Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегическая схема работы с клиентом в рамках ТОПСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для выработки стратегии взаимодействия с клиентом полезно ориентироваться на шесть шкал (описанных основателем биосинтеза Д. Боаделлой[41]: дыхание, речь, мышечная броня, система образов, центр и границы, эмоции. Анализируя личность клиента в контексте этих сфер, ведущих к центру «я», к глубинным чувствам: любви, радости, светлой печали, смирению, праведному гневу, психолог может понять, как и с чем ему нужно работать. Полюса «стратегических» шкал: Дыхание: подавленное (шизоидность)– хаотическое (истероидность). Норма – волновое дыхание. Мышечная броня: гипотонус- гипертонус. Норма – гармоничная смена полного расслабления полным напряжением. Речь: дефензивная – хаотическая. Норма – диалог. Система образов: грубое подавление воображения – переизбыток образов и метафор. Норма - здоровая символическая речь. Центр и границы (шкала взаимодействия): нет своей территории (невротик) – «властелин всего земного шара» (психотик). Норма - поддержание нормальной социальной дистанции (1-2 метра) с незнакомым человеком. Эмоции: подавленность, замороженность эмоций (шизоидность) – хаотичность эмоций (истероидность). Норма – спонтанное выражение эмоций в соответствии с ситуацией. Используя данные шкалы, можно составить профиль личности, понять, в каких областях у клиента нарушена гармония, и действовать в соответствующем направлении, «освобождая» его в определенных сферах, и структурируя в других в контексте «разморозки» эмоций и внутренней интеграции. При психодиагностике мышечной брони важно обращать внимание на особенности «проблемной анатомии» клиента «Проблемная анатомия» Согласно ТОП, наши психические свойства и конфликты отображаются в нашем теле. И каждая область нашего тела соответствует специфической сфере психической реальности. Например, Голова – это «сверхконтроль» и страхи, временно помогающие убежать от встречи с Ужасом. Все, связанное со словесно-логическим мышлением; Глаза – выражение глубинных чувств, трансцендентной функции, души; Лицо – зона «маски», персоны; Шея - самое тонкое место в организме. Мост между мыслями и сердечными чувствами (а также эмоциями), позволяющий чувствам и эмоциям достигать сознания. Проблемы с шеей – непрощенные обиды, «захлестывание» чувствами; Плечи – ответственность. «Уменьшенные» плечи с «подобранными руками» - избегание ответствености, а «приподнятые и «натруженные плечи» - попытка нести на себе весь мир; Грудь, сердце – глубинные чувства и эмоции; Диафрагма. Этим местом мы держим удар. Место социальных норм и правил, а также страхов и запретов. Мост между инстинктами и сердечными чувствами; Руки – контакт, взаимодействие; Живот – удовольствие, ощущение земного бытия, животный страх (который в большинстве случаев нельзя блокировать) и ярость; Таз – вместилище – контейнер жизненной силы; Спина – выражение чувств, моторика; Позвоночник – уверенность в собственном существовании (онтологическая уверенность); Ноги – движение к объекту потребности; Бедра – сексуальность и телесное наслаждение; Стопа и поясница – взрослая опора. Мышцы стопы и поясницы позволяют нам стоять прямо и твердо и действовать в соответствии со статусом взрослого, ответственного человека; Бок – неопределенное положение; Зоны паха и лица у большинства людей являются табу. При нарушении внутреннего равновесия, гармоничных взаимоотношений между различным «субличностями» человека, его тело становится перекошенным, возникает телесное расщепление. Существуют шесть видов телесного расщепления (вообще, термин «расщепление» в психологии, как мы помним, описывает отчужденность человека от своих глубинных чувств, страх перед чувствами вообще (не путать с вытеснением конкретных воспоминаний, образов и т.д.)): А) Продольное, между левой и правой половинами тела. Речь идет о рассогласовании между мужской и женской частями души. В этом случае человек либо боится своей нежности и своей слабости (как в позитивном, так и в негативном смыслах), либо страшится уверенного самовыражения. Проявляется продольное расщепление в ассиметрии между половинами тела (по высоте, по размерам) Б) Поперечное, между верхней и нижней половинами тела, между высокими чувствами и ощущениями. В этом случае человек боится принять тот факт, что в нашем мире сосуществуют добро и зло, боится либо вообще ощутить, проявить свое инстинктивное «я» в этом мире, либо признать что-либо святым. Речь идет о страхе быть «я». В) Комбинированное расщепление, при котором в точки пересечения между напряжениями создается «узел напряжения». В данной точке может быть телесный очаг психосоматического заболевания. Г) Переднее-заднее расщепление. При данном расщеплении человека перекручивает либо вперед, либо назад. Это означает расхождение между чувствами и их выражением. Д) Расщепление типа «голова-остальное тело». Данное расщепление появляется при весьма серьезных нарушениях невротически-шизоидного плана. Е) Хаотическое расщепление (конечности-туловище) Данное расщепление характерно для очень тяжелых больных шизофренией. А. Лоуэн[42] утверждал, что современные люди потеряли грацию; нарушение внутреннего единства вызвало и физический дисбаланс. Чрезмерная нагрузка на лобные доли горы головного мозга и на левое полушарие привела потере чувства воплощенности, к потере контакта с земным миром и, как ни парадоксально, со своей душой. Ведь постоянно думающий, живущий в виртуальной реальности человек «отнимает» кровь у своего же сердца и бежит от своих же чувств и эмоций. Лоуэн предлагал посредством изометрического (распространяющегося на все тело и особенно на проблемные точки) напряжения и осознания возникающих образов, чувств и ощущений, принять свои чувства, свое тело и свою земную жизнь. В противном случае человек либо уходит в мир холодной расчетливой логики, либо падает в навязчивую сексуальность, либо в деструктивную агрессивность. В обоих случаях человек испытывает недостаток в эмпатии, сердечности, являясь эмоционально тупым. Нюансы проблемной анатомии: Можно обратить внимание на взаиморасположение ног и головы. Если голова находится как бы впереди ног, то у человека много планов, мыслей, но он мало что успевает. В этом случае напряжена поясница, и человек цепляется за землю пальцами. Если же ноги впереди головы, то человек много суетится, но реально делает мало. В этом случае он опирается на пятки, парадоксально вытягивает вперед голову или, не парадоксально, живот. Паттерны дыхания: Наблюдая за дыханием человека, мы можем сделать важнейшие выводы о его психической жизни. Дыхание (самая главная пульсация) – это обмен между внутренней и внешней средой. «Дыхание - совокупность процессов по поддержанию жизни, дающих Неестественная пульсация – это всегда выражение зажима или блока. В популярной работе К.Э. Рудестама говорится: «Известно, что задерживание дыхания служит аффективным способом избежать глубоких чувственных переживаний: гнева, печали, страха и сексуальности. Телесные терапевты обратили внимание на прямую связь между учащенным дыханием и чувством внутренней тревоги. Лоуэн (Lowen, 1975) буквально связывает слово «тревога» («anxiety») с немецким словом «Angst», буквально означающим «удушье в узких местах». На физическом уровне «узкое место» может означать любой суженный проход в теле, например горло. Так, напряжение мышц шеи и горла создает препятствие полному дыханию, что порождает тревогу. Мышечное напряжение является следствием удержания под контролем сильных и внезапных чувств. Тревога - это эмоциональное состояние, которым организм отмечает нарушения в нормальном функционировании тела. Мы видели, что процесс самопознания и тренировки новых видов поведения на начальных стадиях развития группы обычно вызывает тревогу у участников; когда участники испытывают внезапные сильные чувства, они могут затормаживать ответные реакции. Как уже упоминалось ранее, торможение чувств происходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, которые снижают полный энергетический уровень тела. С помощью специальных приемов мышечного расслабления, например расслабления челюстных мышц, глубокого и полного дыхания, сдерживаемым чувствам может быть дана полная разрядка»[43]. Вообще, вся природа живет по принципу пульсации, и вся ТОП может быть выстроена через работу с ее нарушениями. Дыхание, повторим, - это пульсация. Невроз - проблема с расширением, с возможностью вдохнуть. Психоз – проблема с сужением, возможностью выдохнуть. Здоровый психически и физически человек демонстрирует «волну дыхания» («грудь-диафрагма-живот»), при которой нет перерывов между вдохом и выдохом и они равны друг другу. Вдох символически означает «брать», а выдох – «отдавать». Ступенчатое дыхание (с большими паузами)– это постоянное обновляемое «разрешение» себе дальше жить. Хаотическое дыхание характерно для истероида и психопата. Парадоксальное дыхание (расширение при выдохе) возникает при тяжелой психической травме. Здоровое дыхание: волна «грудь, диафрагма, живот» плюс равновесие между вдохом и выдохом и без пауз. Если человек не умеет брать, зажимается – то у него преобладание выдоха над вдохом. Если же человек не умеет давать, то у него вдох преобладает над выдохом. (Осмысливая эту информацию, уместно вспомнить про приведенный выше случай психотерапевтической работы с падающей в обморок девушкой.) Как можно узнать, где заблокирована энергия? А) В точке пересечения расщеплений. Б) В месте, характеризующимся ненормальным положением (примером является сильный перегиб) Понятно, что если есть точка чрезмерной концентрации энергии, то существуют и «лакуны». Нюансы: Лежащий на спине человек готов работать с переживанием чувств. Лежащий на животе человек готов к действиям, к активному выражению чувств. Рассмотрим некоторые техники на прояснение стратегии работы с клиентом и осознание клиентом связи психической и телесной реальностей. Упражнение на определение адекватности образа тела. Клиенту предлагается с закрытыми глазами показать руками длину своих плеч, таза, головы и т.д., а так же длину своих ног (в этом случае клиент действует не ведущей рукой, показывая «от пола»). Преувеличенные размеры говорят о гиперразвитости соответствующего качества или свойства (ответственности, запасов энергии, эмоциональности и т.д.). Скажем, в случае с определением длины ног речь идет о том, насколько правильно человек соотносит свои возможности и цели. Упражнение на доверие и различные типы взаимодействия «Барьеры аутентичности». Клиент стоит перед психологом. Психолог а) довольно чувствительно сдавливает ладонями различные части тела клиента (при этом не трогает голову и пах, не давит на солнечное сплетение) (10 минут); б) Затем просто прикасается ладонями к телу клиента (прикосновения несколько продолжительные и легкие) (10 минут); в) затем дует на голову клиенту (при этом не надо сразу дуть на лицо (7 минут)); г) с левой стороны очень медленно кладет себе на грудь левую руку партнера, а затем свою левую руку на грудь партнеру, слушает, как бьется его сердце и подстраивается к его дыханию. В конце концов, убирает сначала свою руку, а потом руку клиента (5 минут). В данном упражнении преодолеваются так называемые барьеры аутентичности. Итак: а) Первый барьер – это барьер онтологической уверенности. Позитивная установка здесь: «Я знаю, что я от тебя и от себя хочу. Я знаю, кто я такой, и то, что у меня есть «я» Если здесь существует барьер, то клиент находится под влиянием установки «Я не знаю своего «я», я не ощущаю своего тела и его границ»; б) Второй барьер – это барьер принятия жизни «здесь и теперь». Позитивная установка здесь: «Я умею получать удовольствие и принимать нежность». Если здесь существует барьер, то клиент находится под влиянием установки «Ты не имеешь право на счастье, ты не имеешь права на нежность и удовольствие», ты этого не заслужил». В) Третий барьер – это барьер свободы и риска. Позитивная установка здесь: «Я могу быть спонтанным, расслабленным, могу «потерять голову». Я могу позволить себе риск» Если здесь существует барьер, то он говорит о сильном сверхконтроле. Г) Четвертый барьер – это барьер глубинных чувств. Позитивная установка здесь: «Я могу испытывать глубинные чувства». Здесь речь идет о самой сокровенной телесной структуре. Чувство идет от сердца к сердцу, от души к душе.– Если здесь существует барьер, то он говорит об отщепленности от глубинных чувств. Каким образом оценивать реакции клиента на вышеописанные действия психолога? 1. Сильно, ненормально положительная реакция – сильная неудовлетворенная потребность, с которой есть контакт. 2. Отрицательная реакция – сильная неудовлетворенная потребность, с которой потерян контакт. Отсутствие доверия. 3. Умеренно положительная реакция – все нормально. Рассмотрим, например, первый барьер аутентичности, наличие которого определяется сжатием различных зон тела клиента. Болезненно приятны прикосновения такого плана в том случае, если глубинные границы личности нечетки, если у человека плохо развит базовый образ тела. Неприятны – если клиент вообще боится ощутить себя реальным, самостоятельным существом в этом мире, страшится утверждать себя. Это – признак весьма глубоких, пограничных нарушений, сильнейшего дефицита чувства безопасности. Если же человек чувствует себя в безопасности, то он уже может решать вопрос: наслаждаться или не наслаждаться. Затем появляется возможность спонтанного поведения (или, наоборот, сверхконтроля и бесконтроля). После чего человек открывает в себе способность глубоко, истинно чувствовать. Соответственно, оценив степень и специфику проблем клиента, можно определить стратегию взаимодействия с ним. При этом следует отметить, что в сфере аутентичности присутствует парадокс: сфера глубинных чувств, на самом деле, является базовой по своей важности и превалирует над потребностью в безопасности и другими потребностями, хотя доступ к чувствам, как правило, открывается только при удовлетворении потребности в безопасности и т.д. Кроме того, упражнение на барьеры аутентичности позволяет зафиксировать телесные расщепления клиента. Скажем, если клиент испытывает более приятные ощущения в верхней части тела, и менее приятные – в нижней, то вероятно, у него существует горизонтальное расщепление с акцентом на подавление свое земной части. И, наоборот, удовольствие при работе с нижней частью тело при отвержении верхней говорит о подавлении духовностью земными инстинктами. То же самое относится и к другим расщеплениям, в частности, вертикальному. Очень важно понимать, что душа, психика и тело теснейшим образом связаны друг с другом. Например, психолог может предложить клиенту твердо поставить ноги на пол на ширине плеч, расправить плечи, приподнять подбородок и произнести «жалобную» фразу. Клиент тут же осознает, что это практически невозможно. И, наоборот, в «согбенном» положении очень легко жаловаться. Раскрыв руки в воображаемом приветствии очень трудно говорить «Отойди от меня», а в «закрытой» позе – очень просто. Работа с чувством центра (с внутренним «я» и с границами) Основа работы с клиентом заключается в следующих словах: используя метафору центра и границ можно описать всю психическую жизнь человека. «Становление Я-границ является центральным пунктом развития человеческой … психической интеграции»[44]. Дело в том, что каждый здоровый человек способен к внутренней интеграции (вокруг внутреннего центра), должен уметь и открываться, и закрываться для мира, уметь ощутить себя как источник волевого усилия и отдать себя Другому. Чувство центра и границ позволяют человеку ощущать себя в безопасности, чувствовать себя способным и к утверждению себя, и трансценденции (что, по сути, одно и то же). А ведь ощущение безопасности – это основа успешной работы с клиентом, основа доверительных взаимоотношений клиента и психолога. Именно поэтому начинать работу с клиентом, следует с того, чтобы «сказать» его бессознательному (подкорке): я, (психолог), уважаю твои границы, ты находишься здесь в безопасности (особенно это важно для подростка). Такие слова (прежде всего, невербальные) позволяют клиенту восполнять свой дефицит в безопасности. «Фактически именно этот дефицит любви, нежности и собственно человеческой заботы препятствует формированию у ребенка собственных границ, выделению себя и становлению первичной Я-идентичности и в дальнейшем почти фатально предопределяют глубокий «нарциссический голод»[45]. Какие же бывают границы? А) Физические границы; Б) Телесные границы. Они формируются чрезвычайно рано и являются чрезвычайно устойчивыми; В) Личные границы. Формируются к трем годам. Г) Культурно-социальные и межличностно-социальные границы. Любая психическая проблема немедленно сказывается на чувстве центра и границ. Говоря о личных границах, можно выделить: 1) Интимную границу. Полный контакт или 30-40 см от тела человека. 2) «Социально-совещательную» границу. Обыденные или деловые взаимоотношения. 1-2 метра. 3) Публичную границу (от двух метров). Итак, важно, чтобы уже в начале работы с психологом клиент выстроил свою территорию, ощутил свой внутренний центр и сделал это в контексте взаимоотношений с психологом, - качественно новых для клиента взаимоотношений. Рассмотрим одно из практических упражнений на исследование и укрепление центра и личностных и физических границ. Упражнение на прояснение личностных границ (психотерапевтическое и диагностическое одновременно). Клиент лежит на спине и отслеживает ощущения в своем теле. Психолог же… ползает вокруг него – в буквальном смысле. Ориентируясь на свои ощущения, клиент дает психологу команды: отодвинуться, придвинуться и т.д. Напомню наиболее важные места, вокруг которых очерчиваются границы: голова - контроль, убеждения, сверхконтроль, плечи – ответственность, принятие на себя, руки – контакт, живот – средоточие жизненных сил, бедра - зона удовольствия, ступни – опора. Правая часть – «мужская», левая - «женская». В результате «ползания» психолога получается, как правило, неровный эллипс, который можно нарисовать на листе (на полу не следует, навевает мрачные ассоциации J). В норме границы проходят по условной линии, которую можно начертить, обводя человека, лежащего с раскинутыми руками, вдоль ног и на две ступни над головой. То же самое упражнение можно совместить с работой с образами. В этом случае психолог предлагает клиенту отправиться в заветное место (примерная инструкция: «представьте себе, что вы находитесь в таком месте, где вам спокойно и комфортно, где вы в полной безопасности (место может быть любым)) и там прочертить границы своей территории (психолог по-прежнему ползает вокруг клиента, как бы находясь во внутреннем мире последнего). Затем терапевт спрашивает клиента, что происходит, и просит описать то место, где находится клиент. Важен вопрос: «Как здесь твоему телу?». Затем терапевт спрашивает: Можешь ли ты обозначить те границы, которые нельзя преступать? Как, чем ты можешь обозначить эти границы? На каком они расстоянии от тебя? Есть ли на них надписи? Что слева, справа, впереди и сзади? Описание границы (обозначающей территорию клиента) ведется «вокруг тела», на «уровнях» плеч, рук, бедер и т.д. Терапевт спрашивает, целостна ли преграда, комфортно ли внутри нее. Клиент может изменять ситуацию, совершенствовать ее. В ходе данного упражнения клиент на бессознательном уровне ощущает, что его уважают, что у него есть своя собственная территория (а также такая территория есть и у Другого), что он сам может определять «зону своей безопасности» и т.д. Таким образом, создается доминанта на укрепление «я» клиента внутри «священного» круга психотерапии. Упражнение «Спина к спине». Данная техника направлена на совершенствование способности брать и отдавать, ориентироваться и на себя, и на Другого. Два клиента при групповой работе садятся напротив друг друга и рассказывают друг другу о своих границах, о связанных с ними проблемах. После этого партнеры становятся спина к спине. На первом этапе упражнения партнеры двигаются, не отрывая друг от друга спины; при этом один из них концентрируется на своем «я», а другой на «я» партнера. На второй этапе упражнения происходит смена внутренних позиций. При этом все время происходит телесное сознавание. Затем происходит обмен впечатлениями, и создаются телесные метафоры своих ощущений и чувств на обоих этапах упражнения; выясняется, какой из вариантов бытия (в себе или в Другом) для каждого из клиентов труднее иного (выяснив это, мы может начать акцентированную работу по коррекции конкретного дефекта). О телесных контактах в ТОП. Закон контакта: все, к чему я прикасаюсь, прикасается ко мне. Контакт – это то, что наполняет всю телесноориентированную психотерапию. Виды контактов в ТОП: а) прямой: плоский и точечный; открытый и закрытый; б) бесконтактный контакт (он, как мы помним, очень важен в начале работы с клиентом, при создании «зоны безопасности»); в) полный контакт (только в игровой форме). Плоский открытый контакт – основной. Его используют в большинстве случаев. Закрытый контакт (тыльной стороной ладони) практически не используется. Точечный контакт используется для усиления ощущений. Бесконтактный контакт применяется при страхе человека перед прикосновением или для усиления ощущений. Полный контакт осуществляется только в игровой форме. Он способствует снятию напряжения и страха перед своим телом и телом другого. В ТОП контакт должен быть однозначным (так снимается сверхконтроль). Важно понимать, что практически все контакты даются в медленном темпе, Классифицируя различные контакты, можно воспользоваться метафорой первостихий. Как известно, Огонь символизирует энергию, силу, движение, целеустремленность. Вода – чувства, эмоции, внутренний мир. Воздух – полет, трансценденцию, душу. Земля - опору, надежность, воплощение. При «земном» контакте ладонь в виде опоры кладется под ту или иную часть тела. Т.е. клиент получает дополнительную поддержку. Понятно, что если опора в верхней части тела вызывает очень приятные ощущения, а внизу – нет (и наоборот), то у человека точно существует поперечное расщепление. Данный контакт помогает человеку ощутить, что его поддерживают. При «воздушном» контакте – сначала даем опору, а затем двигаем соответствующей частью тела клиента в такт дыханию последнего. На вдохе – подъем, на выдохе – опускаем. Так можно работать с коленом, поясницей, головой, рукой и т.д. (в зависимости от целей, определенных состоянием клиента и проблемной анатомией). Данный контакт помогает человеку расслабиться, снять сверхконтроль, открыться глубинным образам, ощущить доверие к себе и миру. При «водном» контакте – любые микроскопические движения хаотического плана. Прикосновения. Обволакивающие или тонизирующие движения-прикосновения. Данный контакт позволяет человеку получить доступ к своим чувствам. При «огненном» контакте – какая-либо часть тела клиента помещается между ладонями терапевта. Данный контакт позволяет человеку ощутить себя в безопасности, испытать чувство защищенности. Правила безопасности ТОП при контакте с клиентом: Выяснить, есть ли такие участки в теле клиента, к которым он запрещает прикасаться. Важно, чтобы существовала ясность в намерениях терапевта. Практические занятия на различные виды контактов в ТОП Есть частный вариант опробования прямого плоского открытого контакта типов «земля», «воздух», «огонь», «вода». Согласно этому варианту работа ведется только с рукой клиента. Сначала психолог кладет свою ладонь под ладонь клиента, давая ему, тем самым, поддержку, опору, позитивное земное чувство. Затем психолог перемещает свою руку к запястью клиента и начинает медленно поднимать руку клиента на вдохе последнего и опускать на выдохе. Это позволяет клиенту расслабиться, «улететь» во внутренний мир, мир образов. Затем психолог возвращает свою ладонь под ладонь клиента и накрывает ее сверху другой своей ладонью. После этого психолог смещает опорную ладонь к запястью клиента, убирает «верхнюю ладонь» и начинает хаотические движения (смотри описание техники «Рука Другого»). И, наконец, психолог медленно возвращает руку клиента «на землю» и еще какое-то время дает ему поддержку, земную опору. Другими словами, в ходе этого упражнения подсознанию клиента доносятся следующие «опорные идеи»: а) «у тебя есть поддержка, ты можешь быть здесь, на земле, в безопасности»; б) «ты можешь, имея земную опору, отравляться во внутреннее путешествие, улетать в мир образов» (в принципе, для особо любящих «улетать» «поэтов» можно выполнять «двоечку» «воздух-земля»); в) «у тебя есть много жизненной энергии, жизненной силы в совокупности с защищенностью»; г) «ты можешь свободно дышать и испытывать эмоции и чувства, контролировать ситуацию и быть спонтанным»; д) «говоря и слыша «до свидания», ты ощущаешь опору и поддержку, которая остается в тебе». Понятно, что варианты контактов можно и зачастую нужно комбинировать для достижения тех или иных целей. Работа с опорами в ТОП Работа с опорами - база ТОП. Предоставление опоры – это вызов ресурса, помощь в самовыражении клиента -это сигнал бессознательному клиента: «тебе дается поддержка, ты можешь расслабиться и ощущать «почву под своими ногами». Поэтому существует правило: если не знаешь, с чем работать, работай с опорами. Опора дается только снизу (воздействие сверху - либо помощь в расслаблении, либо провокация). При поддержке ступней мы даем клиенту взрослую опору. Это – базовая опора. Поддержка лопаток, верхней части спины – это материнская опора. Поддержка головы – это акушерская опора. При предоставлении опоры ладони нужно держать «ковриком». Или прямо. При работе с опорами (самая «рисковая» - акушерская) нужно позволить телу клиенту делать то, что ему хочется. Важно перевести импульс в движение. (При истерической дуге следует дать опору снизу). В этом случае энергия перераспределится сама.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.02 с.) |