Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мэрилин Аткинсон Рае Т. Чойс↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мэрилин Аткинсон Рае Т. Чойс Достижение целей: Пошаговая система
Трансформационный коучинг. Наука и искусство –
Текст предоставлен правообладателем. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5019927 «Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система»: Альпина Паблишер; Москва; 2013 ISBN 978-5-9614-4317-2 Аннотация
Цель коучинга состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть его внутренний потенциал, определить свои главные ценности и видение цели в жизни. Трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы вместо того, чтобы говорить им, что делать. Мэрилин Аткинсон – создатель собственной системы коучинга, основанного на поиске решения, – рассказывает о том, как создать взаимопонимание и правильный настрой во время беседы, как освоить навыки слушания, как задавать открытые вопросы и правильно интерпретировать реакцию собеседника, как овладеть искусством концентрации.
Мэрилин Аткинсон, при участии Рае Т. Чойс Достижение целей: Пошаговая система
Перевод Международный Эриксоновский Университет Коучинга Редактор Мария Брандес Научный редактор Татьяна Андриевская Менеджер проекта С. Турко Корректор Е. Аксёнова Компьютерная верстка К. Свищёв Дизайн обложки И. Раскин Арт-директор С. Тимонов
© Exalon Publishing, LTD, 2007 © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013 © Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Введение
Цель книги
Мы, коучи Международного Эриксоновского Университета – Мэрилин Аткинсон и Рае Т. Чойс, с гордостью представляем вам вторую книгу серии «Трансформационный коучинг: Наука и искусство». Ее появления ждали многие, поскольку она подробно разъясняет, «что и как необходимо делать» для проведения эффективного коучинга и трансформационной коммуникации. Первая книга, которая называется «Мастерство жизни: Внутренняя динамика развития», предлагает взглянуть на коучинг как на инструмент развития человека. В ней предложен ряд упражнений и примеров процессов, которые демонстрируют значимость коучинга для людей в XXI в. В книге рассматривается связь между разумом и мозгом и природа интегративного мышления. Такой подход нацелен на то, чтобы с помощью коучинга можно было бы достигать этой интеграции. Также книга описывает четыре этапа реализации любого жизненного проекта и показывает, как на каждом из них успешно побеждать свои привычки-гремлины. «Мастерство жизни» учит пониманию макроэлементов формирования видения и цели благодаря коучингу. Вторая книга предлагает возможность на практике развивать навыки коучинга с помощью «коучинговой стрелы». Эта метафора служит для объяснения и детализации разговора с профессиональным коучем. Так же, как «ромб» (квадрант, иллюстрирующий четыре стадии любого проекта, – см. «Мастерство жизни: Внутренняя динамика развития») помогал понять суть макроэлементов, «стрела» во второй книге покажет читателю, как детализировать и выстраивать порядок микроэлементов коучинговой сессии. Если следовать «стреле», то откроется дорога, которая проведет читателя через содержание этой книги и раскроет суть эффективной коучинговой беседы. Таким образом, «ромб» и «стрела» задают основные системы координат коучинга, и коуч сможет создать общее представление о том, как наилучшим образом спланировать коммуникацию и каждый следующий шаг сессии. Несмотря на подробное описание, концепция «стрелы» является только введением в описание базовой структуры коучинговой сессии. Любой разговор уникален, так как коуч вдохновляет каждого человека своим особенным способом. Коучи, ориентированные на поиск решения, используют целую комбинацию приемов и инструментов (трансформационные подходы, развивающие вдохновение через изучение природы мышления, пошаговые техники вопросов, помогающие человеку стремительно двигаться к самому важному выбору или открытию). Описанию этих методик и посвящена книга «Достижение целей: Пошаговая система». Кроме того, в «Пошаговой системе» вы найдете схемы и описание реальных коучинговых сессий. Изучение инструментов коучинга увлечет вас в самое сердце мыслительного процесса. Вы научитесь правильно формулировать вопросы и понимать разницу между разговорами о пути к цели длиной в 50 000 и в 500 шагов. На первый взгляд это может показаться легким занятием, но практика показывает, что все не так просто. Книга откроет для вас около 10 % коучинговых инструментов, которые можно освоить благодаря обучающей программе Международного Эриксоновского Университета «Наука и искусство коучинга». Но даже эти 10 % имеют под собой мощную практическую базу и являются важной составляющей процесса развития истинного мастерства. Наша первая цель – развитие вашей мотивации к постоянному изучению теории и практики коучинга и выполнению соответствующих упражнений. Мы познакомим вас с ключевыми особенностями трансформационных коммуникаций, чтобы вы могли составить общее представление о них, а также почувствовать первый вкус трансформационных изменений и применения элементов коучинга во всех сферах жизни. Предупреждаем: некоторые студенты так полюбили уже сам этот «вкус», что готовы участвовать в первой же доступной программе «Наука и искусство коучинга». Поняв однажды суть этой работы, люди осознают, что намного эффективнее обучаться трансформационному коучингу на практике, нежели читать о нем или говорить. Вторая цель нашей пошаговой практики – вовлечение читателя в увлекательное интерактивное путешествие, которое поможет открыть связь между основными элементами во всех системах трансформационного развития. Принимайте участие в индивидуальной практике и практике в парах, и вы начнете развивать базовую систему коучинговых принципов, корни которой будут уходить в одни из самых популярных сегодня коммуникационных и близких им теорий. Используйте предложенные нами инструменты в процессе обучения коучингу, и вы обогатите свое отношение к окружающему миру за счет собственных внутренних ресурсов. Когда вы закончите читать эту книгу, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы, наши коллеги и выпускники Эриксоновского Университета, называем самым важным набором жизненных навыков. Именно они – мы верим в это – позволяют познать истину комплексных перемен, которые ведут наш мир к лучшему, меняя его с каждым разговором.
Глава 1 История Милтона и Джорджа
Будучи молодым психиатром, Милтон Эриксон практиковался в больницах для душевнобольных. Он описал случай одного своего пациента по имени Джордж. Тот говорил «словесной окрошкой», обрывочными фразами и беспорядочной смесью существительных и глаголов. Милтон встретил Джорджа в первый день своей работы в Ворчестерской психиатрической больнице в Нью-Йорке в конце 1920-х гг. Того подобрали пять лет назад, когда он бесцельно бродил по дороге. Никто не знал его фамилии и его истории, потому что говорил он совершенно невнятно. Выяснить смогли только имя. На первой встрече с Джорджем Милтон был озадачен. Когда он в первый раз делал обход палаты, этот пациент неожиданно подскочил к нему и около двух минут говорил «словесной окрошкой» очень возбужденным тоном голоса. Медсестры объяснили, что он делал это только тогда, когда в палату приходил новый человек. Милтон выслушал его с интересом, а затем вернулся с секретаршей-стенографисткой. Она записала слова Джорджа. Затем Эриксон несколько недель сам учился говорить такой же «словесной окрошкой». У него возникла идея, для реализации которой нужна была тренировка и упорство. Когда Милтон хорошо подготовился, он снова пришел в палату к Джорджу. Тот вскочил, подбежал к нему и возбужденно произнес три предложения «словесной окрошкой». Милтон в ответ так же возбужденно произнес три предложения таким же образом. Джордж был видимо поражен. Он сел на скамейку и с интересом посмотрел на доктора. Эриксон присел рядом. Джордж десять минут думал, а потом встал и начал расхаживать взад и вперед возле Милтона, методично излагая что-то в своей привычной манере. Он как будто рассказывал какую-то историю. Высказавшись, больной сел на скамейку. Милтон встал и десять минут расхаживал взад и вперед, точно так же говоря что-то Джорджу «словесной окрошкой». Потом тоже сел на скамейку. Еще через пятнадцать минут начался новый раунд. Джордж встал и, бурно жестикулируя, начал страстный монолог, который продолжался полчаса. На этот раз он, похоже, высказывал Милтону свои сокровенные чувства и мысли о жизни: иногда говорил грустно, иногда сердито, а иногда возбужденно. Эриксон внимательно слушал, и когда настала его очередь, он говорил столько же времени. Весь диапазон эмоций отражался в его голосе, подобно тому, как звучит оркестр. Закончив монолог, он сел. Джордж, который все это время спокойно сидел на скамейке, глядя на доктора, с пониманием кивнул. Теперь они нашли полное взаимопонимание. Джордж был заметно тронут и также расслаблен. «Доктор, давайте говорить разумно», – сказал Джордж. «Ладно, – ответил Милтон. – Скажите, как вас зовут?» Джордж выдал два предложения «словесной окрошкой» и назвал свою фамилию. Милтон ответил так же и потом спросил: «Откуда вы?» За полчаса Милтон Эриксон узнал всю историю Джорджа. В течение нескольких месяцев после этого пациент изменился. Сначала он разговаривал только с Милтоном, но постепенно начал общаться и с другими людьми, проявлять ответственность и делать кое-какую работу в больнице. Вскоре он стал работать на территории больницы. Милтон навел справки и узнал, что родственники Джорджа умерли и что он недавно унаследовал небольшую ферму. Через одиннадцать месяцев после первого разговора с Эриксоном Джордж смог вернуться на свою ферму. Он прожил там всю оставшуюся жизнь и в течение сорока лет присылал Милтону открытки. Его сообщения были короткими: «этой зимой сделал новую крышу в хлеву», «родилось 15 ягнят, все здоровы». Потом шла его подпись и два предложения «словесной окрошкой».
Глава 2 «Звук» внимательного слушания
Можешь ли ты услышать порыв моей души, когда я кричу от боли? Можешь ли ты познать мое стремление, когда я сгораю от стыда? Можешь ли ты, услышав мою историю, раздвинуть занавес? Можешь ли ты увидеть, где я прячусь, и устроить праздник моему сердцу? Можешь ли ты заметить, что, когда мне трудно, я завожу старую песню? И при этом встать на мою сторону и позвать меня домой? Неизвестный
Форма слушания
Метафора танца подходит и к характеристике ведения трансформационной беседы – это танец слушания и вопросов. Исполняя его, вы помогаете своему партнеру тем, что обнаруживаете, какие элементы вашего танца способствуют его развитию и делают ваше общение действительно трансформационным. Например, вы можете слушать для того, чтобы понять, что нужно человеку прямо сейчас для его развития, и можете задавать ему открытые вопросы о его видении или мечтах. Вам также следует найти в себе ценности, совпадающие с системой ценностей собеседника, создать атмосферу теплого заинтересованного слушания. Все это формирует своего рода форму – форму слушания. Возможности, которые открывает продуктивная беседа, станут постепенно заполнять эту форму содержанием – вдохновляющим диалогом. В разговоре коуч стремится услышать, в какой возможности его клиент нуждается прямо сейчас, и отметить ее появление. Вы приглашаете человека открыть путь решению или проекту, а затем прислушиваться к все более очевидным сигналам его развития. В саду нашего разума ответы появляются как ростки из семян убежденности. Ваши вопросы для них подобны воде, а внимательное сосредоточенное слушание – теплым лучам солнца. В таких условиях ваши собеседники растут и расцветают, как прекрасные цветы. В этой среде они возрождаются со своими мечтами. Это и есть горизонт слушания. Вам становится интересно узнать, как видение будет продолжать расти и требовать открытия новых тайн. Развитие видения порождает новые идеи. А интерес постоянно подогревает страсть к развитию. И вот вы вслушиваетесь в победные звуки успешного завершения дела – и это восхитительно. То, как вы слушаете, влияет на все аспекты сказанного и сделанного.
Упражнение «Большие уши»
Это упражнение предполагает три разных варианта беседы, которые вы можете осуществить, в течение, скажем, половины дня, позвонив трем друзьям или родственникам. Представьте себе, что у вас есть комод с вещами, где среди прочего (рубашек, носков, перчаток) лежат три пары ушей разного размера. Вы можете легко одевать их и снимать, как меховые наушники, например. Попытайтесь представить, что вы снимаете свои уши и рассматриваете их. Теперь возьмите в руки первую пару ушей из комода. Это маленькие ушки, поменьше, чем ваши обычные. Вторые – чуть больше, а третьи – огромные уши с большими антеннами. Визуализируйте эти пары ушей, как будто вы их действительно трогаете и рассматриваете. Можете представить, что это особая деталь вашего костюма. Одевая каждую из пар, вы естественно и легко оказываетесь на разных уровнях слушания: первом (содержание), втором (структура и процесс) и третьем (глобальном). Вы всегда можете сами выбрать, какую пару надеть. Возьмите сначала маленькие уши и наденьте их. Это будет слушание первого уровня. Позвоните кому-нибудь, кому вы обычно просто по-приятельски звоните. Спросите, как у него дела, и отвечайте в своей привычной автоматической манере первого уровня. После звонка запишите то, что вы поняли о качестве этих ушей. Затем позвоните двум другим людям, одев по очереди уши второго и третьего уровней. Заранее сознательно примите характеристики каждого из уровней. Запишите, какие различия вы заметили в разговорах, концентрируясь на процессе и глубинном слушании. Это упражнение является инструментом, с помощью которого вы можете сознательно выбирать уровни слушания. Определяйте глубину слушания перед каждой коучинговой сессией, выбирайте «уши», которые лучше подходят вашему клиенту и принимайтесь за работу!
Глава 3 Радио России
В 1989 г., после введения гласности, когда я только начинала вести семинары в России, мне часто приходилось останавливаться в санаториях, которые находились вдали от больших городов. Когда я приходила в свою комнату, меня обычно приветствовала громкая музыка из настенного радиоприемника (телевизоров в номерах там тогда не было). Все эти санатории и радио были очень похожи. Первое, что я делала после того, как входила и ставила на пол чемоданы, – добиралась до приемника и выключала его. Это было небольшое устройство, встроенное в стену, и на нем была только одна ручка регулятора уровня громкости. И даже когда этот регулятор был повернут до упора, приемник продолжал издавать тихий звук. В полночь Радио России выключалось, но в шесть утра снова начинало жужжать. Обычно в то время, когда я занималась утренней медитацией или готовилась к предстоящей работе на тренинге, неожиданно начинался скрипучий шепот. Шорохи этого тихого голоска наполняли комнату в перерывах между занятиями; они постоянно напоминали мне о том, где я нахожусь.
Вопросы: самый легкий путь к самопознанию и открытию потенциала
Подумайте еще раз о том, что одним из ключей к хорошей жизни является умение задавать хорошие вопросы. Сравним их с радиоприемником, который можно настроить на такие станции, которые будут лучше всего соответствовать нашему внутреннему росту и реализации наших целей. Некоторые люди говорят, что вопросы – это и есть ответы. Правильные вопросы способны вывести ваших собеседников из запутанных ситуаций и нейтрализуют оглушающие внутренние голоса их старых привычек, приводя людей к ощущению своей компетентности. И тогда становится возможным услышать как внешнее выражение своей истины, так и открыть истину внутреннюю. В коучинге мы исследуем силу глубоких вопросов, вместо того чтобы полагаться на предположения, суждения или советы. Давайте превратим это в принцип коучинга: трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы, вместо того чтобы говорить им, что делать. Когда вы говорите кому-то, что ему нужно сделать, вы параллельно передаете сообщение: «Я знаю больше, чем ты. Тебе нужна моя помощь. Я являюсь экспертом в твоей жизни».
Трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы, вместо того чтобы говорить им, что делать.
Часто будущие коучи говорят: «Нет, я не думаю, что знаю больше, чем мой клиент. Я просто даю ему полезный совет». Подумайте об этом. Так ли оно в действительности? Каждый раз, когда вы даете совет, то полагаете, что человек не имеет всех ресурсов, необходимых для осуществления успешного выбора. Заметьте, что в этой фразе заключается предположение о том, что человек сам не сможет сделать лучший выбор. Поэтому (сознательно или бессознательно) вы предполагаете, что знаете больше, чем он. Любое скрытое или открытое указание, предположение или предложение помощи или совета контролирует поток мыслей в разговоре и, скорее всего, приведет к тому, что человек перестанет слушать свой внутренний голос. Это может также раздражать клиента и вызывать у него защитную реакцию, оправдания и ненужные объяснения. Смысл глубоких вопросов состоит в том, чтобы человек начал внимательно слушать не только то, что он произносит вслух, но и свой внутренний голос и пришел к выводу, что он является достаточно компетентным, чтобы самостоятельно найти лучшее решение. Задача заключается в том, чтобы помочь человеку выработать навык задавать вопросы самому себе, пока это не станет для него естественной привычкой внутреннего и внешнего лидерства. Поставьте себя на место человека, которому кто-то говорит, что делать. Как вы будете на это реагировать? Получая советы от других людей, мы обычно реагируем двумя путями: принимаем этот совет или находим способ его отвергнуть. Если, находясь в роли коуча, мы увлекаемся советами, то получаем именно такой результат. Когда люди мысленно говорят вам «нет» и отвергают то, что вы говорите, они также не придают ценности вашему сообщению. Если они мысленно скажут вам «да» и последуют вашим указаниям, то возложат на вас ответственность за свой успех (похвала) или за его отсутствие (вина). Например, когда люди действуют в соответствии с вашими советами и у них ничего не получается, они, скорее всего, будут показывать на вас пальцем и снимут с себя ответственность за выбор. «Мария понятия не имеет, о чем говорит. Я сам никогда не сделал бы того, что она мне посоветовала». Если же из ваших советов что-то получится, они все равно будут показывать на вас пальцем и скажут: «Мария такая умная. Что бы я делал без ее советов!» Но когда вы задаете сильные вопросы, направленные на внутренний поиск, вы помогаете людям получить доступ к собственному внутреннему знанию. Они начинают полностью доверять себе в том, что сами могут найти лучшее решение. Тогда они берут на себя полную ответственность за свою жизнь. Сила открытых вопросов настолько важна, что мы посвятили ей целую главу (глава 4). Мы исследуем разные типы вопросов и техник: от метода «китайское меню» до шкалирующих вопросов.
Пример сильных вопросов: работа со шкалой для создания мотивации
Вопросы по шкале – это замечательная коучинговая технология и яркий пример того, как создавать сильные вопросы. Эффективное использование вопросов по шкалам может придать импульс стремлению к цели и прояснить видение вашего клиента, когда он размышляет о неком жизненном проекте. Продвижение по шкале можно легко наблюдать и даже, для удобства, схематично представлять; это помогает достижению множественных результатов и осуществлению детального планирования. Такие вопросы коуча поддерживают клиентов в ясном понимании того, где они находятся в данный момент и куда хотят попасть в любое указанное время. Работа со шкалой – эффективный метод, который ставит своеобразные вехи для клиента и помогает ему отмечать прогресс в вашей беседе или по мере прохождения этапов своего проекта. С помощью шкалы мы учимся «двигать бегунок» и наглядно определять уровень наших способностей. Когда мы видим, как продвигаемся по шкале, то получаем удовлетворение от правильно принятых решений на каждом этапе. Шкалы также дают нам возможность, так сказать, количественно измерить собственное развитие. Это помогает превращать ценности в навыки.
Типы вопросов в соответствии со шкалой Какие вопросы мы обычно задаем по шкалам в коучинге? Вводные фразы часто бывают похожими, как в нижеприведенном примере. Представьте шкалу от 1 до 10, где 1 – это минимальная удовлетворенность от проекта, а 10 – полная удовлетворенность. Посмотрите, где вы находитесь в данный момент. На какую отметку вы себя поместили бы сейчас?
После такого введения, мы обращаемся к основной теме нашего разговора. Есть несколько видов полезных исследований, и некоторые из наиболее часто используемых кратко перечислены ниже. Мы смотрим на начало, середину и конец и хотим увидеть, что означает для нас текущий уровень в смысле роста, какой следующий этап нас ожидает, какие могут быть оптимальные изменения и какие отметки на шкале поставят нам сторонние наблюдатели в тех же областях. Мы смотрим на прошлое, настоящее и будущее. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Действия ● Какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти на вашей шкале с отметки 5 на 6? ● Что вам предложили бы сделать ваши коллеги / руководители проектов / члены команды, чтобы перейти с отметки 5 на 6? ● Что вы станете делать по-другому, когда на шкале перейдете от 6 к 7? От 7 к 8? Или даже к 9? И что еще? ● Что нового заметят в ваших действиях ваши коллеги / руководители проектов / члены команды, когда вы достигнете отметки 9? Как окружающие вас люди узнают о том, что вы уже на 9? А еще как?
Приверженность ● Насколько вы привержены тому, чтобы довести это до конца по шкале от 1 до 10? ● Как оценили бы вашу приверженность достижению этого результата ваши коллеги / руководители проектов / члены команды? ● Представьте на минуту, что ваша приверженность достигла отметки 10. Что именно вы теперь делаете по-другому? ● Как окружающие вас люди узнают, что ваша приверженность находится на уровне 10? Как еще они об этом узнают?
Уверенность ● Как вы оцениваете шансы на успех этого проекта (или другого предприятия)? Сравните их на шкале. ● Согласно вашей внутренней шкале от 1 до 10, насколько вы уверены, что сможете подняться на одну ступеньку, чтобы справиться с этой задачей? ● Что вы можете сделать сейчас, чтобы ваша уверенность увеличилась на единицу на вашей шкале? ● Что дает вам сейчас уверенность и надежду, что вы действительно достигнете уровня 10? ● Как окружающие вас люди увидят вашу уверенность?
Эффективность результатов ● Представьте, что прошло уже три месяца и вы достигли отметки 9; как вы узнаете, что находитесь на этом уровне? Что такого вы видите, слышите и чувствуете, что доказывает, что вы находитесь на этой отметке? ● Насколько вы удовлетворены этими результатами? Покажите мне, пожалуйста, на шкале от 1 до 10. ● Насколько вам комфортно на этом уровне эффективности на шкале от 1 до 10? ● Как оценят этот результат на шкале ваши коллеги / руководители проектов / члены команды? ● Что скажут другие люди о тех основных вещах, которые вы делаете сейчас и которые вам определенно следует продолжать делать? ● Куда вы поместите каждый из этих примеров на собственной шкале? ● Что нового будет в вашем проекте, когда вы сможете стабильно находиться на отметке 8 так, как вам это нужно? Что вы будете тогда делать по-другому?
Мотивация ● Как вы оцените по шкале от 1 до 10, каков будет через шесть месяцев ваш уровень удовлетворенности этим проектом? ● Насколько сильно вы хотите изменить эту ситуацию (коммуникацию, проект, отдел, точку зрения делового сообщества и т. д.)? ● На что еще и на кого еще повлияет то, что вы делаете, когда действительно достигнете этой отметки на вашей шкале? ● Насколько вы рады действовать на уровне 5? Что еще может усилить вашу радость? ● Что вы могли бы делать, чтобы перейти еще на один маленький шаг на вашей шкале? Что вы могли бы делать по-другому? ● Отметьте на шкале уровень важности, который соответствует этому проекту по вашим ощущениям. ● Глядя назад с уровня 10, скажите, что помогло вам мотивировать себя для достижения этой отметки? Какие навыки вы у себя создали, которые помогли вам дойти до отметки 10? Каковы были некоторые из лучших шагов, благодаря которым вы дошли до этой отметки?
Удовлетворение ● Интересно, что такого недавно произошло, что помогло вам пройти еще дальше в желаемом направлении по вашей шкале? ● Что такого произошло в вашем развитии этого проекта, что вы продвинулись еще немного в том направлении, которое вам нужно сейчас? ● Какие это были примеры на шкале удовлетворенности? ● Что вы делали в тех примерах, где поставили себе более высокие оценки на шкале, чего вы не делали в тех примерах, где оценки были ниже? А что еще? ● Что именно вы можете начать делать по-другому, когда будете находиться на желаемой точке на вашей шкале? И что еще? ● После этого разговора, какой будет первый знак того, что вы уже начали делать следующий шаг к его свершению? ● Насколько вы довольны результатом, которого уже достигли? Где на вашей шкале удовлетворения вы сейчас находитесь благодаря ему?
Обратите внимание на разнообразие и силу этих вопросов, которые помогают добраться до важной информации в форме озарения. В коучинговом разговоре можно оценить на шкале очень многие вещи. Рассмотрите следующие упражнения, чтобы получить больше примеров работы со шкалой от 1 до 10 (где 1 – нижняя отметка, а 10 – высшая).
Глава 4 Эйнштейн на веранде
Однажды Эйнштейну позвонил журналист из научного издания и попросил его об интервью для специальной статьи «Великие вопросы, которые задают великие ученые». Тот согласился, и журналист приехал к нему домой на самом закате дня. Он застал ученого сидящим на веранде в кресле-качалке, курящим старую трубку и любующимся закатом. «Я хочу задать вам только один вопрос, доктор Эйнштейн» – волнуясь и теребя в руках блокнот, сказал молодой подающий надежды журналист. – Это главное, о чем мы спрашиваем всех ученых, согласившихся с нами побеседовать. Вопрос такой: “Какой самый главный вопрос может задать ученый?”» В глазах Эйнштейна появился огонек. Он потянулся в своем кресле и задумался. Думал целых десять минут. «Это прекрасный вопрос, молодой человек, и он заслуживает серьезного ответа», – сказал он наконец. Потом стал медленно раскачиваться в кресле и дымить своей трубкой. Он долго молчал, глубоко погрузившись в размышления, пока журналист терпеливо ожидал озвучивания какой-то важной математической формулы или положений квантовой теории. Но вместо этого он получил вопрос, который впоследствии заставил весь мир глубоко задуматься. «Молодой человек, – сказал Эйнштейн очень серьезно. – Самый важный вопрос, который может задать человек, – это вопрос о том, является ли Вселенная дружественной сферой?» «Что вы имеете в виду? – спросил журналист. – Как это может быть самым главным вопросом?» Эйнштейн ответил многозначительно: «Потому что ответ на этот вопрос определяет то, что мы будем делать со своей жизнью. Если Вселенная является дружественной сферой, то мы проведем свою жизнь, строя мосты. В противном случае люди будут тратить все свое время на то, чтобы строить стены. Решать нам».
Этот пример отлично иллюстрирует силу открытых вопросов. Данный подход демонстрирует, как сильный вопрос может выводить людей за пределы старых привычек мышления к соединению разума и сердца, к связи со своими ценностями и видением.
Природа великих вопросов
Мы сразу слышим свой внутренний ответ, когда нам задают великий вопрос: в нашей нервной системе начинают выделяться эндорфины, к нам приходят вспышки идей, нам становится интересно, мы начинаем думать на другом уровне. Вопрос отправляет нас в поиск, а поиск ведет на новые территории, уникальные и полезные. У каждого из нас есть эта способность расширять сознание, глубоко думать о том, что является для нас по-настоящему значимым. Не все вопросы этому способствуют. В предыдущей главе мы рассматривали причины этого феномена – человек может иметь скрытой целью научить нас, оценить, направить. Вопросы могут быть адресованы в прошлое, где нас просили давать объяснения, оправдывать свои действия или выбор, разъяснять наши мысли и результаты. Такие вопросы часто заводят нас в тупик. Или это может быть простой вопрос из серии «почему-потому», который направляет наши мысли в прошлое или к конкретным действиям, требующим отклика прямо сейчас, как, например: «Можете передать соль?» Глубокие вопросы имеют определенную структуру, которую вы можете научиться использовать. Люди, пишущие книги о великих вопросах, дадут вам их целые списки, и, конечно, в этой книге мы тоже это сделаем. Но перечислить глубокие вопросы означает просто дать намеки, которые могут быть полезными или не полезными, в зависимости от множественных уникальных ситуаций коучинговых разговоров. В этой книге мы стремимся дать вам нечто большее, чем просто набор интересных вопросов. Наша цель – научить вас стратегии построения вопросов через открытое слушание и открытость самих вопросов, чтобы вы умели так задавать их, чтобы оказать реальную поддержку клиенту в достижении результатов. Открытость – это фактически внутреннее отношение. У нас может быть открытый подход к процессам визуализации и озарения. Мы можем даже использовать открытый, уважительный тон голоса. Понимание идеи открытости повышает силу коучинга, ориентированного на поиск решения.
Понимание идеи открытости повышает силу коучинга, ориентированного на поиск решения
Природа великих вопросов, инициирующих настоящий поток исканий, состоит в том, чтобы понять их структуру, которая увлекает нас и заставляет глубоко задуматься. Мы находим собственные ответы в отношении содержания нашей жизни. Это помогает нам структурировать наше внутреннее знание, и тогда мы можем придавать своему существованию смысл и двигаться вперед к тому, чтобы каждый день жить с позиции глубинных ценностей. Великие вопросы направляют нас к определению нашей истинной цели и самого плодотворного будущего.
Сила открытых вопросов
В продолжение нашего исследования важно рассмотреть структуру открытых вопросов. Особенно полезно научиться делать любой вопрос настолько открытым, чтобы он начал стимулировать поток идей. Это похоже на то, как вы открываете водопроводный кран. Вы можете открутить его чуть-чуть, чтобы вода лишь капала, а можете повернуть на полную, и ударит сильная струя. Темой данной главы являются вопросы, открывающие кран. Сила открытых вопросов состоит в том, что они создают состояния потока, наблюдая за которым мы постоянно отмечаем, какие подходы делают вещи более понятными. Другими словами, каждый может систематически видеть разницу между вопросами, энергично продвигающими поиск, и вопросами, которые этого не делают. Соединение с ценностями и видением – это наука. Ориентированный на решение коучинг – есть поиск «шлюзов», открывающих целенаправленное творческое мышление. Выполнение упражнений из данной главы быстро научит вас эффективному коучингу. Всего лишь через три недели практики вы станете мастером открытых вопросов. Вы увидите, как с легкостью сможете отмечать на шкале уровень эффективности любого задаваемого вами вопроса.
Открытые и закрытые вопросы
В предыдущей главе мы говорили, что советы часто даются человеку на основании уверенности в том, что он не имеет целостности, способностей и ресурсов. Указания обычно используются, чтобы поправить его в чем-то; при этом советчик не признает принцип Эриксона: любой человек уже в порядке. А это не сможет помочь тому, кому советуют, в долгосрочной перспективе. И напротив, открытые вопросы стимулируют поиск, ресурсы и глубинное мышление. Они открывают двери к внутреннему обучению. Еще важно то, что эффективные открытые вопросы дают человеку возможность преодолеть старых гремлинов или страхи (особенно страх мечтать), а также любые ограничивающие убеждения о жизни и о себе. Они позволяют людям приходить к озарениям и находить осмысленные решения. Этот подход поддерживает человека в его постоянном развитии. Закрытый вопрос требует в ответ сказать только «да/нет» или «это/то»; он лишает разговор перспективы. Открытые вопросы направляют человека к глубинному размышлению и требуют иного уровня мышления, чем те, что предполагают однозначный ответ «да/нет». Открытые вопросы помогают людям расслабиться, взглянуть внутрь себя, прислушаться к себе и получить ясность в отношении собственной перспективы. Они уводят клиента от ограничивающих ловушек мышления в рамках «или/или», в рамках суждений и ограничений; и тогда люди начинают делиться своими глубинными убеждениями и находят творческие идеи, которые включают у них потребность в обучении и вдохновение. Открытые вопросы часто согревают сердце. Они пробуждают состояние вдохновения, озарения, увлеченности и действия, вместо того чтобы фокусировать внимание на трудностях из прошлого. При использовании концентрации на будущем открытые вопросы способны обозначить яркие образы того, что по-настоящему нужно человеку и помочь ему сформировать качественно новое видение. Такими вопросами коуч демонстрирует уважение к клиенту, потому что говорит, исходя из ожидания, что тот способен сам найти свои ответы. Этот тип поддержки подразумевает, что у клиента уже есть решения, сила и необходимые ресурсы, чтобы действовать в своем мире и понимать его. В этом контексте, в состоянии глубокого уважения и доверия, люди действительно находят собственные ответы.
Интонация открытых вопросов
Сильный открытый вопрос обычно задается легким тоном, так, чтобы помочь клиенту уйти вглубь себя и найти осмысленный ответ. Если, задавая вопрос, вы не проявляете вежливого, доброжелательного интереса, то человек может воспринять его как критику или манипуляцию и стать в защитную позицию, отрицая ценные качества этого вопроса. Интонация является важной частью сообщения, особенно когда вы задаете вопрос, который относится к самой сути предмета. Мягкий поддерживающий тон голоса минимизирует вероятность возникновения защитной реакции. Бессознательный разум клиента должен воспринимать следующее сообщение: «Этот человек хочет меня поддержать и по-настоящему стремится мне помочь. Он думает о достижении
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.02 с.) |