Тема 6. Психология лечебного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Психология лечебного взаимодействия



Общение медицинского работника и пациента можно назвать вынужденным общением, т.к. основным мотивом встречи и беседы становится появлением у одного из участников взаимодействия проблем со стороны здоровья — болезненных симптомов.

Со стороны врача вынужденность выбора субъекта общения обусловлена его профессией. Если обращение пациента к врачу диктуется поиском помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями профессионального роста и материального подкрепления.

Задание 39. Дайте определение видам общения. Отметьте особенности.

Выделяют следующие виды общения (С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко):

«Контакт масок»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Примитивное общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Формально-ролевое общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Деловое общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Духовное межличностное общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Манипулятивное общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 40. Определите термин «эмпатия». Какое значение имеет эмпатия в работе медицинского работника?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Медицинская этика и деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Этика определяет законы морали и нравственности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но приводит к нравственному суду, «суду чести». Этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

Систему этических воззрений или суждений по степени их обобщенности представляют (В.А.Тихоненко, Т.А.Покуленко) в виде четырех уровней:

• этические теории

• этические принципы

• этические нормы

• этические стандарты поведения

К числу базисных принципов биомедицинской этики относятся принципы: а) автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния и г) справедливости. Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Выделяют (В.А.Тихоненко, Т.А. Покуленко) семь основных аспектов автономии:

• уважение личности пациента

• оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях

• предоставление ему необходимой информации (о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мерах)

• возможность выбора из альтернативных вариантов

• самостоятельность пациента в принятии решений

• возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента)

• вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество»)

Принципы непричинения вреда, благодеяния и справедливости вытекают из клятвы Гиппократа и соответствующим образом нацеливают медицинского работника.

Конкретные этические нормы, применяемые в медицине, включают правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность и компетентность.

Задание 41. Обозначьте ситуации, где нормы этики и деонтологии могут вступить вразрез с конкретной ситуацией и желаниями пациента.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕМА 7. СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ

Задание 42. Дайте определение современной семьи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнении какой-то важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или дальнего окружения цель.

 

ВОСПИТАНИЕ
Для общества Для воспитателя Для воспитуемого

 

При «воспитании для общества» такими задачами являются формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослушания). В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально облегчающие воспитание (к примеру, послушание). «Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему.

Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что целями воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться формирование гармоничного характера.

Задание 43. Какой характер может быть назван гармоничным? (используйте дополнительную литературу!)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 44. Заполните пропуски.

В.Я.Гиндикиным и В.А. Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих формированию тех или иных патохарактерологических развитии личности:

1. «Кумир семьи». Воспитание включает в себя ____________ ребенка, культивирования в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ______________ за проступки.

2. Гиперопека. Воспитание включает _______ __________ и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование _______________.

3. Гипропека. Воспитание включает _____________________ со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.

4. Безнадзорность. Высокая степень _________________.

5. «Золушка». Воспитание включает ____________ ребенка ________ и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.

6. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает систематическое ____________ ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Задание 45. Заполните таблицу. Изучив литературу, отметьте, какие типы характеров вероятнее разовьются при каждом типе неверного воспитания.

  И Ш Э ПА А П
"Кумир семьи"            
Гиперопека            
Гипоопека            
Безнадзорность            
"Золушка"            
"Ежовые рукавицы"            

*где, И – Истероидный, Ш- Шизоидный, Э – Эпилептоидный, ПА – Психастенический, А- Астенический, П – Паранояльный.

Задание 46. Заполните пропуски. Напишите, какие типы неверного воспитания и, соответственно, какие типы характеров, могут оказать влияние на формирование девиантного поведения? Делинкветного поведения? Аддиктивного поведения?

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе __________ и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее ________________ наказуемое деяние.

Аддиктивное поведение — это одна из форм __________________ (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Инструкция. Прочитайте задачи и письменно оформите ответ.

Задача 1. Определите, какой психический процесс нарушен. Опасен ли пациент в этом состоянии? Чем вызвано изменение психики? Опишите общение и психологический уход за ним.

У пациента Н., 42 года, после длительного злоупотребления алко­голем нарушился сон, появилась тревога, беспокойство, беспричинный страх. Спустя пять дней, к вечеру, как только больной закрывал глаза, он видел мух, пауков, которые ползали по нему и кусали. В ужасе он откры­вал глаза, осматривал себя, но все исчезало. На следующую ночь страх усилился, видел в комнате кошек, которые как-то странно выгибали спи­ны, протяжно мяукали, и бросались на него сзади. Пытался отогнать их, был возбужден, бегал по комнате, прятался. Успокоился только к утру, когда «загнал всех кошек в холодильник». Как будто бы к утру заснул, но неожиданно проснулся и увидел, что около кровати стоит его бывшая жена с ножом в руках. Чувствовал, как она ножом перерезала ему горло. «Зажал рану рукой, чувствовал, как сквозь пальцы потекла теплая липкая кровь. Она капала на рубашку, на пол». Кое-как добрался до двери, про­сил соседей срочно вызвать «скорую помощь», говорил, что бывшая жена перерезала ему горло и он может умереть.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Определите, какой психический процесс нарушен. Назовите данное нарушение. Можно ли определить, с чем связано подобное речевое поведение? Опишите общение и психологический уход за пациентом.

Пациент К., 74 года, говорит: «Ну, это вполне понятно. Иногда всегда подсчитывают, когда они осуществились. Когда дело сделано. И только тогда можно уже заявить об увеличении успехов того или иного мероприятия. А то можно работать без конца, без края, шума много из ничего получится, как у Шекспира, помните?... Пошумели, говорили, бегали, метались, торопились, а в результате что? Итог каков? Все в трубу, навылет. То есть шумиху подняли, а дела нет. Поэтому — меньше шума, больше дела, больше собранности, организованности, а потом сказать: «Ну вот, товарищи, как бы там ни было, дело сделали, будьте здоровы». Например, если мы строим какое-нибудь здание — вот наш долг, если мы сдаем экзамены — вот наши оценки, отметки, пять, отлично или там, например, четыре, хотя на плохой конец, я говорю. Четыре — это уже терпимо, я считаю, но вообще нужно на отлично, чтобы было пять. Вот так. Вот это называется...много шума из ничего, или как вы сказали — пословица: «Кур по осени или цыплят по осени считают». Ну да если непосредственно про них говорить, их перетаскивают кошки, как говорится».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3. Определите стиль воспитания. Поясните, каким образом данный стиль воспитания связан с личностными особенностями ребенка. Какие эмоции переживает ребенок?

На консультацию пришли мама с дочерью. Мама отмечает проблемы у ребенка в общении со сверстниками. Девочка Арина 12 лет, ведет себя замкнуто, на вопросы отвечает только когда разрешает мама, все время смотрит на мать и ждет ее поощрения. В беседе с мамой выясняется, что они с мужем постоянно контролируют ребенка, следят, чтобы всегда приходила во время, никуда не опаздывала, девочка посещает музыкальную школу по желанию папы, который считает, что девочки должны уметь играть на фортепиано и обладать развитым музыкальным слухом. Мама говорит, что они Арину никогда не наказывают, а воспитывают запретами. Например, если девочка провинилась, что со слов мамы случается часто, то запрещают смотреть телевизор, гулять. Также женщина отмечает, что муж иногда слишком строг к дочери, хочет, чтобы ребенок был хорошо воспитан и образован.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4. Определите тип ВКБ. Поясните, каким образом строить общение с пациентом. С чем связаны его эмоциональные переживания. Можно ли сказать, каков риск суицида в данном случае?

Молодой человек находится на лечении в центре реабилитации инвалидов. Около трех лет назад он получил травму позвоночника, в результате которой оказались, парализованы нижние конечности. Пациент находится в подавленном состоянии, печален, постоянно говорит, что лучше ему уже не будет и что лечение бесполезно. Часто возникают мысли о бессмысленности его жизни, о том, что всем было бы лучше, если бы он умер.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Определите наличие аддикции. Оцените адекватность поведения пациента. С чем может быть связано подобное поведение?

Молодой человек, 23 года, нигде не работает. Регулярно пьет водку. Может по десять и более дней только пить, пока не закончатся деньги. Общается только с теми людьми, которые могут выпить с ним или занять денег на водку. Гордится тем, что умеет пить: может выпить сколько угодно и его не рвет. Бывает, ворует деньги на выпивку. Если долго не принимает алкоголь, чувствует себя невыносимо плохо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 6. Определите наличие аддикции. Можно ли назвать молодого человека алкоголиком? Каким образом строить общение с ним?

В ходе планового медосмотра у студента 22-х лет выявляется увеличение печени (при пальпации край выступает на 3 сантиметра ниже реберной дуги). В ходе беседы студент сообщает, что с 17 лет по вечерам практически ежедневно употребляет пиво или джин-тоник. Последние два года каждый вечер выпивает 4-5 бутылок пива, чтобы «расслабится и снять напряжение», при этом по утрам часто отмечает слабость и разбитость, в связи с чем пропускает занятия. Рвота в ответ на употребление больших доз спиртного отсутствует. Сообщил так же предъявляет жалобы на ухудшение памяти, говорит что не всегда может вспомнить, что делал вечером накануне.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ГЛОССАРИЙ

 

АВТОМАТИЗМЫ - самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функции вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

АКОАЗМ — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача);

АЛЕКСИТИМИЯ - затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания;

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование противоположных чувств;

АМЕНЦИЯ – нарушение деятельности сознания. Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой информации;

АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию;

АНГЕДОНИЯ - утрата человеком чувства радости, удовольствия;

АНЕСТЕЗИЯ — утрата способности ощущать различные виды раздражений;

АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть;

АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке;

АФФЕКТЫ - особо выраженные эмоциональные состоянии человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении. Могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам. Различают физиологический и патологический аффект;

БЕСПОКОЙСТВО — чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное);

БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ);

БРАДИФАЗИЯ - общее название различных форм замедленной речи;

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним;

БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть;

ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов;

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует;

ГИПЕРБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ — повышение способности ощущать различные виды раздражений;

ГИПОБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

ГИПОЭСТЕЗИЯ — снижение способности ощущать различные виды раздражений;

ДЕЛИРИЙ – состояние расстройства сознания, которое характеризуется галлюцинацями, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве и которое может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отношения к болезненным проявлениям;

ДЕМЕНЦИЯ — психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению;

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела;

ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса;

ДИПСОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к запоям;

ДИСМЕГАЛОПСИЯ — расстройство восприятия в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси окружающих предметов;

ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение;

ДРОМОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству;

ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение (Количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ);

ИЛЛЮЗИИ — это искаженное восприятие реального объекта;

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах;

КАТАЛЕПСИЯ («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени;

КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение воровать ненужные данному человеку предметы;

КОМА – глубокое нарушение деятельности сознания, характерное отсутствием реагирования на внешние воздействия, включая раздражители болевые;

КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором утрачивается способность к абстрагированию;

КОНФАБУЛЯЦИИ — обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие места событий;

КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе;

ЛОГОРЕЯ - значительно ускоренная, нередко безостановочная и большей частью мало- либо вовсе несвязная речь, в которой находят отражение определённые нарушения процессов отвлечённой умственной деятельности. При этом процессы наглядно-действенного или доречевого мышления могут протекать без серьёзных нарушений. Чаще термин используется как общее название различных форм речевого возбуждения, наблюдающегося при сенсорной афазии, мании, прогрессивном параличе, шизофрении («Речевой понос»);

МАКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов;

МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждением и ускорением ассоциативного процесса;

МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникающее приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

МИКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов;

НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности;

НЕГАТИВИЗМ — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия;

ОБНУБИЛЯЦИЯ – легкая степень оглушения. Характерны колебания в степени выраженности помрачения сознания – легкое помрачение сознания на время сменяется его прояснением, затем вновь наступает затемнение;

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих;

ОНЕЙРОИД – р асстройство сознания, характеризующееся причудливой смесью фрагментов отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких фантастических представлений, подобно тому, как бывает во сне;

ПАРАЛОГИЯ - противоречие рассудку, заблуждение; бред;

ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий вызвавшей его причине;

ПАРАФАЗИЯ - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии;

ПАРЕСТЕЗИЯ - неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др;

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления;

ПИРОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к поджогам;

ПОРРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных размерах самого объекта;

ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — *жизнью в прошлом»);

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов;

РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ);

РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения);

СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним;

СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы;

СИДРОМ КАПГРА — нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загримированными под них;

СИМПТОМ ЗЕРКАЛА - нарушения узнавания собственного изображения в зеркале;

СИМПТОМ ФРЕГОЛИ — нарушение узнавания окружающих больного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими внешности;

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ – нарушение внимания, в которое включаются следующие клинические признаки: беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»), невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется, легкая отвлекаемость на посторонние стимулы, нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе), склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса, сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением), сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр, частый переход от одного незавершенного действия к другому, невозможность играть тихо и спокойно, болтливость, склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей), внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи, склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.), частое совершение опасных действий (недоучет последствиях);

СКАЧКА ИДЕЙ — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ);

СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия;

СОМАТОАГНОЗИЯ — расстройство узнавания частей собственного тела;

СОПОР – одна из форм глубокого расстройства сознания, при которой у больного отсутствует реакция на окружающее, сохранена рефлекторная деятельность, реакция на сильные раздражители и возможность психической деятельности;

СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более «легкая» степень разорванности);

СТЕРЕОТИПИИ — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.);

СТУПОР – состояние резкой угнетенности, выражаемой в полной неподвижности, молчаливости;

ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью);

ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.);

УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ — состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных);

УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени;

ФОБИЯ – навязчивый страх, переживается пациентом часто, плохо контролируется и существенно нарушает самочувствие и деятельность человека;

ФОТОПСИЯ — восприятие ярких вспышек света, кругов, звездочек;

ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ — мучительное чувство бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.

ШИЗОФАЗИЯ - расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями при правильности их грамматического строя;

ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса;

ЭЙДЕТИЗМ — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа;

ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение;

ЭКМНЕЗИЯ - Форма расстройства памяти, нарушение осознавания времени, при котором стирается грань между прошлым и настоящим;

ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ — повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы:

1. Полянцева О.И. Психология [Текст]/О.И. Полянцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с.

2. Спринц А. М. Медицинская психология с элементами общей психологии [Текст]/А. М. Спринц. – СпецЛит, 2009. – 447 с.

3. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Учебное пособие [Текст]/Д.А. Шкуренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

 

Список дополнительной литературы:

1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст]/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - М.: Кафедра-М, 1998. – 271 с.

2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского [Текст]/ Б.Д. Карвасарский - СПб.: Питер, 2002. - 960 с.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]/В.Д. Менделевич - М.:МЕД-пресс, 1998. – 592 с.

4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]/П.И. Сидоров, А.В. Парняков - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.

 


Приложение

 

О НАБЛЮДЕНИИ ЗА ПАЦИЕНТОМ

 

В ходе своей работы средние медицинские работники проводят в непосредственном контакте с больным больше времени, чем врачи. По этой причине медицинские сестры должны сочетать постоянное наблюдение за больным с выполнением сделанных назначений. Постоянное наблюдение за больным дает возможность вовремя выявить новые симптомы прогрессирования болезни и, как следствие, принять необходимые терапевтические меры. Также получаемая в ходе непрерывного контакта с пациентом информация способствует уточнению диагноза, выявлению особенностей течения заболевания в каждом конкретном случае, построению рациональной индивидуализированной терапии. Медицинским сестрам необходимо развивать профессиональную наблюдательность, чтобы лучше ориентироваться в обстановке.

Выделяют следующие методы и приемы наблюдения за пациентом:

1) наблюдение общего состояния больного. Сюда входят оценка сознания и психической сферы, положения больного в постели, мимики, выражения лица, состояния кожных покровов, гидратации; выявление признаков неотложности (боли, кровотечений и т. д.); уточнение анамнестических данных (например, аллерго логического,

фармакологического анамнеза). Следует отметить важность этих данных при проведении мероприятий интенсивной терапии;

2) наблюдение за объективным состоянием органов и систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, а также функционированием желудочнокишечного тракта, почек; контроль за водным балансом в организме и пр.;

3) инструментальные методы, включающие в себя мониторное исследование, электрокардиографию, неотложные эндоскопические н комбинированные исследования, рентгенодиагностику, термометрию и т. д.;

4) лабораторные методы, которые включают в себя неотложные исследования крови, кала, мочи, рвотных масс, кислотноосновного состояния, баланса электролитов и кислородного баланса, ферментов, коагулограммы, биохимические и бактериологические исследования и прочие лабораторные анализы.

Ниже прилагается лист наблюдателя, куда входят как физиологические параметры, так и психологически параметры

ЛИСТ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Инструкция. Наблюдайте за пациентом в течении трех дней. Фиксируйте динамичные показатели несколько раз в течении дня, изменения записывайте в примечание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.121 с.)