Предмет философии науки: основные смыслы понятия «философия науки», критерии философского рассмотрения науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии науки: основные смыслы понятия «философия науки», критерии философского рассмотрения науки.



Предмет философии науки: основные смыслы понятия «философия науки», критерии философского рассмотрения науки.

3 смысла понятия фс. науки: 1.) к фс. науки относится ряд течений, для которых наука главный объект рассмотрения. Неокантианство, неорационализм, феноменология, структурализм, позитивизм. Позитивизм – ведущее направление в области фс. науки, т.к. выражает стихийное отношение ученых. 2.) Исследования собственно самих ученых, в которых они рассматривают природу и сущность науки. Напр, Вернадский размышляет о том, что такое наука, почему она имеет такое значение. Наука-историч. Сила, которая объединяет все человечество. 3.) Под фс. науки понимают строгий смысл научной фс. науки, т.е. которая отвечает опред. критериям. Витгинштейн: «Логический позитивизм»- фс. обретает научность тогда, когда конструирует язык науки. А средство исследования языка науки- метод математич. логики. Итог: говоря о фс. науки нужно учитывать все 3 смысла!

Сущ-ют экономика науки, социометрия науки, психология научного творчества, т.о. можно долго перечислять различные области науки. Боричевский ст. «Науковедение как строгая наука» -Идея науки о науке. Но чем отличается философия науки от науковедения? Каков критерия фс. подхода к науке? Фс-кий подход к науке напрямую связан с тем, как вписана наука в глубинное основание человеч. жизни. Фс. в отношение науки имеет опред позицию. Если раньше фс-сы формировали картину мира, то теперь это невозможно. Наука не способна (по неокантианцам) осмыслить границы научного построения мира, условия истинности. Неорационализм: Башляр: усугубляет ли наука драму человеч. бытия? Наука лишь средство в руках члов-ства. Философский подход к науке – критический. Хайдаггер: наука пост. подчиняет земной шар. Распостр-ся везде. Осознать ее пыт-ся все. Но самим представителям науки осознать ее не дано. Возможен фс. подход к науке. Наука страшится ничто, а человеч. жизнь пульсирует м/у жизнью и ничто. Наука иссл-ет мир как объект, это стало возможно в эпоху нов. времени, т.к. чл-к обрел статус субъекта, а мир для него объект. (by Bryanik)

Ясперс: философия науки обосновывает необходимость науки, устанавливает позицию науки в современном обществе, преодолевает псевдонаучные предрассудки, составляет целостную картину действительности.

Объектом иссл-ия фс. науки является наука. Но что в ней представляет предмет фс. интереса? ЕЕ место и роль в отношение чл-ка к миру. Предмет фс. науки- наука как познават деят-сть, общие закономерности соц. познания.

Наука в её вписанности в основания человеческого бытия


Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки.

Объектом иссл-ия фс. науки является наука как встроенная в человеческое бытие. Как можно понимать науку?

1. Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Специфика познават деят-сти на кажд ступени развития смысл свой. В эпистемологии став-ся след?: критерии научности, уровни науч познании, методы научн познания. Когнитивная (мыслительная) специфика: какой деятельностью занимаются ученые: генерация знаний (производство); трансляция знаний (передача); ассимиляция знаний (потребление);

2. Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. 4 вида научных учреждений: исследовательские (НИИ); образовательные (ВУЗы); вспомогательные (экспериментальные заводы); просветительские.

3. Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религияЗависит ли наука от культуры? Данилевский «Р и Е» - сущ-ют нац. Культ-истор типы, кажд тип способен к развитию одной культуры. Славянский культуно-истор тип вырабатывает славянски тип науки. Шпенглер-кажд. Истор тип развивает свою науку. Но Вернадский считал, что наука одна и единая с интернациональной природой.

+ психологические аспекты; создание и поддержание имиджа науки; рекрутизация кадров (привлечение в науку); ротация кадров (люди д. испытывать потребность в продвижении по службе).

+ аспекты внешней и внутренней истории науки.

Наука как вид знания: ориентация на выявление объективных законов действительности; на основе этого знания возможно предвидение будущего (землетрясения, сходы ла­вин); систематический характер знания (есть теория, гипотеза, факт, проблема); идеалом научного знания является объективная истина, что заставляет устранять из него все субъективное, необоснованное; в науке используются приборная база и инструменты; научное знание доказательное, обоснованное; оно д. б. принципиально верифицируемо и фальсифицируемо; оно д. б. определенным, однозначно фиксируемым и иметь языковую и понятийную структуру.

При определении сущности науки используются 2 метода:

1) трансцендентально-аналитический (выходящий за пределы всякого опыта).

Наука определяется через структуры сознания, которые делают ее возможной и через раскрытие механизма деятельности этих структур.

2) обобщенно-синтетический.

Наука определяется как определенный вид социальной реальности во всем многообразии ее внешних проявлений (учреждения, организации, институты).

 

 


Античная наука.

АНТИЧНАЯ НАУКА = наука в собственном смысле слова. Место и время возникновения: ионийские города Древней Греции VI в. до н. э. Черты свойств греч культуре мышления способствовали становлению научного типа познания: непрагматическое любопытство в отношении окружающего мира; демократизм и критич открытость мышления; стремление к рациональному объяснению «согласно природе» без допущения идеи о каком-либо сверхъестественном вмешательстве; оппозиция «природы» и «искусства», определившую общую теоретическую направленность греческой науки с ее недоверием к прикладному знанию.

От восточной «преднауки» с ее рецептурным, прикладным характером знания греческую науку отличает систематическое задействование теоретико-дедуктивного метода в качестве основного способа производства знания. От «классической» науки Нового времени античную отличает прежде всего «недооценка» роли эксперимента как способа получения новых знаний. Но греческую науку нельзя считать чисто спекулятивным построением (наблюдение и эксперимент были знакомы, напр биологич сочинения Аристотеля). «Созерцательность» античной науки усматривается в том, что в целом она развивалась в стороне от практических потребностей общества. Но именно в греческой среде появляется прецедент финансируемой и поощряемой государством научной организации (Александрийские Библиотека, Мусейон и проч.).

Характерным в греческой науке является способ воспроизводства субъекта знания. В греческом полисе культивируются логическая обоснованность знания, самостоятельность, свобода и критичность суждения. Можно полагать, что эти античные идеалы научного поиска лежат в основе современных норм научной профессиональной этики.

В развитии античной науки - четыре этапа: натурфилософию VI-V вв. до н. э.; науку времен софистов, Платона и Аристотеля к. V- IV в. до н. э.; эллинистическую науку к. IV -1 в. до н. э.; «римскую» науку I в. до н. э - V в. н. э.

1. Представителей «досократовской» науки = «физики». Сферы исследования, соответств осн аспектам греч понятия «природа»: фюзис органических тел («биология»), фюзис мира в целом («астрономия», «космология»), фюзис вещи как ее сущность, начало («физика», «химия»). Преобладающим становится последнее значение понятия «природа», т к в основном благодаря ему в греч к-ре оформилась характерная оппозиция естественного и искусственного. Первые антич ученые = Милетская школа: введение в геометрию доказательства, демифологизацию и деантропоморфизацию космогонии и космологии (Анаксимандр), первую постановку проблемы качественных физических изменений (Анаксимен). Пифагорейцы: открытие математики как теоретической науки, отличной от прикладного искусства счисления, «логистики». Заключительной стадией развития раннегреческой науки стал перевод в физическую плоскость поставленной элеатами онтологической проблемы множественности и изменчивости вещей.

2. просветительская деят-сть софистов. Развивают идею свободы мышления в ответ на догматизм физиков. Платон: его учение сыграло огромную роль в становлении понятийного научного мышления. + идея математизации научного знания. основание Академии. Аристотель: создал самую грандиозную научно-философскую систему Античности, во многом определившую развитие европейской науки вплоть до Нового времени. Развитая классификация наук. 3 возможных вида знания - «практическое», «пойэтическое» и «теоретическое». Лишь последний имеет статус подлинно научного знания, т к имеет своим П не S, а всецело О исследования. Т о, обязательным критерием «теории» становится строгое разграничение познаваемого от познающего. Это парадигмальное предписание утратило свое значение лишь в физике XX в. К «теоретич» знанию относятся «первая философия», физика и математика. Наилучшая - метафизика, т к лишь она в полной мере реализует идеал ссамодостаточн жизни, исследуя неизменные и отделенные от материи сущности. В такой интерпретации научного знания в полной мере отразилась характерная для античной науки изолированность от практико-прикладной сферы. Логика = «органон» всякого научного исследования.

Средневековая наука.

Традиционно под СН принято понимать науку «высокого» (XI-XII1 вв.) и «позднего» (XIV и иногда XV в.) Средневековья. В некоторых исследованиях, однако, существует тенденция рассматривать СН как промежуточное звено между античной и новоевропейской формами науки. Решающим аргументом здесь оказывается то, что СН не породила собственных образцов строгой науки, подобных античной математике и новоевропейской экспериментально-математической физике. Пример - радикализм П. Дюгема, относящего дату рождения «современной науки» к знаменитому «Парижскому осуждению» 1277 г., тем самым сводящего самостоятельное значение средневековой науки к второстепенной роли «эмбрионального» бытия классической науки. Между тем само существо классической науки можно в известном смысле редуцировать к СН, представив первую как продолжение и развитие идей второй, явившихся продуктом столкновения античного космоса с христианским универсумом. Теологический догматизм средневекового научного мышления обусловил след характерные особенности средневековой науки:

1. Понимание знания как интерпретации авторитетных текстов, вследствие чего научное исследование осуществляется в форме комментария, систематизации и классификации, понимаемых как бесконечное уточнение несомненной истины. Эта установка лежит в основании схоластич метода (заключающегося в том, что исследуемый текст посредством анализа разделяется на ряд тезисов, согласно которым формулируются вопросы и возможные их решения. Аргументы, приводимые для опровержения одних и для обоснования других решений, излагаются силлогистически и приводят к окончательному выводу.)

2. Идеологическая подконтрольность и самоконтроль: выход за рамки ортодоксии был чреват обвинением в ереси не только в теологических изысканиях.

Расцвет СН связан с возвращением на христианский Запад античной научно-философской классики, открытием арабской науки, становлением в университетских стенах традиций свободного и критического научного поиска. Из античных научных программ СН восприняла главным образом «физическую» программу Аристотеля и «математическую» Платона, определившие различие в подходах к исследованию объекта в средневековом естествознании и математике (включающей в себя также астрономию). Поскольку аристотелизм в наибольшей степени удовлетворял растущему с XII в. интересу к чувственному миру природы, постольку это различие было не в пользу математики. Если физика исследует истинные причины и первые основания вещей, то математика, не компетентная судить о принципах, изобретает лишь гипотезы для «спасения явлений». Этот взгляд преобладал в Парижском университете (Фома Аквинский, Сигер Брабантский).

В Оксфорде же сложилась тенденция к математизации. Фактический основатель - Ричард Гроссетест, предложивший физико-математическое обоснование традиционной метафизики света. Роль основателя экспериментальной науки в равной степени приписывают как Гроссетесту, так и его ученику Роджеру Бэкону, кот. развивал идею необходимости метода, включающего в себя также использование «механических искусств» (в частности, прогнозировал возможность создания телескопа).

В XIV в. развитию эмпирической науки способствовала номиналистическая концепция Уильяма Оккама.

Значение христианской теологии (по Анкину): Когда происходит переход от антич науки к СН, мы с 1 стороны, имеем ситуацию регресса (напр, Поппер: европейскя наука была близка к уничтожению). В рамках антич науки нет понятия нового знания (Платон: знание есть припоминание. Аристотель: Всякое знание есть определение божественного ума, кот неизменен и бессмертен). Принципиально иная ситуация в христ теологии. Требование создания новых текстов трансформирует антич идею неизменности знания. Новые тексты должны оцениваться с точки зрения их соответствия Священному писанию. Чтобы осуществить подобную оценку, нужны критерии, в кач-ве кот являются догматы, принимаемые на вселенских соборах => создание принципиально новых текстов, кот. Явл истинными + имеются интерсубъективные критерии их истины => знание становится приростающим.

Деят христ теологов порождает новую форму культурного иссл-я. В трад общ-ве наследование происходило в рамках родовых отношений. Затем складывается особый соц слой, оторванный от родовых форм трансляции культуры.

До 17 в нет понятия объективной реальности. Идея триединства Божьего => идея О-ной реальности (основная предпосылка - равенство всех ипостасей стирает границы м.у человеческим и божественным). Оккам: субъектное бытие более реально, чем О-ное. Но О-ное бытие, хотя оно и вторично, может порождать нечто, что соответствует S-ному бытию=> первый шаг к объективной реальности.// духовно-постигаемая реальность соотувествует миру, созданному Богом-отцом.


СН: сложившаяся ФН отвечает не столько на вопрос, что есть наука, сколько на вопрос, чем она должна быть, если бы была рациональным занятием и вместо науки изучают ее «логический заменитель». ФН находится в состоянии кризиса: она оказалась беспомощной перед лицом реальных проблем научно-исследовательской практики.

Основная посылка СН состоит в социальной природе науки. Соц.проявления науки разнообразны: наука предстает как своеобразный вид деятельности в общественном разделении труда, ее участникам свойственны конкретные соц.роли, она организована в особые институты. Итог: СН развивается в полемике с традиционной ФН.

Когнитивная социология науки (КСН). изучает социал.обусловленность содержания знания как такового. Вслед за Фейерабандом когнитивное направление социологии лишает науку привилегированного эпистемологического статуса и рассматривает ее лишь как один из социокультурных комплексов наряду с искусством, мифологией, религией и т. п. КСН принципиально воздерживается от обсуждения вопросов, связанных с истинностью или ложностью научного знания, ее интересуют лишь социал.предпосылки этого знания. отрицает чисто объективистскую трактовку процесса научного познания, Полагая, что процесс научного познания совершается реальными историческими субъектами, сторонники когнитивной социологии науки исходят из того, что: 1) объект научного познания никогда не однозначен его модели, а потому и его интерпретация это результат принятия соответствующего решения; 2) в науке не существует универсального метода получения и обоснования научного знания, однозначно алгоритмически процесса принятия когнитивных решений; 3) научное познание имеет конструктивный и творческий характер;

Первым этапом социального анализа когнитивных проблем была классическая социология знания, без изучения естественных наук. Второй этап – социология науки как социального института.

Формирование социологии науки как самостоя­тельной области знания, обладающей всеми присущи­ми такой области атрибутами, связывается Робертом Мертоном. -основоположник «институциональной» социологии науки, так как наука для него исключительно социальный институт: 1) впервые проанализировал науку как социальный институт;

2) определил цель науки – это «прирост нового, удостоверенного знания» - истина относительна.

3) критерии определения ценности вклада ученого. Ценным считается либо решение проблемы (закрытие), либо опровержение предложенного кем-то решения проблемы. Т.е. главное не истинность, а решение проблемы.

4) разработал нормы научного этоса (этические ценности и нормы в науке: универсализм (рез-ты научн исследования не зависят от личности исслед-ля), коллективизм (передавать плоды в общее пользование), бескорыстность (нет личной выгоды) и скептицизм (подвергать сомнению исследования).

Институционализационная разновидность - приобретение данной наукой всех атрибутов социального института (социальные нормы, правила, статусы). Институционализация — это замена спонтанного и эксперименталь­ного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, мо­делируется, регулируется. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых углубляет институционализацию: публикации, школьное изучение, сообщества, внутренние правила, присвоение учёных степеней по данной науке
18.Наука и общество: способы их взаимосвязи.

Соц. Функции науки (=Н) раскрывают ее роль и значение как одной из сфер человеческой деятельности для жизни общества в целом. => под социальными функциями науки и следует понимать ту роль, которую Н играет в обществе.

Основные функции науки в обществе:

Функции – это направления влияния науки на общество и на ч-ка.

1. Культурная функция. Связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности.

2. Функция непосредственной производительной силы открыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. Н становится производительной силой.

3. Наука как социально-прогностическая сила. Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы.

4. Функция производства истинного знания. Наука зародилась в ответна потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать ч-ка. Задача науки как особого вида познавательной деятельности состоит в выработке объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а главное - в выявлении законов, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в ответ на запросы и потребности человеческой деятельности.

Дж. Бернал «Наука в истории общества», «Наука и общество», «Социальные функции науки»: Н должна способствовать удовлетворению потребностей людей, формированию научной картины мира и научного мировоззрения, обеспечивать познание того, что еще не познано. Н прямо и косвенно влияет на уровень развития общества. Прямое влияние: научные открытия, способствующие появлению новой и совершенствованию старой техники, а также внедрению ее в быт людей и производство, приводят к изменению условий труда и жизни человека (напр., открытие электромагнитных волн и изобретение на их основе радио привело к радикальному изменению образа жизни всего человечества). Косвенное влияние: Н, являясь продуктом действия полит и эк-ких сил, в свою очередь, становится важным элементом политической и экономической жизни общества. Наука играет важную социальную роль и в познании мира, в формировании представлений о мире и месте человека в нем (теория Дарвина, напр).

Н – добро или зло?

Сциентизм:

1) наука обладает монополией на истину (все, что доказано наукой истинно)

2) прогресс науки – это основа социального прогресса вообще;

3) власть должна быть передана ученым, которые будут решать все проблемы на основе объективных знаний;

наука не нуждается во внешнем контроле со стороны общества, государства и т.д., она сама способна решить все возникшие проблемы.

Антисциентизм:

1) наука повинна в глобальных проблемах современности;

2) ни одно научное мероприятие (научный проект) не обходится без негативных последствий;

3) наука «сужает» творческие способности человека (концепция одномерного человека Г.Маркузе);

4) наука поставила человечество на грань выживания из-за угрозы ядерной войны.

!Учесть филос. Проблемы: Бердяев – гл.дефект науки – попытка развить гегемонию науки на другие области: если считать, что только «научное» в поэзии, искусстве и т.п. правильное, то если все остальное выкинуть, то что же останется?Шестов: наука признает массовое, закономерное, а игнорируется индивидуальное.

+ Проблема социальной ответственности ученых

Даже если результаты той или иной исследовательской программы не определяются напрямую социальными нуждами, тем не менее выбор и построение программы может зависеть от той выгоды, которую получит общество в обозримом будущем.


Исторический метод

· Принцип историзма. Цель: изучение возникновения, формир-ие и развитие

· Исслед-ль д учитывать все этапы развития явления (описание)-большое значение эмпирики

· Должен учитывать инвариант

Т.о. историч метод рассматривает объект во временном контексте, преодолевая точечность 1 и 2

4. Системный метод – расширяет взгляд до универсума. В основе: понятие системы, как упорядоч. совокупности явлений

Схема работы системного подхода: 1. Выделение объекта; 2. Анализ структ организации систем объекта 3. Оптимизационное иссл-ие, выявляются пределы работы сист связей 4. Формулир выводы и экстраполир-ся н др области

Теоретич основа:

· Идеализация - процесс мысленного конструирования пред­ставлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые чер­ты реальных объектов

В ре­зультате идеализации возникают идеальные, или идеализирован­ные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т. п.

· Формализация отображение содержательного зна­ния в знаково-символическом виде. Формализация бази­руется на различении естественных и искусственных язы­ках.

· Моделирование – изучение объектов, посредством их моделей, под которыми понимаются аналоги этих объектов, подобные им в субстрактном, структурном или функциональном плане.

· Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от некоторых свойств реальных явлений и выделение существ свойств

· Обобщение – процесс установления общих свойств предмета


Предмет философии науки: основные смыслы понятия «философия науки», критерии философского рассмотрения науки.

3 смысла понятия фс. науки: 1.) к фс. науки относится ряд течений, для которых наука главный объект рассмотрения. Неокантианство, неорационализм, феноменология, структурализм, позитивизм. Позитивизм – ведущее направление в области фс. науки, т.к. выражает стихийное отношение ученых. 2.) Исследования собственно самих ученых, в которых они рассматривают природу и сущность науки. Напр, Вернадский размышляет о том, что такое наука, почему она имеет такое значение. Наука-историч. Сила, которая объединяет все человечество. 3.) Под фс. науки понимают строгий смысл научной фс. науки, т.е. которая отвечает опред. критериям. Витгинштейн: «Логический позитивизм»- фс. обретает научность тогда, когда конструирует язык науки. А средство исследования языка науки- метод математич. логики. Итог: говоря о фс. науки нужно учитывать все 3 смысла!

Сущ-ют экономика науки, социометрия науки, психология научного творчества, т.о. можно долго перечислять различные области науки. Боричевский ст. «Науковедение как строгая наука» -Идея науки о науке. Но чем отличается философия науки от науковедения? Каков критерия фс. подхода к науке? Фс-кий подход к науке напрямую связан с тем, как вписана наука в глубинное основание человеч. жизни. Фс. в отношение науки имеет опред позицию. Если раньше фс-сы формировали картину мира, то теперь это невозможно. Наука не способна (по неокантианцам) осмыслить границы научного построения мира, условия истинности. Неорационализм: Башляр: усугубляет ли наука драму человеч. бытия? Наука лишь средство в руках члов-ства. Философский подход к науке – критический. Хайдаггер: наука пост. подчиняет земной шар. Распостр-ся везде. Осознать ее пыт-ся все. Но самим представителям науки осознать ее не дано. Возможен фс. подход к науке. Наука страшится ничто, а человеч. жизнь пульсирует м/у жизнью и ничто. Наука иссл-ет мир как объект, это стало возможно в эпоху нов. времени, т.к. чл-к обрел статус субъекта, а мир для него объект. (by Bryanik)

Ясперс: философия науки обосновывает необходимость науки, устанавливает позицию науки в современном обществе, преодолевает псевдонаучные предрассудки, составляет целостную картину действительности.

Объектом иссл-ия фс. науки является наука. Но что в ней представляет предмет фс. интереса? ЕЕ место и роль в отношение чл-ка к миру. Предмет фс. науки- наука как познават деят-сть, общие закономерности соц. познания.

Наука в её вписанности в основания человеческого бытия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.047 с.)