Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема влияния вкусов на доша

Поиск

Рассматривая действия вкусов, мы указали системы органов человека, на которые эти вкусы влияют, оговорившись, что «повышение вкуса» ведет к стимуляции, «снижение вкуса», напротив, ведет к снижению функций этих органов и систем. Также мы с вами рассмотрели, что избыток любого вкуса может иметь действие, совершенно обратное желаемому, и может резко ухудшить ваше самочувствие. Однако все эти соображения, хотя и весьма интересные, совершенно невозможно использовать, ведь совершенно непонятно, что такое «много» или «мало», «избыток» или «недостаток».

Находясь за столом, мы очень часто наблюдаем картину, когда один и тот же суп кто-то досаливает, кто-то перчит, а кто-то при этом возмущается, что суп «слишком пересолен, да и к тому же переперчен». Поэтому на наших столах находятся соль, сахар, другие приправы, которые каждый «участник кулинарной битвы», будь то обед, завтрак, ужин, использует по-своему. За столом мы с вами «досаливаем» и используем приправы «по вкусу». Здесь-то и возникает главная неясность, которая может легко спутать наши с вами «аюрведические карты». Дело в том, что никакого «собственного вкуса» попросту не существует, поскольку это не вкус, а определенная биологическая норма, индивидуальная для каждого человека, и которая соответствует в той или иной мере состоянию его организма.

Ведь организм сам нам сообщает, что «пора добавить воды» – мы начинаем ощущать жажду, или «пора подзаправиться» – мы начинаем ощущать голод. Эта же функция саморегуляции действует и в отношении других веществ, которые необходимы организмы для собственных регулировок. Если вашему организму необходима соль, вы будете «досаливать». Если организму нужен сахар, вас «потянет на сладкое». Но все дело в том, что наш с вами организм устроен так, что все его «рекомендации» соответствуют лишь необходимости текущего момента. Данная схема регулирования вполне соответствует определению: быть бы живым сейчас, а дальше – видно будет. Так, например, люди, у которых «снижены почки», испытывая потребность в соленом для их стимуляции, регулярно досаливают пищу, так, что это может оценить как «пересол» даже человек, склонный к «солененькому».

Что же при этом происходит? Функциональная слабость почек в этом случае объясняется их усталостью или, скажем так, известной степенью износа. Так что дополнительная стимуляция приводит к еще большему ухудшению их состояния. Так, если ездок едет на уставшей лошади, и не успевает к сроку, он начинает «стимулировать» ее кнутом, однако, бедная уставшая доходяга скорее просто сдохнет, чем обеспечит «спортивный рекорд». Для спортивных рекордов нужна свежая, молодая, породистая лошадь.

Умный же хозяин при необходимости выбрать: успеть или сохранить животное, выбирает второе, и вместо того, чтобы ее гнать, позаботится о ее отдыхе, напоит и накормит ее. После чего и тронется в путь. Кстати, отдохнувшее и накормленное животное может отблагодарить своего хозяина быстрой ездой, так, что и опоздает он не сильно. Уставших животных надо не «понукать», а позаботиться об их отдыхе и кормежке.

Столь пространное лирическое отступление по поводу «тяжкой доли животных» должно помочь нам с вами понять аюрведический подход, который, безусловно, основан на принципах «отдохнуть и накормить».

При «снижении почек» мы не будем рекомендовать соленое, поскольку, если почки связаны с одной конституцией, конституцией вата, то ясно, что и две другие в определенной мере пострадали. Но важнее другое. Если вы помните нашу схему взаимодействия конституций, вата влияет на питта, питта – на капха, а капха – на вата. Поэтому при необходимости стимулировать вата, которая, выйдя из баланса, является как бы «уставшей лошадью», мы можем помочь ей, «прицепив к телеге еще одну лошадь». Это, конечно, не тройка, но все же, нашей «уставшей лошади» станет легче. В этом случае мы проводим стимуляцию управляющей доша, которая оказывает влияние на необходимую нам конституцию.

У автора почему-то возникла определенная привязанность к вата – доша, так что и это мы рассмотрим на примере дисбаланса вата – конституции.

Итак, если мы наблюдаем дисбаланс вата – конституции, а вместе с этим потерю веса, повышение психической активности, «снижение почек», то вместо прямого варианта – «дать соли» и тем самым загубить остатки живучести данной конституции, мы будем стимулировать конституцию управляющую, или питта – конституцию. Поэтому, вместо того, чтобы пересаливать, и тем самым «губить почки», можно добавить в пищу немного остренького – по сравнению с обычной, ежедневно принятой «нормой».

Ознакомившись, таким образом, со схемой аюрведического воздействия вкусов на конституции, нам остается только рассмотреть «вкусовые пристрастия доша».

«Вкусовые пристрастия» конституций

Итак, мы с вами выяснили, что всякие представления о том, «много» или «мало», «добавить» или «убавить» определяются индивидуальными нормами человека, которые, в свою очередь определяются его аюрведической конституцией. Если человек добавляет соли «по вкусу», это просто соответствует его конституции, но в том варианте прямого воздействия, когда, имея улучшения «прямо сейчас», мы ухудшаем состояние в общем. Эта ситуация «прямого регулирования» или «прямого воздействия» и создает поле деятельности для аюрведической науки, поскольку она практикует иной вариант – опосредованное воздействие через управляющую конституцию. Как метод выравнивания баланса тридоша.

Вкусов шесть. Конституций – три. Поэтому для их согласования необходим какой-то третий член. И он появляется в виде аюрведической «вирья», или второго вкуса, который о?ределяет энергетический характер воздействия каждого вкуса на организм. По этому признаку все вкусы разбиваются на две группы: охлаждающие и согревающие. Для любителей восточных наук: инские и янские, соответственно. Согревающими вкусами являются: кислый, соленый и острый. Охлаждают: сладкий, горький и вяжущий.

Сначала о качествах «согревать» и «охлаждать». Аюрведа работает на уровне обменных процессов, поэтому ее в первую очередь интересует именно этот вопрос. Эффективность процессов пищеварения, усваивания веществ и метаболизма вообще соотносится с огнем агни. Чем его больше, тем выше скорость метаболизма, но также резко возрастает и возможность интоксикации. Чем его меньше, тем меньше скорость обменных процессов, больше покоя, однако это вызывает застой и слизеобразование. Слизь, будучи по своей природе вязкой, по представлениям аюрведы как бы «закупоривает» пути обмена, так что избыток слизи тормозит обменные процессы. С чем мы и имеем дело при избыточном весе. Поэтому, понятия «согревать» и «охлаждать» соотносятся с огнем агни: чтобы согреться, мы раздуваем огонь, если же мы ощущаем избыток тепла, то мы стремимся уменьшить или притушить пламя. Поэтому качества «согревает» и «охлаждает» напрямую связаны со стимуляцией или торможением обменных процессов, соответственно. Однако по принципу всеобщего подобия, наши внутренние ощущения холода и тепла полностью соответствуют скорости метаболизма. При этом вкусы способны даже менять температуру нашего тела. Поэтому если кто-то болен, ему дают сладко – кислое питье, например, сладкий чай с лимоном, поскольку сахар, требуя большой энергии на первоначальную переработку, будет резко понижать температуру, а кислоты повысят выведение токсинов.

В свою очередь, тридоша также делятся на группы из двух «холодных» и одной «горячей». Так, вата и капха являются «холодными», а питта – «горячей». У вас может возникнуть вопрос, как же так, ведь вата соответствует снижению веса, а капха – его повышению. Как они могут находиться в одной группе? Здесь все просто: «холодность» этих доша говорит о пониженном метаболизме. И вата, и капха характеризуются тем, что вещества плохо усваиваются. У капха вещества, которые не усваиваются, остаются «про запас», отсюда резкое увеличение веса. Вата же просто выводит из организма все, что не усваивается. Эта борьба противоположностей или «диалектика двух доша», тем не менее, объединяет их в одну группу, поскольку капха накапливает даже то, что не нужно, а вата выводит из организма даже то, что ей нужно. Деформация зубов, слабость костного аппарата, характерные для вата, объясняются тем, что из организма вата – конституции активно выделяется кальций, в том числе и нужный. Оставшись без необходимого кальция, зубы, как всем известно, становятся хрупкими и ломкими, подверженными как кариесу, так и другим неприятностям.

Для питта благоприятными являются те вкусы, которые нормализуют данную конституцию. «Горячую» конституцию следует «охлаждать», дабы она не вышла из баланса. Поэтому для питта – конституции «можно подумать» о сладком, горьком и вяжущем вкусах. Для вата и капха, «холодных» конституций, которые нуждаются в «согреве», более подходят кислый, соленый и острый.

Обладая данными характеристиками влияния на тридоша, вкусы, пряности и приправы с аюрведической точки зрения используются для компенсации тех или иных свойств продуктов по отношению к данной конституции. Так, например, кислый вкус, который согревает, является нежелательным для питта, поэтому все кисло – молочное для питта не слишком показано. «Не слишком показано» означает, что, будучи конституцией принципиально сбалансированной, питта можно все, но понемногу. А кисло – молочные продукты менее желательны, чем все остальные. Что же делать, если у вас питта – конституция, но вы любите сыр или в данный момент не отказались бы от кусочка сыра? Сыр имеет кислый вкус, поэтому он будет согревать. Чтобы нейтрализовать качество «согрева», необходимо добавить что-нибудь «охлаждающее». Поскольку «охлаждающим» вкусом обладают пшеница и рис, вариант сыра, потертого с макаронами, даст вполне взвешенную и сбалансированную комбинацию.

Последние наши наблюдения по поводу двух групп трех конституций требует небольшого лирического отступления. Все это проще воспринять, если иметь в виду, что питта – конституция по своим признакам соответствует мужской конституции, является как бы «мужской конституцией». Она «горячая», «яркая», «бодрая». Две других конституции, вата и капха, являются «женскими конституциями». Как сказали бы на Востоке, мы имеем дело с одной янской и двумя иньскими конституциями. При этом в нашем с вами сознании этому делению соответствует один образ идеального мужчины: сильный, добрый, порядочный, волевой – в общем, полный герой. Если мы попробуем точно также соотнести это с женщинами, то мы также найдем два женских идеала: добрый, мягкий, нежный, легковесный, но достаточно милый – типичный образ Золушки (Вспомните Кристину Орбакайте). Есть и другой вариант – капха. Более яркий, более эмоциональный, хотя, скажем так, мене скромный, любящий и умеющий себя показать – это капха – конституция.

Правда, наши тяжелые условия жизни (суровая природа, холода, мороз, необходимость заниматься хозяйством, доить коров) во многом привели к тому, что и в женской половине населения «много питта», поскольку питта – это всегда работник, и для питта главным является домашнее хозяйство. В общем, проведя еще раз анализ с попыткой вспомнить кого-нибудь из известных женщин с капха – конституцией, приходится отметить, что с «Фаридой», «Зухрой» и прочими у нас тяжело, поскольку капха – все же восточный тип. Впрочем, одну фамилию я сейчас припоминаю. Из наиболее чистых вариантов капха – конституций, на ум приходит только Роксана Бабаян, в восточном происхождении которой можно не сомневаться.

Так что любимый многими поэтами тип русской женщины, которая и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет», может быть определен как питта. Та самая питта, которая, как мы уже много раз говорили, склонна к полноте, и которая, при определенных обстоятельствах (возраст, роды или еще что) склонна резко менять свой вес. Впрочем, не стоит отчаиваться, данный вариант дисбаланса в плане коррекции – самый простой: проведем курс аюрведической очистки, о котором чуть ниже, а затем – более или менее сбалансированная система питания. Поскольку избыток веса в данном случае состоит просто в избыточной интоксикации.

«Лечебная» аюрведа

Классическая аюрведа обычно воспринимается как мероприятие чисто гармонизирующее. Это правильно, но вопрос, как это понимать. Когда на лекции обычно задаешь вопрос врачам, чем отличается терапия от гармонизации, ответа, как правило, не бывает, поскольку с этой точки зрения врачи ее, аюрведу, и вовсе не рассматривают. Так вот: терапия отличается от гармонизации тем, что терапия, будь она аллопатическая (терапия больших доз), гомеопатическая (терапия малых доз), или даже Чжень Цзю терапия (иглоукалывание), она не вносит в организм человека новых сил, но лишь перераспределяет остатки старых, которых обычно вполне хватает для локализации заболевания. Аюрведа является методом чисто гармонизирующим, поскольку она вносит в организм человека новую энергию, естественно, вместе с пищевыми продуктами. Однако аюрведу можно считать гармонизацией только по этому принципу. Обычное же бытовое восприятие связывает понятие «терапия» с чем-то сильнодействующим, а понятие «гармонизация» с тем, от чего «все равно хуже не будет», имея в виду, прежде всего, незначительность влияния гармонизирующих методик. Не вдаваясь в дальнейшие споры с представителями различных направлений, отметим, что такое понимание аюрведы весьма ошибочно. И пищевые продукты по своему действию энергетическому, и особенно вкусы оказывают столь сильное влияние на организм человека, которое сопоставимо с достаточно мощными вариантами чисто терапевтического воздействия. Так что аюрведа является «гармонизацией» по определению – по основному принципу, поскольку вносит в организм человека новую энергию, но не по силе воздействия, поскольку сила воздействия вкусовой терапии сравнима с медикаментозным воздействием – «приемом таблеток», а часто бывает даже выше.

Впрочем, наш с вами здравый смысл вполне допускает и этот вариант, поскольку мы с вами знаем, что при многих сложных заболеваниях обязательно назначают диету, а, следовательно, «пища сильно влияет на разные заболевания». Да и возможность отравлений после приема «не тех» пищевых продуктов –дело весьма обычное.

Чтобы лучше понять возможности применения методов аюрведы в лечебном плане, стоит заметить, что аюрведа наряду с гомеопатией и терапией по методу Фолля (совпадающем в общих принципах с электро – и физиотерапией), входит в курс обучения врачей – специалистов по «методам интегральной медицины». Такая необходимость возникает потому, что при сколь-либо серьезном заболевании, совершенно необходимым элементом «поддерживающей терапии» является назначение диеты совместно с лечебным курсом, например, гомеопатией. А неправильное питание, не учитывающее влияние системы питания на то заболевание, «которое лечится», может легко свести на нет все усилия врачей. А часто даже вызвать и обострение заболевания.

Поэтому если вы, дорогой читатель, имеете отношение к «врачебным дисциплинам», это следует учитывать в лечебной практике. Если вас интересует выбор системы питания для себя, в начале необходимо посмотреть, не нарушит ли «гармонизирующий вариант» ваше самочувствие в связи с тем или иным вашим заболеванием. А вот если заболеваний нет, и вы в этом твердо уверены, здесь можно рассматривать чисто гармонизирующий подход. Поэтому мы рассмотрим, как вкусы и пищевые продукты влияют на те или иные заболевания.

Терапевтический подход к тридоша (вата, питта, капха)

После рассмотрения взаимодействия трех конституций – вата, питта, капха – необходимо иметь в виду еще ряд соображений, позволяющих сформировать курс аюрведической терапии.

 
 

1. Уровень воздействия аюрведической терапии (психика – функция – органика). При назначении терапии необходимо знать, на какую из систем данный вид терапии оказывает преимущественное влияние. Схема 3 интерпретирует взаимодействие трех систем, или уровни иммунных реакций организма человека. Под «психикой» понимается воздействие на всю психическую сферу и формируемый ею весь комплекс психо-соматического патогенеза. «Функция» определяется как «уровень функций систем организма». По отношению к ней определяются понятия гипер- и гипоактивность. Эти понятия описывает весь «функциональный патогенез» - т.е. всю картину заболевания, где отсутствуют органические фазы, т.е. где не обнаруживается органических поражений органов и систем. «Органика» определяет комплекс патогенеза с выраженным органическим элементом, а также то, что определяется как «комплекс обменных процессов». В этот комплекс включаются как жидкости (кровь, моча, желчь и т.д.), так и процессы внутри- и внеклеточного обмена, соотносимые с тканями.

Таким образом, аюрведическая терапия оказывает прямое воздействие на органику, поскольку прямым и явным образом входит в обменные процессы. Действуя на органику, аюрведическая терапия способна активно влиять и на психику. При этом влияние на функции органов и систем несколько ниже по сравнению с ее влиянием на психику. Эта схема определяет «нормальное» протекание патогенеза, приводящее к хроническим заболеваниям, патогенез которых в основном и описывает. В острых фазах могут наблюдаться «патогенные» связи, обратные тем, что показаны на данной схеме в виде стрелок, таким образом, что обострение психических состояний, имеющее ярко выраженную клиническую форму, может напрямую вызывать нарушение обмена, а затем уже влиять на функции органов и систем. «Повышенная функция очистки организма» в связи с яркой стрессовой ситуацией, как известно, провоцирует яркое увеличение капха (понос – «медвежья болезнь»).

 
 

2. При выборе вида терапии следует учитывать влияние конституций на соответствующие уровни организации человека. Схема 4 иллюстрирует данную ситуацию. Таким образом, вата влияет на психику, питта - на функции органов и систем, капха – на органику.

Схема 4
3. Наконец, следует учитывать взаимосвязь конституций, определяемую первой схемой (см. Схема 1).

Терапевтические выводы: в отношении первой схемы влияние аюрведической терапии на обменные процессы (органика) позволяют оценивать ее как наиболее мягкий вариант терапии, показанный в самых тяжелых хронических ситуациях. Любопытно, но именно аюрведическая терапия может оказать существенное влияние на протекание тяжелых хронических форм психических заболеваний. Поскольку эти формы, как правило, чреваты обострениями, в отношении их всегда применяется усиленная компенсирующая терапия - аллопатическая, или химиотерапия, в высоких дозах. Аюрведа, влияя на обменные процессы, во-первых, способна компенсировать негативные действия – побочные следствия высоких доз химиопрепаратов и за счет прямого влияния стабилизировать психический процесс. В отношении запущенных форм диабета, астмы, онкологии и т.д. она часто является единственной возможностью для назначения курса первоначальной терапии, поскольку хронические состояния всегда имеют развитые органические фазы – глубокие органические поражения органов и систем, которые именно аюрведическая терапия способна эффективно компенсировать. С другой стороны, иммунодепрессия и иммунодефицит, сопутствующие данным состояниям, не позволяют подчас применять более мощный вариант терапии, такие как гомеопатия, не говоря уже об аллопатических дозах, которые для хроники не только неэффективны, но и вредны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.21 (0.012 с.)