Техника «От сердца к сердцу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника «От сердца к сердцу»



Психолог занимает положение напротив клиента (который лежит, сидит или стоит), берет его левую руку своей правой и прижимает ладонь (именно ладонь) клиента к своей груди. После этого он прикладывает свою ладонь к груди клиента и подстраивается к его дыханию. Все делается очень медленно. После того, как дыхание клиента становится ровным (или тогда, когда клиент «насыщается» процессом), психолог очень медленно убирает сначала свою руку, а затем руку клиента. И психологу и клиенту важно находиться в удобном положении.

В ходе этого упражнения создается незримая связь (та же пуповина) между психологом и клиентом, пробуждаются глубинные чувства и размораживаются эмоции, причем негативные эмоции буквально «перелопачиваются», «сжигаются» потоком сопричастности, возникающим между психологом и клиентом. Данное упражнение практически всегда помогает снять негативное состояние, нарушения в давлении, тоску и т.д. Оно выполняет функцию мощной и эффективной экспресс-помощи.

Поэтому если при работе с клиентом начинается негативный неконтролируемый процесс, применение техники «от сердца к сердцу» позволит стабилизировать ситуацию и избежать негативных осложнений.

Перед тем, как проводить упражнение «От сердца к сердцу» можно поработать с «третьим легким» клиента.

«Третье легкое», как мы помним, - это место между лопатками и чуть выше, где нередко существует блок, вызванный замороженными эмоциями. Осуществляя круговые массирующие движения в этом месте (сначала против часовой стрелке, а затем по круговой стрелке), мы пробуждаем эмоции клиента, «разрешаем» ему волноваться, и затем прорабатываем ситуацию, создав пуповину между сердцами.

В ходе упражнения от «Сердца к сердцу» незримая (и вполне зримая) пуповина между психологом и клиентом, ощущение единства, пробуждение глубинных чувств позволяют клиенту в безопасной обстановке «разморозить» свои эмоции, на глубинном уровне поверить в возможность доверительного отношения к себе и миру. Если упражнение сопровождается изменением убеждений клиента, работой на сознательном уровне (уровне словесных формулировок; причем речь идет об созидательных убеждениях, направляющих человека на радостное, любящее отношение к жизни), то изменение клиента становится доминантным (от слова доминанта): «С. Келерман сравнивает «присутствие» со «сном наяву», с «эмоциональной пульсацией», в краткие моменты которой телесное бессознательное «прорывается» наружу, из глубин на поверхность осознания. Именно в эти моменты и происходит психотерапевтическая трансформация личности»[47].

Теперь сконцентрируемся на целом комплексе работы с глубинными чувствами.

При выполнении этого комплекса клиент садится на стул, а психолог становится за его спиной. Затем производятся следующие действия:

А) Психолог кладет руки на плечи клиенту (без давления и ощутимо), символизируя этим защиту клиента, давая ему привыкнуть к себе.

Б) Психолог кладет ладони лодочкой на голову клиента (здесь и далее не касаясь ушей) и осторожно держит их, защищая клиента и помогая ему «родиться», активизируя в нем детские эмоции.

В) Психолог медленно разводит руки (оставляя клиенту ощущение бесконтактного контакта) и кладет ладони на лоб (не закрывая глаз) и нижнюю часть затылка клиента (эффект аналогичен предыдущему).

Г) Психолог вновь осторожно разводит руки и начинает осторожно и ласково гладить клиента по голове ото лба к затылку и плечам (поощряя «родившегося» младенца, актуализируя в нем чувство ребенка, которого гладят).

Д) Психолог кладет свою ладонь на «третье легкое» клиента. Это область спины между лопатками, отвечающая за дыхание (соответственно, здесь находятся замороженные эмоции). Сначала он поглаживает «третье легкое» против часовой стрелки («разогревая» эмоции), а затем – по часовой стрелки («упорядочивая» эмоции).

Е) Психолог садится напротив клиента и начинает упражнение «От сердца к сердцу». К этому моменту эмоции клиента разморожены, и созданная психологом пуповина позволяет клиенту «пройти сквозь» негативные эмоции, усиливая позитивные.

Ж) Психолог становится за спиной клиента, кладет ему руки на плечи и «охраняет» клиента (кроме того, это действие позволяет усилить эффект данной техники, как бы замыкая круг).

Все этапы упражнения занимают 5 минут (кроме «От сердца к сердцу» (10 минут)).

Техника «Рука Другого»

В ходе данного упражнения психолог хаотически двигает рукой клиента, клиент же сознательно «отдает» свою руку психологу. Так снимается сверхконтроль и возрождается чувство доверия к себе и к миру (т.е. спонтанность и здоровый контроль). Рука клиента должна лежать на поверхности. Локоть должен оставаться на поверхности все время. Движения должны совершаться очень медленно.

Сформулируем «гомеопатический закон ТОП»: минимальный по площади и силе контакт вызывает максимально сильные переживания.

После 15-20 минут проведения данного упражнения у клиента возникает ощущение абсолютно «свободной головы». Кисть клиента следует держать надежно. Двигать только в те моменты, когда рука тяжелая. Если же рука становится легкой, то следует остановиться, а потом опять двигать. Иногда сверхконтроль «щетинится», а тело уже начинает расслабляться и тогда возникает пульсация. Где пульсация сильнее – там и «средоточие проблемы».

 

Рука Другого

 

В ходе данного упражнения клиент иногда буквально ощущает, что ему протянули руку через его внутреннюю пропасть, убедили его бессознательное «я» (подкорку) в том, что можно доверять себе и Другому.

Работать желательно с обеими руками клиента (воздействовать на оба полушария) попеременно при индивидуальной работе, и одновременно – при групповой.

Техника «Эмбрион»

Клиент садится, обхватывает свои колени руками и кладет свою голову себе на колени. Психолог садится сзади, обхватывает клиента бедрами, прислоняется животом к его спине, немного отклоняет назад и начинает качать по кругу. Клиент словно возвращается в матку. При групповой работе это упражнение можно повторить с несколькими терапевтами для одного клиента (формируются два круга (один внутренний и один внешний)).

Техника «Танец доверия»

Психолог и клиент становятся напротив друг друга. Клиент расслабляется. Психолог старается подстроиться к дыханию клиента. Сначала он медленно и хаотично двигается одной рукой клиента, а затем уже двумя (психолог крепко, надежно захватывает клиента за запястья). После этого, не отпуская клиента, психолог заходит ему за спину и начинает качать, держа за плечи. Важно, чтобы клиент разрешил психологу качать себя, а не двигался самостоятельно. После этого начинается «качание» «назад-вперед», а затем психолог начинает вести клиента по комнате, сзади направляя его движения (вариант – вести за руку клиента, закрывшего глаза).

Так происходит таинство взаимного доверия. Так снимаются барьер за барьером. В случае чего следует осторожно и постепенно положить клиента на пол (и начинать работу с кистью (в случае сильного сопротивления у клиента установка- быть взрослым – значит не доверять)). После упражнения следует обменяться впечатлениями, рассказать о чувствах, ощущениях (калибровка). Если клиенту трудно закрыть глаза, можно предложить начать работать с открытыми глазами. Противопоказание к данному упражнению: работа с травматиком.

Техника «Совместный полет»

Психолог садится рядом с сидящим (или лежащим) клиентом, берет его руки (за запястья) в свои и начинает поднимать их, когда клиент делает вдох, и опускать, когда он делает выдох. Это контакт типа «воздух», и поэтому он помогает клиенту оторваться от сиюминутных «земных» проблем и погрузиться в свой внутренний мир (иногда воспринять яркие архетипические образы). Следует отметить, что при использовании техники «Рука Другого» можно применять элементы техники «Совместный полет».

«Театр прикосновений»

Данное упражнение наиболее эффективно при работе в группе. В ходе данного упражнения 4 человека одновременно и хаотично прикасаются к лежащему человеку (запрещены прикосновения к паху и лицу, а так же к указанным клиентом местам). Прикосновения являются плоскими, быстрыми и легкими. Данное упражнение позволяет быстро расслабиться даже самым «зажатым» клиентам.

Работа с агрессией в ТОП

Злокачественная агрессия, как и хронический страх, – это очень мощная энергия, употребленная не на дело.

Работа с агрессией проводится «на тормозах». Нужно:

А) Через тело «отловить» агрессивный импульс. Осознать, где агрессия в теле.

Б) Очень аккуратно и медленно сделать соответствующее движение.

В) Осознать, кого и за что хочу ударить.

Г) Пройти «сквозь» эту агрессию за счет ресурса сопричастности и (или) выбросить гнев: руками или ногами или голосом доброкачественным образом.

Здесь очень могут помочь правильные интерпретации причин агрессии (включая толкование защитных механизмов) а затем соответствующая работа с образами и арт-терапия.

Очень важно определить, что же такое злокачественная агрессия. Это, по сути, производная влечения к смерти, – действия, основанные на эмоциях ненависти и зависти либо к Другому, либо к самому себе.

Мы знаем, то ненависть закрепляет «порочный круг невроза», замораживает эмоции, блокирует доступ к глубинным чувствам. При праведном гневе человек защищает то, что для него священно, тех, кого он любит (в том числе и самого себя). При ненависти же целью является разрушение как таковое.

Еще раз подчеркнем, что работа с негативными эмоциями, как правило, представляет собой неотъемлемую часть процесса психокоррекции. Именно прохождение через негативные эмоции, размораживание их, позволяет клиенту прийти к интеграции, к принятию своих глубинных чувств, к прощению себя и других людей, прощению именно на эмоциональном уровне, т.е. к пере-живанию эмоции обиды за счет усиления «я», выражения глубинных чувств (в контексте взаимоотношений с психологом).

Как правило - подавленная и неуемная агрессия – это следствие злокачественной вины и страха перед принятием реальной вины (смирения и покаяния). Поэтому агрессивным человеком очень легко манипулировать.

Техника безопасности:

Если в работе с клиентом психолог «налетел» на сильную злость, следует предложить клиенту открыть глаза и встать.

Следует четко оговорить, что клиент не может в какой-либо форме физически нападать на терапевта.

Следует работать дозировано, постоянно задавая вопросы типа: «Что сейчас происходит?», «Что в теле?», «Что я испытываю по отношению к терапевту и с чем это связано?» и т.д.

Важно, чтобы клиент осознал наличие в себе агрессии (а желательно и связанные с этой энергией защитные механизмы). Вообще – это самое главное при работе с агрессией.

В случае необходимости агрессию можно выбросить ногами (вспомним вариант работы с взрослой опорой). Дрыганье ногами - это, как правило, детская агрессия (при детской агрессии к тому же нет громкого голоса, а есть плач и всхлипы). При детской агрессии нужно действовать особенно медленно и осторожно.

В случае психосоматических заболеваний очень часто причиной недуга является заблокированный гнев и связанные с ним конфликты. Вообще, злокачественная печаль особенно вредит сердцу, гнев - печени, зависть и страх – почкам, тоска – легким, обида – горлу (камень в горле (камень – архетипический символ обиды)).

Обычно агрессия коренится в а) тазовой области; б) в области диафрагма и в) и очень часто в груди («узел гнева» (над самым солнечным сплетением) - это гнев на близких нам людей).

При работе с «узлом гнева» следует «закручивать» клиента (то есть, давить в том месте, где наиболее сильное напряжение), чтобы тот «раскрутился». Кстати, если нужно снять боль, то следует сделать следующее: найти то положение, при котором болезненное место напряжено максимально, и побыть в этом положении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.241.10 (0.013 с.)