Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению. Факторы, определяющие динамику потребления.

Поиск

Функция потребления

Важность исследования поведения домашних хозяйств на потребительском рынке объясняется следующими обстоятельствами:

· в современной экономике расходы на потребление достигают трех четвертей всех совокупных расходов;

· расходы на потребление составляют преобладающую долю трансакций в экономике, следовательно, характер поведения домашних хозяйств на потребительском рынке в значительной степени определяет величину и характер спроса на деньги;

· так как одну часть располагаемого дохода домашние хозяйства тратят на потребление, а другую – на сбережения, то очевидно, что определенному характеру функции потребления соответствует строго определенный вид функции сбережения.

Дж. М. Кейнс создал простую модель потребления, линейной зависимостью связывающую текущий доход и текущее потребление:

C = a + cY,(3.6)

где Y – текущий доход;

коэффициенты а и с – константы, соответствующие психологическому закону Кейнса, который предполагал, что с < 1.

Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода (ЛРД):

C = C (Y). (3.7)

Функция потребления обладает следующими свойствами:

· в пределах учетного периода она показывает прямую зависимость абсолютной величины расходов на личное потребление от абсолютного уровня располагаемого денежного дохода;

· в пределах учетного периода функция потребления показывает, что с увеличением (уменьшением) абсолютного уровня располагаемого денежного дохода доля расходов в нем на личное потребление понижается (повышается).

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю дохода (Y), идущую на потребление (С), и определяется по формуле

АРС= . (3.8)

Предельная склонность к потреблению (МРС) – это доля прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление (рис. 3.1), выраженная формулой

Продолжение 10

 

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAj1ihRsEA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERP24rCMBB9X/Afwgi+ralC3bUaxQuCb8u6fsDQjElr MylN1Pr3ZmFh3+ZwrrNc964Rd+pC5VnBZJyBIC69rtgoOP8c3j9BhIissfFMCp4UYL0avC2x0P7B 33Q/RSNSCIcCFdgY20LKUFpyGMa+JU7cxXcOY4KdkbrDRwp3jZxm2Uw6rDg1WGxpZ6m8nm5OQcRj tt1X55mpv6Z5Pt/Vc2tqpUbDfrMAEamP/+I/91Gn+fkH/D6TLpCrFwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAI9YoUbBAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= " adj=",11114" strokeweight=".5pt"/>

S = S (Y)
C = c (Y)
N
K
D = E
a
45°
Е Е 2 С 2 Е 0 С 1 а
Y 1(0) Y 0 Y 2 Y

 


Рис. 3.1. Кейнсианская функция совокупного потребления

 

Действительно, если из рис. 3.1. выделить отдельно прямоугольный треугольник C 1 KN, образованный углом наклона функции потребления к горизонтальной оси доходов, то увидим, что МРС представляет собой отношение противолежащего катета Δ С к прилегающему катету Δ YD).

В этом случае функция потребления принимает следующий вид:

(3.10)

В данной функции имеются две переменные (С как зависимая переменная и Y как независимая переменная) и два параметра (а и МРС).

Параметр a – это так называемое автономное потребление, когда доход слишком мал, чтобы соответствовать необходимому минимуму потребления (так называемая жизнь взаймы).

В отличие от а, означающего независимое от доходов потребление, выражение МРС × Y представляет собой зависимое от располагаемого дохода потребление.

Итак, функция потребления состоит из двух частей: автономной, независимой от уровня располагаемого дохода и представленной параметром а, и производной, зависимой от уровня располагаемого дохода и представленной выражением МРС × Y.

В кейнсианской концепции величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода, распределение дохода на потребление и сбережения зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя, т. е. от субъективного фактора.

Дж. М. Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка.

Окончание 10

 

Предельная склонность к потреблению: теоретические условности

Предельная склонность к потреблению (МРС) это параметр, выражающий субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережения. В коротком периоде этот параметр есть константа.

средняя склонность к потреблению (АРС) – это доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом. с ростом дохода средняя склонность к потреблению должна снижаться.

Кейнсианская трактовка взаимозависимости между потреблением и доходомсодержит четыре гипотезы:

1. Реальные потребительские расходы являются стабильной функцией от реального дохода. Говоря о стабильности потребления,
Дж. М. Кейнс подчеркивал, что прочие факторы (процентная ставка, богатство, ожидания) либо незначительны, либо своим воздействием взаимно исключают друг друга.

2. Предельная склонность к потреблению – величина положительная, меньшая единицы.

3. MPC < APC (АРС снижается с увеличением дохода).

4. МРС снижается с ростом дохода. По мнению Дж. М. Кейнса, при росте доходов в основе снижения МРС лежат две причины:

· при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств, однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому суммарная МРС имеет тенденцию к снижению.

· при конъюнктурном спаде экономической активности (падении дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице (безработные имеют наиболее высокий уровень МРС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.009 с.)