Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Историческое значение философии Платона в том, что
Похожие статьи вашей тематики
впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Философия Аристотеля
Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.
Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.
С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.
Самые известные работы данного философа:
"Риторика"; "Метафизика"; "Политика"; "Поэтика"; "Органон".
Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:
теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;
практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека; поэтическую.
Также выделяют и четвертый вид – логику.
Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.
Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.
Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:
сущность; отношение; количество; место; положение; время; действие; состояние; страдание; качество.
Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.
Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.
Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.
Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.
Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.
Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:
тиранию; монархию; аристократию; крайнюю олигархию; охлократию; политию.
Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.
Филосоия поздней античности
СТОИЦИЗМ – школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Собиравшихся здесь в поисках уединения Зенона и его учеников прозвали “стоиками”. В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя; Средняя Стоя; Поздняя Стоя. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Стоики были в основном пантеистами, так как они утверждали, что, нет ничего лучше, чем мир; а мир есть Бог. Зенон считал, что мировая мысль рассеяна повсюду как семя. Стоицизм является материалистической философией, так как проповедует добровольное подчинение естественному закону. Хрисипп утверждал, что добро и зло, будучи противоположными по отношению друг к другу, являются необходимыми, так как поддерживают друг друга. Считалось, что душа имеет физическую форму и распадается вместе с телом. Хотя некоторые из стоиков полагали, что мудрость продляет существование души, настоящее бессмертие не включалось в их доктрины. Душа, по их представлениям, состояла из восьми частей: пяти чувств, порождающей силы, силы голоса и восьмой, главенствующей части. Природа определялась как Бог, смешанный с субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как бестелесные.
Основными задачами стоической философии были:
- Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
- Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
- Пробуждение в человеке голоса Совести.
- Воспитание веротерпимости и любви к людям.
- Воспитание чувства юмора.
- Умение применять все это на практике.
Скептики
| - последователи направления теории познания, подвергающего сомнению принципиальную возможность познания истины и действительности - либо вообще, либо в определенных пределах. Уже в философии элеатов имеются предпосылки философского скептицизма. Многообразие и изменчивость вещей, воспринимаемые нашими чувствами, объясняются тем, что они - видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств - источник всех заблуждений. Скептические высказывания можно найти также у Демокрита,Гераклита и его учеников, у Метродора Хиосского. Непосредственными предшественниками собственно скептической школы можно считать софистов и в особенности киренскую школу, согласно воззрениям представителей которой нам доступны лишь наши ощущения, а вовсе не то, что их вызывает. Три школы скептицизма принадлежат к эллинистическому периодугреческой философии, когда полисная система клонилась к упадку, что привело к урате былого познавательного оптимизма ранних философских систем. Подобно эпикурейству и стоицизму, скептицизм стремится научить человека быть счастливым, но достичь этого, как считают скептики, можно не с помощью каких-либо убеждений, но путем отказа от всякого познания и убеждения. Основателем первой скептической школы был Пиррон из Элиды. Ученик его - известный Тимон из Флиунта. Второе течение в скептицизме, так называемая Младшая Академия, было основано Аркесилаем из Питаны. Его виднейший представитель Карнеад из Кирены. Главным критерием практической жизни, по Аркесилаю, является вероятие. Этот тезис был развит Карнеадом. Третью школу античного скептицизма основал Энезидем, который примкнул к последователям Пиррона. В десяти так называемых "Тропах" он изложил главные тезисы своего учения. К этому течению принадлежал и Секст Эмпирик. Несмотря на то, что различные школы античного скептицизма претерпевали изменения на протяжении долгого времени, все они имеют некоторые общие основы: поскольку истинное познание невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Это воздержание позволяет достичь апатии (греческое apatheia - невозмутимость) и атараксии (греческое ataraxia - безмятежность) - двух наивысших ценностей или целей. Если же человек вынужден действовать, ему надлежит следовать привычкам, природе, традициям, законам или же вероятию. Античный скептицизм, будучи философией времени упадка, несет в себе черты субъективного идеализма и агностицизма. С другой стороны, в нем заметны элементы атеизма (например, отрицается познаваемость богов) и антидогматизма. Представители скептицизма:
Эпикурейство (Эпикурейская школа)
Древнегреческая философская материалистическая школа, зозданная Эпикуром в Афинах ок. 306 - 307 года до н.э. Школа была основана в специально для этой цели приобретенном саду, который получил название "сад Эпикура".
Эпикурейская философия, как и многие другие философские учения эллинистического периода, преследовала прежде всего цель указать человеку правильный путь в жизни, следуя которому человек приобретал бы безмятежность души и счастье. Таким путем Эпикур считал занятия философией, объясняющей все из естественных оснований, без ссылки на сверхприродные силы, и освобождающей душу от ложных страхов, внушаемых верой в богов, в бессмертие, в судьбу и неправильными представлениями о смерти.
Эпикурейство признает богов и частично признает народную религию. Согласно Эпикуру, представления о богах добра и зла возникли из невежества и страха. В отличие от других школ эллинистического периода, Эпикурейская школа в своем учении оставалась неизменной и просуществовала до IV века н.э. Ее учение получило широкое распространение в I веке до н.э. - II веке н.э., особенно в Италии. Наиболее известные представители Эпикурейской школы: Зенон, Лукреций, Метродор.
20. Скептические мотивы в философии Беркли, Юма и Канта
Беркли Джордж
Главные сочинения: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три диалога Гиласа и Филонуса» (1703).
Главные идеи: Быть — значит быть воспринимаемым. (Физический объект существует только тогда, когда он воспринимается с помощью чувств.)
Физические объекты суть комплексы идей (ощущений).
Поскольку никакая идея, или никакое ощущение, не существует вне ума, постольку вне ума не существует никаких физических объектов.
Первичные качества (твердость, протяженность, форма, движение) столь же субъективны, как и вторичные качества (цвет, звук, запах, вкус и ткань).
Единственный вид субстанции — это духовная субстанция, а именно то, что воспринимает и мыслит.
Бог — причина единообразия природы и ее непрерывного существования, когда она не воспринимается никаким конечным умом; Бог порождает в воспринимающем субъекте идеи, образующие внешний мир.
Давид Юм Юм - скептик, агностик. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)
Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.
Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления.
Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др., предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.
Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.
Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.
В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.
В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.
Основные идеи философии Канта
Для немецкой классической философии - Кант подорвал аргументы в пользу рациональной теологии, естественной религии. Вольф наиболее постарался, чтобы продемонстрировать, что разум совместим с религиозной верой. Реймарус полагал, что истинна только вера. Кант показал, что рациональная религия - тоже чушь. Он освободил философскую мысль от зависимости от теологии. Для всей просветительской философии Нового времени имеет значение. Отбросил космологическое доказательство бытия Бога, которое деизм наиболее любил. Дискредитировал деизм. Создал предпосылки для материалистического отрицания всякой религии вообще.
Вывод: научное знание о предметах трансцендентальных идей невозможно. Вопрос был: возможна метафизика как наука?
Научное знание о предметности идей невозможно. Ни о душе, ни о мире как целом, ни о Боге. Идеи эти не имеют конститутивного применения. Нельзя конституировать, обосновать реальность существования тех или иных объектов.
Почему человеческая мысль так работает над тем, чтобы развивать эти идеи? Идеи имеют регулятивное применение. Цель - «вносить, насколько возможно, единство в частные правила».
Горан: методологическое значение этих идей, входит в регулятивное понимание. Чтобы познание не останавливалось нигде, чтобы не ставило себе абсолютных пределов, чтобы теоретическая мысль никогда не замирала.
21. Философия Средних Веков
Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.
Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:
1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего, 2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, 3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.
Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.
Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).
Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).
Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).
22. Теизм,Деизм,Пантеизм
Теизм – учение о Боге (синоним религии).
Религия (теизм) в своих исходных вопросах неоднократно противопоставляла себя науке. Извечная несовместимость, а порой борьба науки и религии приводила к последовательному вытеснению последней из общественного сознания, к замене ее некоторыми промежуточными между религией и наукой формами. Основные из них – пантеизм и деизм.
Пантеизм – (буквально Бог везде) растворение Бога во всей природе, приравнивание понятия «Бог» к понятию «природа» и отождествление их. В такой трактовке сущности бога остается лишь видимость происхождения природы от Бога. Фактически это уже не религия как таковая, а скорее, антирелигия. Сформировался пантеизм как особое (наряду с религией и наукой0 учение к началу 17 – го столетия и был в то время выразителем антирелигиозного направления (например, итал. философ Д.Бруно, англ. философ Д. Таланд, нем. философ Г. Гегель и др.).
Деизм. В этом учении, сформировавшемся в 17-м столетии, существование Бога как творца мира признается. Но после акта творения мира Бог уже не принимает в дальнейшем его существовании и развитии никакого участия, не вмешивается в закономерности течения его событий (так трактовал Бога, в частности, И.Ньютон).
Деизм основывается уже не на откровении, а на разуме, интеллекте с достаточно широким использованием данных науки.
Фактически деизм, как и пантеизм, – это уже не религия, хотя понятию «Бог» здесь отведено место, пусть и ограниченное. Человек и его жизнедеятельность зависимыми от Бога не признаются. В наше время на деистических позициях стоят многие естествоиспытатели на Западе. Даже среди священнослужителей деистические взгляды фактически становятся преобладающими в наше время, ибо они как – то позволяют примирить теизм с наукой.
Религия и наука
В истории человечества религия преследовала ученых, наука высмеивала религию, они враждовали, сотрудничали. В современном мире религия и наука живут в кажущемся согласии. И становится удивительно, почему такое стало возможным, когда наука стала развиваться открыто, и в сущности ничего не поменялось - научные факты во многом так же противоречат священным текстам. Однако, в отличии от религии наука имеет свойство меняться, спорить сама с собой и обновляться с каждым новым исследованием. Не претендуя на истинность наука - это путь исследований, а не догм.
Наука не вытесняла религию, но мифологию. То, что было призвано объяснить людям устройство мира и непривычных для них вещей, со временем объяснялось другим, более адекватным способом. Но религия не подменяет понятия, и учит людей не столько устройству мира, сколько обращается к их душевным качествам и показывает жизненный путь, направляя к истинным человеческим ценностям. Возможно, именно поэтому, когда ученые и верующие нашли эту золотую середину понимания, религии и наука смогли избавиться от конфронтаций и пребывать в мире и равновесии, не противореча, а порой даже дополняя друг друга
23. Доказательства Бытия Бога в средневековой философии.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — система аргументов в теологии и религиозной философии, призванная логически обосновать существование Бога и, как следствие, разумность и необходимость религиозной веры. К наиболее известным ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА относятся следующие аргументы. 1. Онтологическое доказательство. Сформулировано схоластом Ансельмом Кентерберийским, пытавшимся рационально обосновать христианские догматы. Принцип онтологического доказательства используется в ряде доказательств: историческом, которое выводит существование Бога из наличия религиозных представлений у всех народов; психологическом, согласно которому присущее человеку религиозное чувство вызвано внешней причиной, т.е. Богом;антропологическом, обосновывающем существование Бога существованием человека, являющегося образом и подобием Бога. 2. Космологическое доказательство. Первые варианты были сформулированы Платоном и Аристотелем. Согласно этому доказательству, всякое движение и всякое начало в мире имеют свою внешнюю причину. Следовательно, должна существовать первопричина, или перводвигатель, которым может быть только Бог. Г. Лейбниц и X. Вольф обосновывали существование Бога необходимостью наличия безусловной сущности, «причины всякого бытия», не сводимой к конечным причинам. 3. Телеологическое доказательство выводит бытие Бога из наличия в мире абсолютной целесообразности, которая свидетельствует о существовании высшего разума, премудрого архитектора. 4. Нравственное доказательство основывается на признании всеобщего, абсолютного, вечного нравственного закона, обусловленного проявлением божественного начала в мире. Такой закон, являющийся безусловным трансцендентным требованием (категорический императив), может стать универсальным правилом поведения только тогда, когда признается существование Бога. В современной неотомистской католической философии и теологии используются ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА, восходящие к учению средневекового теолога Фомы Аквинского: от наличия движения в мире к существованию неподвижного Перводвигателя; от причинной обусловленности всякой вещи к наличию Первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого Существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от наличия целесообразности в природе к существованию сверхприродного разума — источника этой целесообразности.
24. Фома Аквинский
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
Фома Аквинский — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
• даны пять доказательств существования Бога;
• систематизирована схоластика;
• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Соотношение веры и разума. Фома Аквинский полагал, что вера и разум связаны неразрывно. Вера применяет разум, а разум не в состоянии без веры преуспеть в отыскании истины. Разум не может порождать веру. Разум сопутствует вере, но не порождает её. Вера есть согласие без испытаний, в том смысле, что принятие верою не обусловлено исследованием вопроса. Это даётся от Бога. Вера есть дар Божий, и без того никто уверовать не может. Вера и разум параллельны. Одно не может быть причиной другого, потому что «вера предполагает волю (свободу), а разум не направляет эту волю» (ibid.). Человек волен ни с чем не соглашаться, какими бы убедительными ни были резоны уверовать. Три сферы применения разума. Разум или философия, говорит Фома Аквинский, могут быть полезны в трех отношениях: 1) Для доказательства «преамбул веры» (что Бог существует, что мы Его творения...; см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ). 2) Для анализа философских учений с целью раскрытия соответствующих концепций в христианском вероучении. Фома Аквинский приводит примеры из труда Августина «О Троице», где философия привлекается для разъяснения доктрины Троицы. 3) Для контрдоводов при критике веры с точки зрения логики.
25. Пантеизм и Гуманизм
Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.
Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Например, Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная причинность, сущность этого мира мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог.
Гуманистическая философия: в основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы.
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное. Крупнейшими натурфилософами были Бруно и Кузанский.
Философия эпохи возрождения
Антропоцентризм - это воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Данный исторический период можно разделить на следующие культурно-исторические пласты.
1. Европейский гуманизм, связанный с такими именами как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.
2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. «Тезису Фомы Аквинского «малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких» Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины». Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.
3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
4. Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.
5. Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит «переоткрытие» Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты («страсти души»).
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин природы. Соответственно меняются и морально-этические представления. Главным становится принцип равенства всех людей, а доблесть человека оказывается важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения, возрождается эпикуреизм. Возрождается и пантеизм: Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано. Возникает также иное отношение к искусству, которое рассматривается как выражение творческих потенций человека — в нем человек уподобляется Богу.
Для характеристики тех изменений, которые происходят в философии, рассмотрим творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401 — 1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.
26. Философия Эпохи Просвещения
XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.
Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.
Органи |
| Поделиться:
|
|