Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осмотрительность в удовольствии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Удовольствие представляет собой прекрасный момент взлета, но его необходимо уметь переживать и координировать, так как многих оно может привести к ошибке. Когда человеку плохо, когда он чем-то неудовлетворен, его охватывает страстное желание получить удовольствие. Но, когда же у него, наоборот, все хорошо — и здоровье, и дела, и отношения с другими, он склонен думать, что вокруг — только замечательные друзья, поэтому и желать больше нечего. Он проецирует вовне эту здоровую эйфорию и достигнутое физическое и моральное благосостояние. Это — опасный момент для субъекта, который я называю "временем мышей": мышей привлекает изобилие, они никогда не пойдут в пустой амбар — только в полный. Точно так же некоторые индивиды сближаются с личностью в период ее наивысшего расцвета и пожирают ее. В такой момент физически и морально благополучная личность утрачивает достигнутую полноту из-за своей неосмотрительности и безответственного отношения к собственному благу и прекрасной форме. Состояние наивной эйфории — это начало конца полноценной личности, растрачивающей свою витальную полноту вместо того, чтобы осуществлять вложение, которого требуют история и реализация. ------------- 8Аутентифицирующий резиденс, Бомбинас (Бразилия), ноябрь 1994 г. Ý Конец страницы 191 Ý
ß Начало страницы 192 ß Сознание силы и вложение
Многие люди познают себя либо в каком-то несчастье, в момент боли и страдания, либо в благополучии, но своей истинной силы они не знают. Достигнув устойчивого позитивного состояния, обеспечивающего креативность, человек открывает для себя другую жизнь, обретая большую власть в отношениях с другими и большую экономическую свободу. Часто мы руководствуемся весьма распространенным стереотипом: все хорошо, если ты здоров и ничто внешне не угрожает достигнутому позитивному состоянию. На самом деле благополучие — это только основа, опираясь на которую можно добиться удивительной эффективности данного человеку потенциала. Однако он его не реализует, останавливаясь на достигнутом, в соответствии с правилом "поступай, как все". Следовательно, человек должен попытаться вложить самого себя на более высоком уровне. Если субъект не находит тех людей, с общении с которыми он может выразить свою витальную полноту, ему следует стать генератором. Естественно, это предполагает духовную "сегрегацию", то есть отказ от бесполезных отношений и применение логики вложения в значительное стремление. Нужно начать воспринимать жизнь и самих себя как инструмент власти в окружающей нас среде: чем больше человек способен в себя вместить, тем выше уровень, на который он может подняться. Я вспоминаю историю одного архитектора, столкнувшегося на начальном этапе со множеством проблем, которые он сумел решить с помощью онтопсихологической методики. Сейчас он предпочитает проектировать вместо ординарных построек действительно нечто исключительное, что наряду с общественной функциональностью поражает высочайшими архитектурными достоинствами. Скромный строитель превратился в человека, способного стать лидером в своей области. Профессиональная этика
Высшая профессиональная этика заключается в достижении совершенства взаимоотношений с коллегами, клиентами, посетителями и т.д., направленного на использование целого ради осуществления внутреннего роста. Начинать надо с мелочей, с того уровня, на котором мы находимся. Нельзя претендовать на то, чтобы немедленно постичь звездный мир: следует начать с собственного гнезда, обеспечить в нем тепло, порядок, позаботиться о пище, воде, припасах и т.д. Всему свое время. В сущности, важна не внешняя цель, важен процесс реализации. Природа, совершенная изначально, позволяет нам достичь совершенства. Следовательно, как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневных житейских взаимоотношениях с другими людьми человек дол- Ý Конец страницы 192 Ý
ß Начало страницы 193 ß жен постоянно стремиться к самосовершенствованию и улучшению всех принадлежащих ему объектов, ибо они — пока их улучшают — открывают ему высший горизонт. Когда человек помогает объектам, они отвечают ему тем же; когда он делает вещи, они одновременно делают его: речь идет о метаболическом отношении, в котором субъект реализует объекты, а они реализуют личность9. Психотерапия — это всегда момент проверки, с помощью которой сновидения указывают, какие изменения необходимы для достижения максимальной эффективности в обретении более развитой личности, в том числе и в плане истинного профессионализма. Таким образом, речь идет о внутреннем навыке, который приобретается каждым из нас путем ежедневного выполнения обязанностей, необходимых для личного удовлетворения. От постепенного достижения маленьких целей мы приходим к горным вершинам. Спящий учитель
Некоторые люди демонстрируют несоответствие своему реальному потенциалу, останавливаясь на уровне обычного стереотипа. Таким образом, они не раскрываются, зачастую боясь обнаружить собственную несостоятельность. Следовательно, им не хватает связи со своей глубинной реальностью. Все это, безусловно, не является каким-то злом, поскольку каждый человек сам выбирает, как ему жить, но если он одарен больше других, если природа была к нему щедра, тогда он должен бросить себе вызов, решительно сделать ставку на самого себя. Этот потенциал жизни, единственным хозяином которого является субъект, не может проявиться самостоятельно или быть уступленным другому. Если субъект разорит поле собственного величия, то величие превратится в патологию. Именно сам индивид причиняет огорчения и создает трудности своему богу-гиганту, этому богу-ребенку, который хочет родиться. Он ходит вокруг да около этого потенциала, выдумывая, пусть и от чистого сердца, тысячи поводов для опасений. Следовательно, ему необходимо со всем смирением начать проявлять отвагу, бросая вызов. Он должен без страха и внутреннего сарказма суметь совершить прорыв за горизонт, пройдя по лезвию бритвы, и начать создавать "единое целое" с тем, что он намеревается совершить. Безусловно, субъект должен проникновенно и сознательно отвергнуть многочисленных богов мнимого детства и действовать — надлежащим образом и ответственно. Есть только он, за ним — никого. Или он останется ------------ 9 "Ma poi voile fare ed aiuto le cose mtorno Le cose entrano e fecero festa, e rivelarano amico it mondo" (Но затем желает действовать и помогает всем окружающим его вещам Вещи приходят и справляют празднество и раскрывают дружелюбие мира) А Менегетти "Quando 1'anima danzo 1'essere" (Когда душа танцует пляску бытия), Poesie, Psicologica Ed, Roma, 1993 Ý Конец страницы 193 Ý
ß Начало страницы 194 ß марионеткой, как многие другие, или — если сумеет справиться — окажется среди богов. "Умение справиться" значит, что технически субъект должен рационально и осторожно скоординировать имеющиеся у него небольшие средства и начать вкладывать их в личностную прибыль. Постепенно, фокусируя ядро собственного разума, используя все каналы познания, данные нам природой, можно избежать ошибки. Даже спрашивая чужого совета, решать, тем не менее, необходимо самостоятельно. На этой стадии игра возобновляется, потому что Ин-се непогрешимо, но ему нужны все технологии. Когда Ин-се начинает подталкивать человека, это означает возможность успеха. Однако надо уметь заставить его родиться и стать причастным бытию, чтобы постепенно завоевывать все более обширные психологические пространства, генерирующие новые ценности. В этот момент субъект вступает в другую игру, начиная расширять свое пространство, что приносит ему истинную радость создателя. Когда человек начинает открывать сокровенные белые пятна жизни в ее формализациях, все в нем (манера действовать, одеваться, смотреть, его кожа) есть оптическая семантика. В маленьком человеке ощущается дыхание Бытия. Обретя благодаря этому власть и удовлетворение, человек начинает понимать, что в его земном существовании как в эпицентре связанных причин заложен великий смысл. Необходимо пробудить своего внутреннего учителя, поскольку внешний учитель существует для того, чтобы провоцировать и возбуждать. Человек сам для себя должен стать техником, умеющим распознавать внутреннего учителя и понимать его требования. Нет необходимости искать себе учителя в философии или религии, нужно лишь заставить пробудиться того наставника, который есть в каждом из нас, но который продолжает еще спать. 6.3. Внутренняя честность вещей 10
Индивид как отдельная личность приходит к самоутверждению через единство и борьбу противоположностей среди множества сосуществующих в одном контексте людей. Это множество, отражающее неизбежные диалектические противоречия в процессе становления может оказаться гармоничным или искаженным в зависимости от стиля, потребностей, времени, культуры, религии, возможных интересов. Различие есть проекция меры вещей. На основе всех этих различий, как фундаментальных, так и второстепенных, возникает первичная агрессивность, которая требует исключения из синтеза. Начальная агрессивность представляет собой потребность в утверждении и гарантию собственных интересов. Невозможно избежать противоречий, обусловленных разной направленностью влечений. Ежедневно человек оказывается перед выбором — "или- ------------ 10 Из резиденса по эстетике, Лидзори (Италия), август 1990 г, Ý Конец страницы 194 Ý
ß Начало страницы 195 ß или" — от мелочей до серьезных проблем. Субъект прокладывает себе путь и развивается, рационально используя силы, если ему удается справиться с напряжением этой первичной агрессивности. В любой ситуации главной целью является охрана своего собственного высшего блага, поэтому иногда целесообразнее махнуть на все рукой. В диалектике не столь важно — победить или полностью разгромить противника. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не возникало желание уничтожить другого. Уничтожение противника стало бы внешней победой, но внутренним поражением, потому что в выборе цели была бы совершена ошибка: борьба шла бы против жизни. Надо избегать ненависти к другому, ориентируясь исключительно на внутреннюю ценность объекта. Все вещи обладают своей внутренней честностью: вещь всегда стремится к своему естественному хозяину, который должен ее защищать и помогать ей. В соответствии с возможностями субъекта и его положением все, связанное с этой ситуацией, принадлежит ему. Близость ситуации определяет собственность: она моя, потому что приближается ко мне, зовет меня. Личность — это точка, не только изменяющая, но и персонализирующая. Человек в силу своей природы стремится персонализировать окружающее пространство, делает его "для себя", идентифицирует его пропорционально себе. Человек велик настолько, насколько широка проекция психологической территории, насколько велик радиус действия его влияния. Можно научиться обходить острые углы конфликтов, которые ежедневно нас подстерегают, если не забывать о двух принципах: 1) избегать ненависти; 2) никогда не брать чужого, что вам не принадлежит в соответствии с внутренней честностью вещей11. Завладевая тем, что ему не принадлежит, человек ассимилирует чуждое, врага, которого приводит прямо в свой дом и который ему будет постоянно противодействовать. Слишком легкий безвозмездный захват другого неизменно убивает самого захватчика. И наоборот, собственную нужную ему вещь человек обязан взять, поскольку она функциональна для его самосозидания. Laissez-faire (фр. попустительство) — это саморазложение. Великие люди всегда защищают свои интересы. Диалектика служит также для определения того, что правильно. В абсолютном смысле все представляет собой благо, но для индивида правильно то, что для него хорошо, то что ему близко. Человек есть точка, осуществляющая внутреннюю власть в пространстве. Чем больше внутренняя власть над вещами, тем сильнее потребность в реванше из-за большей потери собственности. Внутренняя честность вещей, пользуясь экзистенциальным правом, обрекает на ошибку того, кто вторгается в собственность другого, если только это не вызвано какой-то жизненно важной необходимостью. ------------- 11 Термин "вещь" можно понимать как в рациональном, так и в материальном плане. Ý Конец страницы 195 Ý
ß Начало страницы 196 ß Когда в ссоре вы ощущаете ярость, надо остановиться и посмотреть на предмет ссоры, а не на то, как в этот момент выглядите вы или ваш противник. Сила заключена во внутреннем отношении вещей: это — основа критерия, обеспечивающего точность. Итак, в конфликте необходимо пользоваться двойной рациональностью: 1) материальной рациональностью вещи (какова она на самом деле); 2) юридической рациональностью (что говорит закон по данному поводу). Эти два принципа необходимо применять всегда одновременно, иначе субъект неизбежно окажется виновным. Если субъект прав с позиции внутренней честности вещей, но не знает, как его правота соотносится с юридической точкой зрения, то ему, прежде чем вступать в диалектический спор с другим, следует изучить закон или кодекс, а затем уже осуществить синтез, то есть осуществить право на практике. Иногда необходимо прибегнуть к здравому смыслу, потому что закон не может все предусмотреть, несмотря на то, что субъект прав12. В остальных случаях необходимо энергично бороться за свои права, не опускать руки, не уступать системе, доказывая собственную правоту юридически Если субъект прав по сути дела, но не прав по закону, он должен отказаться от борьбы, чтобы не подвергнуться насилию. Ссора приносит пользу, если позволяет достичь психологической твердости. Однако ссориться надо лишь тогда, когда другой действительно мешает, но ни в коем случае нельзя этого делать ради собственного удовольствия. Необходимо позаимствовать тактику поведения у животных: животное не нападает, пока у него есть возможность убежать, только лишившись ее, оно решительно атакует. В диалектике надо всегда проверять следующее: 1) принесет ли ссора ментальную прибыль? 2) приведут ли предпринимаемые вами действия к разрешению конфликта? Кроме того, не следует никому доставлять неприятности, а если это случилось, то извиниться или доказать правомочность своих действий. Если субъект, допустивший ошибку в отношениях с другим, подвергается его атаке и реагирует на нее, то он неизбежно скатывается на уровень посредственности, ибо нарушает внутреннюю соразмерность вещей, фальсифицируя связь. При столкновении следует сохранять бдительность, не допуская того, чтобы слова и действия другого застали вас врасплох, поэтому надо всегда следить за соблюдением пропорции. Если другой выходит за рамки приличия, допустимого в цивилизованном обществе, не следует опускаться до его уровня, отвечая тем же. Необходимо всегда сохранять объективность. Если человек хочет, чтобы другие относились к нему точно и опреде- ------------ 12 К примеру, строительное банкротство, когда человек, уже приобретя недвижимость, не может найти денег для самого строительства, не предусмотрев возрастания затрат, и не может прибегнуть к закону, так как обанкротившаяся строительная фирма юридически не существует. Ý Конец страницы 196 Ý
ß Начало страницы 197 ß ленно, то ему первым следует уточнить свою позицию, то есть, если его оскорбили, то он должен выразить свое отношение к этому, не затевая ссоры. Если субъект в такой ситуации промолчит, то это подвигнет другого на нежелательное по отношению к нему поведение. Следовательно, нужно суметь объяснить другому, какое отношение от него требуется. В конечном счете, откровенность помогает обоим: другой начинает больше уважать и выше ценить того, кто сумел поставить его на место. Оскорбление всегда надо рассматривать с учетом того, кто его нанес, где оно было нанесено и каким образом (кто, где, как). Нельзя подходить к нему только с точки зрения оскорбленного. Тот, кто прав, должен мстить адекватно, если только не задето его личное психологическое пространство: в таком случае он может защищаться всеми возможными средствами, ибо другой не только оскорбляет, но и грабит его, отнимая психологическую территорию, то есть нарушая пропорции личности. Психологическое пространство, в котором субъект чувствует себя в безопасности, всегда является его некоей собственностью. Таким образом, злоупотребление этим пространством со стороны другого наносит ущерб личности и оскорбляет его достоинство. Итак, хочу еще раз подчеркнуть: прежде чем впадать в ярость, необходимо отстраниться от вызвавшего ее объекта и не давать гневу выхода до тех пор, пока этот объект не будет формализован. "Полное отстранение" означает выведение вовне и анализ факта, а также представляет собой прекрасную психологическую тренировку. Если человек сумеет проявить холодную рациональность по отношению к себе, то станет непобедимым для других. Полное отстранение позволяет различить свои и чужие ошибки. Чтобы осознать масштаб собственной глупости, достаточно одного мига отстранения. Это также позволяет определить, когда лучше организовать диалектическое действие, или понять, почему другой нападает: если причины этого не связаны с объективными фактами, можно прибегнуть к юридическим мерам. В первую очередь, после ссоры необходимо выбросить ее из головы, так как воспоминания о ней вперемежку с другими мыслями укрепляют монитор отклонения. В психологии нередки случаи, когда склонность человека к удовольствию разбивается о травмирующую несправедливость, однако, необходима крайняя осторожность в оценке этой несправедливости. Если субъект подвергся чему-то травмирующему его личность, то ему не следует переживать эту рану — он будет ее только растравлять. В подобных случаях можно выдвинуть только два предположения: либо субъект нанес кому-то оскорбление, либо его оскорбили. В первую очередь, он должен еще раз абсолютно честно взглянуть на происшедшее. Заметив, что ошибся в какой-то детали, субъект должен сделать первый ход, пытаясь исправить то, что оказалось его ошибкой, если он хочет остаться в мире с самим собой, что имеет принци- Ý Конец страницы 197 Ý
ß Начало страницы 198 ß пиальное значение как основное условие силы. Если он сделает это, ему не придется беспокоиться о другом. Если же ему нанес травму кто-то другой, субъект может принять какие-то меры — перестать здороваться, или обратиться в суд, или еще что-то, — но внутренне он должен забыть об оскорбителе, чтобы не загрязнять мозг и психику. Это не значит простить, потому что часто прощение подразумевает соучастие в собственном разложении. В прощении всегда присутствует фальшь, поскольку тот, кто прощает, ожидает от другого признания его великодушия, святости и т.п. Об истинном прощении можно говорить только тогда, когда субъект хочет отдавать, может отдавать и обладает здоровьем, чтобы отдавать. Если оскорбленный продолжает все время думать о том, кто нанес ему оскорбление и кто объективно отнял у него власть, достоинство, территориальное пространство, то он тем самым искажает и загрязняет собственное единство действия. Таким образом, следует направить свои усилия на достижение аутентичности собственной жизни, не возвращаясь мыслями к обидчику ("Какой мерзавец..."): роясь в грязном белье другого, субъект больше испачкается сам и сильнее нарушит свой ментальный порядок, не пополнив запас собственной энергии. Впоследствии он будет совершать неточные выборы, попадая в проигрышные ситуации: коэффициент полезного действия его ума будет средним, ибо он лишится своей изначальной чистоты. Постоянное возвращение в мыслях к какому-то событию — один из любимых приемов монитора отклонения, это — повтор, стереотип, образ (как правило, самый любимый образ монитора отклонения): неожиданно на пороге сознания индивида вновь появляется фигура человека, причинившего ему зло или ущерб, и субъект снова и снова вспоминает пережитое вплоть до возникновения некоего подобия навязчивого состояния, несмотря на то, что правда полностью на его стороне. Он подвергается воздействию этого фильма до тех пор, пока в мозгу у него не образуется круг агрессивности. Даже когда его окружают восхитительная природа и многое из того, что способно вдохнуть в него жизнь, он все равно продолжает расстраивать себя этими мыслями. В дальнейшем субъект начнет деградировать, превращаясь в посредственность, что приведет его к ситуации, в которой проявится отсутствие прозрачности, то есть обнаружится ошибка. Явной, видимой ошибке всегда предшествует оплодотворение, стабилизирующая естественная среда. Эта ловушка опаснее, чем ловушка редуктивной аффектации. Аффектация приводит к влюбленности "не в того человека", но субъект выбирает его на основе уже сложившихся у него привычек, следовательно, изменив их, он с определенными людьми сталкиваться больше не будет. В случае навязчивой идеи оскорбления субъект, наоборот, ставит себя в положение проигравшего, не отдавая себе в этом отчета, но неожиданно что-то проис- Ý Конец страницы 198 Ý
ß Начало страницы 199 ß ходит, и он понимает, что ошибся. Монитор отклонения особенно любит прокручивать — неожиданно — весь ассоциативный калейдоскоп образов: здесь действует отбор, который подталкивает субъекта к потребности в агрессивной одержимости, когда мозг начинает автоматически говорить как робот. Когда приходится говорить о том, кто причинил нам зло, надо сделать так, чтобы ум его не видел, не формализовал, то есть говорить о нем, как о какой-то смутной возможности, очищая ум. В противном случае сохранить собственное совершенство не удастся: надо следить за тем, что затрагивает ум. При постоянных мыслях о случившемся вся психическая энергия немедленно регрессирует, оказываясь в состоянии стресса. Чтобы сохранить собственное единство действия, позволяющее быть точными и стоять на высшем уровне, необходимо, несмотря на травму, стать недоступным заражению. "Отстранение" означает сознательный подход к факту и вывод его за пределы себя, самоотделение от маски "Я", способность поставить себя в ситуацию, в которой не нужно заниматься собственным спасением. Человек словно наблюдает за собой, как за посторонним, исключительно с критической позиции: если тот ошибся, что ему посоветовать? Необходимо наблюдать за собой так, как будто это не вы, а кто-то другой, в противном случае немедленно включаются защитные механизмы. Это "отстранение" означает уничтожение маски, а также необходимости ее защищать, и достижение объективности в оценке факта; нужно отделиться от маски "Я", отказавшись от анализа, ради собственного спасения любой ценой. 6.4. Три вида телесного покоя 13
Тело суть слово души. Оно придает конкретность проекциям духа как количественное выражение качеств умственной категории. Это — историческая функция деятельности духа и феноменальная основа субъективности. Его способ существования как категории, что подразумевает не только покой, но, прежде всего, его существование как критерия блага, здоровья, — троичен. Большинство людей, несмотря на обладание телом, лишено правильного сознания телесного образа существования. Пространство и время есть корреляторы диалектики духа, мы ничего не можем представить без учета фактической логики тела. Тело — это ситуация конкретного существования. Благодаря ему дух может свободно парить в историческом самосозидании "Я". Тело является сосудом инстинктивного потенциала и средоточием раз- ---------------- 13 Конференция, проведенная в Лидзори (Италия), август 1990 г. Ý Конец страницы 199 Ý
ß Начало страницы 200 ß личных влечений и метаболизмов14. Познавая свое тело, человек постепенно осознает собственный потенциал. Уровень развития организмического потенциала в сознательную личность прямо пропорционален уровню познания собственного тела. Речь идет не о медико-биологическом аспекте знания, а о познании тела как опыта земной экологии. Первой категорией тела является ординарное тело как медико-биологический объект. Психолог может использовать объекты, но они никогда не становятся для него ориентирами. Его интересует то, что происходит, он следует за субъективностью, то есть за невидимым координатором, самодвижущей силой, автономной в самой себе и превосходящей любую объективность. Психолог обладает особым свойством психической деятельности, поведения, неизменно возвращающегося к трансцендентности самодвижущего. Медик, наоборот, ставит вопрос не "кто делает?", а "что произошло?". Первой категорией (уровнем покоя) является объективность нормального тела в управлении своими процессами. Этот элементарный уровень суть первая цель природы: функциональное здоровье. Второй категорией тела является гармоничное соответствим собственных эмоциям. Это уже категория психологического характера. Она означает достижение близости с телесным Ин-се посредством восприятия круговой эмоциональности — различных взаимосвязанных эмоций, чьи мотивации, каждой в отдельности, нам известны. Безотносительно эмоций человек не замечает своего здоровья, что ему не мешает. Добродушно воспринимая тело как друга, которому помогаем, и который помогает нам, мы относимся к нему как к гармоничному пространству, укрепляющему и усиливающему наше существование. Еще не зная его, мы уже им наслаждаемся. Болезнь же, наоборот, давит, приковывая к себе все мысли, и даже определяет выборы "Я". Болезнь — это всегда бессознательная (а иногда даже и сознательная) моральная ошибка субъекта. Эмоции же переживаются с наслаждением как отражение внешней реальности, содействующей нашей индивидуальности. На этой второй стадии тело управляет собственным порядком спокойно, следовательно, оно может стать основой и для умственной реализации. Третья категория тела (или уровень покоя): тело становится невидимым и конкретизируется дух, танцующее "Я". Воображаемое тело уже не ограничено формой, его нет. Наиболее конкретную форму приобретает управление "Я": психическая деятельность становится основой, способной к взаимозаменяемости субъект-объект. Тело воспринимается как нечто случайное, постороннее, служащее пространством высвобождения и актуализации всего исторически возможного. -------------- 14 См. А. Менегетти "Инстинкт как третье основополагающее событие для человека" в книге "Ин-се человека", ук. соч.; "Тело - слово души" в книге "Онтопсихологическая педагогика", ук. соч. Ý Конец страницы 200 Ý
ß Начало страницы 201 ß Когда мы следуем ритму удовольствия, тело отсутствует, существует только эксцентричность успеха; царит удовлетворение. Восприятие этой отсутствующей прозрачности представляет собой третью модель покоя, которая составляет часть обычного порядка природы15. Чтобы добиться этого восприятия, достаточно решительной аутентифицирующей терапии на последней стадии. Не следует ставить социальные стереотипы над законами, определяющими витальность нашего тела. Эти законы — формулы космической вселенной жизни — превыше всех социальных логик. Законы вселенной отражают волю великого разума; они — Бог, целое, центр всех вселенских категорий. В этом смысле тело суть храм, откровение. У каждого мгновения — свой порядок: угадывая порядок мгновения своего индивидуального гештальта, я угадываю порядок вселенной. 6.5. Наслаждение землей 16
Зачастую при психологическом исследовании для определения правильности конкретных выборов или проверки индивидуального функционального равновесия используются самые разнообразные теории, которые создают в человеке предрасположенность к определенной идеологии (психологической, философской, религиозной, моральной, традиционной). Но одной лишь приверженности к этим идеям или теориям, к сожалению, недостаточно, чтобы распоряжаться собой как эффективной личностью, способной находить выход в различных исторических хитросплетениях. В области практической онтопсихологии я поставил себе целью выявление наиболее конкретной данности, единственно способной поддерживать в субъекте непрерывную активизацию витальности, как для восстановления силы, так и для поступательного развития. Мой практический совет заключается в следующем: необходимо направить собственную психическую интенциональность в русло экосистемы, которая поддерживает, порождает и определяет человека биологически, тем самым обуславливая для него эффективное место и типологическую особенность, способные обеспечивать и поддерживать здоровье17. Здоровье — это способность, склонность, конкретная возможность реализовать себя наиболее эффективно. Человек своим рождением и своим существованием обязан материнской заботе Земли: он чувствует биение ее великого сердца и состоит из тех же химических элементов, что и она, хотя и не принадлежит ей полностью. ----------------- 15 См. А. Менегетти "Аутентификация индивида согласно интенциональности природы" в книге "Семинар по креативности", ук. соч.; "Константа "Н" в книге "Константа "Н"...", ук. соч. " Аутентифицирующий резиденс, Лидзори (Италия), февраль 1990 г. 17 См. А. Менегетти "Природное кровное родство и преодоление стереотипов" в книге "Онтопсихология и психическая деятельность", ук. соч. Ý Конец страницы 201 Ý
ß Начало страницы 202 ß Даже цвет лица и глаз землянина определяются химической реакцией атмосферных фотонов, а в его формализациях, фантазиях, сознании слышится эхо земного гумуса. Мы причисляем себя к человекоподобным, поскольку рождены гумусом, напитаны кровью того необъятного лона, которым является "мать земля": она — наша жизненная среда. Итак, быть здоровым— значит осуществлять функцию укрепления собственной специфичности. Под "специфичностью" я подразумеваю осознание таких координат, как ум, функция, способность к психическому здоровью, которые представляют собой эффективные структуры высших переживаний. Эти координаты позволяют нам найти окончательный синтез, в котором снимается собственная значимая специфичность во всевозможных биологических, витальных и психических аспектах. Наше онто Ин-се — основная энергия жизни — воплощено, проявлено как действующая феноменология земного гумуса (онто Ин-се в константе "Н"). Из этого следует, что мы должны найти наиболее оптимальный тип опосредования для максимального разрешения нашей индивидуальности, абстрагируясь от различных идеологий, философских течений, фантазий и чужого присутствия, которое оккупировало нашу планету. Помимо всего этого, необходимо позаботиться о непрерывном насыщении этой первой земной основы, чего можно добиться лишь благодаря постоянному взаимодействию с землей. Нужно сохранять свою специфичность в рамках собственной экосистемы. Я не имею в виду так называемое натуралистическое направление современной экологии, философскую культуру хиппи или сельскохозяйственный туризм. Все эти известные формы традиционной культуры я исключаю, поскольку у меня сложилось впечатление, что образ географического единства пытаются использовать совсем в других целях. В своем анализе я хочу показать конкретную возможность, доступную здоровому человеку: речь идет о его внутренней способности взаимодействовать со своей землей и опосредоваться в ней, но не так, как крестьянин, ставший ее рабом, химик, геолог, агроном или поэт. Все эти поверхностные формы, сублимации не обновляют свежей кровью саму суть человеческого существования. Постоянное совершенствование возможно благодаря умному эротическому взаимодействию с землей — прекрасной плодоносящей землей, великой матерью бесчисленных форм жизни, которая питает и поддерживает их непрерывное воспроизводство. К земле надо относиться так же, как относятся к ней корни деревьев, которые способны проникать в нее, сливаясь с ней. Земля питает разум и сознание, подготавливая индивида к чувству панической способности: умению воспринять целое, понять душу, скрытую в каждой вещи. В этом смысле землю нужно воспринимать как великое тело Ý Конец страницы 202 Ý
ß Начало страницы 203 ß бесконечного духа, витальными точками-проявлениями которого мы являемся. Существуют три типа связи с землей. Первый можно наблюдать у некоторых экологов, которые переживают чувство вины, достаточно, впрочем, неглубокое: они указывают, что ее губит но не могут дать земле настоящую жизнь. Они навязывают свой взгляд, экстраполируют некоторые теории, чтобы в дальнейшем заняться своего рода шантажом. Такая связь характерна для сельскохозяйственного туризма и некоторых видов организованного отдыха. Второй тип — взаимодействие с землей посредством ее обработки — характерен для крестьян, которые, впрочем, являются рабами земли, не понимая ее. Третий тип связи свойственен тем, кто достиг высокого уровня сознания и видит в земле хранительницу всего человечества, для кого существуют вкусовые оттенки, изменения, представляющие собой результат взаимодействия света и земли. Мы не видим солнце таким, каким оно является на самом деле, но мы видим его во взаимодействии. Земля принимает эту массу фотонов, а химическая реакция порождает третий эффект, который мы и воспринимаем как солнце. В древности считали, что люди — это порождение земли и неба. Действительно, иначе и быть не может: если вдруг неожиданно исчезнет хотя бы один из компонентов — земля или солнце, то наша жизнь прекратится. На этом уровне сознания можно пережить высшее сексуальное, духовное или космическое озарение и, что самое важное, увидеть в земле личность и грандиозную душу, наделенную женской типологией. В этом смысле она — удивительная, великая мать, щедрая и заботливая по отношению к своим способным детям. Рассмотрим подробнее второй тип связи. Необходимо уметь обрабатывать землю, уметь сеять, уметь прикасаться к ней, ибо земля, прежде всего, является нашим первым учителем. Если человек знает, где надо сеять, когда посадить дерево, если он умеет поливать, вскапывать, отличать полезные травы от сорняков, то есть обрабатывать землю в соответствии с проекцией собственной специфичности константы "Н", то он абсолютизирует кусочек целого по образу и подобию своей функции роста. Уметь обрабатывать землю — значит на практике управлять своим внутренним миром. В этом полном и взаимодействующем контакте с землей индивид может умело проявить собственную человеческую оригинальность. В процессе клинического или аутентифицирующего резиденса можно разрешить его участникам немного поработать на земле именно для того, чтобы позволить им действовать на высшей стадии своего бессознательного. Например, можно выполоть траву на участке, где растет оливковое дерево. Вечнозеленая олива, считавшаяся священной в эпоху античности, дает замечательную древесину и прекрасные плоды. У нее очень разветвленная Ý Конец страницы 203 Ý
ß Начало страницы 204 ß корневая система, она прекрасно размножается, не боится заморозков, не засыхает, если отрубают ветви, и погибает лишь при полной выкорчевке. Это напоминает бессмертие, непрерывную реинкарнацию духа. Кроме того, у него великолепная крона, напоминающая пышную серебристую шевелюру, и особая манера простирать ветви к лу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.222 (0.022 с.) |