Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Среднегрупповые значения переднего и заднего индексов (в баллах)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При анализе индивидуальных данных после подсчета индексов можно сравнить их с представленными в таблице. Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать их в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании «передних» или «задних» трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались уравнять величину индексов (в обоих случаях максимально это 240 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше. Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными. Полученное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка: 1 класс: (Передний Индекс (ПИ) - 117):46,5; (Задний Индекс (ЗИ) - 155,5):37,8 2 класс: (ПИ - 146,6):44,4 (ЗИ - 174,6):29,8 3 класс: (ПИ - 167,3):39,4 (ЗИ - 188,9):27,8 В результате этих расчетов получится два значения, которые уже легко сопоставить. Эти значения будут располагаться приблизительно в диапазоне от -3,5 до +3,5. Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее. В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы: если значение находится в диапазоне от 0 до -1, то мы имеем дело с умеренной или средней недостаточностью функций, если нормализованный индекс попадает в диапазон от -1 до -2, дефект носит выраженный характер, если же значение ниже, чем -2, то это свидетельствует о грубой несформированности функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры мозга. Значения в диапазоне от 0 до +1 также указывают на невысокий уровень развития измеряемых функций, попадание показателя в интервал от +1 до +2 говорит о хороших, а значение выше +2 о высоких функциональных возможностях. Рассмотрим несколько конкретных примеров. Поскольку в каждом индивидуальном случае наиболее интересны особенности выполнения какой-то части заданий, именно они и будут обсуждаться подробно с описанием процедуры оценивания. Анализ результатов обследования Игоря С. Ученик 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Игорь С. за выполнение методики получил 497,5 балла, что соответствует 55,3% успешности, т.е. II уровню. (Курсивом даны примеры ответов ребенка.) УСТНАЯ РЕЧЬ Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. Уровень моторной реализации — 68,5 баллов (57,1%) а) Звукопроизношение — 20 баллов. б) Слоговая структура слова — 6 баллов. скакалка — какалка (0,5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении) танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление) космонавт — коснонавт (1,5) милиционер — милиционер (1,5) сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во») кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор») баскетбол — баспебол (0,5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе») перепорхнуть — пере-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение слова) аквалангист — аквандист(0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва») термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те») Звуковая структура слова — 6,5 баллов. какалка — (1 — пропущен 1 звук) кантист — (0,5 — взаимозамена 2 звуков) коснонавт — (1 — замена 1 звука) милиционер — (1,5) скорода — (0,5 — пропуск 2 звуков) киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков) баспебол — (0,5 — 1 звук пропущен и 1 заменен) перепорхнуть — (1,5) аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен) теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены) в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов. г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов. Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44,4%) Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58,0%) а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные. Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке. Мальчик моет руки. (3; 0; 0) Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену) Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; О; 2) Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0) Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0) б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8. Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0) Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0) Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены) Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4) в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6. Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (?) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены) Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0) Мальчик уступает. (?) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0) Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2) Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0) г) Повторение предложений: 11; 6; 8. В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0) Ранней весной затопило весь Наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству). Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0). На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова) д) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5. Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0) Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2) Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2) Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним) Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0) е) Верификация предложений: 6; 6; 2. Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма) По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0) Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмматизм; 3 — смысловая неадекватность; 0) Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0) Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0). ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов. з) Завершение предложений — 5; 2; 0. и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов. Итоговые штрафные оценки за серию Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи). Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует -10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки. Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки, спаслись. Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58,3%) а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов. Картинки раскладывал по наводящим вопросам. Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь). Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов). Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее). Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена). б) Пересказ — 30 баллов. Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее.... Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали. Почему галку свои не узнали? — Она была белая. Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла). Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев). Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения). Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены). Штрафные и дополнительные оценки за серию Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов. Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (-10 баллов). Средняя длина текста — 23,5 слова, что соответствует 5 баллам. Средняя длина синтагмы — 6,7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм). Средний индекс прономинализации — 1,0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений). Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57,5%) а) Называние предметов — 33 балла. сито — миска (?) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (?)... (1 — близкая вербальная замена) свеча —... свечь (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена) б) Называние действий — 36 баллов. копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова) в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует 0 баллов. Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 106 баллов (58,9%) Серия 1. Понимание значений слов а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 27 баллов. б) Близких по звучанию названий предметов — 15 баллов. коза — + (3 балла) трава — + (3 балла) бочка — + (3 балла) дрова, коса — + (3 балла) почка, миска — бочка, + (0 баллов) трава, бочка — дрова, + (0 баллов) мишка, точка — + + (3 балла) точка, мишка, коса — мишка, точка, бочка, коса (0 баллов) коза, дрова, почка — + +, точка (0 баллов) трава, дочка, миска — миска, трава, почка, дочка (0 баллов) в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов. г) Близких по значению названий действий — 13 баллов. ставит — кладет (0 баллов) катит — + (3 балла) несет — + (3 балла) тянет, бросает — + + (3 балла) крутит, несет — катит, + (0 баллов) ведет, кладет — + + (3 балла) держит, ставит, катит — ставит, катит, держит (1 — изменение порядка слов) бросает, вешает, несет — тянет, держит (0 баллов) кладет, ведет, тянет — кладет, вешает (0 баллов) ставит, крутит, ведет — крутит, кладет (0 баллов) Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 9 баллов Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0 баллов) Трактором перевозится машина. — + (3 балла) Газету закрывает книга. — + (3) Клеенка покрыта скатертью. — + (3) Девочкой спасен мальчик. — Наоборот (0) Мама перевозится дочкой. — Наоборот (0) В ящике бочонок. — На ящике бочонок (0) Ящик за бочонком. — Наоборот (0) На бочонке ящик. — Наоборот (0) Бочонок перед ящиком. — Наоборот (0) Серия 3. Фонематическое восприятие — 15 баллов (50%) ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Серия 1. Языковой анализ — 17 баллов (56,6%) Языковой анализ — 14 баллов. Звуковой анализ — 3 балла. Серия 2. Письмо — 30 баллов (66,6%) Серия 3. Чтение — 10 баллов (22,2%) Рис. 5. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ИГОРЯ С.
Подсчитаем индексы. Передний индекс: 1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов 2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 5 баллов 3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-10) 4) Балл за длину текста — 5 5) Балл за слоговую структуру слова — 6 6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 77 7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10 8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 10 9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 10 ПИ = 123 балла Задний индекс: 1) Балл за звукопроизношение — 20 баллов 2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19 3) Балл за звуковую структуру слова — 6,5 4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-15) 5) Балл за звуковой анализ — 3 6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (—10) 7) Балл за называние предметов — 33 8) Балл за называние действий — 36 9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 15 10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 9 11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-10) ЗИ = 106,5 балла Подставим полученные значения в формулы: (123 - 117,4):46,5 = 0,12 (106,5 - 155,6):37,8 -1,30 «Передние» функции, хоть и снижены, но оказываются более благополучными в сравнении с «задними». Их слабость проявляется в трудностях серийной организации при построении послоговой программы слова, в меньшей степени при грамматическом структурировании предложения и программировании связного высказывания. Об этом свидетельствует и невысокий показатель средней длины текста (23,5 слова, что соответствует 5 баллам). «Задний» же показатель попадает в диапазон выраженной недостаточности. Внутри заднего индекса выстраивается следующая иерархия: меньше всего страдают операции лексического выбора, чуть хуже сформированы речевые кинестезии, еще хуже понимание логико-грамматических конструкций. Однако самым неблагополучным оказывается фонематическое восприятие. Об этом свидетельствуют только 50% успешности выполнения проб на понимание близких по значению названий предметов, всего 3 балла за задания на звуковой анализ, 10 из 15 штрафных баллов за фонетические ошибки на письме, максимальный штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах. Из не вошедших в индекс параметров на «задние» трудности указывают низкий балл (50% успешности) за пробы на фонематический слух и довольно высокий индекс прономинализации (1,0). Таким образом, на основании приведенного анализа, можно говорить о наличии у мальчика системной речевой патологии с преобладанием «задних» трудностей. Анализ результатов обследования Вадима М. Проанализируем результаты выполнения методики учащимся 3-го класса Вадимом М., имеющим заключение о задержке психического развития. Суммарный балл за выполнение методики равен 470, что соответствует 52,2% успешности, т.е. II уровню. Итоговая успешность в данном случае почти такая же, как и в предыдущем, но структура нарушения существенно отличается. Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики следующие. УСТНАЯ РЕЧЬ Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. Уровень моторной реализации — 95 баллов (79,2%) а) Звукопроизношение — 30 баллов. б) Слоговая структура слова — 9 баллов; звуковая структура слова — 12 баллов. скакалка — скакалка (1,5 за слоговую структуру и 1,5 за звуковую структуру) танкист — танкист (1,5; 1,5) космонавт — космонавт (1,5; 1,5) милиционер — ми-ли-ци-о-нер (1 — замедленное повторение слова; 1,5) сковорода — скоровода (О — перестановка слогов; 1,5 звуковая структура сохранена) кинотеатр — кинотеатр (1,5; 1,5) баскетбол— баскетбол (1 — замедленное воспроизведение; 1,5) перепорхнуть — пе-ре-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение; 1,5) аквалангист — ахлавагнис (0 — перестановка и изменение структуры слогов; 0 — пропуск двух звуков и замена одного) термометр — термормертор (0 — вставка слога, изменение структуры слога, 0 — вставка 3 звуков) в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 21 балл. г) Повторение цепочек слогов — 26 баллов. Серия 2. Словообразовательные навыки — 24 балла (26,7%) Серия 3. Грамматический строй — 70 баллов (46,6%) а) Составление предложений по картинкам (I): 11; 2; 6 (оценки указываются в том порядке, что и в предыдущем случае). б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 4; 4. в) Составление предложений по картинкам (III): 5; 9; 11. Сено на машину ложат. (1 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения, негрубый аграмматизм; 1 — смысловая неполнота; 0) Это девочка... (?) Девочка пришла (2 — использование помощи, пропуск членов предложения; 1 — смысловая неполнота; О) Они,... чемоданы... (?) ложат. (1 — использование помощи, негрубый аграмматизм, стереотипность оформления; 3 — смысловая неадекватность; 2) Тут это... (?) Вот тут. (0; 3 — смысловое программирование высказывания недоступно; отчетливые трудности лексического выбора, использованы только местоимения — 6) Лесенка... несут... что залезть на дерево (?) Что ... вот тут. (1 — наличие аграмматизмов; 1 — смысловая неполнота; 3) г) Повторение предложений: 7; 9; 2. В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0) Ранней весной затопило весь наш луг. — Ранней весной затопило весь наш... (2 — пропуск членов предложения; 1 — смысловая неполнота; 0) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети катали танки и делали снежную бабу. (2 — пропуск членов предложения, 2 — смысловая неточность; 2 — замена одного слова по звуковому сходству) Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Потому холодно. (0 — грубое упрощение структуры предложения; 3 — утрата смысла высказывания; 0) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — Паслись это... за рекой. (0 — грубое упрощение синтаксической структуры предложения; 3 — утрата смысла; 0). д) Составление предложений из слов в начальной форме: 4; 11; 5. Доктор, лечить, дети —... (?) Доктор... (?) лечит... (?) детей. (1 — составление предложения по вопросам; 3 — невозможность самостоятельного смыслового программирования высказывания; 0) Сидеть, синичка, на, ветка — Она сидит... (?) на дерево. (1 — использование помощи, аграмматизм; 1 — смысловая неполнота; 4 — за две вербальных замены) Груша, бабушка, внучка, давать — Отдает... (?) Внучке дает... (?) Бабушка. (1 — использование помощи, пропуск членов предложения, неправильный порядок слов; 3 — невозможность смыслового программирования предложения; 1 — поиск с нахождением нужного слова) Миша, собака, бросить, небольшая, косточка — не выполнил (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0) Петя, купить, шар, мама, красный — Мама покупает... (?) шар... (?) (1 — пропуск нескольких членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0) е) Верификация предложений: 9; 3; 0. Собака вышла в будку. — Собака вошла в будку. (3; 0; 0) По морю плывут корабль. — По морю корабли плывут. (3; 0; 0) Дом нарисован мальчик. — Дом нарисовал мальчик. (3; 0; 0) Хорошо спится медведь под снегом. — отказ (0; 0; 0) Над большим деревом была глубокая яма. — отказ (0; 3 — не выявлена смысловая ошибка; 0). ж) Вставка предлогов в предложение — 4 балла. Лена наливает чай... чашки. — в чашки (3) Птенец выпал... гнезда. — в гнезда... (?) (0) Щенок спрятался... крыльцом. — в крыльцом (?)... за крыльцом (1 — исправился после стимулирующей помощи) Деревья шумят... ветра. — отказ (0) Пес сидит... конуры. — отказ (0). з) Завершение предложений — 5 баллов. Игорь промочил ноги, потому что... — отказ. Сережа замерз, хотя... — оделся. и) Образование множественного числа существительных — 15 баллов. стол — столы (3) — столов (3) стул — стулы (0) — стулов (0) окно — окны (0) — окон (3) звезда — звезды (3) — звезд (3) ухо — ухи (0) — ух, ухов (0) Штрафные оценки за серию Лексические ошибки — 28 штрафных очков. Смысловые ошибки — 38 штрафных очков, что соответствует -15 баллам. Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия, — 1 ошибка, т.е. (-5). Серия 4. Связная речь — 5 баллов (4,2%) а) Рассказ по серии картинок — 5 баллов. Картинки раскладывал по наводящим вопросам. Он шел. Он с грибами это... ведро. И подошел. И вот он рассыпает. И вот уже вышел. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 0 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и составлении рассказа, смысл происходящего понят неверно). Критерий программирования текста — 5 баллов (использование стереотипных связующих элементов, тенденция к фрагментарности, перечислению событий без обобщающей сюжетной линии). Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (пропуск глагола и однообразие грамматического оформления). Критерий лексического оформления — 0 баллов (множественные вербальные замены, выраженная бедность словаря). б) Пересказ — 0 баллов. После двух предъявлений. Галки. Он рассыпал. (?) Галки. Потом отправили... Выгнали. Штрафные и дополнительные оценки за серию Стереотипность грамматического оформления — (-10 баллов — 3 ошибки, выделенные жирным шрифтом, кроме этого в пересказе есть персевераторные ошибки: инертное воспроизведение фрагмента рассказа по серии и двукратное повторение предложения «Галки.»). Штраф за вербальные ошибки — за 5 ошибок, выделенных подчеркиванием, в двух текстах (-10 баллов). Средняя длина текста — 12 слов, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 2,2 слова. Средний индекс прономинализации — 0,75. Серия 5. Номинативная функция речи — 71 балл (59,2%) а) Называние предметов — 36 баллов. б) Называние действий — 35 баллов. в) Словоупотребление — 28 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что соответствует 0 баллов. Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 143 балла (79,4%) Серия 1. Понимание значений а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов. б) Близких по звучанию названий предметов — 21 балл. в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов. г) Близких по значению названий действий — 24 балла. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 14 баллов Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Серия 1. Языковой анализ — 21 балл (70%) Языковой анализ — 9 баллов. Звуковой анализ — 12 баллов. Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%) Серия 3. Чтение — 20 баллов (44,4%) Рис. 6. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ВАДИМА М.
Попробуем провести более глубокий анализ путем подсчета индексов. Передний индекс: 1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — О баллов 2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — О 3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15) 4) Балл за длину текста — О 5) Балл за слоговую структуру слова — 9 6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 60 7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 5 8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 0 9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 0 ПИ = 59 баллов Задний индекс: 1) Балл за звукопроизношение — 30 баллов 2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 21 3) Балл за сформированность звуковой стороны слова — 12 4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-5) 5) Балл за звуковой анализ — 12 6) Штраф за фонетические ошибки на письме — 0 7) Балл за называние предметов — 36 8) Балл за называние действий — 35 9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 21 10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 14 11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5) ЗИ = 171 балл Подставим полученные значения в формулы: (59 - 167,3):39,5 = -2,74 (171 - 188,9):27,8 = -0,64 Как видно у нормализованный показатель переднего индекса попадает в диапазон выраженной недостаточности. Грубо страдают смысловое программирование высказывания, а также речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения и связного текста. На «передние» трудности указывают и дополнительные показатели: малая длина синтагм (2,2 слова), невысокий индекс прономинализации (0,75), стереотипность используемых в связной речи грамматических конструкций (-10 баллов), ошибки, обусловленные инертностью. Величина «заднего» индекса также свидетельствует о снижении соответствующих функциональных возможностей, но в менее выраженной форме. Таким образом, у ребенка отмечается системная речевая патология с преимущественной недостаточностью «передних» функций. В рассмотренных случаях на фоне системного речевого дефекта можно вычленить ведущий компонент. Однако у значительной части младших школьников с заключением об ОНР или ЗПР оказываются в равной мере несформированными речевые операции как выбора, так и комбинирования языковых единиц. Именно такие особенности выявляет анализ выполнения методики Максимом С. Анализ результатов обследования Максима С. Общий балл за весь тест равен 249,5 (27,7% успешности, I уровень). Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики выглядят так. УСТНАЯ РЕЧЬ Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. Уровень моторной реализации — 30,5 балла (25,4%) а) Звукопроизношение — 8 баллов. б) Слоговая структура слова — 2,5 балла; звуковая структура слова — 0 баллов. скакалка — сакая (0,5 — сохранено количество слогов; 0 — грубо упрощена звуковая структура слова) танкист — катак (0,5; 0) космонавт — маасад (0,5; 0) милиционер — маатен (0; 0) сковорода — соода (0; 0) кинотеатр — китаит (0; 0) фаскетбол — каабол (0,5; 0) термометр — кемока (0,5; 0) в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 11 баллов. г) Повторение цепочек слогов — 9 баллов. Серия 2. Словообразовательные навыки — 0 баллов Серия 3. Грамматический строй — 19 баллов (12,7%) Курсивом выделены лексические ошибки. а) Составление предложений по картинкам (I): 4; 7; 6. Мальчик моет руки. — Уки мыть (0; 1; 0) Девочка режет колбасу. — Мясу девочка... (?) басу. (0, 1; 2) Мальчик забивает гвоздь. — Мальчик тук-тук. (2 — пропуск членов предложения; 1; 2) Дети лепят снеговика. — Отказ (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0) Кошка лакает молоко. — Киса молоко... (?) Кушает. (2 — пропуск членов предложения, исправленный со второй попытки; 1; 2) б) Составление предложений по картинкам (II): 0; 9; 4. Мальчики играют в мяч. — Мальчик мячик. (0; 1; 0) Мальчик бежит под дерево. — Эта елка... мальчик. (0; 1; 0) Мальчик лезет через забор. — отказ (0; 3; 0) Солнце выглядывает из-за туч. — Сопка... тучка. (0; 1; 0) Няня стелет коврик около кровати. — Диван... баба. (0; 3; 4) в) Составление предложений по картинкам (III): 0; 11; 9. Мужчина и женщина грузят сено на машиную. — Олка... машина. (0; 3; 3) Мальчик уступает старушке место. — Ту место... тетя дядя (?) Бабушка мальчик «сидеть!» (жест рукой). (0; 0; 4) Школьница пришла навестить свою больную подругу. — Девочка пать. (0 — аграмматизм; 2; 2) Отказ (0; 3; 0) Отказ (0; 3; 0) г) Повторение предложений: 4; 9; 0. В саду было много красных яблок. — В саду много яблок. (2 — пропуск членов предложения; 1; 0) Ранней весной затопило весь наш луг. — Рано сипа луг. (0 — пропуск членов предложения, наличие аграмматизмов, упрощение структуры предложения; 3; 0) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети тали бабу. (1 — упрощение структуры предложения; 1; 0) Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Тому то холодно, Коля не пойдет гулять. (1 — изменение структуры предложения, негрубый аграмматизм; 1; 0) Отказ (0; 3; 0) д) Составление предложений из слов в начальной форме: 1; 11; 6. Доктор, лечить, дети — Доктор лечит... (?) Дети (1 — аграмматизм, пропуск членов предложения; 1; 0) Сидеть, синичка, на, ветка —... (?) Ворона (0; 3; 2) Груша, бабушка, внучка, давать — Девочка, бабушка, пучка. (0; 2; 2) Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Витя... (?) Коста, собака и все. (0; 2; 2) Не выполнил (0; 3; 0) е) Верификация предложений: 2; 5; 0. ж) Вставка предлогов в предложение — 0 баллов. з) Завершение предложений — 5 баллов. и) Образование множественного числа существительных — 3 балла. Штрафные оценки за серию Лексические ошибки — 25 штрафных очков. Смысловые ошибки — 52 штрафных очка, что соответствует -15 баллам. Серия 4. Связная речь — 10 баллов (8,3%) а) Рассказ по серии картинок — 10 баллов. Картинки раскладывал со стимулирующей помощью. Деда мусор... (жестом показывает, что делает «деда» с мусором) Идет... Мусор... Идет... (?) Холодно... (?) Мусор сюда. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и составлении рассказа, смысл происходящего понят частично). Критерий программирования текста — 0 баллов (невозможность построения связного текста). Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (высказывание грамматически не оформлено, состоит из слов в начальной форме). Критерий лексического оформления — 5 баллов (единичные вербальные замены, выраженная бедность словаря). б) Пересказ — 0 баллов. После двух предъявлений. Девочка... Ворона. Штрафные и дополнительные оценки за серию Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов). Средняя длина текста — 3,5 слова, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 1,16 слова. Средний индекс прономинализации — 0. Серия 5. Номинативная функция речи — 32 балла (26,6%) а) Называние предметов — 16 баллов. часы — часы (3 балла) пальто — шуба? (1 — близкая вербальная замена) очки — отказ (0) кровать — диван? (1 — близкая вербальная замена) лестница — отказ (0) карандаш — писать? (0 — замена существительного глаголом) сито — отказ (0) руль — вилясапед (1 — замена названия части названием целого, искажение звуковой структуры слова) колесо — машина (?) колесо (2 — поиск с нахождением нужного слова) лопата — лопата (3) крокодил — кодил (1 — нарушение звуковой структуры слова) свеча — сета (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — отказ (0) кастрюля — отказ (0) пылесос — пылесос (3) б) Называние действий — 6 баллов. одевает — дивается (1 — близкая замена, искажение звукового состава слова) кормит — кушает (1 — близкая вербальная парафазия) плачет — плачет (3) строит — дом (0 — замена глагола существительным) копает — ямка (?) лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — тук - тук (1 — вербальная замена) черпает — вода (0 — замена глагола существительным) Остальные картинки называть отказался. в) Словоупотребление — 25 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 10 баллам. Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 105 баллов (58,3%) Серия 1. Понимание значений слов а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов. б) Близких по звучанию названий предметов — 18 баллов. в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 15 баллов. г) Близких по значению названий действий — 9 баллов. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 6 баллов Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Серия 1. Языковой анализ — 3 балла (10%) Языковой анализ — 0 баллов. Звуковой анализ — 3 балла. Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%) Серия 3. Чтение —- 35 баллов (77,7%) За 1 минуту прочел 24 слова, чтение послоговое, в пяти словах допустил ошибки на разных уровнях (флаг — фдаг, сапоги — са-но-ки, индюк — и-да-юк, юг — ю-ка, курица — ку-ри-ча). Как видно, ошибки связаны с заменой гласных и согласных, нарушением слоговой структуры слова. Рис. 7. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ МАКСИМА С.
Передний индекс: 1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 5 баллов 2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — О баллов 3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15) 4) Балл за длину текста — О 5) Балл за слоговую структуру слова — 2,5 6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 15 7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — О 8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — О 9) Балл за грамматическое оформление пересказа — О ПИ = 7,5 баллов Задний индекс: 1) Балл за звукопроизношение — 8 2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторик
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.016 с.) |