Экстернализм и интернализм как подходы в понимании механизма развития науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстернализм и интернализм как подходы в понимании механизма развития науки.



За рубежом (к. 19-пер пол 20в) историко-научн исследования находятся в поиске методологии. Так, америк историк Сартон задался целью написать всемирную историю науки. Написал до 14в.-около 3000стр., но прикинул в 14в- кол-во открытий удваивается, в 15- утраивается = жизни не хватит чтобы дописать! Он говорит, что науку м рассм-ть в 2х измерениях: а)как совокупность идей об окр мире, природе, должна быть логика, б) наука- это деятельность чел-ка, она имеет гуманитарн. измерение. Когда наука развивается нужно учитывать какие факторы влияют (в антич -фс, с ср. века – религия, в Н время – техника). Гессен «Социально-экономические корни механики Ньютона - доказывал что законы Ньютона можно объяснить если учесть, какая была соц-эк эпоха. Это было нарастание духа капитализма. Его подход повлиял на ряд зарубежных исслед-нй: Роберт Мертон «Наука техника и цивилизация в Англии 17 столетия» - он попытался показать влияние протестантизма на новую науку; Джон Бернал 39г. «Социальные функции науки» - попытался показать какие соц. факторы оказывают влияние на развитие самой науки. Если объединить их всех (с Сартона до Бернала) – принимали во внимание внешние факторы развития науки – такая методологическая наука получила название - экстернализма. Тут можно вспомнить жалобы Ли Смолина в «Неприятности с физикой». Другие предсатвители: латур и от части Кун. Параллельно в 1930е г. возникла другая методологическая установка - интернализм. Видным представителем этого направления считают Александра Койре. Он задался вопросом: если наука развивалась бы в силу практических потребностей, то современная наука появилась бы тысячу лет назад. Поэтому аргументы сторонников экстернализма неубедительны. Наука развивается благодаря внутр. логике. Развитие происходит, когда один этап сменяется благодаря интеллектуальным революциям. Эти революции свидетельствуют о смене стиля научного мышления и научной картины мира. Научная революция м.б объяснена не внешними факторами, а связана с тем, что в научной картине мира космос сменился на универсум. Античная и средневековая наука базировались на признании разнокачественности бытия. Это значит, что земной и небесный мир описывали разными законами. Небесный мир описывала мат-ка. В Нов. время ученые приходят к выводу, что законы небесного мира и земного универсальны.

Стоит помнить, что для ТП: экстернализм – новые верования из внешнего, интернализм – новые верования из предшствующих.

Проблема в том, как разграничить внутренние и внешние вопросы, в зависимости от выбора рамки, Поппер прыгает по разным классификациям. Как и другие. Смотря какие идеализации ты принимаешь.


Происхождение науки и преднаука Древнего Востока.

Определяют 5 возможных дат появления науки: 1) наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания; 2) наука появилась в античности, в период с 6 по 4 в. до н. э. (Фалес – 6в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются теоретичность знания, отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами; 3) есть мнение, что зачатки экспериментального метода появились в 12-13 вв. в Оксфордском университете, где работал Роджер Бекон (алхимия): 4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов; 5) при превращении научной деятельности в профессию (с середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).

Один из подходов, который получает у нас все большее при­знание, разработан В. С. Степиным на материале истории есте­ствознания – прежде всего физики – и состоит в следующем. «В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам постро­ения знаний и двум формам прогнозирования результатов дея­тельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова». В. С. Степин полагает, что этап преднауки завершается тогда и «наука в собственном смысле» начинается с того момента, когда в последней «наряду с эмпирическими правилами и зависимостя­ми (которые знала и преднаука) формируется особый тип зна­ния – теория, позволяющая получить эмпирические зависимос­ти как следствия из теоретических постулатов». Иначе говоря, когда познание «начинает строить фундамент новой системы зна­ния как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем опосредовании, проверяет созданные из иде­альных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными от­ношениями практики». Похожее можно найти у Хайдеггера (об особенностях появления науки и философии именно в Европе).

Миф → Логос (Протонаука)→ Преднаука → Наука

Преднаука: Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация. Для этого этапа харак-на привязка знаний к практич деят-сти. Эти знания нацелены на приложения к практике.

Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

1) оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

2) были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и семейные;

3) отсутствовало критическое отношение к знанию;

4) оно было не полностью рациональным, т. к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, авторитет которых и определял истинность знаний;

5) рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Т.о. преднаука- явление длительное и связанное с наработкой эмпирического материала,. Знание имело прикладной хар-р и слабо менялось при передачи из поколения в поколение.

Вся фишка в функциях. Отличный пример – астрономия. Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии. Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет. Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.


Античная наука.

АНТИЧНАЯ НАУКА = наука в собственном смысле слова. Место и время возникновения: ионийские города Древней Греции VI в. до н. э. Черты свойств греч культуре мышления способствовали становлению научного типа познания: непрагматическое любопытство в отношении окружающего мира; демократизм и критич открытость мышления; стремление к рациональному объяснению «согласно природе» без допущения идеи о каком-либо сверхъестественном вмешательстве; оппозиция «природы» и «искусства», определившую общую теоретическую направленность греческой науки с ее недоверием к прикладному знанию.

От восточной «преднауки» с ее рецептурным, прикладным характером знания греческую науку отличает систематическое задействование теоретико-дедуктивного метода в качестве основного способа производства знания. От «классической» науки Нового времени античную отличает прежде всего «недооценка» роли эксперимента как способа получения новых знаний. Но греческую науку нельзя считать чисто спекулятивным построением (наблюдение и эксперимент были знакомы, напр биологич сочинения Аристотеля). «Созерцательность» античной науки усматривается в том, что в целом она развивалась в стороне от практических потребностей общества. Но именно в греческой среде появляется прецедент финансируемой и поощряемой государством научной организации (Александрийские Библиотека, Мусейон и проч.).

Характерным в греческой науке является способ воспроизводства субъекта знания. В греческом полисе культивируются логическая обоснованность знания, самостоятельность, свобода и критичность суждения. Можно полагать, что эти античные идеалы научного поиска лежат в основе современных норм научной профессиональной этики.

В развитии античной науки - четыре этапа: натурфилософию VI-V вв. до н. э.; науку времен софистов, Платона и Аристотеля к. V- IV в. до н. э.; эллинистическую науку к. IV -1 в. до н. э.; «римскую» науку I в. до н. э - V в. н. э.

1. Представителей «досократовской» науки = «физики». Сферы исследования, соответств осн аспектам греч понятия «природа»: фюзис органических тел («биология»), фюзис мира в целом («астрономия», «космология»), фюзис вещи как ее сущность, начало («физика», «химия»). Преобладающим становится последнее значение понятия «природа», т к в основном благодаря ему в греч к-ре оформилась характерная оппозиция естественного и искусственного. Первые антич ученые = Милетская школа: введение в геометрию доказательства, демифологизацию и деантропоморфизацию космогонии и космологии (Анаксимандр), первую постановку проблемы качественных физических изменений (Анаксимен). Пифагорейцы: открытие математики как теоретической науки, отличной от прикладного искусства счисления, «логистики». Заключительной стадией развития раннегреческой науки стал перевод в физическую плоскость поставленной элеатами онтологической проблемы множественности и изменчивости вещей.

2. просветительская деят-сть софистов. Развивают идею свободы мышления в ответ на догматизм физиков. Платон: его учение сыграло огромную роль в становлении понятийного научного мышления. + идея математизации научного знания. основание Академии. Аристотель: создал самую грандиозную научно-философскую систему Античности, во многом определившую развитие европейской науки вплоть до Нового времени. Развитая классификация наук. 3 возможных вида знания - «практическое», «пойэтическое» и «теоретическое». Лишь последний имеет статус подлинно научного знания, т к имеет своим П не S, а всецело О исследования. Т о, обязательным критерием «теории» становится строгое разграничение познаваемого от познающего. Это парадигмальное предписание утратило свое значение лишь в физике XX в. К «теоретич» знанию относятся «первая философия», физика и математика. Наилучшая - метафизика, т к лишь она в полной мере реализует идеал ссамодостаточн жизни, исследуя неизменные и отделенные от материи сущности. В такой интерпретации научного знания в полной мере отразилась характерная для античной науки изолированность от практико-прикладной сферы. Логика = «органон» всякого научного исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.170.195 (0.041 с.)