Кокковидные и палочковидные формы бактерий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кокковидные и палочковидные формы бактерий




ГРИБЫ



Занятие 2

Тема: «Экология микроорганизмов»

.

Цель: закрепить понятия о действии внешней среды на микроорганизмы; изучить бактериологические методы исследований чистоты окружающей среды.

Время – 90 минут.

Задачи: знать: - механизм действия физических и химических факторов внешней среды на микроорганизмы;

- препараты для антисептики и асептики;

- области практического применения дезинфекции, стерилизации, антисептики и асептики;

Вопросы для обсуждения:

1.Распространение микробов в природе: а) микробиоценоз почвы;

б) микробиоценоз воды;

в) микробиоценоз воздуха.

2. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы: а) назвать физические факторы и их действие;

б) что такое стерилизация?

г) охарактеризовать виды тепловой стерилизации; д) что такое дезинфекция, еѐ виды?

е) назвать дезинфицирующие вещества;

ѐ) что такое асептика, антисептика, дезинсекция, дератизация? ж) назвать антисептические вещества.

 

Контроль исходного уровня знаний – устный.

Заключительный контроль знаний -тестирование.

 

Самостоятельная работа:

«Изучение асептических и антисептических препаратов, их применение»

 

· Прочитайте названия препаратов и определите, к какой группе они относятся: к антисептикам или асептикам;

· Запишите их в соответствующей схеме;

· Изучите и опишите их консистенцию, цвет, прозрачность, запах;

· Запишите их применение;

· Ознакомьтесь и запомните приготовление растворов хлорамина и их использование в микробиологической практике.


Выполнение работы

 


 

№ п/п

1.


Антисептические препараты

Название Характеристика Применение


 

 

2.

 

 

Асептические препараты

№ Название Характеристика Применение

/п

1.

 

 

2.

 

Памятка

1. Обработка рук – о,5 % р-р хлорамина

2. Обработка рабочих мест – 1% р-р хлорамина

3. Обработка помещений – 3% р-р хлорамина

4. Замачивание использованной посуды микробиологической лаборатории – 10% р- лорамина

5. Обработка отработанного микробиологического материала – сухая хлорная есть

Приготовление растворов

Виды растворов Сухое вещество Вода
1 % р-р хлорамина 10 гр 1 л
3% р-р хлорамина 30 гр
5 % р-р хлорамина 50 гр
10% р-р хлорамина 100 гр 1 л

Сухая хлорная известь должна содержать 25 – 30% активного хлора


Основные термины и понятия по теме:

1. Микрофлора почвы (примеры)

2. Микрофлора воды (примеры)

3. Микрофлора воздуха (примеры)

4. Физические факторы внешней среды (перечислить)

5. Стерилизация

6. Виды стерилизации (перечислить)

7. Температура и экспозиция при стерилизации паром под давлением

8. Предметы, стерилизуемые паром под давлением

9. Кипячение – температура и экспозиция, что стерилизуют таким образом

10. Предметы, стерилизуемые сухим жаром

11. Температура и экспозиция при стерилизации сухим жаром

12. Стерилизация текучим паром

13. Пастеризация

14. Дезинфекция

15. Дезинфицирующие вещества (примеры)

16. Антисептика

17. Антисептические вещества (примеры)

18. Бактерицидные антисептики

19. Бактериостатические антисептики

20. Асептика

21. Дератизация

22. Дезинсекция

23. Дезинфекция очаговая, ее виды

 

 

Литература: 1.1. стр. 103 – 112, 118 – 130, 151 – 161.

1.2. стр. 40 – 51, 52 – 58

 

Студент ………………………Преподаватель…………………….


Приложение к занятию №2

ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИКРОБОВ В ПРИРОДЕ


  .
ПОЧВА

В 1 группе на глубине10-20см.

1-10млрд. бактерий: актиномицеты, нитрифицирующие, целлюлозоразлогающ ие серобактерии, пигментные бактерии, грибы, простейшие.

 

ПАТОГЕННЫЕ

микроорганизмы попадают в почву с выделениями человека и животных:

- бактерии

ботулизма, столбняка, газовой гангрены, сибирской язвы;

- сальмонеллы, дизентирийные палочки, холерный вибрион, дифтерийные, бактерии, туберкулезные бактерии.

 

Санитарным показателем чистоты почвы являются кишечная палочка, энтерококки, CL perfingens.


ВОЗДУХ

ВОДА   Наиболее загрязнена
у
населенных мест сточными водами.   ЗДЕСЬ ОБИТАЮТ: Вибрионы спириллы, светящиеся бактерии, серо и железобактерии.   МОГУТ ПОПАСТЬ: возбудители холеры, брюшного тифа, дизентерии, туляремии, лептоспироза.   Санитарный показатель чистоты воды: кишечная палочка.
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА   - микрофлора полости рта:грибы, бактерии, спирохеты, вирусы, простейшие (непатогенные стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки, дифтероиды, спирохеты - боррелии, трепонемы, лептоспиры);
- микрофлора кишечного
желудочного
тракта:
в
желудке – сарцины, спороносные палочки; в тонком кишечнике их нет, толстом кишечнике – молочнокислые бактерии, кишечные палочки, энтерококки, клостридии; - микрофлора влагалища:кокки – до полового созревания и baсt. Doderleini после полового созревания; - микрофлора глаза:белые стафилококки палочка ксероза; - микрофлора кожи:непатогенные стафилококки, стрептококки, дифтероиды, палочки, дрожжеподобные грибы рода Candida.
Состав микрофлоры зависит от степени загрязнения воздуха, температуры осадков, характера местности, влажности.

 

ДОЛГО СОХРАНЯЮТСЯ:

споры грибов, бактерии, сарцины, пигментообразую щие бактерии.

 

ОТ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ:

патогенные стафилоккоки, стрептоккоки, бактерии дифтерии, кори, гриппа, туберкулеза.


Занятие 3

Тема: «Учение об инфекционном и эпидемическом процессах»

Время – 90 минут

Цель: закрепить знания, полученные на лекции по основам инфектологии и эпидемиологии.

Задачи: знать:

- основы инфекционного процесса;

- механизмы передачи инфекций, схему эпидемического процесса, очаг инфекционного заболевания;

- факторы, способствующие развитию внутрибольничной инфекции;

- методы, направленные на разрыв эпидемической цепи;

Уметь:

- провести инструктаж о действиях членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях.

 

Изолирующий сестринский уход

При заболеваниях верхних дыхательных путей:

Измерение температуры, АД, подсчет пульса, контроль дыхания; при ухудшении самочувствия сообщить врачу;

ü Контроль текущей дезинфекции, влажной уборки и проветривании помещения не менее 4 раз в сутки. Пациент при проветривании не должен переохлаждаться;

ü Заполнение направлений в бактериологическую лабораторию, подготовка материала для доставки в лабораторию и обеспечение его доставки;

ü Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств по назначению врача;

ü Выполнение парентеральных вмешательств по назначению врача;

ü Взятие мазка из носа, носоглотки, крови для лабораторной диагностики.

При кишечных инфекциях:

- Обеспечить пастельный режим;

ü Постоянный контроль за самочувствием пациента, температурой и характером стула;

ü Обеспечение приема лекарств и диеты по назначению врача;

ü Обеспечение пациента и лиц, ухаживающих за ним, правилам соблюдения личной гигиены (мытье рук до стула и после туалета);

ü Выделить больному отдельную посуду.

 

В целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки и белья; дезинфицирует предметы ухода (термометр, шпатель, пузырь со льдом и др.).

Для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.


Методы, направленные на разрыв эпидемической цепи

Начинают с мероприятий, направленных на изоляцию источника инфекции в домашних условиях или условиях стационара, лечение пациента. Затем необходимо прервать пути распространения инфекции. Это зависит от эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителей во внешней среде. Решающую роль играют общесанитарные мероприятия: санитарный контроль водоснабжения и пищевых предприятий, очистка населенных мест от нечистот, борьба с выплодом мух и комаров, сквозное проветривание помещений, применение бактерицидных ламп, влажная уборка помещений, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация предметов ухода.

 

· Вопросы для обсуждения:

1. Инфекционный процесс:

a) паразитизм и его категории;

b) факторы инфекционного процесса;

c) стадии инфекционного процесса.

2. Свойства патогенных микроорганизмов.

3. Факторы патогенности, ферменты агрессии и инвазии.

4. Особенности инфекционной болезни.

5. Формы инфекционного процесса.

6. Эпидемиологический процесс; элементы эпидемиологического процесса.

7. Источники инфекции.

8. Механизмы передачи инфекции, его фазы, факторы и пути.

9. Восприимчивое население.

10. Интенсивность эпидемиологического процесса, спорадические случаи заболевания, эпидемия, пандемия.

 

· Контроль исходного уровня знаний

· Самостоятельная работа:

Задание 1

1. Изучить изолирующий сестринский уход и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи.

2. Составить план ухода и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи при заболевании, указанном преподавателем.

 

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………


…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

 

Задание 2

Составить и записать инструктаж членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях с определенным заболеванием (указывает преподаватель).

 

Выполнение работы

 

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………

 

· Итоговый контроль знаний

Основные термины по теме

1. Инфекционный процесс

2. Паразитизм облигатный, факультативный, случайный

3. Патогенность

4. Вирулентность, единицы ее измерения (Dcl, Dlm, ID)

5. Адгезия

6. Колонизация микроорганизмов в тканях

7. Инвазивность

8. Агрессивность микроорганизмов

9. Гиалуронидаза

10. Фибринолизин

11. Кологеназа

12. Лецитиназа

13. Коагулаза 14.Дезоксирибонуклеаза

15. Протеаза

16. Антифагины

17. Токсины 18.Экзотоксин, анатоксин

19. Эндотоксин

20. Условно - патогенные микроорганизмы

21. Особенности инфекционной болезни

- специфичность

- контагиозность (заразность)

- цикличность периодов

- формирование иммунитета

22. Периоды инфекционной болезни

- инкубационный

- продромальный

- период выраженных клинических признаков

- период угасания болезни, реконвалесценция

23. Бактерионосительство.


24.
Инвазивность
Токсины экзотоксины эндотоксины
Ферменты агрессии коагулаза гемолизин агрессины лейкоцидин гиалуронидаза
Экзогенная инфекция

25. Аутоинфекция

26. Очаговая инфекция

27. Генерализованая инфекция

28. Сепсис 29.Септикопиемия

30. Токсинемия

31. Эпидемиологический процесс

32. Источник инфекции

33. Механизм пути и факторы передачи

34. Восприимчивое население

35. Зоонозная инфекция

36. Антропонозная инфекция

37. Спорадическая заболеваемость

38. Эпидемия 39 Пандемия

 

 

Литература: 1.1 стр. 161 – 179 2 стр. 61 – 70

 

 

Студент Преподаватель

 

 

Приложение к занятию № 6

СВОЙСТВА ПАТОГЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ.

Вирулентность
Колонизация
Патогенность
Специфичность
Адгезия
Органотропность

Подавление фагоцитоза фибринолизин антифагины


 

Свойства экзо - и эндотоксинов

Экзотоксины Эндотоксины
Белковой природы Липополисахаридопротеиновый комплекс
Диффундируют из клетки в окружающую среду Связаны с телом микробной клетки
Высокотоксичны Малотоксичны
Избирательно действуют на органы и ткани (специфичны) Вызывают общие явления интоксикации
Термолабильны Термостабильны
Под действием формалина переходят в анатоксин Под действием формалина частично обезвреживаются
Образуются в основном грамположительными бактериями Образуются в основном грамотрицательными бактериями

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Инкубационный период
Период выздоровления (реконвалесценция)

Период развития основных клинических признаков
Продромальный период


Занятие 4

Тема: «Постановка серологических реакций и учет результатов»

Время – 180 минут

Цель: уточнить и закрепить понятия неспецифической и специфической защиты организма от чужеродных тел и веществ;

закрепить знания о механизме возникновения антител и увидеть практическое взаимодействие антител с антигеном.

Задачи: знать:

- факторы неспецифической защиты организма,

- факторы специфической защиты организма

- антигены, их свойства и виды,

- антитела, виды иммуноглобулинов.

- виды иммунологических реакций;

уметь:

- провести реакцию агглютинации на стекле;

- провести реакцию преципитации в пробирке;

- прочитать результаты реакций и проанализировать их.

 

· Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «иммунология», краткая история развития иммунологии;

2. Неспецифические факторы иммунитета;

3. Ретикуло-эндотелиальная система и виды фагоцитов;

4. Механизм фагоцитоза. Его регуляция. Что усиливает и ослабляет фагоцитоз?

5. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета;

6. Понятие «специфический иммунитет». Чем обусловлен специфический иммунитет?

7. Виды и формы специфического иммунитета;

8. Антигены – какова их химическая структура и способы введения в организм;

9. Свойства антигенов. От чего зависит антигенность;

10. Антигены микробных клеток;

11. Антигены животных микроорганизмов;

12. Антитела. Виды антител (антибактериальные, антитоксические, антивирусные, противогрибковые, аутантитела, антиклеточные, естественные);

13. Виды антибактериальных антител, их взаимодействие с антигенами (агглютинины, преципитины, лизины, опсонины, бактерицидные);

14. Химическая природа антител. Виды иммуноглобулинов и их значение.

15. Взаимодействие между антигеном и антителом; использование серологических реакций.

16.Виды серологических реакций, применение иммунных реакций в медицине:

a) реакция агглютинации; б) реакция преципитации; в) реакция нейтрализации; г) реакция лизиса;

д) реакция связывания компонента.


· Контроль исходного уровня знаний

· Самостоятельная работа

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЗИНСТЕНТНОСТИ

Задание 1. Составьте графологическую структуру

 

Задание 2. Составьте графологическую структуру

АНТИГЕНЫ

 

Задание 3. Составьте графологическую структуру

АНТИТЕЛА


Практическая работа:

1) Постановка реакции агглютинации на стекле и анализ результата;

2) Постановка реакции преципитации в пробирке и анализ результата;

 

Работа 1

Методика постановки реакции агглютинации на стекле

· На предметное стекло нанесите три капли физ.раствора пипеткой №1;

· Пипеткой №2 в первую и вторую каплю добавьте каплю иммунной сыворотки

· Во вторую и третью каплю стерильной петлѐй возле зажжѐнной спиртовки добавьте по капле культуры бактерий, перемешивая капли.

· Остаток микроорганизмов сожгите над спиртовкой;

· Определите результат реакции, отметьте ее положительный или отрицательный результат. О чѐм он свидетельствует?

· Сделайте вывод и зарисуйте результат реакции. Схема расположения капель на стекле:

    Ф+С Ф+С+К Ф+К

 

Условные обозначения:

Ф- физраствор;

С – иммунная сыворотка;

К – культура микроорганизмов.

 

Выполнение работы.

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………..


Работа 2

Методика постановки реакции преципитации

· Смыв кровяного пятна используйте в качестве антигена и осторожно наслаивайте его пастеровской пипеткой на преципитирующую сыворотку. Для контроля смыв кровяного пятна наслаивайте на нормальную сыворотку и физиологический раствор.

Реакция считается положительной, если на границе двух жидкостей образуется мутное кольцо преципитирующего белка.

· Определите результаты реакции. Проанализируйте их и сделайте вывод.

· Зарисуйте реакцию кольцепреципинации.

 

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………

 

 

Итоговый контроль знаний

Литература:

I. 1. стр. 198 – 213

2. стр. 77 – 81, 101 – 106

II.6. стр. 192 – 204 Студент…………………..Преподаватель…………………………………


Иммунитет
неспецифический специфический
клеточный: - кожа - слизистые оболочки - нормальная микрофлора - фагоцитоз: завершенный, незавершенный - воспаление гуморальный: - комплемент - С-реактивный белок - лейкины - плакины - b лизины - интерфероны: a,b,y врожденный: - абсолютный - относительный приобретенный
естественный искусственный
- пассивный - активный (постинфекци- онный): длительный короткий стерильный нестерильный - пассивный - активный

 

Приложение к занятию

Схема строения иммуноглобулинов



Схематическое изображение развития иммунного ответа в организме Схема антигенной структуры бактериальной клетки.

1. О – антиген;

2. Vi – антиген;

3. H – антиген (жгутиковый);




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.13 с.)