Сущность, функции и механизм (аппарат) государства. Политическая система общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и механизм (аппарат) государства. Политическая система общества.



Сущность государства видится в его способности объединять все общество, является средством достижения социального согласия и компромисса. Следует отметить, что классовое и общесоциальное начало не исключают друг друга. Правящие классы выражают волю тех социальных сил, которые они представляют, а с другой стороны, современное государство привержено общечеловеческим идеалам и использует демократические средства управления обществом. Классовое и общесоциальное начало сочетаются в разных вариантах: в демократическом государстве доминирует общесоциальное начало, в тоталитарном государстве – классовое.

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

§ Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

§ Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

§ Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

§ Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

2. Разделение властей.

3. Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

4. Высокий профессионализм и компетентность.

5. Законность.

6. Демократизм.

7. Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Основные формы политических систем: Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм.

Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус. Демократия как власть народа осуществляется в двух формах -представительной и непосредст­венной.

Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.
Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Теократия — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

§ политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

§ политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

§ социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

§ политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

§ политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Выделяют следующие функции политической системы:

§ Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

§ Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

§ Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

§ Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

§ Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

§ Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

§ Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

§ Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства по управлению общества, отражающие его цели и социальные назначения по напрвленности.

Важнейшими общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан.

Задачи и функции государства – явления взаимосвязанные, но не совпадающие. В задачах государства выражается его социальное назначение в конкретный исторический период, они исходны по отношению к его функциям, являются их предпосылкой. Функции же представляют собой средства реализации стоящих перед государством задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций, так как по сравнению с функциями государства они обладают относительно узким, локальным характером и распространяются не на всю деятельность государства, а лишь на отдельные его части.

Функции государства можно классифицировать по многим основаниям. Их подразделяют в зависимости от продолжительности действия на постоянные (действующие на всех этапах развития государства) и временные. По значению в общественной жизни функции можно подразделить на основные и неосновные, по формам их реализации на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные.

Наиболее распространенной является подразделение функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны и практически охватывают все сферы жизни общества и государства: экономическую, социально-политическую, правоохранительную, экологическую.

Экономическая функция государства представляет собой выработку долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая и другая политика. Государство обеспечивает правовую базу в области государственного кредита, финансового субсидирования, налогообложения. В отношении особо важных отраслей экономики (энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика) государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или же основного держателя акций.

Политическая функция в современном демократическом государстве предполагает, прежде всего, обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализацию волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа формирование демократического гражданского общества, защиту конституционного строя. Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как она создает условия для эффективного выполнения других функций.

Социальная функция определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка означает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В современном государстве особое внимание уделяется и правоохранительной деятельности, ибо ее эффективность – один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.

Экологическая или природоохранительная функция становится все более актуальной в условиях ухудшения экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы.

Функция налогообложения и финансового контроля предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики. С помощью налогов государство покрывает расходы на содержание государственного аппарата, перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения, обеспечивает развитие страны. Основной задачей финансового контроля является проверка финансовых обязательств перед государством, предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности на международной арене. Это – функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, сокращения химического и ядерного оружия, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.041 с.)