Основные этапы диагностического выслушивания (по А. Айви) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы диагностического выслушивания (по А. Айви)



Методика Описание Функция в процессе интервью
Открытые вопросы «Что?» ________________________   Используется для выяснения ________________________ и облегчают разговор
Закрытые вопросы Обычно включают в себя частицу «ли», на них можно отвечать кратко Дают возможность выявить __________________, сокращают слишком длинные монологи
Поощрение (поддержка) Повторение нескольких ключевых фраз клиента Поощряет детальную разработку специфических слов и смысла
Отражение чувства Обращает внимание на _____________________   содержание интервью Проясняет ______________ ________________________ подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя ______________ ключевые слова Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
Резюме В ____________________ виде повторяет основные факты и чувства клиента Полезно повторять периодически во время интервью. Обязательно в ______________________ встречи.

 

Клиническое интервью состоит из вербальных (описанных выше) и невербальных способов, особенно на втором этапе. Наряду с опросом пациента и анализом его ответов, врач может распознать массу важной информации, не облаченной в словесную форму. Язык мимики и жестов — это тот фундамент, на котором основывается консультирование и интервьюирование. Обширные исследования в западной психологической науке по изучению навыков слушания показали, что стандарты визуального контакта, наклона туловища, средний тембр голоса могут совершенно не годиться в общении с некоторыми клиентами. Когда медицинский работник общается с депрессивным больным или с человеком, говорящим о деликатных вещах, визуальный контакт во время взаимодействия может быть неуместным. Иногда мудрым решением будет отвести взгляд от говорящего.

Задание 6. Найдите и опишите примеры культурных отличий жестов и языка тела.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментально-психологические методы исследования.

Патопсихологические методы исследования.

Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи понимается использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В.Зейгарник).

Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.С-пиваковская). Считается, что в патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы.

Задание 7. Опишите особенности каждого синдрома. Могут ли быть люди, с перечисленными отклонениями опасны для медицинского работника?

Выделяют следующие патопсихологические синдромы (И.А.Кудрявцев):

• шизофренический ________________________________________________________________________________________________________________________________________

• аффективно-эндогенный

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• олигофренический

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• экзогенно-органический

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• эндогенно-органический

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• личностно-аномальный

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• психогенно-психотический

________________________________________________________________________________________________________________________________________

• психогенно-невротический

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов.

Задание 8. Приведите примеры реально существующих методик диагностики, впишите их в таблицу. Обязательно укажите ссылку на источник, откуда взята информация.

Методы патопсихологической диагностики при нарушениях различных сфер психической деятельности

Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения Патопсихологическая методика
Расстройства внимания  
Расстройства памяти  
Расстройства восприятия  
Расстройства мышления  
Расстройства эмоций  
Расстройства интеллекта  

Задание 9. Перед вами стимульный материал к методике исключение понятий. Выберите слово, которое нужно исключить и подчеркните его. Нарушение какого психического процесса можно диагностировать с помощью этой методики?

 

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

Одной из важных методологических проблем клинической психологии является проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей Б.Д.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования.

Психогигинна и психопрофилактика. Методы психопрофилактики.

Задание 10. Заполните пропуски.

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — ___________ и prophylaktikos —_________________) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление _____________________________

практически _______________ людям с целью ________________ нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь ________ людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп __________ и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в ____________ ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п. Медицинский работник в силу специфики своего труда не может уделять время на проведение полноценных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Однако знание основ данный области медицинской психологии и некоторых наиболее простых и доступных методов способно повысить качество труда как медициснкой сестры, так и фельдшера. Идея психической профилактики возникла в середине 19 в. в психиатрии. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Б. О. Морелем в 1857 г., причинами болезненных изменений (которые, накапливаясь и передаваясь из поколения к поколению, приводят к вырождению семьи и даже целого народа) могут быть _______________, голод, эпидемии, условия ______________ среды (работа на вредных производствах, бедность), а также упадок _____________ и ________________ предрасположенность. Начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о «_________________ этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных ____________________ условий, таких как ______________, экономические _______________, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление _______________________ и др. Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на ________________, __________________ и _________________. _______________ психопрофилактика включает мероприятия, __________________ возникновению нервно-психических расстройств. ______________ психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на _________________________________________________ уже возникших заболеваний, ____________________________________, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. ____________________ психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных ____________________ последствий заболевания, __________________ и дефектов, препятствующих __________________ деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Медицинский работник может применять разработку сан. Бюллетеней санитарно – просветительские занятие для пациентов, читать тематические лекции, проводить различные культурные мероприятия, например, концерты, с уелью привелчения внимания к той или иной проблеме. К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.

Задание 11. Выпишите методы, относящиеся к первичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний. По большей части решением вопросов вторичной психопрофилактики занимаются психиатры, неврологи. Из работа заключается в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

Задание 12. Отметьте методы, относящиеся к вторичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При третичной психопрофилактике основное значение приобретает реабилитация пациентов. Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, психологические занятия, прежде всего - личностный подход к человеку.

В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Задание 13. Объясните,в чем разница между медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией.Какую роль в реабилитации пациента играют медицинская сестра и фельдшер?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Отметьте методы, относящиеся к третичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.022 с.)