Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А для того, Кто не может сохранять своё омовение, условием также является наступление времени обязательной молитвы».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах: Что касается первых трёх условий, то мы уже разобрали их выше. «Правильное намерение» ― как мы уже говорили, некоторые ученые считают намерение условием (шартом) деяния, а некоторые – столпом (рукном) деяния. И это всего лишь словесное разногласие, как мы уже говорили. «Намерение не прерывать процесс омовения до тех пор, пока не доведешь его до конца…» ― то есть, совершая омовение, ты не должен прерывать своё намерение до тех пор, пока не завершишь процесс омовения. Если же, например, совершая омовение, человек решил его прекратить, то этот процесс нарушается и ему нужно заново начать совершение омовения. «Прекращение справления нужды…» ― то есть: прежде чем начать совершать омовение, человек должен полностью завершить справление малой и большой нужды, полностью выпустить кишечные газы, если они выходят. Иначе говоря, он должен завершить эти процессы и только потом начать совершать омовение. Если же, например, моча или кишечные газы продолжают выходить, то омовение недействительно. «Подмывание водой или подтирание камнями после справления большой нужды…» ― справив большую нужду, человек может и подмыться, и подтереться, а может и выбрать что-то одно из этих двух. Подтирание камнями (истиджмар) обычно совершают путём использования трех и более камней, которые должны быть в нечётном количестве*. *[Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь станет очищаться с помощью камней, пусть делает это нечётное число раз». аль-Бухари, 161, 162; Муслим, 237, 278. А Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк запрещал нам использовать для очищения менее трёх камней». Муслим, 262]. Но полностью удалить нечистоты можно только путём использования воды. Путём подтирания удаляется нечистота, но может остаться мелкие её следы и запах, но все равно молитва человека, совершившего ″истиджмар″, будет действительна. Следует заметить, что человек может подтираться камнями, а не подмываться, даже тогда, когда есть вода. Так поступали некоторые сподвижники, ибо при их жизни не было столько воды, как сегодня. Если человек справил нужду, то ему достаточно просто подтереться камнями, даже если вода имеется в наличии, при условии, что он удалил со своего тела нечистоту. Молитва такого человека действительна. Что же касается мелких следов, оставшихся от нечистоты, то они прощаются ему. То же самое касается того человека, который наступил на нечистоты сандалиями или носками, а затем ходил по земле, которая убрала эти нечистоты с сандалий или носков, но на них остались её мелкие следы. Он может совершать намаз в этих сандалиях или носках, хотя на них остались мелкие следы нечистоты. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них грязь, пусть почистит их землей, а потом помолится в них». [Абу Дауд, 650. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’», 461]. Это сунна, которая оставлена сегодня. Можно даже сказать, что это сунна, с которой сегодня сражаются. Вхождение в мечеть в сандалиях или в другой обуви считается преступлением во многих уголках земли. Если ты купишь обувь в магазине, наденешь её и войдешь в мечеть, люди посчитают это преступлением и неуважением к Дому Аллаха. Сунна стала нововведением, а нововведение стало сунной. Молитва в сандалиях была среди праведных предшественников известным делом, относительно которого они не разногласили. Если же человек решил всё-таки снять обувь, то пусть положит её между стопами. Не нужно ставить обувь ни сзади, ни спереди, ни слева, ни справы, чтобы не причинять неудобств другим людям. Это и есть сунна! Праведные предшественники этой общины поступали в соответствии с этой сунной. В некоторых регионах этой страны [Имеется в виду Королевство Саудовская Аравия] до сих пор поступают в соответствии с ней. Но в некоторых регионах этой страны, а также в других уголках земли, отношение к этой сунне плохое. Как бы ни было, мы должны напомнить людям, что молитва в сандалиях – это желательный поступок, а не обязательный. В некоторых мечетях можно оставить эту сунну на время, если будет польза от её оставления. Эту сунну нужно соблюдать там, где её соблюдают, чтобы она постепенно ожила во всех мечетях. Молодым людям не стоит спешить и заходить в мечеть в сандалиях, предварительно не убедившись, что их сандалии являются чистыми. Если сандалии будут грязными, это приведёт к порче ковра. А, ведь, нам запрещено губить имущество понапрасну. Пустая трата имущества запрещена. Вхождение в мечеть в сандалиях и молитва в них – это сунна, но мы соблюдаем её только в тех мечетях, в которых на полу песок или глина. Также можно соблюдать эту сунну в своих домах, или же в пустынях, в которых мы находимся во время путешествий или в специальных лагерях. Мест для соблюдения этой сунны много. Суть в том, что мы не должны сражаться против совершения молитвы в сандалиях. Но, с другой стороны, мы не должны входить в современные мечети, застланные коврами, в сандалиях, ибо это приведёт к порче имущества. Мы оживляем эту сунну и поступаем в соответствии с ней в разных местах, где нет ковров. В религии обязательно должно быть правильное понимание. «Чистота используемой воды…» ― одним из условий омовения является использование воды, которая очищает. Вода бывает трёх видов*: · Нечистая вода (это вода, которая не используется ни во время омовения, ни во время питья); · Чистая вода (это вода, которая не используется во время поклонения, а используется только в бытовых ситуациях); · Очищающая (это вода, которая используется во время поклонения).
*[Это мнение автора книги, да помилует его Аллах. Однако есть мнение, что вода бывает двух видов: нечистая и чистая. И всякая чистая вода является одновременно очищающей. Не бывает такого, что вода чистая, но не очищающая. К чистой воде относится вода морей, озер, рек, ручьев, колодцев и родников. Аллах Всевышний сказал: «Он ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею». (Сура аль-Анфаль, аят 11). К нечистой воде относится вода, у которой вследствие попадания в нее скверны изменился цвет, вкус или же запах, при этом то, было ли этой воды много или мало, не играет роли. Нет никаких доказательств из Корана и Сунны, что существует третий вид воды, которая является чистой, но не очищает. А Аллах знает лучше]. Иногда вода бывает чистой, но не очищающей. Например, вода, оставшаяся после стирки одежды. Или же, например, вода, которая смешалась с чем-то чистым, в результате чего изменилось её название. Например, вода, которая стала чаем или бульоном. Такой водой нельзя совершать омовение. Также во время омовения не используют воду, которая смешалась с нечистотами, в результате чего изменился её цвет, вкус или запах. Поэтому, чистота воды является одним из условий действительности омовения. «Дозволенность используемой воды…» ― иначе говоря, вода не должна быть отнятой у кого-то насильно. Если ты, например, насильно отобрал воду у человека, а затем совершил этой водой большое и малое омовение, то это омовение недействительно. Следует заметить, что в этом вопросе есть разногласие среди обладателей знания. Некоторые говорят, что омовение такой водой действительно, но человеку записывается грех. Они говорят, что дозволенность используемой воды не является условием действительности омовения, но тот человек, который использует насильно отнятую воду, совершает греховный поступок. Такое же разногласие среди ученых относительно того, кто совершает молитву в отобранной у кого-то одежде или чалме, или же совершает молитву на несправедливо отнятой земле или в несправедливо отобранном доме. Во всех этих вопросах есть разногласие. Но в любом случае, человек должен изучить этот вопрос. То, что мы считаем более верным в этом вопросе – это действительность омовения такого человека, хотя ему и записывается грех. А Аллах знает лучше! «Удаление того, что мешает воде достичь кожи…» ― человек должен удалить то, что препятствует попаданию воды на кожу в тех местах, которые необходимо омывать во время омовения. Это, например, касается тех людей, которые работают с краской. Если краска попала на те места, которые необходимо омывать во время омовения, то необходимо удалить эту краску, так как она мешает попаданию воды на кожу, а только затем уже надо совершать омовение. То же самое касается лака, которым женщины красят ногти. Нужно удалить этот лак, прежде чем совершать омовение. Мусульманка должна удалить этот лак, если хочет совершить большое или малое омовение. Она может использовать этот лак после омовения, находясь в своём доме, если её супруг считает, что этот лак украшает её. «А для того, кто не может сохранять своё омовение, условием также является наступление времени обязательной молитвы…» ― это условие касается только тех, кто не может сохранять своё омовение. Например, человек, у которого недержание мочи, или женщина, у которой хроническое болезненное кровотечение (истихада). Женщина, у которой болезненные кровотечения, должна дождаться наступления времени обязательной молитвы, и только потом совершать омовение. То же самое касается человека, у которого недержание мочи. Им запрещено совершать омовение до наступления времени обязательной молитвы*. *[Иначе говоря, такие люди совершают омовение перед каждой молитвой отдельно, так как они не могут его сохранять, по независящим от них причинам].
(Обязательные действия во время омовения). Сказал автор книги: «Что касается обязательных действий во время омовения, то их шесть: · Мытьё лица (а также полоскание рта и носа). Границы лица (сверху вниз) начинаются с того места, где начинают расти волосы головы, и доходят до подбородка. Границы лица (справа налево) начинаются от одного уха и доходят до другого уха; · Мытьё обоих рук, включая локти; · Протирание всей головы (мокрыми руками), а также протирание ушей; · Мытьё двух ног, включая щиколотки; · Совершение всего этого в установленном порядке; · Совершение всего этого непрерывно (без длительного промежутка между действиями). А доказательством являются слова Всевышнего: ″О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток″. [Сура аль-Маида, аят 6]. А доказательством на необходимость совершения всех действий в установленном порядке служит хадис: «Я начинаю с того, с чего начал Аллах». [Муслим, 1218]. А доказательством на необходимость совершения всего этого непрерывно является хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды увидел человека, у которого после совершения омовения на ступне осталось сухое место с размером в дирхам, и повелел ему совершить омовение заново. Также перед омовением нужно произнести ″Бисми-Ллях″, если человек помнит об этом ».
Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах: «Мытьё лица (а также полоскание рта и носа)…» ― в соответствии с мазхабом* имама Ахмада полоскание рта и носа относится к мытью лица. *[Под ″мазхабом″ здесь имеется в виду правовая школа. Всего существует четыре известных мазхаба: мазхаб абу Ханифы, мазхаб аш-Шафи’и, мазхаб Ахмада и мазхаб Малика]. Человек, совершающий омовение, обязан полоскать рот и нос водой. А перед всем этим ему (желательно) помыть кисти рук три раза. Все эти моменты разъяснены в сунне. Омовение описано в Коране в общем виде и разъяснено более подробно в сунне. «Границы лица (сверху вниз) начинаются с того места, где начинают расти волосы головы, и доходят до подбородка. Границы лица (справа налево) начинаются от одного уха и доходят до другого уха…» ― подбородок также относится к лицу. Следовательно, сверху лицо начинается с того места, где начинают расти волосы головы, и включает в себя подбородок. А справа налево границы лица начинаются от одного уха и доходят до другого. Относятся ли уши к лицу или нет?! Здесь возникло разногласие между обладателями знания. Имам Ахмад, да помилует его Аллах, считал, что уши относятся к лицу. А ученые, считающие уши частью головы, в качестве довода указывают на то, что человек, совершая омовения, протирает голову мокрыми руками, а затем протирает ими уши, не окуная руки в воду ещё раз. Как бы ни было, в этом вопросе существует разногласие. Если посчитать правильным мнение о том, что уши – это часть головы, а не лица, то во время мытья лица не нужно мыть уши. «Мытьё обоих рук, включая локти…» ― человек, совершая омовение, должен мыть руки вместе с локтями. Совершая омовение, нужно омывать руки и чуть выше локтя, чтобы быть точно уверенным в том, что локти были омыты. «Протирание всей головы (мокрыми руками)…» ― сколько раз протирать голову во время омовения? Протирать голову во время омовения нужно один раз. Нужно протирать всю голову целиком. Человек, относящий себя к мазхабу имама аш-Шафи’и или Абу Ханифы, должен изменить своё омовение. Ведь, имам аш-Шафи’и и Абу Ханифа считали, что необязательно протирать всю голову целиком. В этом вопросе мы обязаны вернуться к разъяснению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посмотреть, как он протирал голову во время омовения. Также некоторые люди, относящие себя к мазхабу имама аш-Шафи’и, поступают следующим образом: они окунают в воду кончик своего пальца и протирают пальцем волосы три раза. Это – ошибка! Также некоторые шафи’иты говорят, что омовение действительно даже тогда, когда человек протёр всего лишь одну волосинку на голове. Куда же делось разъяснение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Запрещено фанатично придерживаться какого-либо мнения после того, как истину разъяснил сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, как именно нужно протирать голову во время омовения. Ты должен положить руки на переднюю часть головы и протереть ими волосы до самого затылка, а затем вернуть руки туда, откуда начал протирание [Иначе говоря: протереть волосы в обратном направлении]. Именно так нужно поступать. «…а также протирание ушей…» ― посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Уши являются частью головы». [Абу Дауд, 134; ат-Тирмизи, 37, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 84]. Это указывает на то, что уши являются частью головы, а не лица. Более правильно, что после протирания головы человек не должен заново набирать воду в руки, а должен протереть уши после головы, не набирая воды снова. Но сообщается, что ’Абдуллах ибн ’Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, набирал новую воду для протирания ушей. Однако, это противоречит тому мнению, которого придерживалось большинство сподвижников. Большинство сподвижников считали, что для протирания ушей не нужно набирать новую воду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Уши являются частью головы». «Мытьё двух ног, включая щиколотки…» ― во время мытья ног обязательно нужно помыть и щиколотки. Более того, ты обязан омыть и нижнюю часть голени, чтобы быть точно уверенным в том, что щиколотки были омыты водой. Также нужно отметить, что на каждой ноге две щиколотки: одна расположена на внешней стороне ноги, а вторая – на внутренней. Во время омовения нужно мыть обе щиколотки. Также среди условий действительности омовения автор упомянул совершение всех действий в установленном порядке и без длительного перерыва между действиями. А в качестве довода он привел слова Всевышнего: ″О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток″. [Сура аль-Маида, аят 6]. «Когда вы встаете на намаз…» ― то есть: когда вы желаете встать на намаз. «…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей…» ― как мы уже говорили, руки нужно помыть вместе с локтями. «…и умойте ваши ноги до щиколоток…» ― следует заметить, что иногда во время омовения можно протереть ноги, а не мыть их. Если, например, ты надел носки (в состоянии омовения, то при следующем омовении) можно протереть их, (а не мыть ноги)*. *[Протирание носков (хуффов) во время омовения вместо мытья ног – это облегчение (рухса) от Аллаха. На эту тему пришло множество хадисов (мутауатир) от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Путник (мусафир) может протирать носки (хуффы) во время омовения в течение трех суток, а находящийся в своем городе (мукъим) – в течение суток. Ученые по фикху устанавливали различные условия, при наличии которых разрешается протирать носки (хуффы) во время омовения. Однако, на самом деле, из всех этих условий в религии установлены только два: 1 — Протираться должны именно ″хуффы″. 2 — Носки (хуффы) должны быть надеты тогда, когда человек находился в состоянии омовения. ″Хуффы″ — это (носки), которые одеваются на ноги и прикрывают щиколотки, и они могут быть сделаны из кожи, шерсти, хлопка, и тому подобных материалов. По более правильному мнению нет проблем в том, чтобы протирать рваные носки (хуффы) во время совершения малого омовения. Об этом сказал шейху-ль-Ислям ибн Теймия. Сообщается со слов аль-Мугъиры ибн Шу‛бы, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды, находясь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, я нагнулся, чтобы снять с него носки (хуффы), однако он сказал: “Оставь, ибо я надел их на чистые ноги”, после чего протёр их». аль-Бухари, 206; Муслим, 274. Сообщается со слов Хузейфы ибн уль-Йамана, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды, когда я находился вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в путешествии, он помочился стоя. Затем он совершил омовение и протер носки (хуффы)». аль-Бухари, 224; Муслим, 273]. В остальных же ситуациях человек должен помыть ноги вместе с щиколотками. «…то умойте ваши лица…» ― а с чего мы взяли, что полоскание рта и носа входят в мытьё лица? Этот вопрос разъясняет сунна. Она разъяснила, как именно нужно мыть своё лицо. Сунна указала на то, что полоскание рта и носа относится к мытью лица. Также сунна разъяснила, что при мытье рук нужно обязательно помыть и локти, а при мытье ног нужно обязательно помыть и щиколотки. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно омывал локти так, что вода доходила до предплечья*. Сунна разъясняет и растолковывает Коран. *[Этот хадис передали аль-Бейхакъи (1/56) и ад-Даракъутни в «ас-Сунан», стр. 31. Относительно достоверности этого хадиса есть большие разногласия. Среди передатчиков этого хадиса ибн ’Акъиль, который не является сильным передатчиком. В частности, хафиз ибн Хаджар назвал хадис слабым. Однако шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, посредством подкрепляющих его цепочек. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2067. А Аллах знает лучше! Но на необходимость мытья локтей во время омовения говорится также и в других хадисах, о чём будет сказано в следующих книгах, с дозволения Аллаха Всевышнего]. В качестве довода на необходимость совершения всех действий по порядку автор привел хадис, в котором сказано: «Я начинаю с того, с чего начал Аллах». [Муслим, 1218]. Этот хадис передается как в форме сообщения [То есть: я начинаю с того, с чего начал Аллах], так и в форме приказа [То есть: начинайте с того, с чего начал Аллах]. Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, тогда, когда он начал подниматься на гору ас-Сафа (во время совершения хаджа). Это указывает на тонкое понимание имама Мухаммада ибн ’Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах. Он извлёк из этого хадиса указание на необходимость совершения омовения по порядку. Он как будто бы говорит: «Аллах Всевышний сказал: ″Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха″. [Сура аль-Бакара, аят 158]. Аллах Всевышний упомянул сначала ас-Сафа и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал этот обряд хадж именно с ас-Сафа и сказал: ″Я начинаю с того, с чего начал Аллах″. То есть: я начинаю этот обряд с ас-Сафа, а не с аль-Марва*. *[Имеется в виду ритуальный бег паломника, семь раз преодолевающего расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время 'умры или хаджа]. Точно также в аяте об омовении Аллах сначала упомянул мытьё лица, а затем упомянул остальные действия омовения. И мы действуем именно в соответствии с порядком этого аята». «А доказательством на необходимость совершения всего этого непрерывно является хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды увидел человека, у которого после совершения омовения на ступне осталось сухое место с размером в дирхам, и повелел ему совершить омовение заново». Имам, да помилует его Аллах, передал этот хадис по смыслу, а не дословно, но и этого достаточно. Разрешено передавать хадис по смыслу, а не дословно, если ты передал суть этого хадиса. Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, у которого на ступне после совершения омовения осталось сухое место с размером в ноготь. Этого места не достигла вода. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему совершить омовение заново*. *[Передают, что Джабир сказал: «'Умар ибн аль-Хаттаб сообщил мне, что как-то раз, совершая омовение, один человек не омыл место на ступне величиной с ноготь. Заметив это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему: "Соверши омовение заново и сделай это как следует" и тот снова совершил омовение, а потом помолился». Муслим, 243. Также сообщается, что Халид передал со слов некоторых сподвижников пророка: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел совершающего молитву человека, у которого на верхней части ноги был маленький участок размером с дирхам, которого не достигла вода. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему повторить омовение и молитву». Абу Дауд, 175. А суть в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел этим людям просто домыть свою ногу, а повелел им совершить омовение заново. Если бы непрерывное совершение всех действий без большого промежутка времени между ними не было обязательным, то достаточно было бы просто домыть свою ногу и не совершать омовение снова]. «Также перед омовением нужно произнести ″Бисми-Ллях″, если человек помнит об этом». Все хадисы, которые пришли на эту тему, имеют недостатки. Но если объединить все эти хадисы, то степень их достоверности поднимается, следовательно, произнесение фразы ″Бисми-Ллях″ (с именем Аллаха) перед омовением является обязательным. Это по мнению автора книги. Что же касается большинства учёных, то, по их мнению, это является желательным, а не обязательным. Что же касается автора книги, то он посчитал, что обязательно нужно произнести фразу ″Бисми-Ллях″ (с именем Аллаха), если человек помнит об этом. Если же человек не вспомнил и забыл произнести эту фразу, то ничего страшного. А Аллах знает лучше!
(То, что нарушает малое омовение). Сказал автор книги: «Вещей, нарушающих малое омовение, восемь: · Выход чего-либо из двух путей; · Нечистые выделения из тела; · Потеря разума; · Прикосновение к женщине со страстью; · Прикосновение к половым органам рукой; · Употребление в пищу верблюжьего мяса; · Мытьё покойника; · Вероотступничество от Ислама – да убережет нас Аллах от этого!» Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах: «Выход чего-либо из двух путей…» ― всё, что выходит из двух путей (переднего и заднего), нарушает омовение. Например, выход мочи и кала нарушает омовение по единогласному мнению ученых. «Нечистые выделения из тела…» ― например, кровь, гной или рвота. По более известному мнению в мазхабе имама Ахмада выход этих вещей нарушает омовение. Однако в мазхабе имама Ахмада есть и другое мнение: то, что выделяется из тела, а не из двух путей (переднего и заднего), не нарушает омовения, даже если этих выделений много. И более правильное мнение заключается в том, что омовение не нарушается, когда выделения выделяются из тела, а не из двух путей (переднего и заднего). Омовение не нарушается, так как нет ясного и достоверного довода относительно того, что эти выделения (кровь, гной или рвота) нарушают омовение. Искатели знания знают разницу между достоверностью довода и его ясностью. Иногда доказательство бывает достоверным (сахих), но не является ясным (сарих). Например, передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вырвал, а затем совершил малое омовение. Но является ли хадис о рвоте ясным доводом?! Передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение. Но не передается, что он приказал совершать омовение после рвоты. Указывает ли это на обязательность совершения омовения после рвоты?! Как мы видим, довод не является явным. Поэтому, мы говорим, что нет в этом вопросе явного довода. Наоборот, от сподвижников известно, что у них часто выходила кровь по причине ранений, например, во время сражений. И они совершали после этого молитву, не совершая омовения. А Аллах знает лучше! «Потеря разума…» ― относительно этого я не знаю никаких разногласий. «Прикосновение к женщине со страстью…» ― относительно нарушения омовения после прикосновения к женщине также есть разногласие. Ученые разошлись в этом вопросе на три мнения: · Любое прикосновение к женщине нарушает омовение, даже если при этом нет страсти. Это – мнение имама аш-Шафи’и. · Прикосновение к женщине нарушает омовение, если мужчина при этом испытал страсть. · Прикосновение к женщине никогда не нарушает омовения. Омовение нарушается только после половой близости. После половой близости нужно обязательно совершить полное омовение (гъусль). Это мнение ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Аллах Всевышний сказал о том, что нарушает омовение: «…если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам…». [Сура аль-Маида, аят 6]. Ибн ’Аббас сказал, что под ″прикосновением к женщинам″ в этом аяте имеется в виду именно половая близость. ’Абдуллах ибн ’Аббас был лучшим толкователем Корана среди сподвижников. Поэтому, обычное прикосновение к женщине не нарушает омовения. Таково третье мнение в этом вопросе и именно его придерживаются последователи хадиса. Именно к этому мнению склоняемся и мы, а Аллах знает лучше! «Прикосновение к половым органам рукой…» ― то есть: прикосновение к половым органам, которые спереди, и к заднему проходу нарушает омовение. Ученые разногласят, нарушается ли омовение после прикосновения к чужим половым органам. Что же касается прикосновения к своим половым органам, то относительно этого существует единогласное мнение*. *[ На самом деле в этом вопросе нет единогласного мнения]. Существует разногласие относительно нарушения омовения после прикосновения к чужим половым органам. Но если мы исследуем хадисы на эту тему, то увидим, что они указывают на всеобщность (’умум). Поэтому, более безопасно, если человек будет совершать омовение после прикосновения и к чужим половым органам. «Употребление в пищу верблюжьего мяса…» ― в этом вопросе также существует разногласие. О том, что употребление в пищу верблюжьего мяса нарушает омовение, сказал только имам Ахмад, да помилует его Аллах. Что касается имама аш-Шафи’и, то он всегда старался изучать сунну. Передается даже, что он, да помилует его Аллах, сказал своему ученику Ахмаду ибн Ханбалю: ″Брат мой! Ты лучше нас знаешь о хадисах, поэтому если до тебя дойдет хадис, то сообщи нам о нём″. Имам аш-Шафи’и попросил Ахмада ибн Ханбаля сообщать ему обо всех достоверных хадисах, так как Ахмад был известен своим усердием в собирании хадисов. На это указывает его великая книга и энциклопедия ″Муснад имама Ахмада″. Что же касается имама аш-Шафи’и, то он проявлял усердие в правильном понимании хадисов. Поэтому он попросил имама Ахмада, чтобы тот сообщал ему о тех хадисах, которые он считал достоверными. И вот до имама аш-Шафи’и дошёл хадис: «Кто поел верблюжье мясо, тот пусть совершит омовение»*. Тогда имам аш-Шафи’и сказал: «Если этот хадис был бы достоверным, то я бы придерживался этого мнения». Иначе говоря, до него дошёл этот хадис, но он не посчитал его достоверным. *[Я не нашел такого хадиса. Но Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ″Если хочешь″. Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ″Да″». Муслим 1/285. Также от аль-Бара ибн 'Азиба сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления верблюжатины!» Ахмад 4/303. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, аль-Байхакъи, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и другие. А имам Ибн Хузайма сказал: “Я не видел, чтобы ученые в области хадисов сомневались относительно достоверности данного хадиса”. См. “Сыфа аль-уду” 71. Мудрость веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершать омовение после употребления верблюжатины может содержаться в следующих хадисах: От Халида ибн Ма’дана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верблюды созданы из шайтанов, и поистине, на каждом верблюде находится шайтан!» Са’ид ибн Мансур. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1579. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На спине каждого верблюда находится шайтан, и когда вы будете садиться на них верхом, то поминайте имя Аллаха». Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4031. Однако это не означает, что верблюжатину есть запрещено!].
Это – одна из причин, по которой возникают разногласия в вопросах фикха. На это указал имам ибн Теймия в своей книге «Отведение упрёка от выдающихся учёных» (Раф’ аль-Малям ’ан аимма аль-А’лям). [Книгу на арабском можно скачать тут http://www.archive.org/download/waq0174/0174.pdf ] Бывает так, что до какого-либо учёного доходит хадис, но он не считает его достоверным, и поэтому возникает разногласие. Следовательно, просто хадиса недостаточно. Чтобы действовать по хадису, нужно убедиться в его достоверности. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, умер, так и не посчитав этот хадис достоверным. Но после его смерти некоторые большие ученые шафи’итского мазхаба посчитали этот хадис достоверным*. *[Ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65]. Например, имам аль-Бейхакъи. Поэтому мы говорим, что это и есть мазхаб имама аш-Шафи’и, так как сам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб». [См. «аль-Маджму’» ан-Науауи, 1/63]. Именно так говорил имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах*. *[Что касается имама аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах), то его высказывания по затронутой здесь теме многочисленны и прекрасны, а его последователи более других придерживались их. Например, он говорил: «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то говорите согласно сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оставьте то, что я сказал». Передали Аль-Харави в ''Замм аль-Калям'' (3/47/1), Аль-Хатиб в ''Аль-Ихтиджадж би аш-Шафи'и'' (8/2), Ибн ‘Асакир (15/9/1), ан-Навави в ''Аль-Маджму' ''(1/63), и др. Также он говорил: «Если по какому-либо вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), достоверность которого установлена знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной при моей жизни и после моей смерти». Передали Абу Ну'айм (9/107), аль-Харави (47/1), Ибн аль-Каййим в ''И'лям аль-Мувакки'ин'' (2/363) и Аль-Фулани (стр.104). Ибн Хазм в ''Усуль аль-Ахкам'' (6/118) сказал: «Поистине, исламские правоведы (фукаха), за которыми слепо следовали, были противниками слепого следования, и они запрещали своим соратника слепо следовать. Самым ревностным из них в этом отношении был аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах), поскольку он постоянно и более чем кто-либо другой подчеркивал необходимость следовать (иттиба') достоверным преданиям и принимать то, что установлено (соответствующим) свидетельством. Он также отмежевался от того, чтобы за ним слепо следовали и заявил об этом во всеуслышание. Пусть за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!»] А до него те же самые слова сказал имам Абу Ханифа*, хотя сегодня его последователи – это люди, которые фанатичнее всех придерживаются мнений людей. *[Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: «Если хадис достоверный - это и есть мой мазхаб». Передали Ибн 'Абидин в "Аль-Хашийя" (1/63) и в "Расм аль-Муфти" (1/4 из Собрания сочинений Ибн 'Абидина), шейх Салих аль-Фулани в ''Иказ аль-Химам'' (стр.62) и другие]. Четыре имама [Автор имеет в виду имама Абу Ханифу, имама Малика, имама аш-Шафи’и и имама Ахмада, да помилует их всех Аллах] непричастны к фанатизму слепых последователей, которые предпочитают свои умозаключению и мнения сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Ханифа был самым строгим в этом вопросе. Он говорил: «Никому не разрешено принимать наше высказывание, не зная того, откуда мы его взяли». [Передали Ибн 'Абд уль-Барр в ''аль-Интика' фи Фада'иль ас-Саляса аль-А'имат аль-Фукаха'' (стр. 145), и Ибн аль-Каййим в ''И'лям аль-Муваки'ин'' (2/309)]. Несмотря на это, некоторые люди крайне фанатично придерживаются мнений, приписываемых Абу Ханифе, да помилует его Аллах. Они фанатично придерживаются этих мнений даже тогда, когда их не высказывал сам Абу Ханифа. Они считают мнение Абу Ханифы важнее достоверных хадисов. Некоторые из ни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.017 с.) |