Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы конкурентного поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы конкурентной борьбы
В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: 1) совершенной конкуренции; 2) несовершенной конкуренции. Для совершенной конкуренции характерно: · наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей; · незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает, как ценополучатель); · продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции; · одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей); · мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция — скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п. В конце XIX — начале XX вв. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате чего условия совершенной конкуренции нарушаются, и формируется рынок несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция — тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий. Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружений и т.п. Случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается. Модели рынка несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия; 2) олигополия; 3) монополистическая конкуренция. Чистая монополия — это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются: · производство уникальной продукции (отсутствие близких заменителей); · наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; · исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; · наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм. Олигополия (от греч. олиго — немногие и полео — продаю) — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм. По типу продукции различают чистую олигополию — олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили). Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента. Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (н-р, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции — это неценовые методы — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Кроме этих трех основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, н-р: монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены; монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.); двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю; дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др. Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела—Хиршмана (ИXX):
где Xi — доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыночного предложения); n — общее число фирм на рынке.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.007 с.) |