Практическое применение аюрведической диетологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение аюрведической диетологии



Опыт показывает, что большинство теорий, имеющих «оригинальное» происхождение, в число которых входит и Аюрведа, требует пояснений по их применению. Наиболее благоприятная точка зрения в отношении новых теорий, с которыми приходится сталкиваться, сводится к тому, что «есть ощущение, что все это работает, но не совсем понятно как». Таким образом, многие врачи, изучив определенную литературу, и начиная на ее основе применять соответствующие знания, имеют результаты такого рода, что «иногда все получается просто замечательно, а иногда не получается вовсе».

Позитивная, так сказать, клиника или, просто говоря, успехи, безусловно, оказывают на этого врача благоприятное впечатление, которое и побуждает его искать возможности разъяснения для самого себя «почему в тот раз получилось, а в этот – нет». Эта ситуация объясняется неполнотой знаний, которая не дает возможности получить прогнозируемые, т.е. надежные результаты по клинике каждого больного, когда отсутствие реальной динамики воспринимается не как случайная ошибка, а как вполне закономерный факт, определяющийся невозможностью реакции организма больного на данный вариант лечебного воздействия вообще или в данный момент в частности.

Таким образом, «оригинальность» самой аюрведической методики требует соответствующих уточнений.

Определим наши конституции

Самым трудным моментом аюрведической науки является определение конституций или тридоша. Эти доша: вата, питта, капха.

Капха или слизь отвечает за «накопление слизи в организме». В общем виде это можно пояснить так: если речь идет об избытке веса, то это всегда проблема слизи или капха. Вата определяет динамическую неустойчивость в организме, которая, в свою очередь, напрямую связана с психической неустойчивостью. Поэтому, если у человека внешне можно определить как «проблему нервов» - слишком волнуется, психически неустойчив – то за это отвечает вата. Питта – пожалуй наиболее сложная из конституций для внешнего определения. Питта определяется как желчь. Поэтому человек становится более «желчным» - при этом, если вата более волнуется (попросту говоря, психует), то желчь склонна впадать в ярость. Данное определение является весьма общим с точки зрения любого врачебного подхода, т.е. сориентироваться мы, конечно, сможем, но однозначно определить ту или иную конституцию, а уж тем более их возможные «смешения» становится задачей затруднительной. По сути дела сложность диагностики аюрведических конституций является той базовой проблемой, с которой сталкиваются все, кто хотел бы заняться этой наукой, поскольку выбор средств для дальнейшей гармонизации весьма велик. Определив «патогенную конституцию», или патогенную доша, мы легко назначим соответствующую систему питания, основанную на употреблении тех или иных продуктов. Так что главная задача – в определении конституции. Впрочем, диагностика является основой любой медицины, поскольку, «что уж определим, то и полечим».

Аюрведа и биоритмология

И все было бы достаточно призрачно, если бы на помощь нам не пришла биоритмология. Все древние науки имеют единые корни. Просто, как мы это уже говорили, аюрведа, (вариант науки «чисто индийский»), со временем отклонилась в сторону практического рассмотрения выбора пищевых продуктов и их анализа, хотя в основе этой науки лежат базовые представления о конституциях, связанные с биоритмологическим типом.

Исследования вашего покорного слуги показали, что само понятие «тридоша» очень тесно связано с конституциями гомеопатическими и, в свою очередь, соответствуют как традиционно западной биоритмологии (система знаков Зодиака), так и традиционно восточной (знаки года). Так что у нас с вами есть возможность определить нашу с вами базовую конституцию просто по дате рождения.

Здесь следует заведомо оговориться, что мы определяем с вами хроническую предрасположенность или конституцию хроническую. При этом если наша с вами реальная конституция – текущее положение дел –соответствует этой хронической предрасположенности, что благоприятно, мы легко подберем гармонизирующий вариант диеты и вкусовой терапии. Если хроническая конституция не совпадает с текущей – здесь следует говорить о патогенном смещении тридоша за счет влияния внешних «вредных» факторов.

Теперь становится понятным, почему соответствие нашей с вами реальной конституции и конституции хронической является благоприятным. Внешние факторы – это всегда заболевания, поэтому если у нас с вами сохраняется хронический типаж, это можно объяснить отсутствием серьезных заболеваний. Поэтому соответствие хронической конституции и текущего состояния говорит о неплохом состоянии вашего здоровья. По крайней мере, если заболевания и существуют, они не имеют яркого характера, т.е. не развиваются. Поэтому в поликлинике вам поставят диагноз «здоров», основанный на представлении о компенсации вашего состояния. Впрочем, давайте определим наши конституции.

 

 


Обратим Ваше внимание на схему 2: «Определение хронических конституций». Пользоваться ей достаточно удобно. Для этого нужно знать знак вашего рождения по восточному календарю (год рождения) и ваш знак Зодиака по календарю западному (месяц рождения).

Сначала нам с вами нужно определить основную конституцию или ту доша, которая будет превалировать во влиянии на ваше здоровье и самочувствие. Эта доша определяется по знаку года. Здесь как бы год рождения «боле весом», чем месяц. Поэтому если вы, например, родились в год Тигра, то ваша конституция будет соответствовать питта. Теперь определяем дополнительную конституцию, и хотя она менее значима, чем «конституция по году», ее влияние всегда также легко отметить. Эта конституция соответствует вашему знаку Зодиака. Если, кроме того, что вы «Тигр» по году, вы еще и «Лев» по знаку Зодиака, у вас получается питта + питта, и вы имеете «чистую» конституцию питта. Здесь влияние месяца усиливает влияние года. Соответственно, «чистую» вата – конституцию будет иметь «Собака с Овном» - человек, родившийся в год Собаки под знаком Овна. Но это все наиболее простые варианты. Чаще, конечно, встречаются конституции смешанные. Если вы, например, «Тигр» по году и «Кот» по знаку Зодиака, ваша аюрведическая конституция может быть определена как питта + капха. Это соответствует тому, что главным, конечно, будет влияние питта – доша, однако при негармоничном или несоответствующем питании у вас может развиться и капха – дисбаланс. В самом простом виде капха – дисбаланс, который соответствует избытку слизи, вызывает понос, в то время как питта – дисбаланс, соответствующий огню, вызывает запор. Это, конечно же, всего лишь частный случай, который очень хорошо поясняет различия между питта и капха – конституциями. Поскольку одновременно запора и поноса быть не может, так как это противоположные тенденции организма, то обладатель этой конституции (питта + капха) должен иметь «устойчивый стул», но с легкой тенденцией к запорам. Это означает, что в случае, если он «что-нибудь не то съел», у него скорее будет запор, чем понос. Так что смешанные конституции не всегда плохи, поскольку они в хоть какой-то степени компенсируют друг друга, и лишь небольшое превалирование «старшей конституции» (конституции «по году») может давать легкий функциональный дисбаланс.

Поэтому у обладателя одной единственной конституции (вата, питта или капха) чуть больше проблем со здоровьем, однако ему проще назначить диету или систему питания, ведь в этом случае диета будет, например, «анти – питта»: из его рациона достаточно будет исключить продукты, которые могут усиливать питта – доша. А поскольку все таблицы описания продуктов у нас с вами есть – это не проблема. Обладателю же смешанной конституции, несмотря на более устойчивое состояние здоровья, подобрать систему питания будет значительно труднее, или его рацион будет значительно уже, поскольку, чтобы он вел здоровый образ жизни, из его рациона следует исключить продукты, которые травмируют и одну конституцию, и вторую.

Это, конечно, слишком упрощенный вариант восприятия, однако нам с вами сейчас важно понять именно суть дела. А суть, в общем-то, такова, что ничего не следует пугаться, поскольку любой дисбаланс можно компенсировать правильным выбором продуктов, пищевых добавок и «специальных средств» аюрведы.

Определив наши конституции, а также обсудив «проблемы запоров и поносов», естественно возникает более конкретный интерес, «а что все это значит». Здесь нам на помощь приходит классический вариант описания классических аюрведических конституций, который поясняет, что может происходить в нашем организме при той или иной конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.006 с.)