Ый столп молитвы: стояние, если есть возможность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ый столп молитвы: стояние, если есть возможность.



Сказал автор книги: «А доказательством являются слова Всевышнего: ″Оберегайте молитвы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно″ [Сура аль-Бакара, аят 238] ».

 

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Аллах Всевышний сказал: «И стойте перед Аллахом смиренно».

«…смиренно…» ― этот отрывок аята использовали в качестве довода те ученые, которые считают, что смирение (хушу’) должно обязательно присутствовать в молитве. Смирение (хушу’) – это дух молитвы! Смирение (хушу’) – это один из важнейших моментов молитвы! Молитва, в которой нет смирения, является мертвой!

К тому, что нарушает смирение, относятся многочисленные лишние движения в молитве. Есть разница между лишними движениями в молитве, и между движениями, которые приносят пользу этой молитве. Среди людей есть такие, кто проявляет строгость в вопросе движения во время молитвы. Приступая к молитве, они становятся деревянными [Иначе говоря, не двигаются]. Бывает так, что слева или справа от молящегося пустота, а он не двигается, чтобы ряд стал плотным, даже если ты тянешь его к себе. Он не двигается, как будто бы его ноги вонзились в землю. Если ты пытаешься подвинуть его вперед или оттолкнуть назад, он стоит подобно окаменевшему. Это – ошибка и чрезмерность!

Но среди людей есть и такие, кто много движется в молитве. Например, человек выдвигает одну ногу вперёд, другую – отодвигает назад, поднимает одну ногу, стоя на другой, затем опускает эту ногу, поднимая другую. Слишком много лишних движений! Такие лишние движения делают молитву недействительной.

Необходимо придерживаться середины: следует совершать только те движения, которые направлены на исправление молитвы. Например, если слева от тебя пустое место, то закрой его, или сделай так, чтобы сосед закрыл его. Нельзя оставлять пустые места в рядах молящихся. Если перед тобой пустое место в следующем ряду, то подвинься вперёд, чтобы закрыть его. Все эти движения идут на пользу молитве. Например, если ряд кривой – надо его выпрямить. Эти движения не вредят молитве. Что же касается бесполезных движений, то они нарушают молитву.

 

 

2-ой столп молитвы: вступительный ″такбир″.

Сказал автор книги: «А доказательством является хадис, в котором сказано: ″Началом молитвы является такбир, а окончанием - таслим″. [Абу Дауд, 618; ат-Тирмизи, 3; ибн Маджах, 275; Ахмад, 1/123, 129. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 301]. А после этого желательно прочитать ″аль-истифтах″: ″Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно Имя Твое, превыше всего величие Твоё, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!″ (Субхана-кя, Аллахумма, ва бихамди-кя, ва табаракя-сму-кя ва та'аля джадду-кя ва ля иляха гару-кя). [ат-Тирмизи, 242; ибн Маджах, 806, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 341] ».

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Большинство обладателей знания считают, что выход из молитвы осуществляется только посредством произнесения ″таслима″*.

*[ «Таслим» - это завершающий обязательный элемент (рукн) молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося слова «Ас-саляму 'алей-кум ва рахмату Ллах»«Мир вам и милость Аллаха». Согласно сунне, эти же слова следует произнести, повернувшись налево].

Здесь нет ничего, что заменяло бы ″таслим″. В некоторых книгах поздних учёных сказано, что человек имеет право выйти из молитвы любым способом. Например, он может просто нарушить своё омовение, тем самым выйти из молитвы. Эти слова неправильны!

Автор книги, да помилует его Аллах, указал на то, что произнесение мольбы ″аль-истифтах″* является желательным.

*[Мольба «аль-истифтах» - это мольба, которую желательно произносить перед чтением суры «аль-Фатиха» в молитве].

Это не является ни столпом молитвы, ни условием её действительности. Произнесение этой мольбы желательно.

Автор книги, да помилует его Аллах, выбрал одну мольбу из множества мольб, произнесение которых узаконено в начале молитвы. Он выбрал мольбу, которая является самой краткой, но при этом всеобъемлющей, так как именно эта мольба включает в себя и восхваление Аллаха, и указание на Его величие и славу.

Выдающийся учёный ибн уль-Каййим в книге «Зад уль-Ма’ад» перечислил некоторое количество мольб, произнесение которых узаконено в начале молитвы*. Но автор книги предпочел именно эту краткую мольбу над всеми остальными. Эта краткая мольба содержит в себе восхваление Аллаха, указание на Его величие и славу.

*[Среди таких мольб, например, следующие: Аллахумма, ба'ид байни ва байна хатайайа кя-ма ба'адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайайа кя-ма йунакка-с-саубу-ль-абйаду мин ад-данаси, Аллахумма, гсиль-ни мин хатайайа би- ль-ма'и, ва с-сальджи, ва-ль-барад.

1. «О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада. О Аллах, очисть меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи. О Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом».

А также: Ваджжахту ваджхийа ли-ллязи фатара-с-самавати ва-ль-арда ханифан, муслиман, ва ма ана мин-аль-мушрикин. Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа ва мамати ли-Лляхи Рабби-ль-'Алямин, ля шарикя ля-ху, ва би заликя умирту ва ана аввалюль муслимин. Аллахумма, Анта-ль-Малику, ля иляха илля Анта, субхана-кя ва бихамди-кя. Анта рабби ва ана 'абду-кя. Залямту нафси ва-'тарафту би-занби, фа-гфир ли занби джами'ан, инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, ва-хдини ли-ахсани-ль-ахляки, ля йахди-ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф 'ан-ни сайиа-ха ля йасрифу 'ан-ни сайиа-ха илля Анта. Ляббай-кя ва са'дай-кя, ва-ль хайру куллю-ху фи-йадай-кя, ва шарру ляйса иляй-кя, валь махдиййу ман хадайта, ана би-кя ва иляй-кя ля манджа ва ля мальджа'а мин-кя илля иляй-кя, табаракта ва та'аляйта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.

2. «Я обратил свое лицо к Тому, кто создал небеса и землю, будучи ханифом, мусульманином и не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва, мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это мне было велено, и я – первый из числа мусульман. О Аллах,! Ты – Царь, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя безупречен Ты и хвала Тебе, Ты – Господь мой, а я – раб Твой. Я сам себя обидел и признал свой грех, так прости же все мои грехи, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя. Укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не направит к ним, и лиши меня дурных качеств, ибо никто не избавит меня от них, кроме Тебя! Вот я перед Тобой и счастлив служить Тебе; Всё благо в Руке Твоей, а зло - не от Тебя; и идет по истинному пути тот, кого Ты направил; все, что я делаю, делается благодаря Тебе, и к Тебе я вернусь, нет спасения и нет убежища от Тебя, кроме обращения к Тебе, Ты – Всеблагой и Всевышний, и я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние!».

Аллахумма, Рабба Джибраиля ва Микаиля ва Исрафиля, Фатира-с-самавати ва-ль-арди, 'Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Анта тахкуму байна 'ибади-кя фи-ма кя-ну фи-хи йахталифун. Ихди-ни ли-ма-хтулифа фи-хи мин-аль-хакки би-изни-кя, инна-кя тахди ман таша'у иля сыратин мустакым.

3. «О Аллах, Господь Джибраила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное. Ты рассудишь рабов Своих в том, в чем они расходились между собой. Приведи меня с соизволения Своего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведешь Ты к Прямому Пути, кого пожелаешь» ].

 

«Пречист Ты, о Аллах…» — то есть: я очищаю Тебя, о Господь, так, как подобает Твоему величию, в соответствии с указаниями Корана и Сунны.

Относительно очищения Аллаха от недостатков люди разделились на разные группы. Например, джахмиты 1 и му’тазилиты 2 стремясь очистить Аллаха от недостатков, начали отрицать все Его атрибуты (сыфаты). Они считали, что утверждение атрибутов Аллаха приводит к Его уподоблению творениям. Точно так же аш’ариты 3 и матуридиты 4 стали отрицать некоторые атрибуты Аллаха. Они не стали отрицать все атрибуты Аллаха, как это делали джахмиты и му’тазилиты. Однако они посчитали, что аяты и хадисы нужно понимать в переносном смысле, а не в прямом. В результате они стали истолковывать шари’атские тексты в переносном смысле, желая очистить Аллаха от недостатков.

1 [Джахмиты – это последователи Джахма ибн Сафуана ас-Самарканди, который был заблудшим нововведенцем. Он посеял ростки великого зла. Его убили в 128 г.х. Джахмиты были первым течением, отрицавшим имена и атрибуты Аллаха Всевышнего].

2 [Му’тазилиты – это одна из заблудших групп, убеждения которой противоречат убеждениям приверженцев сунны. Главой этой группы был Уасыль ибн ’Ата, который некоторое время посещал уроки Хасана аль-Басри. Затем он начал говорить, что человек, совершающий большие грехи, не является ни верующим, ни неверующим. Тогда Хасан аль-Басри прогнал его из своих собраний. Позже к Уасылю присоединился ’Амр ибн ’Убейд и они оба отделились от тех, кто учился у Хасана аль-Басри, поэтому их назвали ″му’тазилитами″ (отделившимися)].

3 [Аш’ариты – это те, кто относят себя к Абу-ль-Хасану, ’Али ибн Исма’илю ибн Исхакъу ибн Салиму аль-Аш’ари. Он родился в 260 г.х. Воспитывался и рос на убеждениях му’тазилитов, а затем публично отрекся от их идеологии, перейдя на убеждения ибн Кулляба. В конце жизни вернулся к убеждениям приверженцев сунны и приписывал себя к имаму Ахмаду. Вернувшись к убеждениям приверженцев сунны, он написал следующие книги: «аль-Ибана», «аль-Муджаз», и так далее. Умер в Багдаде в 324 г.х. Имам аз-Захаби сказал: «Некоторые говорят, что он прожил до 330 г.х.»].

4 [Матуридиты – это те, кто относит себя к Абу Мансуру аль-Матуриди. Заблудшее течение, похожее по своим убеждениям на аш’аритов].

 

В результате мы видим, как все люди, отрицающие или искажающие атрибуты Аллаха, неправильно понимают вопрос очищения Аллаха от недостатков. Например, люди, отрицающие атрибуты Аллаха, не желали оскорбить Аллаха, наоборот, они считали, что очищают Его от недостатков. Но где же их очищение Аллаха от недостатков?! Они заблудились в этом вопросе, так как стали искать прямой путь не в Книге Аллаха. Человек, ищущий прямой путь не в Книге Аллаха и не в сунне посланника, да благословит его Аллах и приветствует, непременно заблудится. Каждый, кто ищет прямой путь и истину не в том, с чем пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует, непременно заблудится. И это будет воздаянием за то, что он отвернулся от сунны посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Прямой путь и истина сосредоточены в том, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если мы желаем узнать, как правильно очищать Аллаха от недостатков, чтобы это очищение подобало Его величию, то нам следует прочитать слова Всевышнего: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». [Сура аш-Шура, аят 11].

Аллах Всевышний утверждает в отношении Себя атрибуты (сыфаты), но отрицает схожесть Его атрибутов с атрибутами творений. Именно таким должно быть очищение Аллаха от недостатков. Ты должен утверждать те совершенные атрибуты и прекрасные имена, которые Аллах утвердил в отношении Себя. А затем ты должен отрицать схожесть атрибутов Аллаха с атрибутами творений [Например, ты утверждаешь, что Аллах – Слышащий и Видящий, но отрицаешь, что Его слух и зрение подобны слуху и зрению человека. Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий и Видящий!]. Также ты должен утверждать те атрибуты Аллаха, которыми Его описал надежный посланник, да благословит его Аллах и приветствует. А затем ты должен отрицать схожесть атрибутов Аллаха с атрибутами творений. Именно так говорят приверженцы истины! Приверженцы истины призывают к очищению Аллаха от недостатков именно таким образом. Они поняли, как очищать Аллаха от недостатков, не прибегая при этом к отрицанию и искажению Его атрибутов. В то же время они не уподобляют и не сравнивают Его атрибуты с атрибутами творений.

Именно поэтому, в самом начале мы сказали: «Я очищаю Тебя, о Господь, так, как подобает Твоему величию, в соответствии с указаниями Корана и Сунны».

«…и хвала Тебе…» — это восхваление Аллаха. «…благословенно Имя Твое…» — то есть: благодать (баракат) достигается путём поминания имени Аллаха.

«…и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя…» — то есть: нет истинного божества ни на земле, ни на небесах, кроме Тебя, о Аллах!

Когда человек разъясняет свидетельство ″ля иляха илля Ллах″ (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), он непременно должен упоминать фразу ″…достойного поклонения…″, а иначе смысл свидетельства будет неправильным. Если ты скажешь: ″Нет божества, кроме Аллаха″, то это будет противоречить действительности, ибо божеств [Божеством (илях) называется тот, кому поклоняются] (объектов поклонения) много. Но истинным Богом, достойным поклонения, является только Аллах. Нет божества ни на земле, ни на небесах, достойного поклонения, кроме Аллаха. Всякий, кому поклоняются на небесах и на земле, кроме Аллаха, не заслуживает этого поклонения. Поклонение ему является ложным (недействительным). Например, некоторые поклоняются солнцу и луне, и это поклонение – ложное! Некоторые люди до сих пор поклоняются деревьям. Некоторые поклоняются камням, гробницам и куполам. Поклонение всем этим вещам является ложным (недействительным). Недействительно поклонение джиннам и могилам.

В арабском языке ″божеством″ называют всякую вещь, которой поклоняются. Поэтому божество может быть ложным, а может быть Истинным. Истинный Бог – это Аллах, Который сотворил небеса и землю.

 

3-ий столп молитвы: чтение суры ″аль-Фатиха″.

Сказал автор книги: «″Я прибегаю за защитой к Аллаху от побиваемого шайтана″ — то есть: я прибегаю за защитой и ищу убежища у Тебя, о Аллах, от побиваемого и прогоняемого шайтана, отдаленного от милости Аллаха. Он не повредит мне ни в моей религии, ни в моей мирской жизни. Чтение суры ″аль-Фатиха″ - это столп молитвы, который имеет место в каждом рака’ате. В хадисе сказано: ″Нет молитвы у того, кто не прочитал Открывающую Книгу″ [аль-Бухари, 756; Муслим, 394]. То есть: мать Корана.

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Автор книги, да помилует его Аллах, указал на то, что чтение суры ″аль-Фатиха″ - это столп молитвы. Чтение суры ″аль-Фатиха″ - это основа молитвы. Молитва не будет действительной, если эта сура не прочитана.

По более правильному мнению, суру ″аль-Фатиха″ необходимо читать даже тому, кто молится за имамом, даже если имам сам читает эту суру вслух. А в качестве доказательства он привел хадис, в котором сказано: ″Нет молитвы у того, кто не прочитал Открывающую Книгу*″.

*[Открывающая Книгу – это сура ″аль-Фатиха″].

Это касается и имама, и того, кто молится за имамом, и того, кто молится отдельно. Это касается всех молитв, совершаемых людьми.

Автор книги, да помилует его Аллах, утверждает это для людей, которые проявляют послабление относительно чтения этой суры в молитве. Также следует упомянуть хадис, который мы упоминали ранее. Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: — Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху – Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил». [Муслим, 395].

Эти два хадиса и другие, подобные им, указывают на то, что чтение суры ″аль-Фатиха″ - это столп молитвы, который обязателен для всех молящихся.

Автор книги, да помилует его Аллах, избавил нас от необходимости разъяснения слов ″я прибегаю за защитой к Аллаху от побиваемого шайтана″ и слов ″с именем Аллаха, Милостивого и Милосердного″. Также он избавил нас от необходимости разъяснения мольбы ″аль-истифтах″ и суры ″аль-Фатиха″. То, что уже разъяснено, не подлежит дополнительному разъяснению. Поэтому, мы оставим всё так, как разъяснил сам автор книги.

 

* * * * * * * * *

Толкование суры ″аль-Фатиха″.

Сказал автор книги: «″С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного″ — то есть: требуя Его благодати (бараката) и помощи (исти’ана)*.

*[Автор книги, да помилует его Аллах, начал разъяснять смысл суры «аль-Фатиха». Аллах Всевышний сказал в этой суре:

﴿ بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (1) الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2) الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ (4) إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ (5) اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ (6) صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ ﴾

″С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших″].

″…Вся хвала (хамд) Аллаху*…″ — ″аль-хамд″ - это все виды хвалы.

*[Это – слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа].

″…Господу миров*…″ — Господь – это Тот, Кому поклоняются. Он является Творцом, Подателем удела, Властелином, Который распоряжается в Бытие. Он взращивает все творения посредством Своих милостей**.

*[В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него].

**[Господь Всевышний – Тот, Который взрастил всех рабов Своими милостями, и дарует им средства к существованию. Он сотворил их после того, как их не существовало, в утробах их матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Аллах Всевышний сказал: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Таков Аллах, ваш Господь». (Сура аз-Зумар, аят 6)

Шейх ас-Са’ади сказал, разъясняя этот аят: «О люди! Когда вы находитесь в утробах своих матерей, вас не касается рука человека, и никто не в состоянии разглядеть вас в кромешной тьме. Вы меняете свое обличье и превращаетесь из одного творения в другое в тесных утробах своих матерей, где вас окружают три тьмы: тьма материнского живота, тьма женской матки и тьма плаценты. Таков Всевышний Аллах. Он сотворил небеса и землю, подчинил себе солнце и луну, создал вас из небытия и одарил вас скотом и многими другими благами. Он заботится о вас и управляет вами, и только Он заслуживает поклонения и обожествления. Он не нуждается в сотоварищах для того, чтобы создавать творения и заботиться о них, и не нуждается в сотоварищах для того, чтобы разделять с ними свое право на поклонение. Власть принадлежит только Ему. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Но до чего же люди совращены с истинного пути!»

Аллах Всевышний доводит до них пропитание даже тогда, когда они еще находятся в утробах своих матерей. Именно поэтому плод растет и увеличивается в размерах, находясь в утробе своей матери. Затем в плод вдувают душу, и ребенок начинает шевелиться и оживает, с дозволения Аллаха. Это то, как Аллах Всевышний взращивает плод в утробах матерей.

Когда же ребенок рождается, Аллах Всевышний продолжает растить его посредством Своих милостей, даруя ему здоровье и благоденствие, даруя его матери обильное молоко. Ребенок питается этим молоком до тех пор, пока не начинает есть пищу, уже не нуждаясь в молоке. Затем потихонечку увеличивается его разум, слух и зрение, и так постепенно ребенок становится совершеннолетним. Потом юноша продолжает расти и достигает сорока лет, то есть его физическая сила уже на самом высоком уровне.

Кто же кормит человека с момента его сотворения в утробе матери и до самой смерти?! Кто же дозволил для человека пищу и питье?! Кто же доводит эту пищу и питье до каждой человеческой клетки и мыщцы?! Кто же вызвал у человека аппетит, чтобы тот ел эту пищу и пил это питьё?! Кто же распределяет эту пищу и питье по человеческому телу и выводит из тела то, что вредит ему?! Кто делает всё это? Кто растит этого человека? Разве не Аллах?! Всё это делает Господь, Который взрастил меня и все миры Своими милостями.

Всё то, что есть на этой земле – будь то люди и животные, обитатели суши и моря, самые огромные творения и самые малые – все они питаются благодаря милости Аллаха и дарованному Им пропитанию. Аллах Всевышний сказал: «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом?» (Сура аль-Мульк, аят 21).

А также: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место гибели». (Сура Худ, аят 6).

А также: «Сколько есть живых существ, которые не запасаются своим пропитанием! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он - Слышащий, Знающий». (Сура аль-’Анкабут, аят 60).

Всеблагой и Всевышний Творец поведал о том, что Он один заботится о пропитании всех своих творений. Как сильные, так и беспомощные твари кормятся только благодаря заботе своего Господа. А сколько есть животных, которые лишены не только силы, но и разума! Они не запасаются пропитанием, зато всемилостивый Аллах непрестанно одаряет их земным уделом.

О люди! Наряду с этим Аллах обеспечивает пропитанием вас самих. Каждый из вас находится на попечении Господа, который сотворил все сущее, управляет судьбами своих творений и одаряет их всем необходимым. Среди Его прекрасных имен – Слышащий, Знающий. Поэтому ничто не происходит без ведома Аллаха, и ни одна живая тварь не помрет с голоду из-за того, что Всевышний Аллах забыл о ее существовании].

 

″…миров…″ — всё, кроме Аллаха, называется миром, а Он – Господь всех миров.

″…Милостивому…″ — милость Которого охватывает все творения.

″…Милосердному…″ — милосердие Которого касается только верующих. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Он милосерден к верующим″. [Сура аль-Ахзаб, аят 43].

″…Властелину Дня воздаяния*…″ — это день Воздаяния и Расчета. В этот День каждый получит воздаяние за свои деяния. Если его деяния были благими, то и воздаяние будет благим. А если его деяния были скверными, то и воздаяние будет скверным. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? Да, откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? В тот день ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху**″. [Сура аль-Инфитар, аяты 17-19].

А в хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Умён тот, кто требует у своей души отчёта и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, а слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха″. [ат-Тирмизи, 2459; ибн Маджах, 4260; Ахмад, 4/124. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’», 4305] ».

*[Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена].

**[В этих словах подчеркнуто величие этого грозного дня, который приведет в замешательство умы людей. Человек не станет помогать ни своей родственнице, ни пламенной возлюбленной, потому что будет озабочен только своей судьбой и не станет желать избавления от наказания кому-либо еще. Власть в тот день будет принадлежать Аллаху. Он один будет вершить суд над рабами и возместит всем угнетенным и обиженным все, чего их несправедливо лишили нечестивцы в этом мире. Аллаху же об этом ведомо лучше всех!]

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами, да помилует его Аллах:

Этот хадис является слабым (да’иф). Аз-Захаби указал на то, что среди передатчиков этого хадиса есть человек по имени Ибн Аби Марьям, а он является слабым передатчиком. Этот хадис является слабым со стороны цепочки передатчиков, но правильным со стороны смысла.

Поразмышляй над тем, кто является умным, разумным и смышлёным человеком. Это – человек, который подчинил свою душу велениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это – человек, который совершает деяния ради того, что будет после смерти. Поэтому смысл хадиса является правильным. Разумный и смышленый человек, которому дарована помощь Аллаха, подчиняет свою душу повелениям Корана и Сунны, и совершает деяния ради того, что будет после смерти. Мирская жизнь не отвлекает его от Последней обители.

А слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха. Он оставляет молитву, совершает грехи, оставляет то, что приказано в религии, и при этом надеется на Аллаха. Надеется, что Аллах поместит его в Высшие Сады Рая. Почему он так думает?! Он считает, что вера в сердце! Он считает, что ему не повредит оставление молитвы и совершение грехов. Это – проявление ″ирджа″*. Человек, имеющий такие убеждения, является мурджиитом [ Мурджиит – это последователь идеологии ″ирджа″]. Он считает, что оставление деяний не вредит, ведь, у него есть вера в сердце. Он считает, что при наличии веры в сердце, можно совершать любые грехи и оставлять обязательные предписания религии. Все равно он будет в Раю!

*[ ″Ирджа″ - это убеждение в том, что деяния не входят в веру (иман). Иначе говоря, человек может делать любые грехи и это ему никак не повредит.

Имам Ибн ‘Атыйя сказал: “Мурджииты (последователи ирджа) заявляют, что любой грешный мусульманин войдет сразу в Рай за свою веру, и грехи не причинят ему вреда. Это мнение они основали исходя из того, что отнесли все аяты, в которых содержится устрашение, только к неверным. А тексты, в которых содержатся обещание награды и т.п., они отнесли к мусульманам”. См. “Тафсир аль-Мухаррар аль-уаджиз”, 2/64



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.18 (0.043 с.)