Тема 1. Медицинская психология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Медицинская психология как наука



Инструкция: внимательно читайте текст в рабочей тетради. В ней имеются задания, которые необходимо выполнить, вопросы, на которые нужно ответить письменно и пропуски, которые важно заполнить верным словом или словосочетанием.

Клиническая (медицинская) психология— наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний. Основателем считается Э. Кречмер. В клиническую психологию включаются следующие разделы:

• психология больного

• психология лечебного взаимодействия

• норма и патология психической деятельности

• патопсихология

• психология индивидуальных различий

• возрастная клиническая психология

• семейная клиническая психология

• психология девиантного поведения

• психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

• неврозология

• психосоматическая медицина

Задание 1. Почему именно Эрнст Кречмер считается основоположником медицинской психологии?Что изучает каждый раздел медицинской психологии и каким образом знания этих разделов может пригодиться в трудемедицинского работника?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Клинический (медицинский) психолог, наряду с врачом, медицинской сестрой и социальным работником составляют ближайший круг, оказывающий пациенту медико-психологическую помощь.

  ВРАЧ  
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПАЦИЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
  КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ  

 

Задание 2. Объясните, почему именно эти четыре профессии отмечены, как ближайший круг, оказывающий помощь пациенту. Какое место фельдшер может занимать на этом рисунке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕМА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей.

Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы.

Задание 3. Перечислите методы психологии, с которыми вы знакомились на предыдущих курсах обучения. Какие из этих методик дают объективную информацию о пациенте? Какие отражают только субъективное мнение пациента?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Задание. Какие методы, перечисленные выше вы могли бы отнести к клиническому интервьюированию? К экспериментальным методам?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните пропуски.

Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка ____________________________ особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Термин «интервью» вошло в лексикон клинических психологов недавно. Чаще говорят о клиническом расспросе или беседе. К сожалению, в области диагностики существует и имеет массу поклонников даже в среде профессионалов диагностики психических отклонений без интервьюирования. То есть диагноз ставится заочно, без непосредственной встречи врача с предполагаемым пациентом. Диагнозы психических заболеваний, выставляемых на основании анализа действий человека, известных врачу понаслышке или из уст неспециалистов, психопатологические трактовки текстов «подозреваемых» (писем, стихов, прозы, брошенных когда-то фраз) лишь дискредитируют клинический метод. Еще одной отличительной особенностью современной практической психологии стала убежденность во всесилие в диагностическом плане экспериментально-психологических методик. Большая армия психологов убеждена, что способна выявить психические отклонения и отграничить норму от патологии с помощью различного рода тестов. Истинная диагностика как психических отклонений, так и индивидуально-психологических особенностей человека в обязательном порядке должна сочетать ________________ и ________________ обследование психологом клиента (пациента), т.е. интервьюирование. Интервью отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление ____________ мотивов поведения человека и оказание ему помощи в ___________________________ оснований для измененного психического состояния. Существенным для интервью считается также психологическая _____________ клиента (пациента). Функциями интервью в клинической психологии являются: ________________

и _______________________. Принципами клинического интервью являются: ________________, точность и доступность формулировок-вопросов; _____________________, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, _______________; _________________ получаемой информации. Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около ___________. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:"

I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий ____________________; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней _____________________________; структурирование проблемы,

III этап: Оценка желаемого _______________ интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: Оценка ____________________ способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии.

Задание 5. Прочитайте и заполните пропуски.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.235.28 (0.008 с.)