Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональная модель познания

Поиск

 

Семантическое поле являет собой неизменный язык природы, который, однако, недоступен человеку. Это непонимание — следствие ошибок в личной структуре субъекта, вызванных тремя определенными причинами:

----------------

2 По поводу пяти критериев субъективности научного исследования см А Менегетти XIII Congresso Internazionale di Ontopsicologia ("XIII Международный Конгресс по Онтопсихологии"), Psicologica Ed, Roma 1993, р 85-59

3 См. А Менегетти, "Клинические случаи", ук. соч., стр. 85

4 См. А Менегетти, "Divagaziom psicologiche della cultura metanoica", Quademi di Ontopsicologia ("Тетради по Онтопсихологии"), №1, Psicologica Ed, Roma, 1993

Ý Конец страницы 128 Ý

 

ß Начало страницы 129 ß

1) поверхностностью, 2) тематическим отбором комплекса, 3) непрерывным воздействием монитора отклонения.

Понимание семантического поля — прежде всего, показатель личной квалификации психолога. Поэтому для выработки этой способности требуется исключительно внутреннее осознание. В любой науке точность исследования всецело полагается на совершенство инструмента, следовательно, в психологии необходима точная субъективность. И действительно, я определяю онтопсихологию как "науку о субъективности", призванную постепенно совершенствовать инструмент познания ("Я") посредством особой методики.

Для обретения высшей способности к познанию необходимо в самом начале проверить инструмент и обеспечить точность своей субъективности. Высшая форма познания, на которую способен человек, зависит от восстановления его изначальной аутентичности.

Что представляет собой семантическое поле?

Может так случиться, что вы, будучи в прекрасной форме, общаясь с другим человеком или думая о нем, вдруг отчетливо его себе представите. Еще до того, как начать эмоциональное воздействие, семантическое поле вызывает в уме некую мысль как нечто абсолютно новое. Например, подруга рассказывает вам что-то о незнакомом человеке, которого вы вдруг представляете на берегу моря. Это — вспышка, четкий, глобальный, не логический образ, некая законченная сцена, которая затем затухает. Она возникает в уме как своего рода мгновенная фантазия, хотя в это время вы думаете совсем о другом. Это — неожиданная новизна предметной информации, которая имеет собственную логическую связь, но если мы попытаемся отыскать ее рациональным путем, она исчезнет.

Есть ли гарантия, что познание этого типа не перемешается со свободными ассоциациями или чужими мысленными образами и ситуациями? Такой гарантией может послужить только точная личность. Это единственное реальное, объективное, универсальное знание: всякая другая информация или воспоминания исчезают, и воцаряется лишь эта реальность.

Субъект, способный познать семантическое поле, обнаруживает в себе двойственность природы: 1) эмоции, изменяющие его образ бытия; 2) семантическую реальность, которая лепит и контролирует факт.

Интерпретация сновидений была бы неполной без использования рационального инструмента семантического поля, который вычленяет образ и точно определяет реальность, породившую ситуацию.

Семантическое поле есть формализация структуры универсума. Жизнь предстает в каждой человеческой самости, и поняв ее, можно ощутить свою сопричастность. Эта сопричастность позволяет переживать чужие горести и радости, как свои.

Из общей информации семантическое поле выделяет векторную направленность синтеза и трансформации по отношению к человеку. Информа-

Ý Конец страницы 129 Ý

 

ß Начало страницы 130 ß

ция, будучи непостоянной, но прерывистой, вмешивается на любой стадии, при любом изменении, которое формирует или деформирует, обновляет или воссоздает, усиливает или ослабляет единство личности патологией.

Это — информация, которая формализует в данный конкретный момент основную и определяющую реальность субъекта. Между познанием разума и информативной вспышкой семантического поля единственным квантом истины является то, что семантическое поле "высвечивает" в данное мгновение. Например, субъект убежденно рассказывает мне о какой-то своей проблеме, сообщая массу достоверных деталей, и семантическое поле в определенный момент высвечивает мне ситуацию, в которой он выступает как отец своей дочери: это значит, что данное отношение с дочерью послужило причиной его настоящих переживаний.

Информация семантического поля всегда представляется неуместной или малосодержательной. Если бы мы обладали отраженным, всеохватывающим сознанием, то видели бы причину, цель, следствия, историческую последовательность каждого отдельного действия, но под воздействием монитора отклонения, комплексов, стереотипов воспринимаем лишь отдельные детали. Нам не дано охватить взглядом всю свою жизнь в целом; мы видим только отдельные сегменты, не улавливая связи между различными стадиями, изменениями ситуации.

Поэтому, пытаясь обнаружить истину какого-то эпизода внутри некоей истории, мы используем только отдельные грани и немногочисленные сведения; не владея целым, мы не улавливаем всех связей. Для нас они не существуют, ибо наш разум полагается на видимые числа, а не на реальное сходство ситуации. Семантическое поле, напротив, не изолировано от всего остального, а будучи частью логики и порядка природы, всегда представляет собой последовательную данность, вытекающую из динамического контекста.

Семантическое поле формируется в рамках целостной логики субъекта во всех своих деталях. При высокоразвитой способности к пониманию оно позволяет увидеть всю жизнь индивида с самого детства во всех его аспектах.

Если семантическое поле "высвечивает", то делает это всегда точно, без ошибок, сохраняя смысл содержания, тогда как человеческая логика, наоборот, всегда упрощает. Дело не в том, что разум и рациональность — неточные инструменты, а в том, что мы, рационализируя, вступаем на территорию, где документация уже утрачена, занимаемся поисками в архиве, из которого многие документы уже изъяты, и, как следствие, синтез оказывается неточным.

Из-за неустойчивости человеческого сознания информация семантического поля передается нерационально, кажется разрозненной и бессвязной, не позволяя уловить внутренне присущую ей логику. Это объясняет многие

Ý Конец страницы 130 Ý

 

ß Начало страницы 131 ß

удивительные факты, вызывающие изумление, или так называемые "пара-психические" явления, которые на самом деле предусмотрены нормальным порядком природы. Когда они возникают в нашем сознании, мы воспринимаем их как совпадения или считаем глупостью, недостойной нашего внимания. Мы ведем себя так потому, что, во-первых, неспособны их различить, а во-вторых, потому что считаем их неправдоподобными.

Они кажутся нам иррациональными, поскольку мы не знаем, каким способом поддержать логический авторитет того образа, который накапливает в себе смысл данного действия.

Так, к примеру, во время резиденса или индивидуального сеанса идет непрерывная работа по восстановлению и аутентификации, поэтому точность естественной науки о человеке откроет путь к свободному пониманию семантического поля. Поэтому семантическое поле представляет собой следствие энергетического движения любой реальности, в результате которого происходит квантовое смещение, вызывающее изменение целого5. Это — вопрос физики.

Универсум есть энергия, и изменение этой энергии в любой части дает информацию.

Мы привыкли оценивать человека по его внешним проявлениям, не учитывая, что его внутренний мир обладает необыкновенным качеством с гораздо большим радиусом действия — способностью к излучению.

Сегодня человек с помощью телекоммуникаций может моментально узнать, что происходит в любой другой точке планеты. Научные достижения в области технологии позволили человечеству достичь высокой производительности труда, то есть мы способны делать то, что уже было предусмотрено природным порядком. Никакие гениальные открытия невозможны, если они не вписываются во внутреннюю логику природы.

Семантическое поле действует и в межпланетных масштабах, но эта сторона дела меня не интересует. Истинное познание еще и очень опасно: у каждой информации есть две стороны — сторона жизни и сторона смерти.

Каждого из нас семантическое поле интересует в той мере, в какой оно относится к среде нашего обитания, то есть к тем окружающим обстоятельствам, которые определяют однонаправленность самих существующих. Речь идет не о том, чтобы знать состояние дел других, а о том, чтобы понимать те отношения, которые касаются именно меня.

Кроме того, наивысший уровень понимания семантического поля позволяет узнать совершенно незнакомого человека: достаточно, чтобы кто-то рассказал о нем, даже не будучи лично с ним знакомым и зная лишь понаслышке. Когда субъект рассказывает что-то об этом незнакомом мне человеке, я непосредственно представляю его реальное состояние и то положение, в котором он находится. Впрочем, это требует посредничества

--------------

5 См. А. Менегетти, "Клинические случаи", ук. соч., с. 83.

Ý Конец страницы 131 Ý

 

ß Начало страницы 132 ß

живых существ: семантическое поле без них не функционирует, поскольку его действие основано на конкретности энергии.

Семантическое поле находится также и за пределами времени: в движении первичной энергии нет времени и пространства, а существуют только переменные энергии и отношения между ними. Пространство и время являются лишь только феноменологией первичной энергии физического универсума. Задавая конкретное пространство и время, мы задаем и конкретную точку, относительно которой оцениваем происходящее (раньше, позже, сколько и т.д.). Однако нужно всегда учитывать существование этой точки, которая все определяет. Для того чтобы объяснить становление, люди привязывают весь универсум к этим двум категориям: ко времени и пространству. Время представляет собой "до" и "после" какой-то точки; то же самое относится и к пространству.

Если же, наоборот, рассматривать целостность существования, то там нет пространства и времени, а есть только переменные этого однозначного целого. Внутри него любая частица владеет информацией о векторной стратегии целого.

Дидактическая имагогика как инструмент позволяет понять это6: оптическое сознание обладает видением отношений и смещений какого-то действия, но для овладения этим видением необходима та же предрасположенность и открытость, которые требуются солнечной имагогике. С помощью дидактической имагогики можно исследовать все — от атома до истории любого народа и т.д.

Люди могли бы использовать гений жизни для понимания глубинных проблем, ибо, будучи частью этого гения, они и являются им. Речь идет об актуализации того, чем мы являемся, но чего не знаем. Онтопсихология — это естественное и особое познание человека в его природном контексте, восстановление изначальной природы человеческого существа.

Типы семантического поля

 

Классифицируя семантическое поле, мы выделяем три его типа.

Биологическое, или эмоциональное семантическое поле — как элементарная форма познания — относится ко всему отраженному, включая сексуальность и агрессивность. Это — информация эмоционально-биологического типа. Биологическое семантическое поле подобно "слюне во рту", которая образуются при виде определенного блюда.

Психологическое, или информационное, семантическое поле вторгается исключительно в сферу типических интенциональностей нашего разума. Речь идет о смещениях сетевого поля, по которому перемещается различная психическая информация. Одновременность энергии постоянна в семантических полях всех типов, с той лишь разницей, что в биологическом поле она

6 См. А. Менегетти, "Образ и бессознательное", ук. соч.

Ý Конец страницы 132 Ý

 

ß Начало страницы 133 ß

прослеживается на эмоциональном уровне и обладает клеточными реакциями, в которых психическая деятельность может отсутствовать. К биологическому полю относятся также и все аспекты медицинской патологии.

Семантическое поле интеллекта — это необыкновенная способность к познанию, актуализирующаяся на любом расстоянии: происходит проникновение в одновременность чистой энергии. Энергетическое движение синхронно, и можно сказать, что психическая энергия абсолютна и неподвижна, это — "неподвижный двигатель". Отсюда открывается истинное познание, которое не ограничивают время и пространство. Вселенная как бы постоянно излучает в унисон с самой собой: любой закон универсума регулируется на основе этого единства расширенного действия. Точно так же некоторые фрагменты организма человека никогда не соприкасаются друг с другом. Например, клетки, образующие ноги, никогда не встречается с клеточной сферой сердца. Расстояния между такими участками бесконечны, но если бы одна из этих клеток сосредоточилась полностью только на самой себе, она восприняла бы и другие. Поскольку мы живем внутри подобной вселенной, мы составляем часть того же самого послания, той же самой информации.

Каждый из этих трех типов семантического поля воспринимается в соответствии со сферой резонанса, то есть экстероцептивным, проприоцептивным и эгоцептивным образом. Человек может обрести контроль над экстероцептивностью и проприоцептивностью, только достигнув эгоцептивности. Эгоцептивность, совпадая с точностью субъективности, должна совпадать и с двумя другими способами познания. Восприятия этих трех типов проходят по одному и тому же каналу семантического поля. У перцепций интеллектуальности разума тоже есть момент экстероцептивности (пассивный интеллект).

Точность представляет собой точное отражение всего того, что в семантической ситуации жизни является проприоцептивным. Тот, кто способен к полному отражению любого состояния проприоцептивности, может стать достоверным научным инструментом.

Восприятие семантического поля всегда обусловлено сознанием, поскольку мы воспринимаем действие умозрительно. Наш образ восприятия действия — это умозрительное "до" и "после", предвосхитить которое невозможно. Когда проявляются особенности данного действия, субъект может оперировать многочисленными вариантами.

Эффект сети

 

При анализе индивида и его ситуации можно выдвинуть три гипотезы действия семантического поля: 1) однонаправленное семантическое поле, 2) семантическое поле ответственного действия, 3) действие семантического поля как эффекта сети.

Ý Конец страницы 133 Ý

 

ß Начало страницы 134 ß

Например, "А" — человек действующий, тот, кто устанавливает действие: он — возбудитель, который создает сновидение, испытывает данную эмоцию, совершает данное совокупление и т.д. Результат его действия, каким бы оно ни было, может быть проанализирован онтопсихологией посредством трех гипотез.

Согласно первой гипотезе действие могло бы оказаться результатом некоего семантизирующего момента: кто-то другой, взаимодействуя с тематическим отбором субъекта, заставляет его действовать. В этом случае "А" действует как бессознательный зависимый, поэтому несет косвенную ответственность.

Согласно второй гипотезе, "А" по необходимости или по привычке полагает данное действие совершенно автономно, являясь, таким образом, единственным ответственным.

По третьей гипотезе "А" находится в окружении сетевого эффекта, вследствие чего он является частью запрограммированного динамического круга (рис.9).

 

   

Рис.9. Сетевой эффект

 

Когда некий круг людей способствует возникновению эффекта сети, у субъекта "А" возникают сновидения, вызванные прямым излучением монитора отклонения. В этих сновидениях, отражающих некую реальную актуальную динамику, "А" выполняет часть действия, другую часть выполняет "Б", третью - "В" и так далее: каждый вносит свой вклад в достижение реального единства всей программы.

Изучая субъект "А", можно воспринять не весь круг, а только его проявленный отрезок, за который ответственен лишь один "А". Напротив, онтопсихологический анализ показывает, что действие в подобном круге — едино, хотя и свершается несколькими людьми. Каждый из них ("А", "Б", "В", "Г" и т.д.) — кажущийся автономным — синхронизирован одной единой программой: каждый из них всего лишь элемент "Интернета".

Таким образом, согласно третьей гипотезе, субъект осуществляет момент сетевой семантики. Из нее невозможно выйти самостоятельно. Только настоящий онтопсихолог способен установить причину, собрав воедино

Ý Конец страницы 134 Ý

 

ß Начало страницы 135 ß

разрозненные нити и объяснив субъекту, что на самом деле именно он представляет собой момент этой сети.

Включение субъекта в эту сеть всегда зависит от его тематического отбора, от собственных комплексов и стереотипов. Программа всегда выбирает только тех субъектов, которые предрасположены к данному типу программы.

Сновидение обнаруживает программирование в действии, указывая на приближающееся несчастье — несчастье, обладающее видимыми последствиями, которые на протяжении нескольких месяцев, дней или лет готовятся к тому, чтобы в конечном счете взорваться в тот момент, когда уже ничего нельзя будет сделать. Ясновидящие и гадалки на картах, предсказывающие будущее, на самом деле бессознательно интерпретируют некую семантику, программируемую "во множестве" монитором отклонения7. Именно монитор отклонения всегда выступает в роли программиста, обладая точно определенными констелляциями, в которые включается субъект, уже предрасположенный к этому в соответствии со своей комплексуальной тематикой. Круги, как и в электронике контуры, создаются не наугад, а согласно заранее установленным характеристикам.

Итак, предположим, что у человека возникла какая-то своя личная проблема, но на самом деле этот человек подвергся программированию. В соответствии с предполагаемым развитием событий субъект на протяжении определенного времени, например, месяца, видит сны, в которых изолированно друг от друга, по одному ему являются все участники этого процесса программирования. Таким образом, в сновидениях субъекта "А" могут предстать "Б", "В" и "Г" — последовательные участники той сети, частью которой является "А". Однако, если "А" видит их во сне, следовательно, и он включен в этот круг. На сознательном уровне между этими субъектами возникают некие дружеские взаимоотношения или сотрудничество, однако, они не становятся сообщниками в негативном смысле этого слова.

Эффект сетевого поля относится к социальному программированию. Из маленького семейного ядра он может распространиться на огромные коллективы, общественные институты, на политические партии и государства, охватив целые регионы.

 

4.2. Онейромантия 8

Теоретические положения

 

Сновидение представляет собой язык некоего целого и служит ключом к реальному психологическому пониманию человека.

--------------

7 См. кинотерапию по фильму "A Venezia... un dicembre rosso shocking" в книге А. Менегетти "Кинотерапия", ук. соч.

8 Из цикла конференций, Санкт-Петербург (Россия), июнь 1990.

Ý Конец страницы 135 Ý

 

ß Начало страницы 136 ß

Сновидение суть спонтанное самополагание в типе мышления и языка, момент спонтанного рисунка природы: бессознательного, эмоции, психической деятельности.

В эпоху античности сновидения считали посланием богов. Упоминания о них часто встречаются в жизнеописаниях святых, пророков и великих духовных наставников. Первый трактат о сновидениях был написан примерно в 100-200 годы до н.э.9, однако, первым осветил эту тему с научной точки зрения Фрейд. Сейчас многое удается расшифровать в сновидениях, но не все. Поэтому крайне важно системное изучение онейромантии10, которое позволило бы придать исследованиям психической деятельности человека большую конкретность.

Одним из самых лучших научных трудов, посвященных сновидениям, можно назвать книгу Гутейля11, в которой сновидение объясняется в его творческом, религиозном и фрейдовском значениях. Однако и она не дает исчерпывающей онейрической интерпретации.

Язык сновидений, отражающий жизнь, всегда интерпретировался в соответствии с культурными, религиозными, историческими или научными догмами. Никто никогда не попытался прочесть их так, как они написаны природой. Я нашел ключ к толкованию сновидений, что подтверждается опытом практического применения моего эксклюзивного метода, исключающего неточное истолкование. Работа "Мир образов"12 содержит введение в интерпретацию сновидений и толкование отдельных символов, для которых нет определения в научной терминологии, точно отражающего их глубинное значение. Образы, не рассматриваемые в этой работе, следует интерпретировать согласно общепринятым научным определениям в данной области.

Все построение сновидения необходимо понимать исключительно с позиции того, кто его видит. Сновидению интересны не политика, не наука, не кто-то другой, а только лишь индивидуальная жизнь того, кому оно снится. Сновидение как объективная истина индивида всегда строится на основе его жизненных потребностей. Язык сновидения необязательно отражает определенные сознательные убеждения субъекта: оно использует любой язык исключительно для выражения потребности организмического субъекта.

Предположим, что двум молодым девушкам из хороших семей приснился один и тот же сон. Хотя они в определенном смысле мало чем отличаются друг от друга, критерий интерпретации сновидения должен быть индивидуальным. На каких принципах он строится? Таких принципов три.

Первым принципом, вне всякого сомнения, является использование символа в соответствии с внутренне присущей ему функцией. Допустим, я вижу

-------------

9 См Artemidoro (II sec а С), Il libro dei sogni, Adelphi, Milano, 1975

10 "Онейромантия" искусство толкования сновидений

11 Emmi Gutheil, Manuale per I'anahsi del sogno, Astrolabio, Roma, 1997

12 Ук соч

Ý Конец страницы 136 Ý

 

ß Начало страницы 137 ß

во сне свою мать с ножницами в руках. Особой характеристикой этого символа является способ резания, поэтому значение образа "моя мать с ножницами в руках" заключается в том, что она меня убивает. Надо обращать внимание на простую, конкретную, непосредственную функцию символа.

Я вижу во сне мышь. Чем конкретно является мышъ для меня, человека? Это — грызун, который наносит мне вред, уничтожая мои вещи. Или, например, что такое бабочка? Это — летающий червяк. Если для Пушкина бабочка — создание эфемерное, обретающее поэтический образ в его стихах, то для психотерапевта, обязанного быть материалистом, она всего лишь — вредное насекомое, уничтожающее урожай.

Во сне можно увидеть танцовщицу или танцовщика. Какова конкретная функция балерины? С точки зрения материалиста, танец балерины — это вращение вхолостую. Появление во сне этого символа всегда сигнализирует о бесплодной жизни.

В сновидении появляется кукла: что это? Кукла — объект неодушевленный, безжизненный, следовательно, человек, которому приснился этот символ, представляет собой пустой объект. Если же в образе куклы снятся другие — друг, подружка или ребенок, это значит, что пусты они. Кукла ходит, если кто-то ее ведет. Таким образом бессознательное говорит: "Смотри. Этот человек — кукла, и ты, если пойдешь за ним, тоже превратишься в куклу".

Итак, первый принцип относится к специфической функции символа и отвечает на вопрос: для чего нужен мне, человеку, этот символ?

Второй принцип — это специфический эффект символа, отвечающий на вопросы: что он делает? как он это делает? Например, субъект в своем сновидении должен перейти через улицу или через реку: как улица, так и река означают путь, который, следовательно, предполагает транспортные средства, но образ улицы обещает более спокойное движение, чем образ реки, скрывающий большие трудности.

Предположим, человеку приснилось, что он катается на лыжах по снегу или по ледяному насту вместе со своей девушкой: что это значит? Ноги касаются снега, но не проваливаются, то есть он скользит по нему, но не проникает, внутренне останавливаясь, — это символ фригидного, импотентного секса. Кто-то видит во сне, что пьет кофе с молоком вместе с другом или подругой. Кофе с молоком, во-первых, означает повышенную питательность, а во-вторых представляет собой взаимопроникающие элементы, следовательно, речь идет о позитивном сексе, приносящем благо. Таким образом, в сновидении необходимо обращать внимание и на специфический эффект, создаваемый тем предметом, который предстает в виде символа.

Третий принцип — это семантический аспект символа. Мыши во сне находятся рядом со мной или рядом с другим? Кто держит в руках куклу — я или моя бабушка? Местонахождение символа указывает на направление действия. Недостаточно видеть причину саму по себе, ее функциональный

Ý Конец страницы 137 Ý

 

ß Начало страницы 138 ß

аспект, надо видеть также и направление: в каком направлении он двигается? кого затрагивает?

В более глубоком смысле направление идентифицирует квант вложения субъекта, видящего сон, в ситуацию, драматизированную сновидением.

Постоянный учет и одновременное применение трех указанных принципов дает ключ к толкованию сновидения. Если хотя бы один из них исключается, сон интерпретируется неверно. Природа пользуется этим критерием, когда говорит с нами посредством сна.

Сновидение подобно театру: бессознательное осуществляет постановку определенной ситуации, которая всегда связана с ситуацией субъекта, вследствие чего неприятные или отрицательные роли в сновидении нередко даются другу или знакомому. Предположим, я смертельно ненавижу какого-то человека: возможно, что в сновидении мой ближайший друг его убьет, но в действительности я пользуюсь образом друга, чтобы самому совершить убийство. Или же я могу увидеть во сне, что меня убивает мой заклятый враг: исходя из реальных обстоятельств можно понять, что на самом деле сцена в сновидении перевернута.

Когда субъекту снится, что он видит сон, это говорит о еще большей реальности сновидения.

Часто могут сниться и вещие сны. Их нелегко понять и гораздо труднее разобраться в том, почему это происходит. Вещий сон может быть вызван двумя причинами:

1) обусловленностью комплексов или монитора отклонения, который уже ввел программу: будущее снится потому, что оно уже предопределено характером поведения субъекта или монитором отклонения. Например, то, что мне представляется будущим, возможно, уже обусловлено, как уже обусловлен мир, в котором мы живем, но понимаем это не сразу;

2) семантическим полем другого человека или ситуацией, с которой нам придется столкнуться. Предположим, что кто-то серьезно намеревается встретиться со мной завтра, и для него это — реальность; ночью мне может присниться встреча с этим человеком. Поэтому моя способность к интерпретации сновидений заключается не в предсказании будущего, а в умении читать семантическое поле, ранее обусловленное другим.

Определенные несчастные случаи, например, дорожные происшествия, часто снятся до того, как произойдут. Если человеку приснилась какая-то возможная опасность, которая его очень напугала, что он должен сделать? Увидев во сне аварию, субъект должен поберечь себя: или в этот день не ездить на машине совсем, или, при крайней необходимости в поездке, вести ее с максимальной осторожностью.

Нужно внимательно относиться к определенным сновидениям, указывающим на то, что должно вскоре произойти, поскольку можно изменить ситуацию. Сновидение истинно в тот момент, когда оно происходит, но если человек изменится, то изменится и последующая реальность.

Ý Конец страницы 138 Ý

 

ß Начало страницы 139 ß

Рассмотрим еще несколько символов.

Яйцо всегда является символом негативной семантики, если только субъекту не снится, например, что его угощают блюдом, приготовленным с яйцами и морковью — символами эротического сновидения. Но яйцо само по себе, не смешанное с другими продуктами питания, всегда сигнализирует о негативной семантике или предстоящей серьезной опасности: из яйца всегда рождается кто-то другой.

Если снится состояние беременности, как мужчинам, так и у женщинам, это всегда сигнализирует о чем-то плохом: бессознательное показывает, что субъект вынашивает какую-то чуждую ситуацию. Когда человек видит себя во сне беременным, если только женщина при этом не находится действительно в интересном положении, это всегда указывает на какую-то ситуацию, связь, мысль, которой он проникается, подвергая себя опасности. Таким образом, субъекту угрожает что-то чуждое, не свойственное человеческой природе. В период беременности такое сновидение может означать и то, что подобному отчуждению, не свойственному человеческой природе, подвергся кто-то другой. Зарождение плода в сновидении означает, что уже проявилось несчастье, возникла проблема, болезнь, а иногда речь может идти даже об опухоли, которая в это время формируется в субъекте.

Когда человеку снится, что он рожает, это означает освобождение от какой-то проблемы. Во всяком случае, вариантов очень много. Если, например, субъект в своем сновидении разрешается от бремени, то это для него позитивно, но если потом он держит на руках младенца — негативно.

В любом случае при интерпретации сновидений, связанных с беременностью, которая, по сути, является негативным символом, необходимо соблюдать осторожность, проявляя большую компетентность при определении бесконечных разновидностей снов.

Сновидение может указывать, болен ли у нас какой-то орган. Если психотерапевт заподозрит, что сновидения пациента сигнализируют о некоем органическом заболевании, он должен порекомендовать этому человеку пройти медицинское обследование, не вдаваясь в подробности. Это — хорошее профессиональное правило. Если опасения не подтвердятся, то он должен продолжать работу с клиентом только как психолог. В ходе аутентифи-цирующего резиденса одному мужчине приснилось, что он оказался в бочке, из которой потом потекло вино. Я понял, что у него запущенная опухоль простаты и сказал, чтобы он обратился к соответствующему специалисту: в результате ему сделали срочную операцию. Десять дней спустя я провел с ним сеанс, чтобы объяснить причину возникновения опухоли и необходимость изменить свое мышление во избежание рецидива болезни.

В любом случае речь идет не о пассивном ожидании сновидений или разработке подобия программы их активизации. Активизировать свой сознательный разум и обращаться к сновидениям следует лишь тогда, когда что-то непонятно. Сновидение всегда вмешивается, чтобы исправить ошибку,

Ý Конец страницы 139 Ý

 

ß Начало страницы 140 ß

 

допущенную сознательно-логическим "Я". В сновидении бессознательное сигнализирует нашему "Я", ошибается оно или нет.

Приснившийся виноград означает счастливый женский секс.

Если в сновидении появляются Иисус Христос или Богоматерь, это всегда негативно, поскольку речь идет о символах культуры. Что конкретно дает образ Иисуса Христа? Этот образ — всего лишь застывшая фотография. Этому образу не свойственно биологическое, тогда как бессознательному нужны биологические проекции, поскольку оно использует язык биологический, а не язык культуры.

Геометрические фигуры и цифры в сновидении, если только субъект не финансист или чертежник по профессии, всегда означают пустую рациональность и латентную предрасположенность к шизофрении. Или же пустую личность.

Когда в сновидении появляются числа, надо обязательно определить, на какой временной период они указывают. Например, клиенту снится, что он садится в трамвай №18: это значит, что сегодня ему предстоит решать проблему, предпосылки которой возникли, когда ему было восемнадцать или девять лет. Это может быть знакомство с девушкой в восемнадцать лет, а может быть, все дело в тетке или в бабушке.

В сущности, каждое сновидение как рентгеновский снимок передает реальные координаты функциональности сознательно-логического "Я" в руководстве собственным существованием.

Три типа сновидений

Тот знает самого себя, кому известно, что с ним происходит ночью. Узнать собственную ночь можно путем длительного исследования, позволяющего постичь собственную психологическую структуру, определить более или менее сильное присутствие доминирующей комплексуальной психологии. Каждая бессознательная структура обладает различными комплексами, но один из них всегда контролирует все остальные. Анализируя собственную ночь, необходимо прийти к восприятию, в первую очередь, тех аспектов других тайных или скрытых "Я", которые сосуществуют с сознательным "Я".

Ночь — любимая обитель кошмаров — способствует отчуждению, лишая субъекта психической энергии, но это также и подходящий момент для открытий. Поэтому нужно уметь разбираться в собственной ночи. Ночь представляет собой непосредственность и конкретность всей бессознательной структурой человека. Субъект, который хочет понять собственную сущность, должен всегда мысленно сопоставлять свою сознательную деятельность с содержанием ночных сновидений.

Наше сознательное "Я" путем бдительного наблюдения постигает мир через стереотипы, одобренные монитором отклонения, тогда как бессознательному он открывается во всей своей реальности, позволяя ему видеть

Ý Конец страницы 140 Ý

 

ß Начало страницы 141 ß

объективное соотношение вещей с его образом бытия. Сознательное "Я" знает поверхность реальности, а бессознательное — напротив — тот квант реальности, который делает мир, каким бы он ни был, более цельным универсумом, представляющим собой результат селекционного отбора.

Итак, сновидения можно подразделить на три типа в зависимости от факторов, их вызывающих. Этими факторами являются: 1) анамнез субъекта (его образ жизни, семья, аффекты и т.д.); 2) перехват семантического поля и действий, имевших место в течение предыдущего дня; 3) чужеродное присутствие.

Сновидения анамнестического и семантизированного характера различаются тем, каким образом выражают себя его источники. Если речь идет об анамнестическом сновидении, то субъект пересказывает его как самодвижение "Я", как любимые и пережитые выборы, то есть как здоровую часть собственной личности, которую он несколько нерешительно вербализует, стремясь защитить. Собственную личность он защищает сознательно, оказывая определенное сопротивление, если психотерапевт попытается атаковать его.

Если речь идет о сновидении, вызванном семантической интерференцией, то, рассказывая о нем, субъект, как и в повседневной жизни, вместо того чтобы защищать собственную личность, соглашается с семантизирующим индивидом. Пассивный индивид семантического поля охраняет семантизирующего, желает его, будучи им захваченным и убежденным, хотя на словах все это отрицает. Семантизирующий всегда поверхностен в стиле "токката и фуга", он забирает и уходит. Семантизированный же, наоборот, остается захваченным, связанным, а своей убежденностью именно он провоцирует данную ситуацию и ее реализует.

Сновидения третьего типа — сновидения, вызванные чужеродным присутствием, отличает то, что субъект предстает в своем сне случайным персонажем этого сновиден



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.014 с.)