Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно выявить три различные концепции научной революции.

Поиск

1. концепция Ф. Бэкона. Научная революция происходит только однажды в отдельно взятой науке и представляет собой само появление этой науки.

2. В концепции Т. Куна научные революции чередуются с периодами нормальной науки. Научная революция предлагает новые способы объяснения и возникает под влиянием новых открытий, затем эти способы и новые теории постепенно становятся значимыми для всего научного сообщества. Научные революции неизбежны, поскольку ни одна теория полностью не согласуется с фактами наблюдения, но стремление к наиболее адекватному описанию заложено в самой природе науки. Стремление к построению наиболее адекватного описания и ряд социально-психологических факторов заставляют ученых принять какую-либо теорию.

3. Концепция К. Поппера соединяет в себе черты концепции научных революций и континуалистской концепции, поскольку, с одной стороны, признает революционный характер изменений в науке, с другой - понимает науку как рост научного знания.

В историческом развитии научного познания можно выде­лить несколько типов научных революций.

По предметной сфере: Построение новых фундаментальных теорий (Коперник, Дарвин, Бор);Внедрение новых методов исследования (микроскопы, телескопы, «воздушная археология»);Открытие новых «миров» (вирусы, атомы, Америка).

По масштабам: Частная - микрореволюция, затрагивающая одну об­ласть знания; Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знания; Глобальная - всеобщая революция, радикально меняю­щая основания науки.

Пример: глобальные научные революции. В истории естествознания можно обнаружить четыре таких революции. Хотя! На современном этапе с ними большая сложность. Есть ли чёткая параллель квантовой механики в социальной теории.

Первой из них была революция XVII века, ознамено­вавшая собой становление классического естествознания. Через все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и проце­дурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принима­лись как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы.

Радикальные перемены в этой целостной и относительно ус­тойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организован­ной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания фор­мируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.

Третья глобальная научная революция была связана с преоб­разованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и кван­товой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселен­ной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление гене­тики).

В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основа­ниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвер­тую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
32. Понятие типа научной рациональности.

Х. Патнэм Концепции научной рациональности. Показывает пути определения научной и ненаучной рациональности.

1. Критериальная – поиск полного списка критерием, отличающих науку от ненауки (Критерий верификации – суждение можно подтвердить опытом. Язык накладывает отпечаток на результат эксперимента, сведение к протокольным предложениям; Критерий фальсификации – Попперовский критерий). 2. Анархистская (Кун: относительный характер научной рациональности, её нормы относятся к определенному периоду, но она есть как феномен культуры, противопоставленный религии и искусству; Фейерабенд: пишет о бессмысленности научной рациональности, не смотря на все попытки понять метод науки, это так и не удаётся, реальная наука не соответствует своим критериям, научная рациональность – сомнительный конструкт, который поддерживается государством. Быть рациональным значит быть, как все. Развитие науки создает особый способ существования человека – комфортный). 3. Некритериальная – нельзя описать научную рациональность через законченный список признаков (Гадамер: все существующие в обществе нормы сами по себе пусты, но это только формы, предлагаемые традицией, в каждую эпоху они получают конкретное содержание – герменевтический круг; Патнем: проблема толкования – проблема применения нормы, так формируется мораль; Лекторский: между наукой и ненаукой плавающая граница, реальность больше, чем физическая картина реальности, поэтому большой вопрос, что ещё в неё включится, а что всегда останется невыразимым научно). 4. Коммуникативная (Хабермас, Рорти): Традиция представлена эмпирическими образцами.

Тип научной рациональности - система онтологических допущений, формирующих ту или иную определенную картину мира и задающих идеалы и правила научно-исследовательской деят-сти. Проблематика научно рациональности наиболее ярко прослеживается в трудах у постпозитивистов. Пеппер выдвигает сомнения в возможности определения рационального раз и навсегда, так и многие последующие авторы. А потому выдвигают разные версии периодизации, членения. Самая популярная: классика, неклассика, постклассика. Есть ещё вариант изменения рациональности по Тулмину (аналог дарвиновской теории для эпистемологии).

1. Классический тип научной рациональности ставит объект изучения в центр внимания. При теоретическом объяснении и описании стремится отбросить, устранить все, что относится к субъекту, средствам и опера­циям его деятельности. Считалось, что, только очистив субъект от всего наносного, можно получить объективно истинное знание о мире. Здесь не осмысливаются и ценности науки, и детерминации доминирующих в культуре мировоззренческих установок. Черты: объективизм, универсализм научного знания, опытный характер классич. науки, системность научного знания, редукционизм (сложные формы реальности м свести к простым, также как и знания о них).

2. Неклассический тип научной рациональности. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельно­сти. Экспликация (объяснение) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного знания - описание и истолкование мира. Учитывается роль прибора в познании микрообъектов. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и це­лями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (т. е. раз­мышления и анализа собственно психического состояния). Хотя импли­цитно (подразумеваемый, невыраженный) они, т. е. внутринаучные и со­циальные ценности, определяют характер знаний (определяют, что имен­но и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

3. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлек­сии (размышления) над деятельностью. Этот тип учитывает соотнесен­ность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. При­чем эксплицируется (открыто выражается, маркируется) связь внутрина­учных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

Кроме того, здесь встраивается проблема вообще рациональности, как её интерпретировать. Существуют две противоположных точки зрения объективизм (фундаментализм) и релятивизм (персоналистский, когнитивный и культурный, первые два синхронические, а третий диахронический релятивизм). По Хакингу реализм и антиреализм. Проблема научной реальности (научный реализм – то, что описывается правильными научными теориями, существует на самом деле). Антиреалистом можно быть в частности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.008 с.)