Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заметки об этике и эстетическом здоровьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
6.1. Заметка об эстетическом воспитании1 Склонность к эстетике
Под "эстетической склонностью" я подразумеваю способ получения удовольствия. Жизнь в любых своих проявлениях бессмысленна, если ее целью не является удовольствие. Любые обстоятельства, ответственность, тревоги, любой риск — все лишено смысла без стремления к удовольствию. Наслаждение — это резонанс или реальность завершенного порядка; совпадение или точная пропорциональность частей, в гармоничном единстве стремящихся к достижению результата. Эстетическая наклонность — это совершенный порядок, который доставляет удовольствие, вызывает вожделение его созерцания. Вожделен покой в устремленности к собственной цели. Но для большинства людей жизнь, напротив, представляет собой не удовольствие, а поиск выхода, позволяющего избежать неверного шага, а если это не удалось, то понять причину ошибки. Эстетическая проблема кажется поверхностной, но это — труднейшая и высочайшая задача, недоступная массе. Она предполагает волю и способность к поддержанию состояния вершинного переживания. Стать совершенным "да" — вот что было бы высшим воплощением человеческой морали, его естественной судьбой. Жизнь — это непрерывное нарциссическое удовольствие, торжествующий эгоизм. Эстетическое исполнение является природной нормой жизни, но для получения удовольствия необходимо ее соответствие природной установке. Жизнь — это основная потребность, следовательно, если человек хочет быть счастливым, то он обязан быть совершенным. Каждое мгновение по-своему совершенно, и все организмические потребности подчиняются строго определенному порядку. Счастье — это постоянное осуществление эстетической склонности. Эстетическая склонность — это совершенная реализация предпосылок, внутренне присущих нашей природе, нашему онто Ин-се. Для эстетической склонности чрезвычайно важна ментальная чистота. Без чистоты разума создавать красоту абсурдно, не умея думать надлежащим образом. Под "ментальной чистотой" подразумевается способность ------------------ 1 Отрывки из резиденса по эстетике, Лидзори (Италия), август 1990 г. Ý Конец страницы 173 Ý
ß Начало страницы 174 ß упорядочение мыслить, владея точными ментальными критериями. Когда я, например, растрачиваю себя на то, чтобы плохо думать о ком-то другом, мой ум тоже заболевает, как заболевает желудок от недоброкачественной пиши. Базовая коррекция сознания позволяет выявить зло или болезнь, которые надо исправить, или защитить собственную жизнь от опасных посягательств. Следовательно, зло или болезнь можно обнаружить только в том случае, если, во-первых, речь идет о лечении, а во-вторых, если они проявляются в целях самозащиты. По какой-то другой причине зло или болезнь не обнаруживаются, потому что субъект, не будучи отчужден от самого себя, предпочитает исключительно добро или благо, стараясь избегать несовершенных ситуаций. Действительно, каждый метаболизирует себе подобное, все строится на тематическом отборе. Если разум субъекта чист, то зло или болезнь не затрагивают его, держась от него на расстоянии, при этом разум субъекта отбирает из среды то, что приятно. Кроме того, можно найти удовольствие в следующем: 1) в действующей фантазии, 2) в происходящем 3) в природе2. Очистить разум — значит сделать его точным для осуществления функции жизни. Если в разуме постоянно присутствует некое искажение, вынуждающее субъекта все время критиковать действия другого, то можно выдвинуть две гипотезы: 1) слабость субъекта, не позволяющая ему выйти из-под власти чужой негативности; 2) нарушение порядка. В этом подобная критика превращается в разрядку, обусловленную потребностью видеть в другом то, что на самом деле присуще самому субъекту; эта ярость, таким образом, усиливает агрессивность, которой уже охвачен субъект. Это — ярость несостоявшейся жизни, смещенная в нападение. Очищение разума важно для красоты мысли как таковой, поскольку высшая красота — это красота внутренняя, красота духа, созерцающего самого себя, а уже потом она проявляется внешне. Мое суждение о красоте или уродстве какого-либо человека всегда соотносится с его потенциальной красотой. "Красота" есть удовлетворение бытия, увенчивающееся внутренним успехом. Необходимо быть точными техниками разума. Ментальная ошибка для феноменизации переходит к поискам объекта. По объекту, который выбирает субъект, можно судить об его ошибке. Ошибка вызревает в естественной среде, позволяющей действовать неторопливо и комфортно. После определенного периода такого психологического поведения ошибка происходит в результате суммирования микрособытий, порожденных терпимостью, которые взрываются в макрособытии ярко выраженного крушения. Таким образом, необходимо постоянно точно ------------ 2 Не вся природа, но определенный тип природы. К примеру, не таракан на розе, хотя это тоже природа, однако, она вызывает в субъекте эмоциональное отвержение и снижение жизнеспособности; я же имею в виду природу, приводящую к увеличению здоровья. Ý Конец страницы 174 Ý
ß Начало страницы 175 ß определять мелочи и держать под контролем свою естественную среду в своей повседневной целенаправленности. Чтобы проанализировать свою ошибку, необходимо спонтанно и естественно подвергнуть себя критике, не возмущаясь и не уходя в защиту, как если бы речь шла о ком-то другом. В самом деле, человек вынужден спасать идеальный образ самого себя как установленную форму, которая обязывает, заранее настраивая субъекта против самого себя. Отношения в сновидении указывают, как субъект распоряжается собой в ситуации. Тем не менее, индивиду не нужно ждать сновидений, чтобы увидеть ошибку; обычно, если он достаточно внимателен, то узнает это сразу. Необходимо суметь достичь нулевой точки ментальной деятельности, ибо она есть точка силы. Однако достигается она не с помощью медитации и других аналогичных приемов, а посредством рождения "Я"3, то есть через успешные действия и соответствующие выборы. Наиболее важные действия требуют постоянной бдительности, но это не приводит к стрессу, поскольку успешные действия обогащают личность. Стресс возникает тогда, когда субъект уделяет слишком большое внимание ошибочному действию; непрерывное успешное действие к стрессу ни в коем случае привести не может. Стресс всегда обусловлен накапливающимся напряжением незавершенного действия: происходит отдача энергии, которая не восстанавливается возвращением вложенного. Следует усвоить план опережения. Действительно, человек часто ленится и слишком медлит, прежде чем совершить действие, которое могло бы стать совершенным, тем самым позволяя господствовать ситуации и другому. При отсутствии строжайшего контроля со стороны субъекта ситуация объективирует его. В конечном счете он, несмотря на то, что мог бы сделать все, не делает ничего. В результате возникает фрустрация как самая горькая и саркастическая насмешка ума, который видит в субъекте шута, осмеивающего самого себя. Эстетическая деятельность требует владения точными инструментами. В любом деле не обойтись без знания инструмента, которое ведет к точному пониманию ситуации. Для экзистенциального действия у человека есть тело — этот единственный инструмент души, который позволяет ей стать историей. Тело — объективизация разума. Без тела невозможны объективизация, "до" и "после", пространство и время. Наша рациональность ограничена телом, эмоциями и всей гаммой психофизиологической восприимчивости. Очень часто при психотерапии я, проверяя степень сознания клиента, спрашиваю у него, что он чувствует. Большая часть людей воспринимает только какую-то часть своего тела. Следовательно, ограниченные незнани- ----------- 3Рождение "Я" согласно онтопсихологии происходит постоянно в каждом субъекте за счет выборов, соответствующих собственному оптическому замыслу. Автор рассматривает эту тему в книге "Рождение Я", ук. соч. Ý Конец страницы 175 Ý
ß Начало страницы 176 ß ем своего собственного инструмента, мы претендуем на познание. В первую очередь, кажется слепым — в силу произошедшей исторической ошибки — внутреннее чувство. Например, мы пьем и едим, забывая о желудке, который создает совершенный резонанс для других чувств. Если же во время еды и питья человек будет устойчиво ощущать рот и желудок, горло и пищевод как единое целое, то благодаря этой синхронности он всегда будет знать меру здоровья и удовольствия. Нашему сознанию знакомо страдание, но природой движет только стремление к удовольствию: желудок переваривает, если ему это нравится, клетки метаболизируют, если получают удовольствие, то есть если происходит эгоистическое пополнение запасов в соответствии с отбором, осуществленным базовым кодом индивидуализированной природы. Тело наслаждается, живет до тех пор, пока получает удовольствие и отвергает то, что ему не нравится. Необходимо восстановить сознание удовольствия. Кишечник, в большей степени, нежели сердце и мозг, представляет собой двигатель организма. Это радар с огромным радиусом действия, внут-риорганическая чувствительность; эмоции ощущаются в кишечнике. Жизнь становится неупорядоченной только тогда, когда нарушается кишечная деятельность. Самое жизненное тепло у животных исходит от внутренностей, оно сильнее, чем тепло крови или кожи. Таким образом, движение к удовольствию означает также и разрушение той схемы, которая заставляет нас действовать обычным образом (есть, одеваться и т.д.). Всякое развитие утонченности чувств, хорошего вкуса, изысканности, означающее развитие чувств восприятия, таким образом, приводит к истинной педагогике человека, к слиянию в разумной связи. Каждая клетка должна получать свое удовольствие, поскольку все клетки — это маленькие кванты разума. Необходимо возделывать все личные пространства для непосредственного удовольствия. Эстетика возникает тогда, когда весь организм метаболизирует идентичность и рост. Объекты, оставленные в беспорядке, всегда являются протагонистами. Они определяют стиль дома, в котором человек живет, стиль, который отражает его внутренний мир. Субъект создает дом, но и дом создает субъекта; индивид помогает своему месту, а оно впоследствии помогает индивиду4. Лишая самих себя эстетики, мы грабим свою эстетическую способность К великим целям ведет достижение совершенства в мелочах. Все это представляет собой повседневную эстетику. Целое достигается посредством упорядоченного согласования частей. Эстетическая склонность есть осуществление непрерывного акта, кото- -------------- 4 Собственный дом также является "хранителем" ("genius loci"). См. А. Менегетти "Genius loci' (Хранитель) в книге "Учебник по онтопсихологии", ук. соч., а также главу "Пространство как проекция личности" в книге "Этическая структура личности", ук. соч. Ý Конец страницы 176 Ý
ß Начало страницы 177 ß рый наиболее функциональным образом уточняет и реализует причастность "Я" к власти бытия. Следовательно, это — склонность к единству действия "Я". Отсюда вытекает восприятие свободы, удовольствия, людей как спокойных властителей акта-жизни или силы, энергии как таковой. Жизнь — это причина, которая своим действием вызывает необратимые последствия. Поскольку мы существуем, мы способны обрести власть над причинами, вызывающими особые следствия. Априорное "Я" всегда дает идеальный критерий совершенства. Расхождение между априорным "Я" и логико-историческим "Я" составляет "вытесненное". "Вытесненное" — это то, что кусает дважды; первый раз — это ошибка природы, второй — ответственность "Я". Мы могли бы зрительно представить его как скорпиона, впившегося в спину. Субъект должен преодолеть старую проблему, которая выступает в качестве рефлективной матрицы для всех других контактов чуждой инкубации. На основе рефлективной матрицы сознание было изменено. Если попытаться понять это изменение, оно всегда успеет сыграть на опережение. Оказавшись введенным в компьютер, вирус немедленно осуществляет вмешательство в самой витальной точке проблемы. "Я" становится объектом этой программы, воспринимая только то, что исходит не от реальных данных, а от монитора отклонения. Как следствие, деятельность "Я" оказывается несоответствующей. Монитор отклонения систематизирует человека в глобально-социальном плане (вся планета) и в плане индивидуальном. Основные стереотипы, закоторые мы продолжаем цепляться, остаются прежними: ревность, агрессивность и т.д. Они одинаковы во всем мире. Существуют несколько форм программы, на основе которых создаются различные варианты. Отклоненная информация и, следовательно, монитор отклонения полностью фиксируются в период переходного возраста, когда окончательно стабилизируется вся организмическая структура5. В этот период определяется характер. Начиная с этого момента субъект может полностью восстановить себя только с помощью психотерапии, потому что способ существования в этом возрасте формирует его характер на всю оставшуюся жизнь. Если, например, субъект в период половой зрелости отличается поверхностностью, то он навсегда останется человеком, о котором обычно говорят "ни то, ни сё". Или, если в этом возрасте у него есть какие-то физические недостатки, то в дальнейшем он как бы приобретает право на несовершенство, претендуя на жалость других людей, ибо ему не повезло. Однако он остается в проигрыше, поскольку, в конечном итоге, расплачиваться придется только с жизнью, математические законы которой неумолимо точны. -------------- 5 Половая зрелость начинается с гинекологического созревания и завершается по окончании этого процесса, то есть в момент созревания сперматозоидов и яичников. Подростковый возраст является отображением организмической зрелости в эмоциональном плане, этот период требует громадной ответственности и переоценки всех поведенческих моделей; устанавливаются взрослые отношения ценности, следовательно, и расплачиваться за них приходиться как взрослым. См. А. Менегетти "Онтопсихологическая педагогика", ук. соч. Ý Конец страницы 177 Ý
ß Начало страницы 178 ß Необходимо обладать такой функциональностью, которая позволяет постоянно осуществлять оптимальный выбор в соответствии с этикой ситуации. Для того чтобы быть функцией Ин-се, "Я" должно иметь в своем распоряжении все маски, меняя их согласно ситуации. Совершенство "Я" — это этика ситуации. Где бы вы ни находились, реагировать надо в соответствии с оптимальным выбором, чтобы обеспечить реализацию потенциала. Потенциал следует формализовать в соответствии с обстоятельствами, стараясь найти выигрышное решение и не думая о том, мужчина вы или женщина, мать или ребенок и т.д. Основное правило, в любом случае, — это правило выживания: необходимость упраздняет все законы. В основе морали лежат два принципа: 1) жизненный эгоизм и 2) обстоятельство-контекст, в котором осуществляется этот эгоизм. Мораль базируется на настоящем и будущем, а стереотип — на прошлом. В самом деле, этика жизни отвечает на следующие вопросы: а) что является для меня лучшим здесь и сейчас? б) что является для меня лучшим в перспективе завтрашнего дня? Следовательно, правила, позволяющие "Я" стать функцией Ин-се, таковы: 1) выигрышное действие, разыгрываемое как единство действия; 2) внимание к обстоятельствам; 3) решение с учетом настоящего и будущего. В этике ситуации необходимо предусмотреть и закон; закон, напротив, об этике ситуации не заботится никогда. Закон — это мнение, менталь-ность, образ поведения, принятый тем обществом, в котором совершается данное обстоятельство. Закон, если им пренебречь, может стать серьезным препятствием, которое насильственно — вплоть до физического устранения субъекта — тормозит выигрышное действие. Этика ситуации неизбежно предполагает компромисс с законом, если только речь не идет о спасении Ин-се. Закон представляет собой силовую структуру социума, соединительную ткань между мной и другими, физически настроенными "за" или "против" меня. Его следует обходить, приспосабливаясь к нему и используя. Умело использовать закон, в первую очередь, необходимо людям умным, безжалостно применяя эту "шпагу" и не ввязываясь в психологическую борьбу. Чтобы получить удовольствие, субъекту нужно, прежде всего, усвоить основные правила жизни. Удовольствие есть результат той радикальной установки, которую осуществляют жизнь и упорядоченный ум. Достигнув такого измерения "Я", которое уже не нуждается в масках, мы входим в бытие без существования. На этой стадии нет необходимости уточнять себя в исторических данностях, нет никаких ролей. Глубинная концепция "да будет!", "пусть будет всегда" означает готовность к любому повороту ситуации и умение выйти из нее победителем. Человек без мифов аутентично действует как единство действия, будучи полностью свободным от какой бы то ни было стереотипности. Ý Конец страницы 178 Ý
ß Начало страницы 179 ß Человеку от рождения дается в этом мире способность как к самовозрождению, так и к самоуничтожению Он должен стать жрецом собственного тела, собственной эстетики, обретя нарциссизм жреца Перешагивать через себя — значит сжигать мосты между собой и богом, ибо каждый человек является единственным посредником между всем и собой, единственным условием всего остального Правильно реализуя свое существование, он спасает все отношения Благо, добро начинается с превращения в добро самих себя, это — путь от существования системного к существованию онтическому. Состояние благодати
Состояние благодати есть совершенное движение вперед организмического в непосредственной гармонии с сознанием Знание и существование могут быть соотнесены со следующей формулой 1+1=1 Состояние сознания ''Я" равно раскрытию онто Ин-се Экзистенциальную шизофрению, напротив, можно выразить формулой 1 + 1 = любому числу, отличному от 1. "Я" остается раздвоенным и никогда не достигает целостности. В состоянии благодати любое отношение равно целому, поэтому в обычной жизни зрелый человек, какое бы действие он ни совершал, всегда остается цельным "Я" + Ин-се + другие всегда составляют единое целое, историческое "Я" и априорное "Я" полностью совпадают, следствие и причина, которая это следствие (меня) полагает, представляют собой одно и тоже. Концепция "души" есть постоянная "целостность" того, что действует, будучи многообразным и раздельным, душа — это самодвижущее целое, целостное действие человека Онтическое видение состоит в том, что любая часть, любая деталь реализовавшего себя человека представляет собой восприятие целого Благодать — это состояние, при котором все дается безвозмездно субъект получает такое наслаждение жизнью, которое превосходит его собственные желания Это — изобилие жизни Организмическое состояние благодати отражают определенные феноменологии — ярко выраженная эротическая привлекательность, светящиеся глаза, блестящие волосы, пышущее здоровьем тело, — которые притягивают к себе все вокруг. Это можно увидеть по эфирному полю, представляющему собой следствие состояния благодати витальность ничем не сдерживается. Родник жизни бьет ключом Принцип благодати, прежде всего, является квантом витальности, жизненной силой. Человек в состоянии благодати добр, прост, смиренен и счастлив тем, что отдает, он подобен цветку, который естественно притягивает к себе, не стремясь к захвату Благодать связана с реальной добротой. Субъект становится желанным для того, кто умеет наблюдать. Ý Конец страницы 179 Ý
ß Начало страницы 180 ß Ментальное состояние благодати, наоборот, остается невыраженным; с ним связана причастность к бытию. Поскольку жизнь щедра, ничего не требует взамен, то субъекту в состоянии благодати, за которым внимательно наблюдают другие, очень легко допустить ошибку, если он не осознает своего привилегированного положения. В основном именно из-за недостаточного осознания этой благодати субъект действует так, как видит. Если он использует обычное историческое сознание, то новизну жизни от него закрывает фиксация стереотипов, подобно тому, как человек, выписывающий чек на миллион, думает, что это чек на сто тысяч. Состояние благодати не позволяет субъекту сохранять его привычный status quo, обуславливая в нем что-то большее, иное развитие, качественно другое продвижение вперед. Оно не позволяет упрочиться в ординарных дружеских отношениях или постоянных обстоятельствах, и — тем более — не допускает легко отвлекающей экстравертности. Как только возникает высокий тонус здоровья, он немедленно требует вложения во что-то высшее. Если человек (неважно, в какой момент это происходит) утрачивает способность к созиданию, то его ожидает преждевременное старение, которое не останавливается на одном уровне, а последовательно развивается, становясь агрессивно активным; при этом ошибка и патология усиливаются в ущерб энергетическому кванту витальности, коим располагает субъект. Вектор этого кванта направляется не на развитие, а на регресс. В подобном случае для креативного восстановления необходимо сначала преодолеть карму и достичь нормального уровня здоровья и витальности. Креативности требуется практически всегда хорошее состояние здоровья. Креативность — это измерение формализации новых контекстов, которые возникают и развиваются, исходя из достигнутой человеком достоверности: человек от состояния естественного приходит к состоянию предъес-тественному и даже сверхъестественному. В последнем случае человеку открываются события и знания, в которых он опосредует пропорции иных вселенных, потенциальных по отношению к онто Ин-се и способных конфигурировать субъекта согласно измерениям оптического откровения. На самом деле, большинство людей, достигнув начального благосостояния, почти всегда своими вложениями способствуют его утрате, что влечет за собой регресс в аффективном, сексуальном и интеллектуальном плане. Преждевременная старость или регресс по отношению к состоянию благодати заявляют о себе, прежде всего, потерей интеллектуальной остроты реакции, которые становятся привычными, статическими процессами, тогда как в полноценной жизни человека они прогрессируют с постепенным обретением — от одного внутреннего мира к другому — большей интерио-ризации в мире причин. Ý Конец страницы 180 Ý
ß Начало страницы 181 ß В состоянии благодати необходимо постоянно осуществлять метанойю. Я заметил, что достижению или поддержанию состояния благодати препятствует не отсутствие способности, а нежелание субъекта, который полноценному выбору предпочитает промежуточный, приспосабливаясь к обстоятельствам и откладывая окончательное решение. Сделать "полноценный выбор" — значит, рационально и гуманистически, без метафизических стрессов, демонстрирующих шизофрению, ежедневно отождествлять себя с лучшим, во всех своих мелочах. Полноценный выбор не делается раз и навсегда: его надо осуществлять везде повседневно, во всех ситуациях, в противном случае в человеке снова возобладает чужой, отличающийся от того, кем он является на самом деле. Речь идет о сознательной зрелости выбора и о том, чтобы всеми средствами соответствовать этому выбору. Познать опыт благодати и креативности можно, но для этого надо положить в основу познания полноценный выбор — изменить жизнь. В противном случае все остальное бессмысленно, поскольку природная интенцио-нальность подвергается постоянному разложению. Благодать делает человека очаровательным, но если он не умеет постоянно возрождать свою жизненную мощь, то вмешиваются силы, которые лишают его этого блага. Фундаментальная ошибка субъекта заключается в том, что он жаждет восхищения других, застывая в этом восхищении, утверждаясь в образе и наслаждаясь своим отражением. Восхищение требует спокойного осознания, поэтому ни искать, ни открыто отвергать его не следует. Не другой, а сам субъект должен вести себя осмотрительно. Он ошибается — и тогда, когда чрезмерно распыляет себя, и тогда, когда застывает на месте, не стремясь к самосозиданию: рождение "Я" есть повторное вложение потенциала6, "Я" должно овладеть той мелодией, которая является состоянием благодати, чтобы превратить ее в "Я". Умение вкладывать собственное благо требует ответственности, поскольку существование представляет собой непрерывное вложение. И тогда жизнь — это явление божественного — свершается как постоянный функциональный акт. Гигиеническая мастурбация
Мастурбация как специфическая потребность человеческого тела способна восстановить гормональное и эмоциональное равновесие. Для того чтобы биологическая потребность не препятствовала психике, ее нужно удовлетворять, но в ее же сфере, чрезмерно не увлекаясь и не придавая большого значения. Кроме того, мастурбировать надо тогда, когда органическая природа стремительна в своем движении. Однако отсутствие резуль- ------------ 6 См. советы, данные А. Менегетти относительно возмещения вложенного жизненного потенциала в книге "Учебник по онтопсихологии", ук. соч., гл. "Психический и биологический цикл: метанойя". Ý Конец страницы 181 Ý
ß Начало страницы 182 ß тата в первые три-четыре минуты говорит о том, то этот процесс лучше прекратить, ибо он превращается в стресс для организма. Если природе необходимо, то она находит естественный способ разрядки после нескольких движений. Термин "мастурбация" образован от латинского manibus turbare. Это — функция, которую я называю "гигиенической". Однако категорически запрещается заниматься навязчивой мастурбацией, особенно женщинам, среди которых она наиболее распространена. Навязчивая мастурбация представляет собой мысленную кинопленку, прокручиваемую монитором отклонения, которая тяжким грузом давит на мозг, заставляя человека "работать". Посредством запечатленных на этой кинопленке образов механизм монитора отклонения "выдавливает" из субъекта витальность, обрекая его через некоторое время на регресс во всех областях деятельности. И наоборот: гигиеническая мастурбация позволяет телу успешнее служить психическому развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.223 (0.017 с.) |