Психика – функция - органика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психика – функция - органика



Вместо предисловия

 

Всякая книга нуждается в предисловии, в котором автор будет стремиться всячески восхвалять себя и тему собственной книги. Жанр есть жанр, и с этим ничего не поделать. У нас же с вами случай совсем иной – он и много проще, и много сложнее. Современный уровень развития информационных средств практически гарантирует, что слово «аюрведа» вы где-нибудь уже слышали, а если вы знакомы с работами на эту тему, то тем более. Простота задачи автора состоит в том, что аюрведа как таковая в рекламе не нуждается: вот уже более 40 тысяч лет, а именно так следует по самым скромным данным оценивать историю развития ведических наук, частью которых является Аюр-веда, человечество весьма успешно использует аюрведические знания для гармонизации собственной жизни: как можно меньше проблем со здоровьем, как можно больше радости и счастья в жизни, поскольку все теории гармонизации пытаются следовать данному принципу. И это вполне понятно, поскольку лучше быть «богатым и здоровым, чем бедным и больным».

О простоте проблемы мы уже поговорили, пора обсудить и сопутствующие ей трудности. Первый и вполне очевидный «момент» состоит в том, что за последние 40 тысяч лет человечество немного изменилось. И, следовательно, все, что было хорошо для того человека, следует откорректировать под наше с вами время. Далее. За 40 тысяч лет меняется не только человек, но и язык описания. Тексты «всего лишь тысячелетней давности» и те нуждаются в переводе, что является делом непростым, поскольку смысл многих терминов, приемов и понятий за это время слегка изменились. Бывает так, что изменился, вплоть «до обратного». Тексты переписывались по много раз, и каждый автор, а человек, как известно, тщеславен по своей природе, вносил что-нибудь от себя. Так что для возможностей использования «инструмента», его следует очистить от пыли многовековых наслоений.

С другой стороны, следует иметь в виду, что аюрведа в ее современном виде является наукой индийской: большинство рекомендаций, система диеты, массажи и прочее имеют индийские корни и индийскую культуру, в то время как веды, являясь частью арийской культуры, имеют определенное отношение к человеку по имени Заратустра. Как известно, он родился на территории нынешнего Пскова, а индийцы, будучи ветвью арийской культуры, являются наследниками племени «пришедшего откуда-то из северных степей» (по отношении к Индии, разумеется). Дальнейшие следы этого племени теряются в веках.

Здесь у вдумчивого читателя может возникнуть ясный по своей сути вопрос, к чему это любезный автор «маханул» про переселение арийских народов. Однако же, дело в том, что любое знание для того, чтобы оно стало практически значимым и работоспособным, следует применять соответственно тем условиям среды и местности, где человек и проживает, и то, что «хорошо индийцу», не всегда «хорошо русскому». Все, естественно, в кавычках, поскольку смешение народов и расс заведомо требует определенных допусков на рассовые и национальные особенности по схеме: «все мы татаре». Однако регион проживания существенно влияет на здоровье человека, независимо от рассовых и национальных признаков.

Так вот, как мы увидим дальше, у индийцев превалирует капха – дисбаланс, поэтому все конкретные рецепты «современной индийской аюрведы» направлены на компенсацию именно этой направленности. А поскольку у нас, жителей Средне-Русской возвышенности, превалирует питта – дисбаланс, то нам с вами «индийская диета» существенно повредить.

Эта маленькая тонкость очень часто приводит к ситуации, когда «увлеченный аюрведист», наслушавшийся «вдохновенного учителя», легко может не только не приобрести здоровья, но и утерять все его остатки, поскольку переносу подлежат лишь основополагающие принципы аюрведического учения, которые работают всегда и везде, а вот конкретные рецепты следует формировать с учетом особенностей нашей местности. Один же из основополагающих принципов аюрведического учения гласит: человеку следует питаться сообразно местным продуктам и местным условиям.

Так, например, «наши» узбеки и таджики, не исповедуя аюрведу как учение, но знакомые с этим древним принципом, едят «каждый фрукт» в его сезон. Так, дыни предпочтительнее есть в сезон их созревания – летом и осенью, а вот зимой они едят фрукты сушеные и вяленые. Хотя определенные сорта дынь можно хранить всю зиму в их нормальном естественном виде, употребление дыни сушеной и сухофруктов вообще является зимой предпочтительнее. Действительно, зима, являясь сезоном сухости, предполагает употребление сухих продуктов, которые в этот сезон лучше усваиваются организмом именно в сушеном виде. И хотя в Узбекистане не знакомы с этим принципом, взятым, кстати, из Чжень – Цзю терапии, местные жители вполне ему следуют. Это говорит о том, что культура любого народа является частью общей или изначальной культуры.

Так что единственная, но вполне обозримая трудность аюрведы состоит в необходимости уточнения ее конкретных рецептов и схем сообразно нашим российским условиям. Так что «правильная аюрведа» – это умение применять аюрведические принципы и законы для наших условий, с нашей капустой или картошкой, с нашей зимой и с прочими атрибутами «сказочной русской жизни».

Все это стоит определенных хлопот, и размышлений, и понимания, однако же, этот наш с вами труд может быть вознагражден тем, что обещает аюрведа своему адепту – здоровьем, молодостью и процветанием.

Введение в аюрведу

Вся история медицины является борьбой за понимание происходящих в человеке процессов и обсуждения вопросов возможности помочь ему в преодолении всяческих недугов. Считается, что медицина является наукой прикладной, что, безусловно, не совсем верно. Во всех традиционных школах всегда существовало 2 раздела: раздел теоретической медицины, в задачи которого входило рассмотрение происходящих в организме человека патогенных процессов, исследование причин их возникновения и механизмов действия, и, соответственно, курс терапии. Поскольку на теоретической части основана постановка диагноза, то, безусловно, эта ее часть является принципиальной и основной. В подтверждение сказанного следует добавить, что традиционная медицина назначала курс терапии не просто как следствие диагностики, а выбирала его как механическое ее отражение. При этом применялся принцип лечения «подобного обратным».

С развитием гомеопатической науки появился новый метод лечения, а именно метод лечения «подобного подобным», что также не совсем верно. Дело в том, что оба метода практически можно рассматривать как один механизм, основанный на разных уровнях воздействия на патогенные процессы. Метод лечения подобного подобным предполагает прямое влияние на физиологические процессы в организме человека и, следовательно, требует определенных доз лечебного вещества. Метод лечения подобного подобным основан на гиперстимуляции иммунной системы, дабы вызвать необходимую реакцию иммунитета в нужном для терапии направлении, таким образом, что, являясь некоторой терапевтической «провокацией», он вызывает развитие физиологических процессов лечебно-восстановительного характера, абсолютно совпадающих как по знаку, так и по механизмам с медикаментозным воздействием. Заключая в себе малые дозы, данный метод не оказывает травмирующего воздействия на обменные процессы, которые всегда возникают в связи с необходимостью выведения из организма продуктов химиотерапии (в том числе в аллопатических дозах).

Сразу может возникнуть вопрос о целесообразности применения неких диетических пищевых компонент в курсе терапии, поскольку, существуют более мощные по силе терапевтического воздействия методы. Здесь следует иметь в виду, что применение любого курса терапии всегда основано на имеющихся защитных силах самого пациента. В буквальном смысле: после самой лучшей операции, проведенной самым лучшим специалистом, пациенту предстоит для начала просто выжить, имея в виду, что любая операция травматична сама по себе и всегда создает дополнительную нагрузку на организм пациента.

 
 

Основы аюрведических знаний

Аюрведические конституции

Итак, Аюрведа описывает три конституции: Вата, Питта, Капха, что соответствует ветру, желчи и слизи. Если посмотреть на нашу схему 1 «Взаимодействие конституций», то это взаимодействие описывается следующей формулой развития патогенеза: «ветер гонит желчь, а желчь сжигает слизь». Попробуем понять, что под этой фразой понимается в сугубо медицинском смысле. Во-первых, удивление вызывает разнородность самих понятий: «желчь» и «слизь» – это вроде бы как некие субстанции организма, а «ветер» - уж совсем не из этой песни. Но из песни слов не выкинешь, поэтому, для первого понимания, что такое конституции, нужно себе четко представить, что три конституции делятся на две группы: статическую и динамическую. С точки зрения Аюрведы здоровье пациента обеспечивается равновесием двух статических компонент: желчи и слизи. Если бы не влияние динамической компоненты – ветра, все было бы просто. При этом, под словом «ветер» понимается развитие различного рода психических процессов, как то: эмоции, чувства и т.д. Фразу «ветер гонит желчь» можно пояснить следующим образом: ваш пациент часто и много ругается на работе, т.е. у него возникают яркие психические состояния с наличием агрессии – ярость, злость и т.д. Этот «ветер» «погонит желчь», что будет соответствовать гиперактивной работе печени и желчного пузыря. Если вслед за такого рода яркими состояниями у вашего пациента возникает обострение желчно-каменной болезни, или просто с его слов «он ощущает жжение в правом подреберье», удивляться не приходится. Развитие процессов «желчи» - из той же «формулы» – вызовет «сжигание слизи». Наиболее быстро данная схема действия скажется на суставах: поскольку желчь в прямом смысле «сожжет слизь», диагноз – артрит. Кстати говоря, артроз принципиально отличается от артрита тем, что при артрите, если использовать термины Аюрведы, «желчь сжигает слизь», стало быть, речь идет об огне, а, следовательно, о воспалении. Артроз в Аюрведе соответствует формуле: «ветер высушивает слизь», а само заболевание рассматривается как дегенеративное (гипосостояние, в отличие от артрита, которому соответствует гиперсостояние) изменение органов и систем.

Это небольшое пояснение, возможно, приведет вас к пониманию ценности изучения аюрведической науки, как совершенно нового дополнительного взгляда на уже известные вам заболевания, имеющего при этом и достаточно мощный курс терапии для их коррекции.

Определим наши конституции

Самым трудным моментом аюрведической науки является определение конституций или тридоша. Эти доша: вата, питта, капха.

Капха или слизь отвечает за «накопление слизи в организме». В общем виде это можно пояснить так: если речь идет об избытке веса, то это всегда проблема слизи или капха. Вата определяет динамическую неустойчивость в организме, которая, в свою очередь, напрямую связана с психической неустойчивостью. Поэтому, если у человека внешне можно определить как «проблему нервов» - слишком волнуется, психически неустойчив – то за это отвечает вата. Питта – пожалуй наиболее сложная из конституций для внешнего определения. Питта определяется как желчь. Поэтому человек становится более «желчным» - при этом, если вата более волнуется (попросту говоря, психует), то желчь склонна впадать в ярость. Данное определение является весьма общим с точки зрения любого врачебного подхода, т.е. сориентироваться мы, конечно, сможем, но однозначно определить ту или иную конституцию, а уж тем более их возможные «смешения» становится задачей затруднительной. По сути дела сложность диагностики аюрведических конституций является той базовой проблемой, с которой сталкиваются все, кто хотел бы заняться этой наукой, поскольку выбор средств для дальнейшей гармонизации весьма велик. Определив «патогенную конституцию», или патогенную доша, мы легко назначим соответствующую систему питания, основанную на употреблении тех или иных продуктов. Так что главная задача – в определении конституции. Впрочем, диагностика является основой любой медицины, поскольку, «что уж определим, то и полечим».

Аюрведа и биоритмология

И все было бы достаточно призрачно, если бы на помощь нам не пришла биоритмология. Все древние науки имеют единые корни. Просто, как мы это уже говорили, аюрведа, (вариант науки «чисто индийский»), со временем отклонилась в сторону практического рассмотрения выбора пищевых продуктов и их анализа, хотя в основе этой науки лежат базовые представления о конституциях, связанные с биоритмологическим типом.

Исследования вашего покорного слуги показали, что само понятие «тридоша» очень тесно связано с конституциями гомеопатическими и, в свою очередь, соответствуют как традиционно западной биоритмологии (система знаков Зодиака), так и традиционно восточной (знаки года). Так что у нас с вами есть возможность определить нашу с вами базовую конституцию просто по дате рождения.

Здесь следует заведомо оговориться, что мы определяем с вами хроническую предрасположенность или конституцию хроническую. При этом если наша с вами реальная конституция – текущее положение дел –соответствует этой хронической предрасположенности, что благоприятно, мы легко подберем гармонизирующий вариант диеты и вкусовой терапии. Если хроническая конституция не совпадает с текущей – здесь следует говорить о патогенном смещении тридоша за счет влияния внешних «вредных» факторов.

Теперь становится понятным, почему соответствие нашей с вами реальной конституции и конституции хронической является благоприятным. Внешние факторы – это всегда заболевания, поэтому если у нас с вами сохраняется хронический типаж, это можно объяснить отсутствием серьезных заболеваний. Поэтому соответствие хронической конституции и текущего состояния говорит о неплохом состоянии вашего здоровья. По крайней мере, если заболевания и существуют, они не имеют яркого характера, т.е. не развиваются. Поэтому в поликлинике вам поставят диагноз «здоров», основанный на представлении о компенсации вашего состояния. Впрочем, давайте определим наши конституции.

 

 


Обратим Ваше внимание на схему 2: «Определение хронических конституций». Пользоваться ей достаточно удобно. Для этого нужно знать знак вашего рождения по восточному календарю (год рождения) и ваш знак Зодиака по календарю западному (месяц рождения).

Сначала нам с вами нужно определить основную конституцию или ту доша, которая будет превалировать во влиянии на ваше здоровье и самочувствие. Эта доша определяется по знаку года. Здесь как бы год рождения «боле весом», чем месяц. Поэтому если вы, например, родились в год Тигра, то ваша конституция будет соответствовать питта. Теперь определяем дополнительную конституцию, и хотя она менее значима, чем «конституция по году», ее влияние всегда также легко отметить. Эта конституция соответствует вашему знаку Зодиака. Если, кроме того, что вы «Тигр» по году, вы еще и «Лев» по знаку Зодиака, у вас получается питта + питта, и вы имеете «чистую» конституцию питта. Здесь влияние месяца усиливает влияние года. Соответственно, «чистую» вата – конституцию будет иметь «Собака с Овном» - человек, родившийся в год Собаки под знаком Овна. Но это все наиболее простые варианты. Чаще, конечно, встречаются конституции смешанные. Если вы, например, «Тигр» по году и «Кот» по знаку Зодиака, ваша аюрведическая конституция может быть определена как питта + капха. Это соответствует тому, что главным, конечно, будет влияние питта – доша, однако при негармоничном или несоответствующем питании у вас может развиться и капха – дисбаланс. В самом простом виде капха – дисбаланс, который соответствует избытку слизи, вызывает понос, в то время как питта – дисбаланс, соответствующий огню, вызывает запор. Это, конечно же, всего лишь частный случай, который очень хорошо поясняет различия между питта и капха – конституциями. Поскольку одновременно запора и поноса быть не может, так как это противоположные тенденции организма, то обладатель этой конституции (питта + капха) должен иметь «устойчивый стул», но с легкой тенденцией к запорам. Это означает, что в случае, если он «что-нибудь не то съел», у него скорее будет запор, чем понос. Так что смешанные конституции не всегда плохи, поскольку они в хоть какой-то степени компенсируют друг друга, и лишь небольшое превалирование «старшей конституции» (конституции «по году») может давать легкий функциональный дисбаланс.

Поэтому у обладателя одной единственной конституции (вата, питта или капха) чуть больше проблем со здоровьем, однако ему проще назначить диету или систему питания, ведь в этом случае диета будет, например, «анти – питта»: из его рациона достаточно будет исключить продукты, которые могут усиливать питта – доша. А поскольку все таблицы описания продуктов у нас с вами есть – это не проблема. Обладателю же смешанной конституции, несмотря на более устойчивое состояние здоровья, подобрать систему питания будет значительно труднее, или его рацион будет значительно уже, поскольку, чтобы он вел здоровый образ жизни, из его рациона следует исключить продукты, которые травмируют и одну конституцию, и вторую.

Это, конечно, слишком упрощенный вариант восприятия, однако нам с вами сейчас важно понять именно суть дела. А суть, в общем-то, такова, что ничего не следует пугаться, поскольку любой дисбаланс можно компенсировать правильным выбором продуктов, пищевых добавок и «специальных средств» аюрведы.

Определив наши конституции, а также обсудив «проблемы запоров и поносов», естественно возникает более конкретный интерес, «а что все это значит». Здесь нам на помощь приходит классический вариант описания классических аюрведических конституций, который поясняет, что может происходить в нашем организме при той или иной конституции.

Вата – доша

Для вата – доша характерно тонкое телосложение (более худощавый, чем полный), рост и вес преимущественно ниже средних. Это – базовые качества конституций. Поскольку наше «телосложение» определяется генным кодом – это то, что мы получаем от родителей, то данную позицию следует понимать, как обычную склонность. Эта часть соответствует конституции хронической, это то, что должно быть. Кстати говоря, в большинстве случаев бывает именно так, но возможны и исключения. Так, например, человек среднего роста может не быть худым, однако главное качество – тенденция к недостаточному весу – должна сохраняться.

Следующая позиция определяет, что кожа при вата – конституции должна быть сухая, грубая, холодная, коричневая, черная. Если первые три показателя (сухая, грубая, холодная) понятны, то в отношении определений «коричневая» или «черная»: либо вы негр, либо речь идет о возникающей пигментации кожи – появлении на вашей вполне обычной коже кондилом, папиллом или просто пятен. Так что последние две характеристики кожи связывают вата – доша с соответствующими кожными заболеваниями.

Что касается «сухая, грубая, холодная», следует иметь в виду, что вата – конституция напрямую связана с «системой почек», причем, как правило, в сторону недостаточности. Функциональное же «снижение почек» как раз и вызывает «охлаждение и иссушение кожных покровов». Здесь мы находим прямое соответствие между аюрведическими конституциями и типами кожи: сухая, жирная и нормальная. Ногти всеми восточными науками рассматриваются как придатки кожи, т.е. напрямую с ней связаны, это же касается и волос. Если вы стоите перед необходимостью выбора крема, для вата – конституции следует остановиться на креме «для сухой кожи» и шампуне «Лореаль Париж» для сухих и поврежденных волос. Что и подтверждает наша таблица (Таблица 1 «Конституции человека (пракрити). Вата – конституция») в отношении волос.

Зубы. «Выступающие, большие, кривые, десна тонкие». Здесь у каждого здравомыслящего человека мог бы возникнуть вопрос, какое отношение вата – конституция может иметь к зубам. Но нам помогут конституции гомеопатические, напрямую связанные с тридоша. Так, вата – конституции напрямую соответствует конституция калькарея флюорика – препарат фтористого кальция. Данная конституция определяет недостаток этого соединения в организме. Так что при вата – конституции «Бленд-а- мед с флуористатом»- это то, что нужно, поскольку недостаток фтористого кальция вызывает не только недостатки зубов, но и деформацию костей, так как фтористый кальций напрямую определяет формирование опорно-двигательного аппарата человека. От себя можно добавить, что фтористый кальций, точнее его недостаток, делает нормально развившиеся кости тонкими и ломкими, а поскольку конституция вата соответствует периоду «старость» в сезонах жизни человека, то частота переломов при, казалось бы, вполне безобидных ушибах у пожилых людей как раз и соответствует дисбалансу вата.

В отношении глаз, их формы и цвета – оставим это для исследований аюрведы: цвет глаз, будучи параметром генетически обусловленным, не может быть элементом симптоматики. Иметь в виду его стоит, однако решающего значения для текущего дисбаланса вата – доша он не имеет.

Аппетит: изменчивый и недостаточный. Вата – доша вследствие повышенной «психичности» пациента провоцирует повышенную интоксикацию, вещества у человека с вата конституцией очень плохо усваиваются. Это вполне соответствует рекомендациям профессора Преображенского: до обеда не стоит читать газет, особенно советских, поскольку всякое раздражение психики приводит к резкому ухудшению пищеварения (отсюда и аппетит, изменчивый и недостаточный). Вкусовые склонности (сладкое и кисло-соленое) являются как бы вкусовыми параметрами данной конституции. Следует иметь в виду, что сладкое влияет на поджелудочную железу, кислое – на печень, соленое – на почки, так что при вата – конституции следует обращать внимание на состояние именно этих органов.

Физическая активность (очень активны) напрямую связана с состоянием психики (ум беспокойный и деятельный) по схеме: голова ногам покою не дает. Пожалуй, для домашнего применения (или с неврачебной точки зрения) очень любопытной будет оценка картины сновидений. Здесь мы с вами имеем своеобразный толкователь снов. Страхи, полеты, прыжки – сюжеты, которые должны превалировать при избытке вата – доша. Это объясняется влиянием на подсознание человека с вата – доша главной эмоции этой конституции – страхом, который выражается в соответствующих сценариях сновидений или в образах снов.

Что касается оценки финансового положения: хотя это не имеет ни малейшего отношения к медицине, учитывать его стоит, поскольку финансовое положение может существенно влиять на выбор диеты. Отношение аюрведы к финансовому положению вата -– конституции: «бедны, быстро тратят деньги на пустяки». Объясняется это не столько их деятельностью, сколько принципиальным характером данной конституции, взятой, кстати, из гомеопатии (Леон Ваннье), поскольку основным качеством флюорика (аюрведическая конституция вата) является нерегулярность и, следовательно, неумение рационально планировать свою деятельность, да и отсутствие склонности к какому-либо планированию вообще. А если траты не планируются, то, что поделать, деньги исчезают быстро.

Что касается параметров пульса: этот параметр соответствует восточному принципу диагностики, но данный вид диагностики классической аюрведой не используется, поскольку аюрведа является дисциплиной скорее гармонизирующей, чем лечебной, в то время как в китайской Чжень – Цзю терапии (иглоукалывании) пульсовая диагностика является основой медицинского исследования. Правда, Чжень – Цзю терапия использует не три вида пульсов, а 12. Но ведь и мы с вами объединили 12 типов человека, соответствующих 12 знакам Зодиака в три аюрведические конституции, что соответствует принципу, в соответствии с которым трех конституций вполне достаточно для выбора гармоничной диеты.

 

 

Таблица 2 «Конституции человека (пракрити). Питта – конституция»

Признак конституции Питта
Телосложение Среднее
Вес тела Средний
Кожа Мягкая, маслянистая, теплая, светлая, красная, желтая
Волосы Мягкие, маслянистые, рыжие или коричневые
Зубы Средних размеров, десны мягкие, цвет зубов желтоватый
Глаза Проницательные, острые, зеленые, серые, желтые
Аппетит Хороший, избыточный, невыносимый
Вкусовые склонности Сладкое, горькое, вяжущее
Жажда Чрезмерная
Отходы Мягкие, маслянистые, выходящие свободно
Физическая активность Умеренно активны
Ум Агрессивный, интеллигентный
Темперамент Агрессивный, раздражительный, завистливый
Вера Фанатичная
Память Острая
Картины сновидений Огонь, гнев, насилие, война
Качество сна Короткий, но глубокий
Речь Острая, язвительная
Финансовое положение Средний достаток, тратятся на роскошь
Пульс Умеренный, скачущий, как лягушка

Питта – доша

Телосложение – среднее, средние вес и рост, да и вообще, питта – конституция соответствует сбалансированному среднему варианту. Кожа: мягкая, маслянистая, теплая. Питта – это «желчь» и ее состояние определяется желчным пузырем и печенью. В отличие от вата – конституции, при которой почки формируют сухость кожи, желчь по своей природе – маслянистая, так что все параметры, в частности кожа и волосы будут иметь характеристику «маслянистые». Ну а если даже дубленку смазать кремом, то она станет мягче.

Цвет кожи и волос преимущественно соотносится с цветом желчи, что может давать красные, желтые и рыжие тона волос и кожи. Так что «рыжий с веснушками» – это скорее питта – конституция. В отношении зубов «средних размеров», надо заметить, что питта – конституция, которая описывается в гомеопатии калькареей карбоникой, или углекислым кальцием, зубы не только средних размеров, но крепкие и здоровые. Это определенный плюс питта – конституции.

 
 

Аппетит: активный, поскольку питта имеет тенденции от нормы веса к его избытку, что и определяется избыточным процессом окисления в организме, который формирует токсины. Так, если дрова в печке горят сильно и жарко, то и пепла будет много, в связи с чем печку придется чистить. Повышенный же уровень обменных процессов питта – конституции просто требует, чтобы в организм «подбрасывали дровишек», иначе может возникнуть «травматизм печени», который, в свою очередь, вызывает приступы ярости. Так что если человека питта – конституции вовремя не покормить, вы вполне оцените не самые лучшие качества темперамента, определяемые аюрведой как: «агрессивный и раздражительный».

Признак конституции Капха
Телосложение Плотное
Вес тела Чрезмерный
Кожа Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая
Волосы Густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые
Зубы Крепкие, белые
Глаза Большие, привлекательные, голубые, ресницы густые
Аппетит Медленно возникающий, но устойчивый
Вкусовые склонности Острое, горькое, вяжущее
Жажда Незначительная
Отходы Обильные, маслянистые, медленно выходящие
Физическая активность Апатичны
Ум Спокойный, заторможенный
Темперамент Спокойный, со склонностью к жадности и привязчивости
Вера Твердая
Память Замедленная, но длительная
Картины сновидений Вода, река, океан, озеро, плавание, романтика
Качество сна Тяжелый, продолжительный
Речь Медленная, монотонная
Финансовое положение Богаты, экономны, тратятся на пищу
Пульс Широкий, медленный, движение лебедя

Сновидения. Если для вата – конституции главным был страх, то для питта – конституции главной патогенной эмоцией будет ярость. Так что огонь, гнев, насилие, война – все это сюжеты, если питта – конституция «вошла в ярость и не очень хочет возвращаться обратно».

 

Финансовое положение определяется тем, что, будучи людьми достаточно сильными и регулярными (способны планировать свою деятельность) они неплохо зарабатывают. Но определенная самовлюбленность и снобизм данной конституции тяготеет к соответствующей обстановке в быту. Ну а те, кто любит тратиться на роскошь, редко бывают богатыми, хотя и бедными их назвать нельзя, поскольку если из банка деньги сняли, то потратили не на пустяки, а на благоприобретения – в доме что-то новое появилось. Эту ситуацию арюрведа определяет как «средний достаток».

Капха – доша

Капха – доша определяется параметром «слизь» и связана в нашем сознании с «восточным типом» женщины и мужчины. А поскольку каждый из нас хоть раз в жизни фильм из индийской жизни видел, все остальное – само собой разумеется. Итак: телосложение плотное, вес тела – чрезмерный. Кожа толстая, маслянистая. Волосы густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые. Тоже относится к коже, просто «светлое» определяется как недостаток капха, а «черное» – как ее избыток. Зубы белые. Глаза – большие, как правило, миндалевидные – «индийский вариант». Аппетит: медленно возникающий, но устойчивый. Для капха или слизи динамика всех процессов замедленная, но если уж что-то происходит, будьте уверены, это солидно и надолго. Так и в отношении аппетита. Капха любит вкушать не торопясь, но в «Макдоналдс» (фаст фуд) – его не заманишь, всякая спешка противопоказана. Вкусовые пристрастия: острое, горькое, вяжущее. Физическая активность говорит сама за себя: для капха – доша характерна апатия во всем. Ум – спокойный, заторможенный, «звезд с неба не хватает», зато склонны действовать спокойно и наверняка.

Темперамент. Если для питта характерны ярость и склонность к военным действиям, то капха спокойны и привязчивы ко всему, будь то люди или деньги. Так, что капха – не капха, если он не «жмот». В отношении снов: для них характерны различные спокойные явления природы: лес, река, поля, если океан, то спокойный и солнечный, хотя, конечно, лучше озеро. В итоге, как всякий «жмот» и большой любитель покушать, деньги будет тратить в основном на пищу. Но не думайте, что речь идет о ресторанах – это простой домашний обед из 12 – 15 блюд. На всем остальном будем экономить.

В анализе дош или, точнее, в комментариях на классические темы аюрведы мы совершенно сознательно большее внимание уделили психике или характеру «наших героев», поскольку самой аюрведой качества психики исследуются мало, а главный упор делается на регулирование функций и систем организма за счет вкусов и диеты, образующих систему питания.

В качестве подготовки к будущему кулинарному жанру, следует отметить, что вкус бывает без пищи, и пища бывает без вкуса. Так, пряности создают активный вкус, но, понятно, что пищей при этом быть не могут. В тоже время можно найти много продуктов, вкусовые качества которых можно охарактеризовать как к «пресные» или безвкусные. Конечно же, какой – то определенный вкус есть в любом продукте, также как и пряность является элементом питания. Здесь же речь идет о превалирующих качествах. Так, например, в китайской кухне вам из любого продукта создадут любое блюдо, поскольку, если определенную рыбу отварить в мясном бульоне, ее после соответствующей обработки можно будет принять за телятину. Но это уже кулинарные изыски, которыми питание аюрведическое, увы, не страдает. В классической аюрведе: чем ближе к природе, тем лучше.

Чтобы вы не потеряли интерес к этой науке, покажем, что аюрведа имеет много интересных особенностей, для пояснения которых этой книги, конечно же, не хватит. Впрочем, мы приглашаем всех желающих принять участие в постоянно действующих семинарах Ассоциации интегральной медицины, на которых вы можете познакомиться с определенными аспектами и методами нетрадиционной медицины на более профессиональном уровне.

Под «профессиональностью» понимается не профессия врача, хотя врачи также проходят подготовку в Ассоциации по специальностям: гомеопатия, метод Фолля, аюрведа. (Зачем это нужно, мы немного расскажем в конце книги.) Здесь же под «профессиональностью» понимается более углубленное понимание аюрведической науки, которое позволит вам добиваться очень интересных результатов в процессе гармонизации. Кстати, аюрведа не воспрещает обмениваться знаниями и с вашими соседями, главное, чтобы им это было интересно.

Впрочем, нам следует отдохнуть немножко от «наукоемкого производства», поскольку чтение книги, безусловно, утомляет. Так что проведем небольшой научно – практический семинар на тему «Определение конституций и их качеств у «конкретного пациента». Здесь нам следует подобрать испытуемого, который должен быть знаком всем или часто находиться на виду.

Скорее всего, большинство из нас знакомы (хотя бы видели по телевизору) с Виктором Степановичем Черномырдиным. Знакомы в том смысле, что на протяжении 5 лет наблюдение различных аспектов его жизни дает возможность составить о нем определенное представление – «создать определенное впечатление». Проведем же наше аюрведическое исследование.

Итак, Виктор Степанович в этом, 1998 году, отметил свое 60-летие. Следовательно, наш «пациент» родился в год Тигра. Несложный анализ по табличке выявляет основную конституцию – это питта. Родился он под знаком Тельца, а это – капха. Так что конституция Виктора Степановича – питта + капха. Рост у Виктора Степановича (на глаз) средний. Зубы крепкие, хотя и желтоватые. Глаза – проницательные, острые. Аппетит, судя по всему – хороший. Физическая активность, или общая активность, совпадает с тем, что называется «умеренно активный»: «пассивным» его не назовешь, но и «на рожон он не лезет». Судя по нашей табличке, Виктор Степанович – «фанат», так что любая необходимость менять свою веру или пристрастия является для него определенного рода стрессом. Если же под воздействием стресса он вынужден будет изменить свои пристрастия, например, в связи с увольнением, следует полагать, что в итоге характер его может стать агрессивным, склонным к раздражительности (любим стучать кулаком по столу) и не без элементов зависти. Эти качества мы с вами взяли из характеристики конституции питта. Однако конституция у Виктора Степановича смешанная. В отношении обменных процессов или «весовых критериев» питта – конституция является конституцией сбалансированной: если вата – конституция – это недостаток веса, а капха – его избыток, то питта – это нормальный вес. Следует заметить, что с точки зрения «аюрведолога» вес Виктора Степановича все же склоняется к «избыточному». Это и есть «добавка» капха – доша, которая склоняет или сдвигает питта – конституцию в свою сторону. Так, что рост как был питта – средний, так и остался, а вот вес можно оценить как чрезмерный, соответствующий капха – дисбалансу. Речь питта острая и язвительная. Поскольку об умении Виктора Степановича «пользоваться русским языком» ходят целые легенды, здесь более подходит капха – вариант: медленная и монотонная. В «тратах на роскошь» Виктор Степанович особенно не замечен, следовательно, богат, экономен, склонен тратиться на пищу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.053 с.)