Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре воодушевляющих вопроса, поддерживающих процесс развития любого проекта

Поиск

 

Подумайте об опыте, который вы приобрели с помощью упражнения «Куда я смогу дотянуться». Достижение вашей цели подобно физическому стремлению вытянуться как можно дальше. Оно тесно связано с уровнем вашего вдохновения, степенью значимости поставленной цели и вашим желанием настойчиво двигаться и открывать новые пути к ее достижению. Возможно, вам захочется сравнить достижение своей цели с бейсбольным мячом, который летит прямо в цель. Ниже мы изучим четыре основных вопроса, которые вдохновляют и помогают в планировании, а также направляют воображаемого игрока в бейсбол по четырем сторонам квадранта поля (см. первую книгу «Мастерство жизни: Внутренняя динамика развития»). Представим четыре ключевые стадии любого плана и процесс его исполнения в виде ромба.

 

Рис. 8.1. Четыре стадии развития проекта

 

Четыре воодушевляющих вопроса тесно связаны с этими стадиями. Такие проектные вопросы направляют коммуникацию на результаты, которых человек хочет достичь на каждой из стадий. Когда мы используем данную схему и задаем четыре целенаправленных вопроса, критерии четко определенных результатов постепенно становятся организованной частью дискуссии.

Четыре вопроса, которые могут быть выражены вербально в разной форме, можно использовать как взаимосвязанную группу, каждый элемент которой поддерживает следующий. Совокупность вопросов может привести вас и людей, для которых вы проводите коучинговую сессию, к вдохновенной картине будущего. Эти целенаправленные вопросы представляют собой основу коучинга, ориентированного на результат, а также базу трансформационных коммуникаций. Давайте остановимся на них подробно.

 

Вопрос 1: «Чего вы хотите?»

Начнем с определения позиций человека; где он находится и чего хочет достичь. Расстановка позиций открывает коучинговую коммуникацию. Когда вы четко знаете, чего хотите, вы вдохновлены и мотивация двигает вас вперед. Вы можете решать второстепенные вопросы, которые всегда возникают при достижении желаемого результата. Ясное и привлекательное видение желаемых результатов мотивирует, стимулирует и вдохновляет людей, дарит энергию и является движущей силой. Это точка, с которой необходимо начинать любое трансформационное общение.

 

Чего вы хотите? Варианты вопросов:

● На что вы нацелены?

● Каких результатов вы хотите достичь?

● Куда вы стремитесь сейчас?

● Какова главная цель нашей коммуникации?

● Каких результатов вы хотите достичь сегодня?

● Какого результата вам хотелось бы достичь на протяжении следующих тридцати минут?

● Что именно движет вами шаг за шагом сегодня?

● Чего вам особенно хотелось бы достичь сегодня?

 

Любой из вариантов вопроса «Чего вы хотите?» включает в себя несколько дополнительных вопросов, которые помогут вам прояснить ситуацию и вдохновить своего клиента в процессе реализации планов. Кроме того, этот главный вопрос подразумевает не менее важный вопрос – «Зачем?». И действительно, когда стремишься к некому результату, значит, этот результат зачем-то нужен, то есть имеет определенную ценность. Ответ на вопрос «Зачем?» или «Почему это важно?» открывает истинное значение достигаемого. В чем состоит суть скрытых намерений? Каковы самые высокие намерения? Профессиональный коуч будет придерживаться рамки таких вопросов, обращая внимание на каждый из аспектов цели, которую клиент перед собой ставит.

Глубокий смысл скрытого намерения и чувства, которые с ним связаны, – вот истинная цель человека, и она также требует фокусировки. Сама цель является средством постижения этого глубокого смысла. Цель становится для человека еще более значимой после того, как он придет к осознанию, что нуждается в более глубоком смысле. Цель подобна бутону розы: распускаясь, с каждым новым разворачивающимся лепестком цветок становится все красивее, пока не откроется целиком во всем своем великолепии. Так же и цель каждого человека состоит из нескольких слоев значений и достижений.

Слушая размышления человека о том, чего он хочет и что держит в зоне своего контроля, вы направляете его суждения в позитивную сторону. Представьте себе перечень контрольных вопросов. Чего хочет человек на самом глубинном уровне, подвластном его контролю?

Этот вопрос также воодушевляет при визуализации конечного результата. Суть состоит в том, чтобы постоянно удерживать этот образ в своем сознании и регулярно визуализировать ваши желания и цели, будто они уже реализованы и достигнуты. Испытайте такие чувства, словно вы уже празднуете свою победу. Яркость чувств стимулирует и манит вас к желаемому результату.

 

Вопрос 2: «Как вы можете этого достичь?»

Когда человек имеет четкое представление о том, к чему стремится, можно переходить ко второму этапу плана действий – поиску ответа на вопрос, как благополучно достичь цели. Сюда обычно входят подцели и мини-цели, достижение которых приближает к желаемому результату. Рассмотрение составляющих элементов плана играет огромную роль, поскольку обзор деталей помогает сделать визуальную картину более достижимой. Кроме того, детализация позволяет добавить еще больше составляющих истинного желания человека, углубляет степень его вовлеченности в свое видение и стремление двигаться по пути к желаемому. С помощью мотивирующих вопросов в процессе общения коуч стимулирует человека к благополучному завершению начатого.

 

Как можно этого достичь? Варианты вопросов:

● Каким образом можно этого достичь?

● Как это может произойти?

● Какой план можно составить, чтобы легче достичь цели?

● Каковы альтернативы путей эффективного продвижения к цели?

● Какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь желаемого?

● С чего можно начать реализацию плана?

 

Такие вопросы подразумевают под собой понимание того, кем человек будет или станет для того, чтобы достичь желаемой цели. Что человеку необходимо будет сделать для получения результата? Какие навыки и умения нужно будет развить? Какие ресурсы ему потребуются? Как эти ресурсы использовать?

Эти вопросы также поддерживают визуализацию временных рамок и этапов. С чего человеку необходимо начать, чтобы достичь поставленной цели? Каким будет второй шаг? Третий? Каждый шаг должен вести к достижению желаемого результата. Значительную помощь может оказать использование критериев SMART (эта аббревиатура была расшифрована выше, в главе 7).

Разрабатывая коучинговые вопросы, примите во внимание SMART и мысленно проверьте ваши цели на соответствие этой модели – это пойдет на пользу вашей эффективности как коуча.

Часто на этой стадии мы переходим к вопросу 4, поскольку это помогает нам прояснить картину и развить микровидение в отношении конкретного, измеримого, достижимого результата, определенного по времени.

 

Вопрос 3: «Как можно углубить свою приверженность?»

Третья область вопросов связана с продвижением проекта и тем, как придать ему больше значимости. Насколько вы преданы своей мечте? Как будете развивать план дальше? Как вы можете укрепить или расширить свою приверженность? Как реализовать задуманное? Как уверенно двигаться вперед? Как сделать ваше трансформационное путешествие еще более значимым для себя и для других?

 

Как можно углубить свою приверженность? Варианты вопросов:

● Чему можно обучиться в путешествии к мечте?

● Как можно продвинуться еще дальше?

● Каковы ваши самые глубокие цели в этом стремлении? Почему они важны для вас?

● Что нового вы откроете для себя, достигнув этих результатов? Что изменится в вашей жизни, когда эта цель будет достигнута? Что будет по-другому?

● Как можно сделать это путешествие еще более осмысленным для себя и для других?

● Видите ли вы результаты более высокого уровня и связаны ли они с углублением вашей приверженности? Какими они могут быть?

 

Вопросы, которые могут быть заданы в этой связи: «Какие элементы могут помочь легко и свободно реализовать запланированное?», «Каким образом можно завершить этапы проекта с наиболее эффективным результатом?», «Как вы будете преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на вашем пути?», «Какие препятствия могут возникнуть и можно ли преодолеть их заблаговременно?».

Планируя путь к цели, стоит учесть, что начальный план может не сработать, и стоит быть к этому готовым. Необходимо настроиться на результат и осознавать свою приверженность ему, несмотря на трудности, которые могут возникать на пути. Просто надо предусмотреть такой вариант. Это возвращает обратно ко второму вопросу, и вы можете спросить: «Какими другими способами я могу достичь желаемого?»

Визуализируя цель, продумайте альтернативные способы достижения результата. Даже если обстоятельства изменятся, человек, имея ряд запасных путей, будет готов двигаться вперед к изначально поставленной цели. Существует множество дорог, ведущих в избранном направлении. Главное – видеть цель и к ней стремиться. Тогда, даже если вы пойдете в обход, все равно не отклонитесь от генерального курса.

Преодолеть возможные препятствия на определенных участках дороги вовсе не сложно. Попробуйте ответить на вопросы: «Как я могу преодолеть препятствие, которое может появиться на моем пути?», «Как можно обойти препятствие, которое я сам(а) себе создал(а)?» и «Каков мой план действий при непредвиденных обстоятельствах?». Ответы на них помогут вам разработать ряд альтернативных путей.

Иметь под рукой план В особенно полезно в ситуации, когда предполагается, что ваше путешествие будет происходить в активном взаимодействии с окружающей средой и на ваше продвижение будут оказывать влияние внешние факторы. Человек учится проводить детальный анализ движения к поставленной цели, а также последствий выбранного плана действий. Будут ли они благоприятны? Он учится рассматривать более широкий спектр действий. Как это может повлиять на остальные сферы его (ее) жизни? Придется ли ему (ей) чем-либо пожертвовать или что-либо изменить, чтобы достичь поставленной цели? Какие преимущества могут быть получены и какой будет реакция человека на них по достижении результата? Необходимо принять во внимание степень воздействия и испытываемые чувства в процессе достижения поставленной цели.

Здесь мы рассматриваем скрытые вопросы, которые могут выходить или не выходить за рамки личного контроля. То, что обычно останавливает людей, связано с конкретными вопросами взаимоотношений и смежных с ними областей. Подумайте о поведении в определенной ситуации: чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от прежних убеждений, и, следовательно, отношение к самому себе может измениться. Точно так же, если вы искренне хотите достичь желаемых результатов, вы можете изменить свое отношение к другим людям.

Каждый человек индивидуален и требует особенного отношения к себе. Визуализация и первый шаг идут рука об руку. Нам не нужно предвидеть все изгибы дороги, по которой мы идем, а всего лишь необходимо осознать, что дорога существует, она доступна и ее можно пройти с наибольшей эффективностью. Тогда начнем!

Это означает, что на базовом уровне вы понимаете, что способны сделать всё. Вам только следует понять, что удастся достичь пункта назначения. Именно в этом заключается сила регулярной визуализации конечного результата и ожидание того, что вы найдете дорогу с помощью вашей внутренней системы «спутниковой навигации».

Удерживайте визуальную картину в памяти и старайтесь испытывать такие чувства, словно вы уже достигли цели, и вы будете удивлены и поражены тем, что начнет происходить в вашей жизни.

 

Формула «Н + В = М»: Намерение + Внимание = Мастерство

 

Давайте разберем эту формулу подробнее. Намерение представляет собой определенные планы на будущее. Ваши намерения включают в себя то, что вы хотите предпринять для себя и окружающих вас людей. Это создание представления о вашем благополучном будущем, которое необходимо почувствовать каждой клеточкой своего тела.

Внимание определяется за одну секунду. Вы знаете, какие внутренние процессы вам свойственны, в полной мере видите, слышите и чувствуете мир. Вы ощущаете богатство и красоту настоящего момента.

Намерение и внимание должны быть неразрывно связаны друг с другом, чтобы впоследствии создать благоприятные условия для совершенствования.

Когда вы обращаете внимание на вдохновляющие вас мысли и чувства и действуете в соответствии с тщательно обдуманными намерениями, вы обязательно преуспеете в том, чего хотите достичь.

 

Вопрос 4: «Как вы узнаете, что достигли желаемого результата?»

Этот вопрос играет особую роль, поскольку он акцентирует внимание человека на анализе действий до самого конца пути, вплоть до преодоления финишной черты – когда он добился желаемого и осознает этот факт. Спросите клиента: «Представьте, что вы этого уже достигли. Что вы в результате получили?» Такая постановка вопроса заставит человека задуматься, какие факторы очевидно укажут на то, что цель достигнута.

 

Как вы узнаете, что достигли желаемого результата? Варианты вопросов:

● Как вы поймете, когда цель будет полностью достигнута?

● Какие из сигналов помогут вам определить, что цель достигнута?

● Когда вы сможете уверенно сказать, что проект полностью завершен?

● Как вы узнаете о том, что поставленная цель достигнута?

● Как вы узнаете о том, что работа завершена?

 

Внимательное изучение очевидных признаков, доказывающих, что цель уже достигнута, исключает недостаток ясности, связанный с поставленной целью. Получив результаты, вы также познаете глубинную ценность своей цели. К каким эмоциям человек стремится в своей жизни?

Например, если он хочет иметь больше денег, каким образом он узнает, что наконец-то получил, чего хотел? Если поставленная им цель звучала как «иметь больше денег», и ему вдруг вручили дополнительные 20 долларов, была ли при этом его цель достигнута? Осуществил ли он свои скрытые намерения?

Если человек стремится, чтобы в его жизни было «еще больше любви», что подскажет ему, что он достиг результата? Объятия, свидание, открытка по электронной почте, минутные ощущения, устойчивое чувство, предложение сыграть свадьбу?

Четвертый вопрос открывает нам широкий спектр изучения нашей визуальной картины и плана предпринимаемых действий (рис. 8.2).

 

Рис. 8.2. Четыре вопроса планирования в модели квадранта

 

Эффективное использование ключевых вопросов планирования сродни танцу, в котором партнеры – это ваше умение налаживать взаимопонимание и задавать контрактные вопросы (см. главу 7), а также способность использовать рамку результата (подробно описано в главе 9). Четыре перечисленные области вопросов лежат в основе коучингового подхода. Они тесно переплетены между собой и позволяют поддерживать ваших клиентов на пути к успеху.

Вы можете сравнить обучение коучингу с обучением вождению. Сначала вам необходимо включить зажигание, разогреть двигатель и двигаться, не сбавляя скорости и эффективно поддерживая взаимопонимание. В самом начале надо четко определить цель с помощью контрактных вопросов, чтобы понимать, куда двигаться. Мы хотим вести нашу машину с удовольствием в направлении своей мечты. (А приходилось ли вам когда-нибудь приехать туда, где вам не хотелось бы оказываться?)

 

 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.011 с.)