Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование переключения внимания

Поиск

 

 

Как более простая указанная методика может быть использована для изучения пере­ключения внимания у школьников подросткового возраста.

Инструкция: Испытуемому предъявляют таблицу с черными и красными цифрами: "

7 46 22 24 12

17 13 19 8 216 19

11 1 2О 15 21 23 3

9 6 175 18 12 24

14 25 13 9 201 7

213 23 8 15 14 18

(Подчеркнутые цифры красного цвета).

В первой серии исследования испытуемый показывает и называет черные цифры в возрастающем порядке от I до 25. По секундомеру фиксируется затраченное время. Во второй серии он показывает и называет красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. В третьей серии он показывает и называет попеременно черные числа в возрастаю­щем порядке, а красные — в убывающем. Время фиксируется.

Анализ результатов:

Время переключения внимания определяется но формуле:

П - Серия 3 - (Серия I + Серия 2). т.е.

разность между временем третьей серии и суммой примени первых двух серий. Уровни переключения внимация:

I — разница во времени до 60 сек.

11 — 61 - 90 сек.

III —91 - 100 сек.

IV —101 - 120 сек.

V — 121 - и выше сек.

Поскольку под переключением понимают возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, данная методика может быть исполь- зована для диагностики работоспособности в условиях частой смены видов деятельности.

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

 

 

Используя бланк с 25 клетками, на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Применяются также бланки с числами от I до 70.

Инструкция испытуемому: Записать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке. Перед Вами бланк, на котором числа от I до 40.

Всего в таблице 25 чисел — значит 15 пропущено. Нам надо отыскать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед нами ряд чисел от I до 40. Если вы не найдете какое - либо число на таблице — вычеркните его в контрольном листке. Исправлении не допускаются.

 

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество пра- 15 14 12-13 10-11 8-9 6-7 5 4 3

вильных ответов из 40

 

Количество пра- 18 17 15-16 13-14 10-12 8-9 6-7 5 4

вильных ответов из 70

 

Время работы с бланком 1-40- 1,5 мин.; бланком 1-70- 4 мин.

 

14 5 31 27 37 16 19 42 14 56 27 43

40 34 23 1 2О 69 26 57 49 68 7 13

19 16 32 13 33 31 1 4О 21 59 64 7О

2 6 8 25 9 65 35 45 66 8 34 22

12 26 36 28 39 51 6 53 29 17 61 41

46 18 32 12 63 2 5О

4 39 23 6О 28 55 36

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ

 

 

Инструкция исследуемым:

 

Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержании), все они находится в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 мни. запишите основное содержание (то, что запомнили). Предложения можно сокращать не теряя их смысла. Переспрашивать во время работы нельзя.

Корабль вошел в бухту О). Несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов все вернулись на корабль (.11 - 14). К этому времени оставшиеся матросы уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16).

Текст зачитывают второй раз несколько изменив, инструкцию. Выполним аналогич­ное задание, но постарайтесь запомнить больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас достаточно самообладания и настойчивости вы сумеете улучшить свой результат. Далее следует второй текст, аналогично составленный.

 

 

Оценка результатов производится но совокупности двух текстов:

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество 31 29-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11-14 7-10 6

воспроизведенных

смысловых единиц

и чисел.

Примечание: Цифры в скобках указывают смысловые единицы и, естественно не читаются, а используются при обработке.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

 

 

Инструкция испытуемым: Я продиктую слова (числа). Послушайте и постарайтесьзапомнить. По команде "Пишите" возьмите карандаш и столбиком в любой последователыюсти запишите что запомнили. Переспрашивать нельзя. На шлись 40 секунд. По команде "Стоп* прекратить запись и подчеркнуть последнее слою (число).

Обследуемым дважды предъявляется по 10 слов и 10 чисел.

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Правильно запи- 19 17-18 15-16 13-14 11-12 9-10 7-8 4-6 3

санные слова из 20.

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Правильно запи- 18 16-17 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 4-5 3

санные слова из 20.

 

 

Перед выполнением второго задания (предъявлением второй группы цифр или букв) инструкция следующая: "Повторим это задание с другим материалом, но теперь попы­тайтесь запомнить слов (чисел) непременно больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, вы сумеете мобилизоваться.

Для обследования подбирают двузначные цифры (исключить 33, 99 и т.п.) и однос­ложные, малосвязанные между собой слона из 4 - 6 букв.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

 

 

Тест оценивает объем информации, который обследуемый способен удерживать в кратковременной памяти, одновременно оперируя им.

Инструкция испытуемым: Вам будут зачитывать ряды из 5 однозначных чисел. Ваша задача запомнить эти числа в том порядке, в котором я буду их читать. Потом в уме сложить первое число со вторым и записать сумму; второе число —с третьим и запи­сать сумму; третье число — с четвертым и записать сумму; четвертое число — с пятым и записать сумму. Если не сумеете подсчитать все суммы, запишите сколько успеете.

Обследуемым зачитывается 10 рядов но 5 цифр (3 сек. на зачитывание 5 цифр и 7

сек. на запись). Запись ответов ведется столбиком. Более объективные и стабильные данные получаются при зачитывании 50 рядов по 5 цифр.

 

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество пра- 39 37-38 35-36 31-34 26-30 22-25 18-21 14-17 13 вильно записанных сумм (из 40)

.

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ (ВПД)

 

Цель. Проследить формирование внутреннего плана мыслительных действий. Материал. Карточки с игровым полем.

  · О О О О О О О О
                   

 

Инструкция. Передвигая фишки и пределах игрового поля но определенному прави-лу оставить лишь одну черную фишку. Правило: белые фишки можно снимать. Снятой считается та белая фишка, через котирую на свободное ноле передвинулась другая (какая угодно) фишка. Например, если 8 фишку поставить к 10-ю клетку, то 9-я фишка снимается с поля. Одной фишкой можно снимать последовательно несколько белых, что считается один ход. Необходимо на наименьшее число ходов сделать такие перестановки, чтобы осталось на игровом поло только черная фишка.

После того как все испытуемые поняли условия игры и сделали несколько пробных ходов, им предлагается закрыть листочком бумаги игровое поле и попытаться решить задачу полностью в уме (мысленно).

Анализ результатов Уровень ВПД считаемся высоким, если решение в уме удается полностью. При невозможности решить задачу полностью в уме разрешается ее выпол­нить глядя на рисунок игрового поля. При этом уровень ВПД будет средним. Цели и в этом случае возникают затруднения, то разрешается произнести все действия во внеш­нем плане, т.е. с фишками на игровом поле.

Примечание. ВПД рассматривается некоторыми авторами как критерий умственного развития. По мнению сторонников концепции содержательного обобщения, ВПД — один из показателей сформированности учебной деятельности (В.В. Давыдов).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАЖЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ОБЪЕКТОВ

(Методика Д.Н. Завалишиной)

 

Инструкция испытуемым: Даны шесть объектов, обозначенных бумами а, б. в. г. д. е. Они некоторым образом расположены на плоскости. Ваша задача — изобразить это расположение на бумаге. Информация, которой Вы располагаете — это «минное рас­положение объектов», сгруппированных по два. Таким образом, Вы знаете, как распола­гаются друг относительно друга каждые два объекта. Это расположение задается Вам условием задачи (показывается образец условия). Знак-- означает, что два объекта соединены по вертикали или горизонтали. Расположенные но диагонали не является рас­положением радом. Объекты не повторяются. Нам надо нарисовать конфигурацию из этих шести объекте так, чтобы она не противоречила условию задачи.

Задача I. Задачи 2. Задача 3.

а—в в--е. а--е г--б. в--г г- -д

а--д г--б д—в б--д в--е д--6

б--в г--в г--а б--в в--в г--в

б--г д--а в--е е--а б--д а--б

б--д д--б б--г е- -д б--а а--е

в--а е--в д--б а--г а--г г--а

в--б в--г е--б е--в е--а д--г

Отражение существенных свойств определяют по параметру: выделяются или не выделяются объекты, имеющие три связи.

III. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.009 с.)