместимость членов конкретной группы.

Цель: диагностика внутригрупповых отношений, эмоциональных связей в группе.

Диагностируется коллектив совместно взаимодействующий не менее 6 мес.

По результатам исследования заполняется социограмма:

мальчики девочки

От центра – 1 – звезды (4 и более выборов), 2 – предпочитаемые, 3 – принимаемые, 3 – отверженные.

 

Методика «ДДЧ»

 

 

Методика «Рисунок человека»

 

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вариант предложен К.Маховер на основе теста Ф.Гудинаф, использовавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В тесте обследуемому предлагается нарисовать человека карандашом на листе бумаги; после завершения рисунка предлагается нарисовать человека противоположного пола. За этим следует вопрос относительно нарисованных фигур – пол, возраст, привычки и т.д. При интерпретации исходят из положений о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое Я, и его особенности можно определить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные детали фигуры (глаза, руки и т.д.), их пропорциям; они трактуются символически как воплощение отношения к определенным сторонам жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.041 с.)