ТОП 10:

Система пенсионного обеспечения в РФ в настоящее время. Причины реформирования.



В дальнейшем, если не предпринять никаких шагов по оптимизации пенсионной системы, в условиях действующего законодательства, такая система приведет к ряду негативных социально-экономических последствий. Среди которых: невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне; нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (до 3% от ВВП). Существенной модернизации требует накопительная составляющая пенсионной системы в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий. Важно упомянуть о создании эффективной системы контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, а также расширения перечня финансовых институтов, участвующих в соответствующих правоотношениях, и инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Чтобы решить накопившиеся проблемы, для поддержания баланса пенсионных выплат в долгосрочной перспективе, в конце декабря 2012г. премьер-министр РФ Д.А. Медведев своим распоряжением утвердил Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по её реализации Основными целями стратегии являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

В рамках Стратегии предполагается обеспечить 40%-й коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости и приемлемый уровень пенсий для среднего класса; обеспечить минимальные пенсионные гарантии и адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей; обеспечить сбалансированность формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; повысить эффективность накопительной составляющей пенсионной системы [5].

Стратегия предусматривает реализацию в Российской Федерации трехуровневой пенсионной модели:

1-й уровень - трудовая пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%;

2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3-й уровень - частная (негосударственная) пенсия. Формируется самим работником (физическим лицом) за счет собственных добровольных взносов [5].

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации будет протекать в три этапа. Первый этап направлен на решение следующих вопросов: стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения; пенсионная формула; система гарантий сохранности пенсионных накоплений, право выбора порядка уплаты страховых взносов для самозанятых; продление программы государственного софинансирования; оценка условий труда; комплексное преобразование института досрочных пенсий; возможность выбора соотношения размеров страховой и накопительной частей будущей трудовой пенсии. Реализовать этот этап планируется в 2013-2014гг.

Второй этап (2014-2015гг.) предусматривает установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем; совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования; организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Третий этап (2016-2030гг.). В долгосрочной перспективе Стратегия предлагает предоставить самозянятым гражданам право выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав. Также должен быть определен дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии, стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста. Помимо этого планируется уточнение параметрических условий пенсионной системы Российской Федерации в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.

Реализация Стратегии началась в 2013г., и уже можно говорить о первых результатах. Так, 23 декабря 2013г. Государственной Думой РФ были приняты законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии.

В частности, приняты законы «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в статью 11 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

В соответствии с законом «О страховых пенсиях» с 1 января 2015г. в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

С 1 января 2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

Пакетом законов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.

Согласно закону "О накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии - сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социально-экономическим вызовам, с которыми она столкнулась.

Билет №13







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.009 с.)