Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новых типов научной рациональностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природе, обществе и самом познании. Она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как: 1) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) особый социальный институт. Как система знаний наука – совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания. Наука как особый вид познания представляет собой активную целенаправленную деятельность исследователей, ориентированную на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Для этой деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, применение специального оборудования (приборы, инструменты, лаборатории и т.п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т.п.). В качестве социального института наука предстает как система специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т. д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции, стажировки и т. д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование. Как целостная система наука возникла в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. Развитие промышленности требовало познания объективных законов и их теоретического описания. С появлением механики Ньютона наука приобрела классический вид взаимосвязанной системы прикладных и теоретических (фундаментальных) знаний с выходом на практику. Отражая многообразие мира, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика и эпистемология. В отдельные группы выделяют технические науки и математику. По направленности научных дисциплин, по их отношению к практике принято различать науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач. Роль науки в жизни современного общества характеризуют следующие ее основные функции: – культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание, являющееся фундаментом современного мировоззрения и значимым компонентом духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки); – непосредственная производительная сила – важнейшие достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания; – социальная сила – наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности). Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX века. Сциентисты утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности. Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс, поскольку являются силами, враждебными подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Несомненно, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне оценивать роль науки, видеть противоречия в процессе ее развития. Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученых. К ним относятся: • универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений); • всеобщность – результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества; • незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вненаучных факторов; • организованный скептицизм – критичность и самокритичность в оценке научных достижений. Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм: • гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; • отсутствие права на опасный эксперимент; • добросовестное отношение к научному труду, включающее ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег; • решение научных споров исключительно научными средствами, без перерастания теоретические разногласий в личную неприязнь; • ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности и порядочности. • ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности и порядочности. Научные революции и смена типов рациональности.Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм. Кумулятивизм – модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс прироста нового знания на основе имеющегося путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности; отсюда – тезис о несоизмеримости научных теорий (Т. Кун, П. Фейерабенд). С 60-х годов XX века в философии науки видную роль играет теория научных революций Томаса Куна. Он выделил в истории науки периоды «нормальной науки» и периоды научной революции. В период «нормальной науки» исследования подчиняются парадигме. Парадигмы (греч. παράδειγμα – образец, модель, пример) – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В период «нормальной науки» члены научного сообщества занимаются решением головоломок на основе парадигмы. Исключительные ситуации, в которых происходит смена профессиональных норм – это научные революции. Происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир, устанавливается новая парадигма и снова начинается период нормальной науки. В ходе научных революций менялись парадигмы (образцы) объяснения и описания результатов исследований в целых научных отраслях – физике, биологии и т.д. Одновременно, как доказывает В. С. Степин, происходило явление более глобального порядка – смена типов рациональности всей науки. Тип научной рациональности – это господствующие на определенном этапе развития науки идеалы познавательной деятельности, другими словами, представления о том, как правильно построить отношение «субъект – средства исследования – объект», чтобы получить объективную истину. На разных этапах исторического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Классическая рациональность характерна для науки XVII-XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями; причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма. Неклассическая рациональность преобладала в науке в период с конца XIX до середины XX века. Произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, релятивистская и квантовая теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики), возникли кибернетика и теория систем. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом воспроизведение отношений между субъектом и объектом стало рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности. Постнеклассическая научная рациональность развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. В ней учтен тот факт, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а значит, и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми установками субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-нормативных установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Кроме того, в постнеклассической рациональности субъект, средства и объект познания рассматриваются как исторически изменяющиеся. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, присущих разным дисциплинам и отраслям науки (естественным, гуманитарным, техническим) и разным ее уровням (фундаментальному и прикладному).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.007 с.) |