Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология медицинского работникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значение профессиональной ориентации при выборе профессии медицинского работника: чрезвычайная значимость личностных особенностей во врачебной профессии должна оцениваться при профессиональном отборе в медицинские ВУЗы. Если индивидуальные личностные особенности, интересы и наклонности абитуриента не соответствуют требованиям медицинской деонтологии, ему не следует выбирать профессию врача. Профессиональные качества врача. Психология врача и медицинской сестры Успех лечебного воздействия в первую очередь определяется обликом врача, профессиональная деятельность которого коренным образом отличается от деятельности любого другого специалиста. Жизнь предъявляет врачу как специалисту высокие требования. Это, прежде всего, высокий профессионализм, стремление постоянно обогащать свои знания. Врач должен быть высоконравственным человеком. Авторитет врача создается глубокими знаниями в своей области, личным обаянием, скромностью, оптимизмом, честностью, правдивостью, справедливостью, самоотверженностью и гуманизмом. Искренняя, глубокая заинтересованность врача в устранении недугов больного порождает изобретательность в формах помощи. Доверие к врачу нередко зависит от первого впечатления, возникающего у больного при встрече с врачом, его мимики, жестикуляции, тона голоса, высказываний, а также внешнего вида. Если больной видит врача неопрятного, не выспавшегося по каким-либо, не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других и быть надежным в своей работе. Различные отклонения во внешних проявлениях и во внешнем виде больные скорое склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым уже испытывают доверие. Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, и если его манера поведения — быстрая, настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. При каждом серьезном решении врач должен представлять себе результаты его влияния на здоровье и жизнь больного. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда считаться с различными возможностями развития заболевания. Нелегко соединить в работе врача необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизм с критическим отношением и скромностью. Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. Медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, во-первых, наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного), и, во-вторых, косвенно, когда оценку его поведения дают его коллеги. Это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимую меру интеллигентности, которая для медицинского работника должна быть само собой разумеющейся. Доверие больных к молодому медицинскому работнику, с меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, усиливается добросовестностью, готовностью в любую минуту прийти на помощь и скромностью. Больной теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, кого называют «плохой человек». Такое впечатление может быть вызвано поведением врача, если он плохо говорит о своих коллегах, надменно относится к подчиненным и с подхалимством – к начальству, проявляет тщеславие, некритичность, болтливость, злорадство. Тщеславность проявляется например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большее признанно и восхищение. Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей. Врач должен быть разносторонне развитой, гармоничной личностью сочетающей в себе комплекс профессиональных и духовных качеств. У некоторых врачей описанные выше личностные качества оказываются более выраженными и превалируют над другими, что мешает продуктивной профессиональной деятельности. Можно выделить краевые варианты личностных особенностей врачей: 1. "Сердобольный" - сострадающий, сопереживающий, легко отзывающийся на страдания больного; 2. "Прагматик" - в работе с больными учитывает лишь объективную сторону болезни, не обращает внимания на переживания больных; 3. "Моралист" - склонный к нравоучениям, негодует, если больной ставит под сомнение или не выполняет его рекомендации; 4. "Трудяга" - добросовестен в работе, серьезен, старателен, трудолюбив, не склонен к шуткам с больными 5. "Активист" ("общественник") - работе с больными предпочитает решение различных организационных вопросов, выполнение общественных поручений в лечебном учреждении; 6. "Догматик" - жестко следует усвоенным диагностическим и терапевтическим установкам и схемам, с трудом воспринимает новое; 7. "Технократ" - переоценивает значение лабораторных и аппаратных данных, не придает значения жалобам больных и другим субъективным сторонам болезни; 8. "Психотерапевт" - старается вникнуть в переживания больного, помочь ему советом, переубеждением; 9. "Сибарит" - любит удобства и комфорт, больные раздражают своими жалобами, мало считается с их мнением, склонен к богемному образу жизни; 10. "Артист" - склонен к демонстрации своих знаний и профессиональных навыков больным и их родственникам, играет, в зависимости от обстановки, роли различного врача - "сомневающегося", "внимательного", "светилы" и т.п.; 11. "Скучающий бездельник" - высокая самооценка при довольно скромном запасе знаний, шаблонность в постановке диагнозов и назначении лечения, пренебрежительное отношение к пытливым колегам 12. "Мизантроп" - врач по принуждению; отсутствие призвания к врачебной деятельности проявляется в отсутствии таких качеств, как сопереживание, доброжелательность, а также в грубости, брезгливом отношении к больным, злых шутках. В гармонично развитой личности врача должен сочетаться описанные типы, кроме мизантропа, сибарита и скучающего бездельника. Приведенная классификация не исчерпывает всего разнообразия психологических типов врачей. Необходимо учитывать, что формирование того или иного типа врача в значительной степени обусловлена воспитанием. Некоторые предпосылки для создания положительных взаимоотношений между врачом и больным возникают еще перед тем, как они вступят в непосредственный контакт. Больной, приходящий к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач о больном. Имеет значение также репутация здравоохранения вообще и медицинского учреждения в частности, куда приходит больной. Напряженность, недовольство и гнев больного, который был вынужден добираться к врачу неудобным транспортом, и сверх того долго ждать в приемной, пока придет его очередь, нередко неадекватно проявится при встрече с сестрой или с врачом, не имеющих понятия о причинах этой реакции и необоснованно объясняющих её враждебным отношением к ним. Следует упомянуть также о возможности действия «переноса эстетического стереотипа». Красивые люди скорое вызывают симпатию и доверие, некрасивые — скорее антипатию и неуверенность. Представление о красоте также связывают с хорошими качествами, уродство – со злом. Несмотря на то, что это предположение необоснованно, оно подсознательно оказывает довольно сильное действие: внешне симпатичный больной вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем больной, вызывающий своим внешним видом антипатию. И наоборот, врач, действующий эстетически положительно, вызывает больше доверия. При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников: вспомогательного персонала, административных работников, сестры при приеме и при записи больного. При первом контакте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Это значит, что он должен лично представиться больному, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, даст ему ощущение безопасности и усиливает его сознание собственного достоинства. Одной из предпосылок для развития положительного отношения является предоставление больному возможности свободного, не прерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. Врач не должен подавать вида, что очень занят, даже если в действительности так и есть. Врач должен своей личностью «резонировать с высказываниями больного». Если больному не предоставить возможность высказаться, он может жаловаться, что врач его «вообще не выслушал», что он не был обследован по всем правилам, хотя в действительности было сделано все необходимое. Со стороны больного при этом проявляется недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. Разговорчивый больной экстравертного типа легче добивается расположения врача, более того, даже заинтересовывает его своим рассказом, если он занимательный. Но фактически большую необходимость в психологической поддержке испытывает скрытный больной, интравертного типа, который в результате несмелости, стыда или преувеличенной скромности скрывает свои проблемы, жалобы, а иногда и симптомы заболевания. Основным компонентом отношения больного к врачу является доверие. Но завоевание доверия не вытекает только из психологической стороны отношений врача и больного, а имеет также и более широкую, общественную сторону. Врач может завоевать доверие больного и установить с ним положительный контакт, если удовлетворит его необоснованные требования. Развитие таких отношений обычно вытекает из взаимного удовлетворения интересов, с одной стороны врача, а с другой стороны – больных, которые могут оказать врачу какую-нибудь услугу, но от этого страдает действенное и фактически необходимое обследование и лечение всех больных, которое должно проводиться в первую очередь с точки зрения их заболевания, а не в зависимости от их общественного положения или возможностей. Психологическая проблема возникает и в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и больным развиваются в неблагоприятном направлении. Тогда врачу необходимо вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и стараться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Большое значение в стационарных медицинских учреждениях имеет работа медицинской сестры, которая проводит в прямом контакте с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у нее ищет понимания и опоры. Она должна не только профессионально владеть навыками ухода за больными, но и знать правила психологического подхода к больным. Их невыполнение часто приводит к тому, что больные выражают «недовольство» и протестуют против «казенного», «казарменного» поведения некоторых медицинских сестер, несмотря на то, что с физической точки зрения уход за ними был хорошим. С другой стороны в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больным иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появления стремления к флирту или к беспомощному сочувствию. Медицинская сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы. Выделяют отдельные типы медицинских сестер в зависимости от характера и отношения к работе: 1. Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне больного. В парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное. 2. Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением; такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается быть важной. 3. Нервный тип; такая медицинская сестра часто бывает утомленной, раздраженной, пациенты около нее не чувствуют себя спокойно. Она старается подсознательно уклониться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. 4. Мужской тип медицинской сестры, крупного телосложения: решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Больные характеризуют ее поведение как «военное». В благоприятном случае становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых медицинских сестер. В неблагоприятном случае такие сестры бывают примитивными, агрессивными и деспотичными. 5. Материнский тип медицинской сестры, «милая сестричка», часто пикнического телосложения. 6. Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардиографе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства над сестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом бывают напряженные отношения. Понятие врачебный долг и врачебная тайна: важным вопросом в деятельности врача является врачебная тайна - не подлежащие огласке сведения о болезни, интимной жизни больного, полученные от него или выявленные в процессе его обследования и лечения, то есть при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей. Причем не подлежат огласке не только данные о самой болезни, но и о функциональных особенностях организма, физических недостатках, вредных привычках, особенностях психики, наконец, о его имущественном состоянии, круге знакомств, интересов, увлечений и т.п.. Целью охраны врачебной тайны является предотвращение случаев возможного причинения больному и другим лицам морального, материального и медицинского ущерба. Врачебные ошибки: в практической деятельности врача бывают случаи, когда он испытывает диагностические трудности, которые иногда приводят к врачебным ошибкам. Существуют объективные и субъективные причины этих ошибок. Врачебной ошибкой считается заблуждение врача при отсутствии небрежности, халатности или легкомысленного отношения к своим обязанностям. Врачебные ошибки обусловлены нередко не столько недостаточной профессиональной подготовкой и квалификацией врача, сколько особенностями его личности и характера, а также общего самочувствия. На долю этого субъективного фактора приходится 60-70% общего числа врачебных ошибок. Ошибки происходят иногда из-за медлительности, нерешительности врача, неуверенности в себе, недостаточной конструктивности мышления, неумения правильно и быстро ориентироваться в сложной ситуации, из-за недостаточно развитой способности правильно, логично сопоставить и синтезировать все элементы полученной о больном информации. Излишняя осторожность врача может быть чрезвычайно опасна в ситуациях, когда состояние больного требует быстрых, решительных действий. С другой стороны, излишняя самоуверенность, не подкрепленная реальными доказательствами, иногда приводит к постановке «модных» витиеватых диагнозов. Такие особенности характера врача, как оптимизм или пессимизм могут играть роль в неправильной прогностической оценке тяжести заболевания. Врач должен всегда реально оценивать истинную ситуацию, не принимая желаемое за действительное. Самочувствие врача, астенические состояния, чувство усталости, сонливость также могут приводить к диагностическим ошибкам. Понятие о профессиональной деформации. Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия может также вызывать деформации, деформировать характер человека. Деформации могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное подшучивание (профессорская забывчивость, рассеянность), но другой раз они могут быть предметом иронии, сарказма и сатиры (чиновничий, казенный бюрократизм). Врач тоже обладает определенной властью над больными, следовательно, он подвержен опасности деформации. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. Врачи, медицинские сестры и вспомогательный персонал в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживают все этапы оказания медицинской помощи и страдания больных, однако постепенно у медиков развивается эмоциональная сопротивляемость. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, однако в сознании медицинских работников должная сохраняться способность воспринимать больного как страдающего человека, заслуживающего уважение, личность больного нельзя считать неудобным придатком к больному органу, который врач должен обследовать. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача. Профессиональными деформациями являются поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диагноз хотя и точно, но при помощи машин, вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого. Имеются и некоторые организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Сложный механизм планирования и управления медицинскими учреждениями, необходимость капитального ремонта многих больниц и поликлиник затягивают процесс создания необходимых условий в отделениях, расположенных в старых зданиях. Медицинским сестрам, а в известной степени и врачам, не мешают большие палаты. В них легче справиться с работой, больные сами наблюдают друг за другом и помогают друг другу больше, чем в маленьких палатах. Значительно меньше такое положение нравится больным. При планировании всегда больше внимания уделяется приобретению диагностической и лечебной аппаратуры и лабораторного оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить о том, что больной нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу, неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больных Синдром выгорания: Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.). Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — выгорание. Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Основные симптомы синдрома эмоционального выгорания: Ø Ухудшение отношений с коллегами и родственниками; Ø Нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); Ø Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; Ø Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; Ø Повышенная раздражительность - и на работе, и дома; Ø Упорное желание переменить род занятий; Ø То и дело возникающая рассеянность; Ø Нарушение сна; Ø Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; Ø Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. В Международной классификации болезней 10 пересмотра синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания. Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит эмоциональное выгорание. Первый тип - так называемый "педантичный". Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе). Второй тип - "демонстративный". Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Третий тип - "эмотивный". "Эмотики" бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди первого типа часто бывают излишне привязаны к прошлому; у них основные симптомы переутомления - апатия, сонливость. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием. В этом случае рекомендуется выпить вечером стакан теплого молока и принять успокаивающую ванну или душ. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности. Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы: · неудовлетворенность собой, · "загнанность в клетку", · переживание психотравмирующих ситуаций, · тревожность и депрессия. 2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы: · неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, · эмоционально-нравственная дезориентация, · расширение сферы экономии эмоций, · редукция профессиональных обязанностей. 3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы: · эмоциональный дефицит, · эмоциональная отстраненность, · личностная отстраненность, · психосоматические и психовегетативные нарушения. Профилактика и устранение "выгорания " 1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие. 2. Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы. 3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса. 4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания". 5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий. 6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию". 7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически. Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания: Ø старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; Ø учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; Ø проще относитесь к конфликтам на работе; Ø как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Ø помните: работа - всего лишь часть жизни. ОБЩЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ
Общение - сложный, многоплановый процесс установления связи между людьми, в результате которого возникает психический контакт, включающий в себя обмен информацией, взаимовлияние, взаимопереживание, взаимопонимание. Функции общения: информационно - коммуникативная, регуляторно- коммуникативная, аффективное - коммуникативная. В процессе общения выделяют такие взаимосвязанные стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией), интерактивную (состоит в обмене действиями), перцептивную (предусматривает взаимовосприятие и установление взаимопонимания между партнерами). В зависимости от характеристик партнеров общение может быть: Ø межличностным, Ø индивидуально - групповым, Ø коллективно - индивидуальным, Ø групповым. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, которое приводит не только к передаче информации, но и к уточнению и обогащения тех знаний, мыслей, идей, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются разные знаковые системы, в частности язык, а также неязыковые средства: мимика, жесты, пантомимика, положение партнеров один относительно другого, паралингвистические системы (интонация, неязыковые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, и наконец, система "контакта глазами". Важной характеристикой коммуникативного процесса есть намерение его участников влиять один на одного, влияя на поведение другого обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию). Необходимым условием этого выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение. Интерактивная сторона общения представляет собою построение общего взаимодействия. Здесь имеют большое значение мотивы и цели общения каждой стороны. Различают несколько типов взаимодействия между людьми, прежде всего содружество, конкуренция и конфликт. Следует иметь в виду, что содружество, конкуренция и конфликт – это не только взаимодействие двух личностей. Они имеют место между частями групп и между группами в целом. Взаимодействие обнаруживается в форме чувств, которые могут быть как сближающими людей, так и разъединяющими людей. Интенсивность чувств влияет на эффективность деятельности членов группы и является одним из показателей социально - психологического климата группы. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, который достигается "прочитыванием" по физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Для процесса общения нужно не меньше двух людей. Основными механизмами познания другого человека есть идентификация (уподобление), рефлексия (осознание того, как воспринимают субъекта познания другие люди), стереотипизация (классификация разных форм поведения). Рефлексия - осознание восприятия своей личности партнером по общению и коррекция собственного поведения в зависимости от поведения другого человека. Стереотипизация - восприятие, классификация и оценка личности партнера на основе определенных представлений. Идентификация - процесс узнавания того качества, на основе которой личность партнера можно отнести к определенному классу, типа. Идентификация и рефлексия большей частью осуществляются подсознательно, и потому частые ошибки в оценивании другого человека, которые ведут к стереотипным представлениям. В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд "эффектов": первичности, недавности (новизны) и ореола. Одной из задач социальной психологии есть разработка средств корректировки и оптимизации общения, развитие способностей и навыков общения. Среди разных форм обучения искусству общения существенное место занимает психологический тренинг (овладение разными формами общения с помощью программ). Общение является формой деятельности человека. Человека окружает не только предметный мир, а и другие люди. И с тем, и с другим он находится в непосредственной взаимосвязи. Эти взаимоотношения устанавливаются и развиваются через работу, общение, обучение, то есть через деятельность. Общая деятельность невозможная без налаживания контактов между людьми и обмена информацией, то есть без общения. Главной характеристикой общения как деятельности есть то, что через общение человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение включает в себя многочисленные духовные и материальные формы жизнедеятельности человека и является его потребностью. Только психически больные отказываются от реальных связей с людьми, но при этом удовлетворяют свою потребность в общении за счет патологической фантазии. Объединяясь в маленькие группы, общаясь в процессе общей деятельности, люди обмениваются информацией. Общение всегда определяется системой общественного отношения, но в структуре и динамике общения нельзя резко отделить личное от общественного. Поэтому неразрывно связаны социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которой есть речь. Язык - это система знаков, которые имеют определенное значение и используются для передачи и сохранения информации. Речь, или словесный язык, принадлежит к языковым знакам, которые строятся по определенным грамматическим правилам. Неязыковые знаки – это знаки-символы; знаки-копии, например, система знаков, которые регулируют уличное движение. Кроме словесной (вербальной) речи существует как средство общения еще и невербальная речь (язык жестов, мимики, поз). В своей деятельности человек использует разные виды речи: Ø устная монологическая речь - это речь одного человека (докладчика, лектора, рассказчика), Ø разговорная речь (диалогическая) происходит в форме разговора между двумя или несколькими лицами, Ø письменная речь использует письменные знаки и имеет свои конструктивные особенности, Ø внутренняя речь существует только в нашем мозге, это речь, обращенная к самому себе. Функции общения разнообразные. Элементарная функция общения - достижение взаимопонимания на формальных уровнях. Это может быть улыбка, кивок, жест. Основными функциями общения есть социальные, поскольку мы живем в обществе и выполняем задачи коллективной работы. Мы выполняем служебные функции (начальник, подчиненный, врач, ученик), жизненные функции (клиент, покупатель, сосед), семейные функции (мужчина, жена, родственники). Выполнение социальной функции означает: делать то, что необходимо на данном месте, при данных обстоятельствах соответственно законам, с одной стороны, и существующим обычаям - с другой. Социальные функции общения делятся на функции управления и контроля, они связаны с организацией деятельности групп и коллективов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.024 с.) |