Автор книги: Шейх Ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор книги: Шейх Ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах).



Условия молитвы.

شرح شروط الصلاة

 

Автор книги: Шейх Ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах).

Комментарий: Шейха Мухаммада ибн Амана аль-Джами (да помилует его Аллах).

 

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

 

Содержание книги:

[Разница между условием (шарт) и столпом (рукн)]. Стр.: 3.

Условия молитвы.

Ислам. Стр.: 4.

Наличие разума. Стр.: 4.

Взросление. Стр.: 5.

Устранение осквернения.

· (Условия омовения). Стр.: 6.

· (Обязательные действия во время омовения). Стр.: 9.

· (То, что нарушает малое омовение). Стр.: 13.

Удаление нечистот. Стр.: 18.

Закрытие’аурата. Стр.: 18.

Наступление времени молитвы. Стр.: 19.

Направление в сторону Каабы. Стр.: 21.

Правильное намерение». Стр.: 22.

Столпы (рукны) молитвы. Стр.: 25.

Ый столп молитвы: стояние, если есть возможность. Стр.: 29.

2-ой столп молитвы: вступительный ″такбир″. Стр.: 30.

3-ий столп молитвы: чтение суры ″аль-Фатиха″. Стр.: 33.

Толкование суры ″аль-Фатиха″. Стр.: 34.

Следующие столпы молитвы. Стр.: 42.

· 4 Поясной поклон (руку’).

· 5 Выпрямление после совершения поясного поклона.

· 6 Земной поклон на семь частей тела.

· 7 Выпрямление после совершения земного поклона.

· 8 Сидение между двумя земными поклонами.

Спокойное совершение всех действий. Стр.: 43.

Совершение всех действий в установленном порядке. Стр.: 43.

11 Чтение ″ташаххуда″ (ат-тахията) в последнем рака’ате. Стр.: 45.

12 Сидение для чтения ″ташаххуда″. Стр.: 45.

Ат-Ташаххуд (ат-Тахиййат). Также о том что в установленные шариатом ду`а (мольбы) нельзя ни чего добавлять и убавлять из слов. Стр.: 47.

Разъяснение слов «ташаххуда». Стр.: 50.

Призвание благословения на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Разъяснение слов «саляуата». Стр.: 55.

Обязательные составные части молитвы. Стр.: 56.

В чём отличие между столпами (рукнами) молитвы и её обязательными составляющими (уаджибатами)?! Стр.: 57.

[Разница между условием (шарт) и столпом (рукн)].

Сказал автор книги: «Условий молитвы девять:

1. Ислам;

2. Наличие разума;

3. Взросление;

4. Устранение осквернения;

5. Удаление нечистот;

6. Закрытие’аурата*;

7. Наступление времени молитвы;

8. Направление в сторону Каабы;

Правильное намерение».

*[’Аурат - общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин это всё, что находится ниже пупка и выше колен. Это касается и женщин, если среди них нет мужчин. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины, кроме кистей рук и лица, представляет собой 'аурат, иначе говоря, посторонним мужчинам смотреть на него нельзя].

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Условие деяния (шарт) – это то, при отсутствии чего, отсутствует и само деяние, но само по себе наличие условия еще не означает наличие самого деяния. Например, если отсутствует омовение, то отсутствует и молитва, ибо молитва без омовения недействительна. Но само по себе наличие омовения ещё не указывает на обязательность наличия молитвы, ибо бывает такое, что человек совершает омовение, но не совершает после него молитву.

Таков смысл вышеприведенного определения.

А столп деяния (рукн) – это то, из чего состоит это деяние. Например, молитва состоит из определенных слов и действий. И вот эти вещи, из которых образуется этот вид поклонения, называют столпами этого поклонения. Что же касается условий деяния, то они, как правило, не являются составными частями самого поклонения, а находятся вне деяния.

Поэтому, ученые разногласят относительно намерения (ният). Ханбалиты [Последователи имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах] посчитали намерение условием молитвы, а шафи’иты [Последователи имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и, да помилует его Аллах] столпом молитвы. Ханбалиты аргументировали следующим: намерение (ният) не является составляющей частью молитвы, а находится вне молитвы, ибо человек сначала намеревается совершить молитву, а только затем вступает в неё. То же самое касается и омовения. Но с другой стороны, чтобы молитва была действительной, человек должен придерживаться правильного намерения до самого конца этой молитвы, и поэтому намерение с этой стороны может считаться столпом (рукном).

Но подобное разногласие обладателей знания является несущественным и всего лишь теоретическим, ибо все ученые говорят, что правильное намерение непременно должно присутствовать в любом праведном деянии. В хадисе сказано: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям». [аль-Бухари, 1; Муслим, 1907]. Однако, кто-то из них называет намерение условием деяния, а кто-то из них называет его столпом деяния, и такое разногласие не вредит.

А автор книги, да помилует его Аллах, перечислил девять условий (шартов) молитвы, а затем начал разъяснять каждый из этих столпов более подробно.

Условия молитвы.

Ислам.

Сказал автор книги: «1-ое условие молитвы: Ислам, а Ислам – это то, что противоположно неверию (куфру). Все деяния неверующего будут отвергнуты, а доказательством являются слова Всевышнего: ″Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне″ [Сура ат-Тауба, аят 17]. А также слова Всевышнего: ″Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах″ [Сура аль-Фуркан, аят 23]».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Все деяния неверующего будут отвергнуты. Ислам является условием действительности молитвы. Иначе говоря, если у человека нет Ислама, то у него нет и молитвы. И вообще, ни одно деяние неверующего не является действительным и не будет принято Аллахом. Ислам является условием действительности всех праведных деяний. А доказательством являются слова Всевышнего: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне».А также слова Всевышнего: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах». «…и обратим их в развеянный прах…»― иначе говоря, они не получат никакой награды за совершённые ими деяния.

 

 

Наличие разума

Сказал автор книги: «2-ое условие молитвы: наличие разума, а наличие разума – это то, что противоположно сумасшествию. Что же касается сумасшедшего человека, то перо от него поднято до тех пор, пока он не придёт в себя. А доказательством является хадис, в котором сказано: ″Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; от сумасшедшего, пока его разум не вернется к нему; и от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия″. [Ахмад, 1/104; Абу Дауд, 4398, 4402; ан-Насаи, 3432; Ибн Маджах, 2041. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 3514]».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Деяния сумасшедшего не являются действительными. Недействительны его молитва и все другие деяния.

«Перо поднято от троих…»― то есть: им не записываются ни скверные, ни благие поступки.

В частности, на сумасшедшего не возложено совершение праведных деяний, ибо у него нет разума. Разум – это свет, который Аллах Всевышний помещает в сердца рабов. Благодаря разуму рабы Аллаха отличают благое от скверного.

То же самое касается и спящего человека, ибо он также имеет оправдание. Поэтому, сон – это одна из уважительных причин пропуска молитвы. Если человек проспал молитву, то он совершает её после того, как проснётся. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто забыл совершить молитву или проспал её, тот пусть совершит её сразу как вспомнит (или проснётся)». [Муслим, 684].

Если человек был занят чем-то и забыл совершить молитву, то он должен поскорее её совершить тогда, когда вспомнит о ней. То же самое касается и того, кто проспал молитву: он должен поспешить совершить её сразу, как проснётся. Например, человек проспал обеденную молитву (зухр). Он не должен говорить: «Уже наступило время послеобеденной молитвы (’аср) и я совершу сначала её». Даже если он пришел в мечеть и увидел имама, совершающего уже послеобеденную молитву (’аср), то все равно он должен встать за этим имамом, но совершать свою обеденную молитву (зухр). Затем, после этой молитвы, он должен совершить послеобеденную молитву (’аср) либо в одиночестве, либо присоединившись к какой-нибудь группе молящихся, которая опоздала и не успела совершить молитву за имамом. Он обязан начинать с первой молитвы (то есть: с обеденной), так как молитвы должны идти по порядку.

 

Взросление (тамйиз)

Сказал автор книги: «3-ье условие молитвы: взросление, а взросление – это то, что противоположно детству. Это взросление наступает в семь лет, после чего детям начинают повелевать совершать молитву. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Приказывайте своим детям совершать молитву, начиная с семи лет, бейте их (за оставление молитвы), начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно″ [Абу Дауд, 494-495. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 247, 298]».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Ребенок, который не достиг семилетия, не соображает, поэтому нам велено приказывать своим детям совершать молитву, когда они достигнут семи лет.

Это – исламская норма, которой необходимо держаться. Нужно приказывать детям совершать молитву, начиная с семи лет. Это не означает, что мы говорим им: «Молитесь», и на этом всё. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что нужно приказывать детям совершать молитву, а это означает, что мы должны научить их совершать её правильно. Если ты скажешь ребенку, который играет: «Иди в мечеть и молись», и не станешь учить его, как совершать омовение и молитву, то это не снимет с тебя ответственности. Ответственность спадёт с тебя только тогда, когда ты научишь его совершать омовение и молитву, а затем скажешь: «Иди и помолись».

Многие люди совершают ошибку, когда берут семилетнего ребенка или ребенка еще меньшего возраста в мечеть, а этот ребенок не умеет совершать ни омовение, ни молитву. Затем они ставят этого ребенка в ряд молящихся, и этот ряд уже считается разорванным. Ведь, этот ребенок стоит в ряду, но не совершает молитву. В такой ситуации уместны слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Того, кто соединит ряд, соединит (вознаградит) Аллах, а с тем, кто разорвет ряд, порвет Великий и Всемогущий Аллах». [Ахмад, 2/97; Абу Дауд, 666. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 1187].

Ты берёшь ребенка, который не соображает в вопросах молитвы, и ставишь его в первом ряду рядом с собой и позади имама. Люди, видя это, молчат из учтивости, хотя этот ребенок не совершает молитву. Может быть, что у этого ребенка даже нет омовения, так как ты привёл его в мечеть, не научив предварительно совершать омовение и молитву. Это – ошибочное действие! Находясь дома, ты обязан научить ребёнка совершать омовение и молитву. Затем научи его тому, где он должен стоять в коллективной молитве. Ребенок не должен становиться в первом ряду. Он должен стоять там, где стоят дети. Если молящиеся, например, совершают коллективную молитву в два ряда, то дети должны стоять во втором ряду. Именно так научил нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и мы должны придерживаться этой нормы.

Если ребёнок достигает десяти лет, и ты видишь с его стороны невыполнение приказов и возмущение, то необходимо побить его, чтобы это было воспитанием и устрашением для него, дабы впредь он не оставлял молитву.

В этом же возрасте необходимо сделать так, что дети спали отдельно. Каждый ребенок должен спать отдельно. Таковы нормы Ислама!

 

4. Устранение осквернения*.

*[С этого момента начнется разъяснение всего того, что связано с совершением омовения, и только после разъяснения этих вопросов автор продолжит разъяснять оставшиеся условия намаза].

(Условия омовения).

Сказал автор книги: «4-ое условие молитвы: устранение осквернения, а устранение осквернения – это то, что известно как малое омовение. Совершение малого омовения становится обязательным после наступления осквернения.

У малого омовения десять условий:

·Ислам;

·Наличие разума;

·Взросление;

·Правильное намерение;

·Намерение не прерывать процесс омовения до тех пор, пока не доведешь его до конца;

·Прекращение справления нужды;

·Подмывание водой или подтирание камнями после справления большой нужды;

·Чистота используемой воды;

·Дозволенность используемой воды;

·Удаление того, что мешает воде достичь кожи.

Закрытие ’аурата.

Сказал автор книги: «Обладатели знания единогласны в том, что недействительна молитва того, кто молился голым, имея возможность облачиться в одежды.

’Аурат* мужчины – это всё, что находится между пупком и коленями. Такой же ’аурат и у рабыни. Что же касается свободной женщины, то все её тело, кроме лица, является ’ауратом.

*[’Аурат - общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин это всё, что находится ниже пупка и выше колен. Это касается и женщин, если среди них нет мужчин. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины, кроме кистей рук и лица, представляет собой 'аурат, иначе говоря, посторонним мужчинам смотреть на него нельзя].

А доказательством являются слова Всевышнего: ″О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети″[Сура аль-А’раф, аят 31].«…при каждой мечети…» — то есть: перед каждой молитвой».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

«’Аурат мужчины – это всё, что находится между пупком и коленями…»― а пупок и колени входят в границы ’аурата или нет?! Конечно, более безопасно закрывать пупок и колени, чтобы избежать ошибки, даже если кто-то придерживается мнения о том, что пупок и колени не являются ’ауратом.

’Аурат рабыни такой же, как ’аурат мужчины*.

*[Это мнение является слабым. ’Аурат рабыни во время молитвы подобен ’аурату свободной женщины. Исключением является лишь то, что рабыня в отличие от свободной женщины может совершать намаз с непокрытой головой и шеей. А вне молитвы ’аурат рабыни подобен ’аурату свободной женщины перед своими родственниками].

Что же касается свободной женщины, то все её тело, кроме лица, является ’ауратом, по мнению автора книги. Но правильнее сказать, что ’аурат – это всё её тело, кроме кистей рук и лица. Женщина не обязана прикрывать лицо и кисти рук во время молитвы, если только нет опасности, что её может увидеть посторонний мужчина. Если же есть такое опасение, то она обязана скрывать лицо.

Между учеными существует разногласие: лицо женщины является ’ауратом или нет? Женщина обязана закрывать лицо, и нет разницы, считает ли она его ’ауратом или нет. Она обязана закрывать лицо, ибо лицо – это искушение для постороннего мужчины. Поэтому, закрывать лицо обязательно, даже если она не считает своё лицо ’ауратом.

А доказательством являются слова Всевышнего: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».[Сура аль-А’раф, аят 31].

«…при каждой мечети…» — то есть: перед каждой молитвой, так как мечеть – это место молитвы.

«Облекайтесь в свои украшения…» — то есть: скрывайте свой ’аурат.

 

 

Правильное намерение.

Сказал автор книги: «Место намерения в сердце, а произношение его вслух является нововведением (бид’а). А доводом является хадис, в котором сказано: ″Поистине, дела только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)″ [аль-Бухари, 1; Муслим, 1907]».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Мы уже говорили о том, что некоторые обладатели знания считают намерение столпом (рукном) молитвы. Почему же другие упоминают намерение среди условий (шартов) молитвы?! Мы называем намерением условием (шартом), так как намерение совершается раньше самой молитвы. Ведь, условиями (шурутами) молитвы считается то, что находится вне молитвы. Но с другой стороны человек должен придерживаться правильного намерения на протяжении всей молитвы, поэтому его можно назвать так же и столпом (рукном) молитвы. Это – словесное разногласие.

Место намерения в сердце, а произношение его вслух является нововведением (бид’а). Что касается учёных шафи’итского мазхаба, то они считают произношение намерения вслух желательным действием. Поздние шафи’иты говорят, что нужно произносить намерение вслух, так как язык таким образом помогает сердцу придерживаться хорошего намерения. Но где доказательство на эти слова?!

Выдающийся учёный ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах и да воздаст ему наилучшим воздаянием, обратил наше внимание на такой момент, который мы прежде не знали. Он упомянул слова аш-Шафи’и, который сказал: «Поистине, молитва непохожа на пост. Поистине, молитва начинается с поминания Аллаха». [См. «Зад уль-Ма‛ад», 1/201]. Учёные шафи’итского мазхаба неправильно поняли эти слова имама аш-Шафи’и. Они подумали, что имам аш-Шафи’и имел в виду, что молящийся должен сказать: «Я намереваюсь совершить послеобеденную молитву в четыре рака’ата, обратившись в сторону Каабы и следуя за таким-то имамом». Шафи’иты начинают так каждую молитву. Выдающийся учёный ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, указал на то, что имам аш-Шафи’и под поминанием Аллаха имел в виду вступительный ″такбир″ [То есть: слова «Аллаху Акбар» (Аллах Велик), которые нужно произнести в самом начале молитвы]. Что же касается поста, то он непохож на молитву, ведь, в нём не бывает вступительного ″такбира″. Ты имеешь намерение поститься, ложишься спать, а утром встаешь, не кушая и не утоляя жажду. Разве нужно что-то произносить языком, чтобы начать поститься?!

Что же касается молитвы, то ты приступаешь к её совершению, произнося слова поминания Аллаха языком. Приступая к молитве, ты говоришь: «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). Поэтому, учёные, относящие себя к имаму аш-Шафи’и, неправильно поняли его слова.

Искатель знания, изучив этот вопрос, не должен произносить намерение вслух перед молитвами. Если он направился в сторону Каабы, то должен приступать к молитве, произнося слова «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).

Посмотри же на разницу: некоторые назвали произнесение намерения вслух нововведением (бид’а), а некоторые – желательным действием (сунной). Это – большая разница! Человек, называющий это действие нововведением, считает, что оно не установлено в шари’ате. Нововведение – это деяние, которое не узаконено шари’атом, а желательное действие (сунна) – это узаконенное шари’атом деяние. Узаконено ли шари’атом произнесение намерения вслух?! Нет, не узаконено, о чём знают искатели знания.

А доводом является хадис, в котором сказано: ″Поистине, дела только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)″.

Это – великий хадис! Обладатели знания разногласят: является намерение столпом (рукном) молитвы или условием (шартом) молитвы?! Мы уже объясняли оба мнения, имеющиеся в этом вопросе, и указали на то, что это всего лишь словесное разногласие. Все ученые единогласны в том, что намерение непременно должно присутствовать, несмотря на то, что некоторые называют его столпом молитвы, а некоторые – условием.

Учёные по фикху говорят, что намерение (ният) – это стремление к совершению деяния. Посредством этого намерения, человек определяет то, какое именно деяние он будет совершать. Например, человек посредством намерения разделяет между обязательными и желательными видами поклонениями. Например, человек посредством намерения понимает, совершает он сейчас обеденную (зухр) молитву или совершает послеобеденную (’аср) молитву*.

*[Сказал шейх ас-Са’ади, да помилует его Аллах, в другой книге: «Говоря о намерении совершить то или иное действие, следует помнить, что каждый из видов очищения, равно как и молитва, закят, пост, хадж и любые иные виды поклонения, будет правильным лишь в том случае, когда действия совершаются с определённой целью и намерением, а совершающий их намеревается заняться именно этим видом поклонения. Один и то же вид поклонения, в свою очередь, может включать в себя различные его роды и виды. Так, например, молитва бывает либо обязательной, либо добровольной молитвой определённого рода (например, уитр), либо добровольной молитвой вообще (например, человек просто решил помолиться). Если речь идёт о добровольной молитве вообще, то достаточно будет просто вознамериться совершить молитву. Но если дело касается определённой обязательной или добровольной молитвы, например витра или добровольной молитвы, совершаемой до или после молитвы обязательной по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, наряду с намерением совершить молитву как таковую, обязательно нужно иметь и намерение совершить именно эту молитву. То же самое относится и ко всем иным видам поклонения. Кроме того, необходимо делать различия между совершением различных видов поклонения и обычными действиями. Так, например, человек может купаться для того, чтобы смыть с себя грязь, или освежиться, или для того, чтобы очиститься после большого осквернения или может искупаться после обмывания покойного, или для пятничной молитвы. Во всех этих случаях при совершении омовения всегда нужно придерживаться намерения очиститься от осквернения или же совершить желательное полное омовение (например, для пятничной молитвы), иначе это будет просто купанием. Также, например, человек может отдать свои деньги для закята, или же в качестве штрафа, или же в качестве выполнения обета (назра), или же в качестве добровольной милостыни, или же может просто подарить их кому-то. И здесь все зависит от намерения человека». См. «Радость сердец благочестивых» (на русском языке), стр. 14-15].

Ученые, занимающиеся вероубеждением, говорят, что намерение (ният) – это искренность перед Аллахом. Иначе говоря, правильное намерение – это желание достичь Лика Аллаха и стремление к Его довольству*.

*[Сказал шейх ас-Са’ади, да помилует его Аллах, в другой книге: «Таким образом, во всех своих делах рабу Аллаха следует придерживаться только одного намерения, которое должно состоять в том, чтобы совершать их ради Аллаха, стремясь приблизиться к Нему, добиваясь Его награды и надеясь на неё и испытывая страх перед Его наказанием. Каждому необходимо придерживаться такого намерения во всех своих словах и делах и при всех обстоятельствах, стараясь не отступать от искренности и совершенствовать её, отметая всё то, что ей противоречит, например всё показное, или стремление к приобретению доброй славы, или желание заслужить похвалы людей и их уважение. Если же нечто подобное всё же имеет место, то рабу не следует делать это своей целью и пределом своих желаний, ибо основная цель должна состоять в том, чтобы совершать любые дела только ради Аллаха и стремиться к получению Его награды, не обращая внимания на людей и не надеясь на получение от них каких-либо выгод или на восхваления с их стороны. Если же нечто подобное всё же случается помимо воли раба, то это не повредит ему, поскольку вышеупомянутое может быть радостной вестью, полученной им уже в этом мире». См. «Радость сердец благочестивых» (на русском языке), стр. 16].

Автор привел в качестве довода хадис, в котором сказано: ″Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)″.

Некоторые обладатели знания сказали, что этот хадис относится к тридцати разделам религиозных вопросов. Имам аш-Шафи’и даже сказал: «Этот хадис относится к шестидесяти разделам религиозных вопросов». Некоторые учёные сказали, что этот хадис представляет собой треть знания. Разъясняя эти слова, имам аз-Захаби сказал, что раб Аллаха либо произносит слова, либо имеет намерение в сердце, либо совершает деяния органами. Следовательно, правильное намерение в сердце – это треть знания. Но с другой стороны, можно сказать, что слова и дела также нуждаются в правильном намерении. Иногда намерение может быть само по себе праведным деянием, исходя из хадиса, в котором сказано: «Намерение раба – это лучшее из его деяний»*.

*[Хадис слабый. См. «Сильсиля ад-Да’ифа», 2216, 6045. Однако сообщается от Абу-ль-‘Аббаса ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), передававший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “Если (человек) решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело». аль-Бухари, 6491; Муслим, 131.

Как мы видим, иногда, просто намерение может быть благим деянием, даже если человек после намерения ничего не совершил].

А иногда бывает так, что человек совершает деяние, но не придерживается искренности, и его деяние является недействительным. Иногда человек произносит много слов, много читает, но не придерживается искренности. Его чтение и поминание Аллаха будут недействительными и не имеющими награды. А бывает так, что намерение само по себе является благим деянием, хотя ты ничего не делал и не говорил. Например, человек твердо решился раздать в качестве милостыни определенную долю своего имущества, но у него не получилось этого сделать [Например, у него украли эти деньги]. Иначе говоря, человек твердо решился совершить праведное деяние, но не совершил его, так как что-то ему помешало. В таком случае он получает награду за благое намерение. Если человек решит совершить доброе дело, но не совершит его, то ему все равно запишется награда, хотя он ничего не делал и не говорил.

″Поистине, дела только по намерениям…″ — то есть: поистине, действительность деяния зависит от намерения. Если человек придерживается благого намерения и совершает праведное деяние, то его деяние считается действительным. Если же человек совершает благое деяние, но имеет дурное намерение, то его деяние считается недействительным. Это – великий и благословенный хадис, и поэтому многие учёные начинали свои труды именно с упоминания этого хадиса.

* * * * * * * * *

Столпы (рукны) молитвы.

[С этого момента автор книги, да помилует его Аллах, начинает разъяснять столпы молитвы, и разговор об условиях молитвы уже завершён].

Сказал автор книги: «Столпов (рукнов) молитвы четырнадцать:

Стояние (къиям), если есть возможность;

Вступительный ″такбир″;

Чтение суры ″аль-Фатиха″;

Поясной поклон (руку’);

Выпрямление после совершения поясного поклона;

Земной поклон на семь частей тела;

Выпрямление после совершения земного поклона;

Сидение между двумя земными поклонами;

Спокойное совершение всех действий;

Совершение всех действий в установленном порядке;

Чтение ″ташаххуда″ (ат-тахията) в последнем рака’ате;

Сидение для чтения ″ташаххуда″;

Призвание благословения на пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Произнесение двух ″таслимов″.

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

«Стояние (къиям), если есть возможность…»― что же касается того, кто не может стоять, то ему следует совершать молитву так, как он может. Если может – то сидя, если нет – то лежа. Если же человек парализован, то он должен совершать все действия молитвы сердцем. Молитва не становится необязательной даже для парализованного человека.

Молитва имеет такое высокое положение в Исламе, что её нужно совершать даже во время боевых сражений при сильном страхе. Как же после этого человек оставляет молитву, а затем называет себя мусульманином?! Обрати на это внимание!

«Вступительный ″такбир″*…»― это ключ к молитве. Посредством произнесения этого ″такбира″ человек приступает к совершению молитвы.

*[То есть: произнесение слов «Аллаху акбар» в начале молитвы человеком, совершающим молитву].

«Чтение суры ″аль-Фатиха″…»― её обязаны читать все (то есть и имам, и те, кто молится за ним, и тот, кто молится отдельно) во всех без исключения молитвах (по более правильному мнению).

Тот, кто молится за имамом, сначала слушает, как этот имам читает суру ″аль-Фатиха″. И это, по более правильному мнению среди обладателей знания, не снимает с него обязанности чтения суры ″аль-Фатиха″. В этом вопросе есть разногласие.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Открывающую Книгу [То есть: суру ″аль-Фатиха″]». [аль-Бухари, 756; Муслим, 394]. Этот хадис охватывает и имама, и того, кто молится за ним, и того, кто молится отдельно.

Более правильно, что человек, молящийся за имамом, должен слушать чтение суры ″аль-Фатиха″ имамом, и поступить следующим образом:

·Либо прочитать суру ″аль-Фатиха″ сразу вслед за имамом*;

·Либо прочитать суру ″аль-Фатиха″ тогда, когда имам молчит после того, как сам прочитал эту суру.

·Либо прочитать суру ″аль-Фатиха″ тогда, когда имам читает уже следующую суру.

*[Например: имам читает «аль-Хамду ли Лляхи рабби-ль-’алямин», и тот, кто молится за ним сразу же после имама читает «аль-Хамду ли Лляхи рабби-ль-’алямин», и так до конца суры].

 

Следовательно, нет указания на определенные временные рамки, в течение которых человек, молящийся за имамом, должен прочитать суру ″аль-Фатиха″. Но суть в том, что он непременно обязан её прочитать. Если человек не прочитал суру ″аль-Фатиха″, то его молитва недействительна. Суру ″аль-Фатиха″ обязан читать и имам, и тот, кто молится за ним (по более правильному мнению), и тот, кто молится отдельно.

Самым сильным доказательством относительно этого является следующий хадис. Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: — Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху – Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил». [Муслим, 395].

«Я поделил молитву между Собой и Своим рабом…» — под ”молитвой” здесь имеется в виду сура ″аль-Фатиха″. Аллах Всевышний назвал эту суру молитвой. Поэтому, у того, кто не прочитал ″аль-Фатиху″, нет молитвы.

Поэтому, если имам прочитал суру ″аль-Фатиха″, молящийся за ним человек не должен оставлять её чтение из-за того, что он узнал иное мнение какого-либо мазхаба. Ведь, у него есть много достоверных хадисов на эту тему. Ему запрещено отказываться от этих хадисов, заявляя, что он следует за таким-то мазхабом, а в этом мазхабе говорится, что молящийся за имамом человек не должен читать суру ″аль-Фатиха″. Это – нездоровая позиция!

Имам Медины Малик, да помилует его Аллах, который был одним из крупнейших преподавателей в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в эпоху последователей таби’инов [это последователи сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствуе], говорил своим соратникам: «Слова любого человека могут быть приняты и отвергнуты, кроме обитателя этой могилы *, указывая на могилу пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

*[Это известное высказывание относят к имаму Малику, о чем известно ученым из поздних поколений (мусульман). Ибн Абд аль-Хади назвал его достоверным в ''Иршад ас-Салик'' (227/1), Ибн 'Абд аль-Барр в ''Джами' Байан аль-'Ильм ва Фадлих'' (2/91) и Ибн Хазм в ''Усуль аль-Ахкам'' (6/145, 179), который передал это высказывание от аль-Хакама ибн Утайбы и Муджахида. Таки ад-Дин ас-Субки привел это выражение, восхищенный его красотой, в ''Аль-Фатава'' (1/148) от Ибн ‘Аббаса, а затем сказал: «Эти слова сначала передавались от Ибн ‘Аббаса и Муджахида, затем Малик (да будет доволен им Всевышний Аллах) позаимствовал эти слова от них, став известным благодаря им»].

Поэтому мусульманину, а особенно искателю знаний, не следует, узнав хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заявлять, что этот хадис противоречит его мазхабу. Иногда человек оставляет хадис, заявляя, что следует мазхабу, хотя следование мазхабу не является обязательным (уаджиб) в религии. В мире нет такого творения, за которым было бы обязательно следовать, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Такого творения больше нет!

Автор книги ″Джаухарат ат-Таухид″ [Одна из известных книг аш’аритов] сказал: «Обязательно слепо следовать за самым знающих из учёных». Это – ложные слова! Человек не обязан слепо следовать ни за каким из четырех мазхабов. Это не обязательно, а даже запрещено!

Обязанность (вуджуб) устанавливается только шари’атом, иначе говоря, только Книгой Аллаха и сунной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Кто заявляет об обязательности какой-либо вещи, тот должен привести своё доказательство. Например, почему человек должен следовать именно за имамом Маликом, когда в его время было еще трое из числа великих ученых?! Имам ибн Теймия сказал: «Четверо великих ученых в эпоху последователей таби’инов: Имам Малик в Хиджазе [название горной цепи, которая тянется вдоль поб



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.065 с.)