Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги, принципы налогообложенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая категория налогов исторически связана с возникновением государства. Для выполнения государством своих функций требовалась материальная база, а также инструменты, посредством которых она могла быть образована. Такими инструментами стали налоги и сборы. Подналогом, согласноНалоговому кодексу РФ, понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Первый сущностный признак налога – императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд. Третий признак налогов – безвозвратность ( налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Плательщик пошлин получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (н-р, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами вниз и регистрацией; органами загса и др. органами. Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Фискальная функция. Реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция имеет ограничения – при недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Контрольная функция. Создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Распределительная функция. Выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте. Регулирующая функция. Выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями. Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних – сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего, природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог, дорожный налог, земельный налог и др.). Социальная функция. Ее предназначение – обеспечение и защита конституционных прав граждан. По сути, эта функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали – лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К важнейшим элементам налога относятся: · субъект налога; · объект налога; · источник налога; · налоговая ставка; · оклад налога; · налоговый период; · налоговая льгота; · налоговая санкция. Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. Источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.). Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в процентах к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода. Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд. Налоговая льгота – снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др. Налоговая санкция - штрафы различных размеров или уголовная ответственность за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п. Выделяют три основных метода расчета налогов: · исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (н-р, налог с оборота и налог с продаж); · исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (в РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта); · исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль). В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов: 1. Кадастровый, т.е. на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы). Этот способ, в основе которого заложено установление среднего периода, подлежащего обложению (н-р, в рублях с сотки, с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата, либо в целях экономии и рационализации налогообложения. 2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (с заработной платы.). 3. Декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. 4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (н-р, налог с оборота, налог с продаж, НДС). 5. Изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств). 6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (налог на вмененный доход). Классифицируются налоги по различным критериям, в зависимости от целей, которые преследуются при их анализе. По критерию вида налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и физических лиц. По критерию изъятия налога различают прямые и косвенные налоги. Прямые - взимаются непосредственно с налогоплательщика: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на пользование недрами, лесной и водный налоги и т.п. Косвенные - включаются в цену товаров (работ, услуг) в виде фиксированных надбавок (акцизы) или процентов (налог на добавленную стоимость). Через механизм цен косвенные налоги, в конечном итоге, перекладываются на население, а продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком. По критерию объекта обложения выделяют налоги: а) с дохода; б) с имущества (налог на имущество предприятия, налог на имущество физических лиц и др.); в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи, займа и др.); г) рентные (ресурсные); д) на потребление; е) на вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы). По критерию порядка отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги); б) относимые на себестоимость (издержки) продукции; в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль с доходов от капитала, с доходов физических лиц); г) уплачиваемые за счет чистой прибыли. В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в РФ) выделяют налоги федеральные, региональные, местные. По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными. По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. В случае равного налогообложения, для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Согласно пропорциональному налогообложению, для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества. При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Под налоговой системой понимается совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти. Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Согласно ему, принципами целесообразной организации налогообложения является 4 «правила» («максимы»). Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы. Принцип обязательности. Это принцип подразумевает обязательность и неотвратимость уплаты налогов. Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия – горизонтальная справедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость – справедливость платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые. Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов. Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения. Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7 % от величины налоговых поступлений. Принцип пропорциональности. Установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту. Принцип подвижности (эластичности). Способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально- экономической политики. Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет). Принцип оптимальности. Оптимальный (с точки зрения фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем взаимозачетов. Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России,носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем: · отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику; · огромная нагрузка на фонд оплаты труда; · отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление; · неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками. Еще одна важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерной доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица. Поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных слоев населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.012 с.) |