Фокус внимания на будущем: Почему это важно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фокус внимания на будущем: Почему это важно



 

Направленные в прошлое вопросы «почему?» вызывают у людей потребность в оправданиях и встречных обвинениях. Но если направлять эти вопросы в будущее, то они могут быть очень полезны для обнаружения ценностей, определяющих выбор или направление движения.

Давайте рассмотрим, к примеру, такой вопрос: «Почему этот результат важен для вас?» Этот вопрос помогает обнаружить ценность результата.

Если вы попросите собеседника дать больше деталей или описать процесс мышления, лежащий в основе важного решения о будущем, то это будет очень полезно для обретения ясности, понимания и вдохновения. Люди получают вдохновение тогда, когда определяют для себя, что значимо в их видении, когда выявляют ключевые моменты в движении к яркому творческому будущему. Вопросы такого рода показывают уважение к человеку, поскольку в их основе лежит предположение, что он может находить собственные ответы. Такой тип регулярной поддержки говорит без слов: «Я верю, что у тебя есть решение. Я верю, что у тебя есть сила и ресурсы, чтобы действовать самостоятельно в этом мире и найти нужные ответы. С тобой все в порядке». В этом контексте, в состоянии глубокого уважения и веры, люди находят собственные ответы.

 

Сильные вопросы…

● основаны на искренней заботе и желании помочь человеку получить то, чего он хочет;

● звучат ясно и четко (чем меньше слов, тем сильнее вопрос) и сформулированы так, чтобы пробудить внутренний гений;

● задаются теплым тоном голоса, при хорошем взаимопонимании (раппорте), чтобы человек чувствовал, что его уважают, ему верят и о нем заботятся;

● поддерживают радостное обучение, подключая внутренние ресурсы, а не защитные механизмы;

● требуют времени на обдумывание и поэтому часто сопровождаются паузой, следующей за вопросом; молчание также показывает, что вам действительно интересно услышать ответ;

● составлены так, чтобы направлять человека к тому, чего он хочет, вместо того чтобы оглядываться назад и искать оправданий или объяснений;

● поддерживают целостность и соединенность с ценностями;

● создают ясность цели и направление движения;

● дают силу и ясность для принятия решений;

● задействуют разные перспективы восприятия, чтобы дать человеку мудрость для видения большой целостной картины и показать таким образом путь, которым следует двигаться вперед;

● помогают мыслить системно и расширяют охват мышления;

● развивают концентрацию и ясность, ведут к состоянию сильной вовлеченности.

 

Список свойств глубоких вопросов можно продолжить. Если сказать коротко, то сильные вопросы следуют ориентации на рамку результата (см. главу 6) и четырем стадиям любого жизненного проекта – вдохновению, внедрению, интеграции ценностей и завершению (как описано в первой книге из нашей серии «Трансформационный коучинг: Наука и искусство»). Такие вопросы являются сильными, потому что они пробуждают ясность, намерение, ценность, глубинный смысл, осознание, понимание, связь, приверженность и действие внутри человека, а это все помогает сделать правильный выбор.

 

«Мозговой штурм» без указаний: «китайское меню»

 

Вы когда-нибудь наблюдали, как в разгар глубокого разговора люди иногда натыкаются на стену? Какие есть способы найти выход из тупика, когда это происходит? Один из подходов Эриксона к поддержке людей, если они не могут найти выход, состоит в том, чтобы провести «мозговой штурм» в поисках возможных альтернатив с помощью техники под названием «китайское меню». Этот прием дает возможность получить набор вариантов, которые человек может рассмотреть и использовать как отправной пункт для того, чтобы открыть дальнейшее обсуждение и исследовать потенциальные решения. Милтон Эриксон при работе с клиентом часто начинал перечислять разные возможности. Он обычно говорил так: «Некоторые люди на вашем месте могли бы позвонить, сходить туда лично, послать письмо и т. д. А какой подход был бы лучшим для вас, чтобы вы могли получить в этой ситуации то, что вам нужно?»

Идея такого подхода заключается в использовании открытого списка, начатого коучем для того, чтобы сравнивать варианты, придумывать новые, смешивать и совмещать, сравнивать одну возможность с другой, которая будет еще лучше для достижения цели. Метод «китайское меню» состоит не в том, чтобы говорить человеку, что ему делать, а в том, чтобы дать ему ряд возможностей, из которых он сможет выбирать. Короткий «мозговой штурм» является лишь стартом для того, чтобы клиент начал поиск собственных ответов. Коуч при этом не должен ограничиваться результатами такого «мозгового штурма». Его тон должен быть легким и полным заинтересованности. Предложение «китайского меню» – это техника стимулирования творческого поиска.

 

Коучинговый пример

В этом примере результатом занятий с коучем для клиента должно стать появление у последнего идеального спутника жизни. Коуч и клиент беседуют уже в течение десяти минут. Клиент делает паузу, хмурится и выглядит озадаченно, когда коуч спрашивает его о том, как он может начать поиск любимого человека.

 

Клиент: Все не менялось уже столько времени. Я даже и не знаю, как начать.

Коуч: Хорошо, у людей бывают разные способы начать какое-то дело, даже когда все не менялось уже много времени. Иногда можно начать все с начала после «мозгового штурма» и хорошо повеселиться, или пойти в библиотеку и найти там какие-то идеи, или покопаться в Интернете, или вспомнить о том, как Вы раньше знакомились с людьми… Что могло бы Вам подойти?

Клиент (лицо светлеет): А, вот есть идея. Было бы хорошо вступить в какие-то клубы, вроде туристической команды или ораторского клуба.

Коуч (записывает в блокнот, чтобы клиент мог видеть свой список идей): Ну вот, вроде дело пошло. А что еще приходит на ум?

 

Пример сильных вопросов: работа со шкалой для создания мотивации

 

Вопросы по шкале – это замечательная коучинговая технология и яркий пример того, как создавать сильные вопросы. Эффективное использование вопросов по шкалам может придать импульс стремлению к цели и прояснить видение вашего клиента, когда он размышляет о неком жизненном проекте. Продвижение по шкале можно легко наблюдать и даже, для удобства, схематично представлять; это помогает достижению множественных результатов и осуществлению детального планирования.

Такие вопросы коуча поддерживают клиентов в ясном понимании того, где они находятся в данный момент и куда хотят попасть в любое указанное время. Работа со шкалой – эффективный метод, который ставит своеобразные вехи для клиента и помогает ему отмечать прогресс в вашей беседе или по мере прохождения этапов своего проекта. С помощью шкалы мы учимся «двигать бегунок» и наглядно определять уровень наших способностей. Когда мы видим, как продвигаемся по шкале, то получаем удовлетворение от правильно принятых решений на каждом этапе. Шкалы также дают нам возможность, так сказать, количественно измерить собственное развитие. Это помогает превращать ценности в навыки.

 

Типы вопросов в соответствии со шкалой

Какие вопросы мы обычно задаем по шкалам в коучинге? Вводные фразы часто бывают похожими, как в нижеприведенном примере.

Представьте шкалу от 1 до 10, где 1 – это минимальная удовлетворенность от проекта, а 10 – полная удовлетворенность. Посмотрите, где вы находитесь в данный момент. На какую отметку вы себя поместили бы сейчас?

 

 

После такого введения, мы обращаемся к основной теме нашего разговора. Есть несколько видов полезных исследований, и некоторые из наиболее часто используемых кратко перечислены ниже. Мы смотрим на начало, середину и конец и хотим увидеть, что означает для нас текущий уровень в смысле роста, какой следующий этап нас ожидает, какие могут быть оптимальные изменения и какие отметки на шкале поставят нам сторонние наблюдатели в тех же областях. Мы смотрим на прошлое, настоящее и будущее.

Давайте рассмотрим несколько примеров.

 

Действия

● Какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти на вашей шкале с отметки 5 на 6?

● Что вам предложили бы сделать ваши коллеги / руководители проектов / члены команды, чтобы перейти с отметки 5 на 6?

● Что вы станете делать по-другому, когда на шкале перейдете от 6 к 7? От 7 к 8? Или даже к 9? И что еще?

● Что нового заметят в ваших действиях ваши коллеги / руководители проектов / члены команды, когда вы достигнете отметки 9? Как окружающие вас люди узнают о том, что вы уже на 9? А еще как?

 

Приверженность

● Насколько вы привержены тому, чтобы довести это до конца по шкале от 1 до 10?

● Как оценили бы вашу приверженность достижению этого результата ваши коллеги / руководители проектов / члены команды?

● Представьте на минуту, что ваша приверженность достигла отметки 10. Что именно вы теперь делаете по-другому?

● Как окружающие вас люди узнают, что ваша приверженность находится на уровне 10? Как еще они об этом узнают?

 

Уверенность

● Как вы оцениваете шансы на успех этого проекта (или другого предприятия)? Сравните их на шкале.

● Согласно вашей внутренней шкале от 1 до 10, насколько вы уверены, что сможете подняться на одну ступеньку, чтобы справиться с этой задачей?

● Что вы можете сделать сейчас, чтобы ваша уверенность увеличилась на единицу на вашей шкале?

● Что дает вам сейчас уверенность и надежду, что вы действительно достигнете уровня 10?

● Как окружающие вас люди увидят вашу уверенность?

 

Эффективность результатов

● Представьте, что прошло уже три месяца и вы достигли отметки 9; как вы узнаете, что находитесь на этом уровне? Что такого вы видите, слышите и чувствуете, что доказывает, что вы находитесь на этой отметке?

● Насколько вы удовлетворены этими результатами? Покажите мне, пожалуйста, на шкале от 1 до 10.

● Насколько вам комфортно на этом уровне эффективности на шкале от 1 до 10?

● Как оценят этот результат на шкале ваши коллеги / руководители проектов / члены команды?

● Что скажут другие люди о тех основных вещах, которые вы делаете сейчас и которые вам определенно следует продолжать делать?

● Куда вы поместите каждый из этих примеров на собственной шкале?

● Что нового будет в вашем проекте, когда вы сможете стабильно находиться на отметке 8 так, как вам это нужно? Что вы будете тогда делать по-другому?

 

Мотивация

● Как вы оцените по шкале от 1 до 10, каков будет через шесть месяцев ваш уровень удовлетворенности этим проектом?

● Насколько сильно вы хотите изменить эту ситуацию (коммуникацию, проект, отдел, точку зрения делового сообщества и т. д.)?

● На что еще и на кого еще повлияет то, что вы делаете, когда действительно достигнете этой отметки на вашей шкале?

● Насколько вы рады действовать на уровне 5? Что еще может усилить вашу радость?

● Что вы могли бы делать, чтобы перейти еще на один маленький шаг на вашей шкале? Что вы могли бы делать по-другому?

● Отметьте на шкале уровень важности, который соответствует этому проекту по вашим ощущениям.

● Глядя назад с уровня 10, скажите, что помогло вам мотивировать себя для достижения этой отметки? Какие навыки вы у себя создали, которые помогли вам дойти до отметки 10? Каковы были некоторые из лучших шагов, благодаря которым вы дошли до этой отметки?

 

Удовлетворение

● Интересно, что такого недавно произошло, что помогло вам пройти еще дальше в желаемом направлении по вашей шкале?

● Что такого произошло в вашем развитии этого проекта, что вы продвинулись еще немного в том направлении, которое вам нужно сейчас?

● Какие это были примеры на шкале удовлетворенности?

● Что вы делали в тех примерах, где поставили себе более высокие оценки на шкале, чего вы не делали в тех примерах, где оценки были ниже? А что еще?

● Что именно вы можете начать делать по-другому, когда будете находиться на желаемой точке на вашей шкале? И что еще?

● После этого разговора, какой будет первый знак того, что вы уже начали делать следующий шаг к его свершению?

● Насколько вы довольны результатом, которого уже достигли? Где на вашей шкале удовлетворения вы сейчас находитесь благодаря ему?

 

Обратите внимание на разнообразие и силу этих вопросов, которые помогают добраться до важной информации в форме озарения. В коучинговом разговоре можно оценить на шкале очень многие вещи.

Рассмотрите следующие упражнения, чтобы получить больше примеров работы со шкалой от 1 до 10 (где 1 – нижняя отметка, а 10 – высшая).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.03 с.)