Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.

Поиск

ТЕРМИНОЛОГИЯ КАЧЕСТВА

 

АККРЕДИТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. [2].

АККРЕДИТОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию. [2].

АНАЛИЗ КОНТРАКТА – систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности. документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.

2. Анализ контракта может быть повторен на различных стадиях, если это необходимо. [1].

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ – логическое и систематическое исследование отказавшего объекта с целью идентификации и анализа характера возникновения отказов, их причин и последствий. [7].

АНАЛИЗ ПРОЕКТА – документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования, но в любом случае он должен быть осуществлен по завершении процесса. [1].

АНАЛИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ – логическое и систематическое исследование объекта с целью идентификации и анализа вероятностей возникновения причин и последствий потенциальных неисправностей. [7].

АТТЕСТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ – проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям. [2].

БЕЗАВАРИЙНОСТЬ – свойство конструкции изделия не допускать перехода отказов в критические. [10].

БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Безопасность является одним из аспектов качества.

2. Вышеприведенное определение применяется в стандартах на качество. Термин "безопасность" определен в Руководстве ИСО/МЭК 2 [1].

БЕЗОТКАЗНОСТЬ – свойство объекта выполнять требуемую функцию при заданных условиях в течение заданного интервала времени. [7].

БРАК – продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. [13].

БРАКОВКА – окончательное решение о том, что партия продукции или какое-то количество продукции, материалов или услуг не удовлетворяет критериям, основанное на информации, полученной по результатам выборки. [4].

ВЕРОЯТНОСТЬ БЕЗОТКАЗНОСТИ – вероятность того, что объект сможет выполнить требуемую функцию при установленных условиях в течение заданного интервала времени. [4].

ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА – вероятность того, что объект, выполняющий требуемую функцию при установленных условиях, откажет в течение заданного интервала времени. [4].

ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА АБОНЕНТА ОТ УСЛУГИ – вероятность отказа абонента от попытки воспользоваться услугой. [7].

ВЕРОЯТНОСТЬ ОШИБКИ АБОНЕНТА – вероятность ошибки абонента при попытке воспользоваться услугой. [7].

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ – способность объекта быть использованным без модификации вместо другого для выполнения тех же требований.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В зависимости от конкретных условий следует использовать определитель "функциональная взаимозаменяемость" или "размерная взаимозаменяемость".

2. Вышеприведенное определение применяется в стандартах на качество. Термин "взаимозаменяемость" определен в Руководстве ИСО/МЭК 2 [1].

ВНЕЗАПНЫЙ ОТКАЗ – отказ, который невозможно предвидеть при осмотре или профилактическом обслуживании. [11].

ВСЕОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ – подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. "Все члены" означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.

2. Сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенным моментом для успешной реализации приведенного подхода.

При всеобщем руководстве качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления.

4. "Выгоды для общества" подразумевают выполнение требований общества.

5. Total quality management (TQM) (всеобщее руководство качеством) или его составные части иногда называют "total quality" ("всеоб-щее качество"), "CWQC" (company wide quality control) ("управление качеством в масштабах компании") "TQC" (total quality control) ("всеобщее управление качеством") и т.д. [1].

ВТОРИЧНЫЙ ОТКАЗ – отказ изделия, который прямо или косвенно зависит от отказа другого изделия. [11].

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ – контроль материалов или изготовленной продукции при их получении от поставщика, проводимый заказчиком. [4].

ВЫБОРКА – группа изделий (объектов) или экземпляров, которая берется из большого массива или совокупности (множества) и дает информацию, необходимую для оценки характеристики совокупности, или служит основанием для определенного действия по данной совокупности или процессу, в результате которого эта совокупность была получена. [4].

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ – контроль продукции, процессов или услуг с использованием выборок (в отличие от сплошного контроля). [4].

ГРАДАЦИЯ (КЛАСС, СОРТ) – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Градация (класс, сорт) отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функционального использования и затрат.

2. Объект высокого класса (например, гостиница "люкс") может быть неудовлетворительного качества и наоборот.

3. Когда класс обозначен численным значением, высшему классу обычно присваивается 1, а с понижением класса - соответственно 2,3,4 и т.д. Когда класс обозначен количеством знаков, например числом звездочек, то обычно низший класс имеет меньшее число звездочек [1].

ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ – декларация поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Во избежании путаницы с понятием "сертификация", которое предполагает причастность третьей стороны, не следует использовать термин "самосертификация" [8].

ДЕФЕКТ – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ожидаемое требование должно быть целесообразным с точки зрения существующих условий. [1].

ДЕФЕКТНОЕ ИЗДЕЛИЕ – изделие, содержащее один или несколько дефектов [4].

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ – операции, проводимые с целью установления наличия неисправностей, установления места неисправности и определения причин ее появления [7].

ДОПУСКАЕМЫЙ НЕДОСТАТОК – недостаток, степень значимости которого достаточно известна. Но который не должен вызвать какого-либо существенной ухудшения характеристик качества в отношении номинальных и целесообразно прогнозируемых эксплуатационных требований [4].

ДОСТОВЕРНОСТЬ – степень соответствия среднего значения, полученного в ходе проведения большого числа наблюдений, базовому значению [4].

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ – заложенное в конструкцию свойство объекта, которое гарантирует, что в течение технического ресурса вероятность критического отказа будет приемлемо низкой [4].

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО – лицо или группа лиц с общей заинтересованностью в работе организации-поставщика и условиях, в которых оно действует [14].

ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.

ПРИМЕЧАНИЯ:

При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде, напр. в области безопасности ядерных установок, потребности четко устанавливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть выявлены и определены.

2. Во многих случаях потребности могут меняться со временем; это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству.

3. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев (смотри требования к качеству). Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, окружающая среда (смотри требования общества), экономические и эстетические требования.

4. Для выражения превосходной степени в сравнительном или количественном смысле при проведении технических оценок термин "качество" не используется изолированно. Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное. Например, могут использоваться следующие термины:

"относительное качество", когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле [не путать с градацией (классом, сортом)];

"уровень качества" в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и "мера качества", когда проводятся точные технические оценки.

5. Достижение удовлетворительного качества включает все стадии петли качества как единое целое. Вклад в качество этих различных стадий иногда идентифицируется отдельно с целью их выделения, например, качество, обусловленное потребностями, качество обусловленное проектированием продукции, качество обусловленное соответствием.

6. В некоторых справочных источниках качество обозначается как "пригодность для использования" или "соответствие цели", или "удовлетворение нужд потребителя", или "соответствие требованиям". Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше [1].

КАЧЕСТВО УСЛУГИ – обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею [7].

КОНТРАКТ – связанное юридическими обязательствами соглашение двух или более сторон [16].

КОНТРАКТ – согласованные требования между поставщиком и потребителем, переданные с помощью любых средств [17].

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН (ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность [3].

КОНТРОЛЬ – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. [1].

НАДЕЖНОСТЬ – собирательный термин, используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Надежность используется только для общих описаний, когда не применяются технические термины.

2 Надежность является одним из зависящих от времени аспектов качества [1].

НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установления того, что установленные требования выполняются.

ПРИМЕЧАНИЯ:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ – общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.

ПРИМЕЧАНИЕ: Юридическое и финансовое значение ответственности за качество продукции может меняться от одной области применения юридических актов к другой [1].

ОТКАЗ – утрата объектом способности выполнять требуемую функцию [4].

ОТКЛОНЕНИЕ – разность между базовым значением (например, номинальным значением) и заданным уровнем [1].

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА – систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Оценка качества может производиться с целью определения возможности поставщика в области качества. В этом случае, в зависимости от конкретных условий, результат оценки качества может быть использован в целях квалификации, одобрения. регистрации или аккредитации.

2. С термином "оценка качества" может использоваться дополнительный определитель в зависимости от области деятельности (например, процесс, персонал, система) и времени (например, до контракта) оценки качества, такой, как "предконтрактная оценка качества процесса".

3. Общая оценка качества поставщика может также включать оценку финансовых и технических ресурсов [1].

ОШИБКА – действия человека или машины, приведшие к непреднамеренному ошибочному результату [7].

ПЕРЕДЕЛКА – действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем, чтобы она удовлетворяла исходным установленным требованиям.

ПРИМЕЧАНИЕ: Переделка является одним из видов установления несоответствующей продукции [1].

Одной из целей проверки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Следует проводить разграничение между аудитом и деятельностью по надзору за качеством или контролю, осуществляемой с целью управления процессом или приемки продукции.

4. Проверки качества (аудиты) могут проводиться для удовлетворения внутренних или внешних потребностей [1].

ПРОВЕРКА (ЛАБОРАТОРИИ) НА КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний [2].

СТАНДАРТ – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

ПРИМЕЧАНИЕ: Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества [8].

СТОИМОСТЬ СРОКА СЛУЖБЫ – общие затраты потребителя (владельца) на приобретение, эксплуатацию и обслуживание изделия в период среднего технического ресурса, т.е. до снятия с эксплуатации [4].

СУБПОДРЯДЧИК – организация, предоставляющая продукцию поставщику [1].

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – документ, устанавливающий требования.

ПРИМЕЧАНИЯ:

ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА – обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. "Другие соображения" включают защиту окружающей среды, здоровье, безопасность, надежность, сохранение энергии и естественных ресурсов.

2. При определении требований к качеству должны учитываться все требования общества.

3. Требования общества включают юридические и нормативные требования. Они могут меняться от одной области применения юридических актов к другой [1].

ТРЕТЬЯ СТОРОНА – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе [5].

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей [1].

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.

2. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны [1].

УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА – мера качества, выражаемая через такую количественную величину, как доля годных изделий, процент дефектных изделий, доли на миллион и т.д. [4].

УСЕЧЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – процедура выборочного контроля, содержащая положение о прекращении контроля в момент, когда получено достаточно данных для принятия решения о партии продукции [4].

УСИЛЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – Контроль более жесткий, чем нормальный и заменяющий его в тех случаях, когда результаты контроля ряда партий продукции указывают, что уровень качества продукции ниже заданного [4].

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

Политика в области качества (9000:2000 с3,8; 9001:2000 с4)[1] – общие намерения направление деятельности организации в области качества официально сформулированные высшим руководством. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановку целей в области качества. Она должна:

§ Соответствовать целям организации;

§ Включать обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;

§ Создавать основы для постановки и анализа целей в области качества;

§ Быть доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

§ Анализироваться на постоянную пригодность.

 

Цели в области качества (9000:2000 с3,8; 9001:2000 с4). Обычно базируются на политике организации в области качества. Обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации. Они должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

 

Руководство по качеству (9000:2000 с4,14; 9001:2000 с3) – 1) документ, определяющий систему менеджмента качества организации. 2) документ, предоставляющий согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования. Руководство по качеству обычно содержит официально оформленную организационную структуру организации. Оно поддерживается в рабочем состоянии и содержит: область применения системы менеджмента качества, включая подробности, и обоснование любых исключений; документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них; описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

 

Планы качества (проекта) (9000:2000 с4,8,14; 9001:2000 с6) – документ, описывающий как система менеджмента качества (какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда) применяется к конкретной продукции, проекту, процессу или контракту. Эти процедуры обычно включают те процедуры, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции. План качества обычно содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры. Может содержать официально оформленную организационную структуру организации. Документ, определяющий процессы СМК (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту.

 

Спецификации (9000:2000 с4) – документы, устанавливающие требования.

 

Методики (9000:2000 с4) – документы, содержащие рекомендации или предложения.

 

Документированные процедуры (9000:2000 с4,11; 9001:2000 с3) – документы, содержащее информацию о том, как последовательно выполнять действия или процессы. Документированные процедуры разрабатываются, документально оформляются, внедряются и поддерживаются в рабочем состоянии процедура.

В общем случае документированные процедуры разрабатываются на:

1. управление документацией;

2. управление записями;

3. внутренние аудиты;

4. управление несоответствующей продукцией;

5. корректирующие действия;

6. предупреждающие действия.

Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая: проверку документов на адекватность до их выпуска; анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов; обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов; обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми; обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

Надо разработать документированную процедуру для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков хранения и изъятия записей.

Ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчету о результатах и поддержанию в рабочем состоянии записей должны быть определены в документированной процедуре.

Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к: анализу несоответствий (включая жалобы потребителей); установлению причин несоответствий; оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий; определению и осуществлению необходимых действий; записям результатов предпринятых действий; анализу предпринятых корректирующих действий.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к: установлению потенциальных несоответствий и их причин; оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий; определению и осуществлению необходимых действий; записям результатов предпринятых действий; анализу предпринятых предупреждающих действий.

 

Рабочие инструкции (9000:2000 с4) – документы, содержащее информацию о том, как последовательно выполнять действия или процессы.

 

Чертежи (9000:2000 с4) – документы, содержащее информацию о том, как последовательно выполнять действия или процессы.

 

Записи (9000:2000 с4,14; 9001:2000 с3,5,6,7,8) – документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов. Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.

При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям.

Записи результатов анализа требований, относящихся к продукции и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов анализа проекта и разработки и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов верификации проекта и разработки и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов валидации проекта и разработки и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов анализа изменений проекта и разработки и любых необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов оценивания поставщиков и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять специальной идентификацией продукции и регистрировать её (в форме записей).

Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, то потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов клибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо, санкционировавшее выпуск продукции.

Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, долы поддерживаться в рабочем состоянии.

Записи результатов предпринятых корректирующих действий.

Записи результатов предпринятых предупреждающих действий.

 

Проект (9000:2000 с11) – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения поставленных цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсов. В некоторых проектах цели совершенствуются, а характеристики продукции определяются соответственно по мере развития проекта.

 

Документация (9000:2000 с13) – комплект документов, например технических условий и записей.

 

Нормативно-техническая документация (9000:2000 с14) – документы, устанавливающие требования. Нормативные документы могут относиться к деятельности (документированная процедура, технологическая документация на процесс или методику испытаний) или продукции (технические условия, эксплуатационная документация, чертежи).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

ЛИЦЕНЗИАТ – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. [18].

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ – совокупность установленных нормативными и правовыми актами требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности [18].

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР – договор, по которому сторона, обладающая исключительным правом на использование результата интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности [19].

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР – договор, по которому патентообладатель (лицензиар) передает право на использование промышленного образца другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором [20].

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР – договор, по которому патентообладатель (лицензиар) передает право на использование изобретения, полезной модели другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность осуществлять действия, предусмотренные договором [21].

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ – мероприятия, связанные с выдачей лицензий, приостановлением, возобновлением их действия, аннулированием лицензий, а также осуществлением контроля за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК – средство государственного регулирования рынка автомобильных перевозок, защиты интересов потребителей транспортных услуг, соблюдения требований антимонопольного законодательства, безопасности дорожного движения, охраны труда и окружающей среды.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И (ИЛИ) ИМПОРТА – выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Международный стандарт ИСО 8402:1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение качества - Словарь. ИСО, 1994.

2. Европейский стандарт EN 45001: Общие требования к деятельности испытательных лабораторий. Москва, ВНИИС, 1993.

3. Европейский стандарт EN 450011: Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции. Москва, ВНИИС, 1993.

4. ЕОК 6-89. Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством, Русская версия, 6-е изд. Европейская организация по качеству. 1989.

5. Международный стандарт ИСО МЭК РУК.2-86. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. (Руководство).

6. Европейский стандарт EN 450013: Общие требования к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала. Москва, ВНИИС, 1993.

7. Международный стандарт МЭК 50 (191)-90. Надежность и качество услуг. Термины и определения.

8. Европейский стандарт EN 450014: Общие требования к декларации поставщика о соответствии. Москва, ВНИИС, 1993.

9. Международный стандарт ИСО 2382/14-78. Обработка информации: Словарь. Ч.1: Надежность, техобслуживание и пригодность.

10. Международный стандарт МЭК 271А-78. Первое дополнение.

11. Международный стандарт МЭК 271-74. Надежность. Основные термины и математические формулы.

12. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

13. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

14. Международный стандарт ИСО 9000-1:1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению.

15. Международный стандарт ИСО 9004-4:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества.

16. Международный стандарт ИСО 9004-5:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 5: Руководящие указания по программе качества.

17. Международный стандарт ИСО 9001:1994. Система качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

18. Положение о лицензировании туристской деятельности, утвержденное постановлением Министерства спорта и туризма от 28.06.2000 N 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 64, 8/3681).

19. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

20. Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. "О патентах на промышленные образцы"

21. Закон Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. "О патентах на изобретения и полезные модели"

 


[1] В скобках приводится источник указанного определения

ТЕРМИНОЛОГИЯ КАЧЕСТВА

 

АККРЕДИТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. [2].

АККРЕДИТОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию. [2].

АНАЛИЗ КОНТРАКТА – систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности. документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.

2. Анализ контракта может быть повторен на различных стадиях, если это необходимо. [1].

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ – логическое и систематическое исследование отказавшего объекта с целью идентификации и анализа характера возникновения отказов, их причин и последствий. [7].

АНАЛИЗ ПРОЕКТА – документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования, но в любом случае он должен быть осуществлен по завершении процесса. [1].

АНАЛИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ – логическое и систематическое исследование объекта с целью идентификации и анализа вероятностей возникновения причин и последствий потенциальных неисправностей. [7].

АТТЕСТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ – проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям. [2].

БЕЗАВАРИЙНОСТЬ – свойство конструкции изделия не допускать перехода отказов в критические. [10].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.192 (0.015 с.)