Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача эмпирического исследования:рассмотреть методы и методики исследования памяти.

Поиск

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

- эмпирические метод представлен следующими методиками исследования:

1. Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев);

2. Методика исследования процесса произвольного запоминания «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия);

3. Методика «Исследования особенностей непроизвольного запоминания» (Л.М. Житникова);

4. Методика «Изучение логической и механической памяти»;

- методы математической обработки данных: описательная статистика, rs-критерий Спирмена;

- метод качественного анализа полученных эмпирических данных.

База исследования. Исследование проходило в Гимназии №86 г. Уфа.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 60 учеников начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет.

В целом, имеющие методы изучения памяти можно разделить на следующие группы:

1. Методы изучения непосредственного объема памяти.

С их помощью устанавливается, сколько единиц информации человек может запомнить за один раз

2. Методы изучения долговременной памяти.

Метод заучивания. Задача испытуемого – запомнить материал, в ходе заучивания определяется количество повторений, которое ему необходимо для безошибочного воспроизведения.

Метод помощи и антиципации. В данном методе перед испытуемым ставится задача сразу попытаться воспроизвести материал после нескольких его предъявлений. В случае, когда испытуемый ошибается – его поправляют и снова предъявляют материал. На основе последовательных опытов далее строится кривая заучивания, которая показывает процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную у данного испытуемого.

Метод сбережения. Он направлен на сравнение времени, необходимого для первоначального заучивания, с целью безошибочного повторения, и времени, которое требуется испытуемому для доучивая в случае забывания материала. Результат вычисления - разница между временем, необходимым для первоначального запоминания наизусть, и временем, нужным для нового безошибочного повторения после забывания в будущем. Он характеризует прочность следов сохранившихся от первого запоминания, и легкость перехода информации из кратковременной в долговременную и обратно.

3. Методы изучения механизмов памяти.

Они позволяют судить об особенностях функционирования основных процессов памяти.

Метод парных ассоциаций. Он направлен на то, чтобы исследовать и описать механизм формирования ассоциаций. В данном случае элементы заучиваемой информации предъявляются испытуемому парами. Затем спустя некоторое время ему показывают один из элементов пары и просят воспроизвести другой.

Метод узнавания. Он применяется для оценки легкости перевода смыслового значения информации, хранящейся в долговременной памяти, в кратковременную память. С помощью этого метода устанавливается точность узнавания через различные промежутки времени ранее однократно предъявленного и значительного по своему объему материала. Он же дает возможность вычислить количество узнанных предметов, на основе которых можно судить о характере оперативной памяти человека [9].

Для исследования памяти детей, применяются адаптированные методики, созданные на основе вышеперечисленных методов. Такие как «Исследование слуховой памяти» А.Р. Лурии, «Исследование зрительной ретенции» А.Л. Бентона, «Пиктограммы» А.Р. Лурия и другие.

В нашем исследовании для изучения мнемических процессов были взяты следующие методики:

1. Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев) (Приложение 1).

Методика направлена на выявление уровня опосредованного запоминания. То есть запоминания с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

Выявление уровня запоминания происходит при помощи набора картинок. Плюсом методики является то, что она имеет два варианта с разным набором карточек, для разных возрастных групп. Соответственно более легкий набор образов для детей 6-10 лет и усложненный для детей старше 10 лет.

2. Исследование процесса произвольного запоминания (Приложение 2)

методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).

Данная методика помогает изучить уровень произвольного запоминания, который характеризуется наличием специальной мнемической задачи – запомнить тот или иной материал. Методику можно применять на детях старше 7- 8 лет.

3. Исследование особенностей непроизвольного запоминания (Л.М. Житниковой) (Приложение 3). Эта методика выявляет уровень запоминания в контексте деятельности, когда нет цели запомнить предлагаемый материал, то есть непосредственное запоминание.

Методика содержит набор из 40 карточек, которые испытуемый должен разложить на группы. Преимущество этой методики в том, что довольно большой набор карточек позволяет проводить ее с детьми от 7 до 14 лет.

4. Методика «Изучение логической и механической памяти». (Приложение 4). В данной методике с помощью двух наборов текста, можно проследить функционирование механической и логической памяти, то есть запоминания материала, как есть, не строя логических связей – механическая, и с образованием этих связей – логическая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.48.24 (0.009 с.)