Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия как рационально-теоретическое мировоззрениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях человеческого мира (совесть, добро, красота, свобода и т.п.). Эти и другие «вечные» проблемы, заново решаемые последующими поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на них составляют основу мировоззрения отдельных людей, различных социальных групп и общностей. Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд. В нем происходит переосмысление различных типов отношения «человек-мир», что и обусловливает выделение в мировоззрении четырех аспектов – онтологического (бытийственного), гносеологического (познавательного), аксиологического (ценностного) и практического. Основные компоненты в структуре мировоззрения – з нания, ценности, эмоции и чувства, убеждения и вера. 1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими. 2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле. 3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость. 4. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов. 5. Вера – это степень доверия человека к содержанию знаний и идей. Виды веры: вера-достоверность (связана с достоверным, чаще всего научным, знанием), вера в авторитет (личности или социальных институтов), моральная и религиозная вера. В зависимости от системности, аргументированности и глубины знаний выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения. 1. Обыденное мировоззрение – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном опыте. Это – «житейская философия», включающая не только ценный жизненный опыт, но и предрассудки, а также современные мифы (например, о рынке и конкуренции как панацее от всех бед). Такое миропонимание складывается стихийно, в нем эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум. 2. Профессиональное мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и иного творчества, могут влиять и на мышление профессиональных философов. Так, огромное воздействие на мировую философию оказало литературное творчество И. Гете, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Кафки, Г. Маркеса и других писателей. 3. Высший уровень мировоззрения – теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. Но если положения науки базируются на точных фактах и логическом доказательстве, то философия добавляет к этому еще и требование ценностного обоснования человеческих суждений и поступков. Главную свою задачу философ видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого). Мировоззрение носит общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения – мифологигическое, религиозное, философское. Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе. Чертами мифического мировоззрения являются: а) антропо-морфность (очеловечивание природы); б) синкретизм, то естьслитность, нерасчлененность объективного и субъективного, реального и вымышленного; в) авторитарность (безусловная нормативность для всех членов первобытного сообщества); г) с имволичность (условные знаки и образы обозначают материальные и духовные предметы, а также действует принцип персонификации); д) нечувствительность к противоречиям; е) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.). Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки, сохраняя при этом простоту и доступность для обыденного сознания. В нынешней культуре имеют хождение мифы различного рода. Во-первых, «старые мифы» – рассказы о духах вроде лешего и домового, общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Во-вторых, «новые мифы». Это так называемые паранаучные мифы: о летающих тарелках, о пришельцах-инопланетянах и др. Сюда же относятся и обновленные мифы, в которых старые верования облекаются в новые одежды (астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях). В-третьих, мифологемы – стандартные представления, которые кажутся настолько естественными, что их необоснованность просто не замечается. К ним принадлежат многие народные пословицы («Бьет – значит любит» и т. п.), а также стереотипы вроде таких: «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». В-четвертых, идеологические мифы, которые, как правило, создаются и умирают вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы людей. Социокультурные функции мифов: 1) стереотипизация мышления и поведения людей, которая утверждает единомыслие и подчиняет индивидуальное сознание коллективному; 2) компенсация недостающих знаний посредством использования иррациональных образов, аллегорий и сюжетов, игнорирующих законы объективного мира и логику мышления для объяснения непонятного; 3) символизация действительности и социокультурных установок: люди, верящие в мифы, живут и действуют так, как того требуют содержащиеся в них своеобразные символические «коды». Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. Всякая религия основывается на вероучении, содержание которого излагается в священных текстах (Библия, Коран). На их изучении и толковании строится богословие (теология), представляющее, вместе с религиозной философией, теоретический уровень религиозного сознания. Поклонение Богу выражается в религиозном культе (обрядах и ритуалах). Любая религия сплачивает единоверцев в рамках религиозной организации, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Функции религии: • мировоззренческая. Разрабатывается картина мира, в которой сакральное определяет жизнь людей; способом объединения верующего с божественным миром является культ, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм; человеку предлагается единственный, приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы; • объединительная (включенность в религиозную общность консолидирует и дисциплинирует верующих, делает их поведение стабильным и предсказуемым); • культурологическая (основой культуры, возникающей на базе определенной религии, становится религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей); • нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга и др.). В отличие от мифа и религии, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, который будет далее охарактеризован подробнее.
2. Поиски определения философии. Рефлексивность,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.234 (0.008 с.) |