Преимущества и недостатки рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки рыночной экономики



 

Преимущества Недостатки
Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Свобода выбора и действий потребителей и производителей. Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса. Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита). Создание стимулов к труду. Конкуренция объективно ведет к возникновению монополий; монополизация рынка и сужение конкуренции снижает эффективность распределения ресурсов. Рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды, развитию фундаментальной науки. Ориентация, прежде всего на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности рынок учитывает плохо или не учитывает вообще. Распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости. Существенное неравенство в доходах ведет к неэффективному распределению ресурсов. Нестабильность экономики. Рынку имманентны такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность производства.

 

Именно недостатки рыночной экономики привели в XX в. к усилению экономических функций государства и переходу от чисто рыночной к смешанной рыночной экономике, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Этот вид рыночной экономики при наличии различных форм собственности и преобладании ее частной формы характеризуются вмешательством государства в экономическую жизнь общества и ее субъектов. Особенно это вмешательство характерно для сферы перераспределения доходов. Оно может практически осуществляться через цены, налоги, денежное обращение, кредитную политику, таможенные пошлины, валютный курс, трансфертные платежи (возвратные платежи для малообеспеченных — пенсии, пособия и т.п.).

Современная смешанная рыночная экономика каждой страны отличается своим национальным своеобразием, определяемым спецификой ее исторического развития. Вместе с тем, по степени вмешательства государства в рыночную экономику современная экономическая наука выделяет несколько моделей хозяйствования.

Американская модель смешанной рыночной экономики основана на принципах: наибольший экономический результат возникает при условии, если раскрывается потенциал каждого работника и оплата производится только по его личному вкладу; минимальная помощь слабым и неимущим; выживает сильнейший (США, Канада).

Шведская модель: наибольшая возможность для развития экономики там, где существуют общественная гармония, равенство в доходах, бесконфликтность. Это социально ориентированный тип рыночной экономики (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Рейнская модель — промежуточная между описанными моделями, сочетает их. Для нее одинаково характерны, как принцип прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и забота общества о малообеспеченных гражданах (Германия).

Азиатская модель более всего тяготеет к «чистому» рынку, вмешательство государства в экономику минимально (Гонконг, Сингапур).


Спрос: понятие, факторы, эластичность

Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой из которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение товаров и услуг.

Спрос – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Различают спрос индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенном уровне цены, на данном рынке, в данный момент времени), рыночный (спрос со стороны многих покупателей на данный товар) и совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).

Спрос может быть неудовлетворенным, если у потенциального покупателя имеются деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар, и отложенным, возникающим при необходимости сделать крупную покупку (либо, н-р, поехать путешествовать), для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Рис. 1. Кривая спроса

Цена выступает здесь как независимая (аргумент), а спрос – как зависимая переменная (функция).

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист 19-го в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).

Ed = (DQ: Q): (Dp: p)

где

DQ: Q – относительное изменение спроса, в процентах;

Dp: p – относительное изменение цены, в процентах.

В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

· спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

· спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

· спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

· спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

· если цена фиксирована, н-р установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

· количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

· удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

· значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

· фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab).

Eab = (DQa: Qa): (Dpb: pb)

где

DQa: Qa –изменение спроса на товар a, в процентах;

Dpb: pb – изменение цены на товар b, в процентах.

Если:

Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые;

Eab < 0, то товары a и b – взаимодополняемые;

Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (Ei).

Ei = (DQ: Q): (DI: I)

где

DQ: Q - изменение спроса, в процентах;

DI: I - изменение дохода, в процентах.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Ei > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. Ei < 0.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.02 с.)