Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно выявить три различные концепции научной революции.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. концепция Ф. Бэкона. Научная революция происходит только однажды в отдельно взятой науке и представляет собой само появление этой науки. 2. В концепции Т. Куна научные революции чередуются с периодами нормальной науки. Научная революция предлагает новые способы объяснения и возникает под влиянием новых открытий, затем эти способы и новые теории постепенно становятся значимыми для всего научного сообщества. Научные революции неизбежны, поскольку ни одна теория полностью не согласуется с фактами наблюдения, но стремление к наиболее адекватному описанию заложено в самой природе науки. Стремление к построению наиболее адекватного описания и ряд социально-психологических факторов заставляют ученых принять какую-либо теорию. 3. Концепция К. Поппера соединяет в себе черты концепции научных революций и континуалистской концепции, поскольку, с одной стороны, признает революционный характер изменений в науке, с другой - понимает науку как рост научного знания. В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций. По предметной сфере: Построение новых фундаментальных теорий (Коперник, Дарвин, Бор);Внедрение новых методов исследования (микроскопы, телескопы, «воздушная археология»);Открытие новых «миров» (вирусы, атомы, Америка). По масштабам: Частная - микрореволюция, затрагивающая одну область знания; Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знания; Глобальная - всеобщая революция, радикально меняющая основания науки. Пример: глобальные научные революции. В истории естествознания можно обнаружить четыре таких революции. Хотя! На современном этапе с ними большая сложность. Есть ли чёткая параллель квантовой механики в социальной теории. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания. Через все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Х. Патнэм Концепции научной рациональности. Показывает пути определения научной и ненаучной рациональности. 1. Критериальная – поиск полного списка критерием, отличающих науку от ненауки (Критерий верификации – суждение можно подтвердить опытом. Язык накладывает отпечаток на результат эксперимента, сведение к протокольным предложениям; Критерий фальсификации – Попперовский критерий). 2. Анархистская (Кун: относительный характер научной рациональности, её нормы относятся к определенному периоду, но она есть как феномен культуры, противопоставленный религии и искусству; Фейерабенд: пишет о бессмысленности научной рациональности, не смотря на все попытки понять метод науки, это так и не удаётся, реальная наука не соответствует своим критериям, научная рациональность – сомнительный конструкт, который поддерживается государством. Быть рациональным значит быть, как все. Развитие науки создает особый способ существования человека – комфортный). 3. Некритериальная – нельзя описать научную рациональность через законченный список признаков (Гадамер: все существующие в обществе нормы сами по себе пусты, но это только формы, предлагаемые традицией, в каждую эпоху они получают конкретное содержание – герменевтический круг; Патнем: проблема толкования – проблема применения нормы, так формируется мораль; Лекторский: между наукой и ненаукой плавающая граница, реальность больше, чем физическая картина реальности, поэтому большой вопрос, что ещё в неё включится, а что всегда останется невыразимым научно). 4. Коммуникативная (Хабермас, Рорти): Традиция представлена эмпирическими образцами. Тип научной рациональности - система онтологических допущений, формирующих ту или иную определенную картину мира и задающих идеалы и правила научно-исследовательской деят-сти. Проблематика научно рациональности наиболее ярко прослеживается в трудах у постпозитивистов. Пеппер выдвигает сомнения в возможности определения рационального раз и навсегда, так и многие последующие авторы. А потому выдвигают разные версии периодизации, членения. Самая популярная: классика, неклассика, постклассика. Есть ещё вариант изменения рациональности по Тулмину (аналог дарвиновской теории для эпистемологии). 1. Классический тип научной рациональности ставит объект изучения в центр внимания. При теоретическом объяснении и описании стремится отбросить, устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Считалось, что, только очистив субъект от всего наносного, можно получить объективно истинное знание о мире. Здесь не осмысливаются и ценности науки, и детерминации доминирующих в культуре мировоззренческих установок. Черты: объективизм, универсализм научного знания, опытный характер классич. науки, системность научного знания, редукционизм (сложные формы реальности м свести к простым, также как и знания о них). 2. Неклассический тип научной рациональности. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация (объяснение) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного знания - описание и истолкование мира. Учитывается роль прибора в познании микрообъектов. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (т. е. размышления и анализа собственно психического состояния). Хотя имплицитно (подразумеваемый, невыраженный) они, т. е. внутринаучные и социальные ценности, определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). 3. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии (размышления) над деятельностью. Этот тип учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется (открыто выражается, маркируется) связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Кроме того, здесь встраивается проблема вообще рациональности, как её интерпретировать. Существуют две противоположных точки зрения объективизм (фундаментализм) и релятивизм (персоналистский, когнитивный и культурный, первые два синхронические, а третий диахронический релятивизм). По Хакингу реализм и антиреализм. Проблема научной реальности (научный реализм – то, что описывается правильными научными теориями, существует на самом деле). Антиреалистом можно быть в частности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.008 с.) |