Обязательно ли следовать одному муджтахиду или дозволено следование разным?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательно ли следовать одному муджтахиду или дозволено следование разным?



 

Ибн аль-Къайим, писал в книге «И’лям аль-Мууаккъи’ин» 4/261:

‘Обязательно ли простому человеку следовать какому-либо мазхабу, или нет? На эту тему высказано два мнения, одно из них – то, что необязательно. Это утверждение и есть абсолютно верное и единственно правильное. Дело в том, что ничто не может считаться обязательным, кроме того, что сделал обязательным Всевышний и Его посланник, никому из людей не вменили в обязанность следовать за мазхабом какого-либо человека из нашей уммы и принимать всю религию только от него, и никого другого.’

Примечание: Сам Ибн Таймия в своих фатвах считает порицаемым, чтобы человек следовал иногда за одним имамом, а иногда за другим, лишь из-за своих желаний. Если разрешить применять высказывание любого муджтахида, которое понравится, то религия, в действительности, станет игрушкой, поскольку у многих муджтахидов встречаются некоторые отдельные высказывания, которые соответствуют желаниям нафса. Например, по мнению имама ащ-Щафи‘и, разрешается играть в шахматы. Про Касима ибн Мухаммада сказано, что он разрешал рисовать картины. От имама Амаша передают, что, по его мнению, ураза начинается после восхода солнца. По мнению ибн Хазма, если есть намерение жениться на женщине, то разрешается увидеть её даже обнажённой. Далее он говорит, что если женщине трудно закрываться от мужчины, то пусть она накормит его своим молоком из груди, из-за чего он станет её махрамом. И с неё снимается обязанность закрываться от него. Ата ибн Аби Рабах говорит, что если праздник ‘ид наступит в день джум‘а, то в этот день джум‘а и зухр намазы перестают быть фардом.

Одним словом, можно сказать, что если кто-нибудь станет выискивать подобные высказывания, чтобы затем применять их на практике, то появится религия, создателем которой будет только щайтан.

Также не является порицаемым следование только за одним из муджтахидов, при условии что это не считается обязанностью.

В сборнике «Сахих Бухари» (т. 1 стр. 237) в главе «Китабуль хадж» Икрима (радыялЛаху анх) рассказывает:

‘У Ибн Аббаса, спросили о женщине, у которой после совершения тауафа началась менструация. Он ответил: Ей надо уйти. Люди Медины сказали ему, что они не будут принимать его фатву против фатвы Зейда.

И эта же история имеется в «Муджим Исмаили» от Абдуль Ваххаба Сакафи с добавлением слов людей Медины: Нет нам разницы, даёшь ты нам фатву или нет. Зейд, сказал, что ей не надо уходить.

А в Муснаде Абу Дауда приведены следующие их слова:

О Ибн Аббас, мы не последуем тебе, ты противоречишь Зейду.

Из этого случая становится ясно, что данные люди следовали за Зейдом и поэтому не приняли фатву даже такого сахаба, как Ибн Аббас. И для отказа от его фатвы они не объяснили других причин, кроме того, что она не согласовывалась с фатвой Зейда. Ибн Аббас тоже не стал критиковать их за то, что они делают таклид. А наоборот, дал им совет, чтобы они уточнили этот у Умм Сулейм и заново обратились к Зейду. Люди сделали, как он сказал. И Зейд, посмотрев хадисы, взял свою фатву обратно, как это приводится в «Муслиме».

В сборнике хадисов «Сахих Бухари» в «книге Аль - Фараид» в главе «Мирас», Хузейль ибн Шарджиль передаёт, что некоторые люди спросили у Абу Мусы Ащ‘ари, один вопрос. Он ответил им, но добавил: Также спросите об этом у Абдуллы ибн Масуда. Эти люди спросили этот же вопрос у Абдуллы ибн Масуда, и также рассказали ему ответ Абу Мусы Ащ‘ари. Фатва, которую дал Абдуллах ибн Масуд, была против фатвы Абу Мусы Ащ‘ари. Когда ему рассказали об этом, он ответил: Пока среди вас находится этот великий учёный, не спрашивайте у меня.

А в «Муснад Ахмад» (т. 1 стр. 464) этот хадис передаётся с добавлением слов: Пока среди вас находится этот великий учёный, не спрашивайте меня ни о чём.

В сборниках хадисов «Абу Дауд», «ат-Тирмизи» и т. д. приводится известная история, в которой говорится, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Муаза ибн Джабаль, в Йемен с наставлением об основных принципах щари‘ата. Муаз ибн Джабаль поехал туда не только как наместник, а также в качестве судьи и муфтия. Так как для жителей Йемена не было другого пути, кроме как следовать за ним одним.

Рассказывает Исма'ил Ибн Бинт ас-Судди,:

Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда (Ибн Сабита). Я спросил его: А что про это говорят 'Али и Ибн Мас'уд? Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил? Имам Малик сказал: Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.

После того, как я вернулся, Малик спросил меня: Откуда ты?

Из Куфы, - ответил я.

А где же ты оставил свой адаб?

Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.

Малик сказал: Никто не отрицает достоинства 'Али и 'Абдуллаха (Ибн Мас'уда), но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе. [Привёл Имам Захаби в своём Сияр А'лям ан-Нубала 11/177]

 

Примечание: Фанатизмом в этом считается то, когда люди пытаются навязать и обязать другого человека соблюдением их мазхаба или мнения муджтахида, которому они следуют. А также это заявления об истинности и правильности их мазхаба и заблуждении и ошибочности всех остальных.

Как мы видим мудрость и польза есть и в следовании за одним и в следовании за несколькими муджтахидами. Так не станем же мы одними из этих фанатиков, которые навязывают людям прыгать с одного мнения на другое или которые обязывают держаться только за одно.

В пример можно привести, как некоторые фанатики выгоняли братьев из мечети за то, что они делали намаз не по их мазхабу, называя это новшеством и заблуждением во главе с их смутьяном имамом. А другие придумывали ложные хадисы в поддержку своего музхаба.

А вот другой пример из жизни: Человек живущий в местности, где распространён мазхаб Абу Ханифы, задаёт вопрос имаму: Как мне совершать намаз в пути. И имам приводит ему хукм Абу Ханифы о путнике. Тут к ним подходит один брат и говорит спрашивающему: А знаешь, есть ещё и такое мнение… − и приводит ему 8 мнений о путнике. В итоге этот человек уходил со словами: Так как же мне молиться в пути? Имам обратился к этому брату: Я что-то не так сказал? Он ответил: Нет. Имам: Если я сказал правильно, так почему же ты внёс ему такую путаницу?

В исламе есть основы вероубеждения, такие как вера в Аллаха его имена и атрибуты и то что можно поклонятся только Аллаху и взывать только к Аллаху, вера в пророков, в ангелов, в Судный День, есть столпы ислама, такие как намаз, выплата милостыни, хадж. В этих основах и столпах не существуют разногласий, у нас один Аллах, все мы совершаем одну молитву, обращаясь в сторону одной Киблы, постимся в один месяц.

Однако, во второстепенных вопросах возникают разногласия, к которым мы должны подходить с взаимоуважением и терпением, не забывая принципы братства, которому в исламе уделено огромное внимание, оставляя в стороне свое я. Особенно в наши дни мы часто видим мусульман, которые обсуждают второстепенные вопросы, возникшие еще тысячи лет назад, к которым ученые подходили с мудростью, пониманием и уважением мнения других. Имам Шафи‘и говорил: ‘Мое мнение правильное, но не исключающее ошибку, а мнение другого ошибочное, но не исключающее правоту.’

Не пора ли нам отложить в сторону эти спорные вопросы, не навязывая друг другу свои мнения, и задуматься о настоящем, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся каждый день, о положении нашей Уммы. Ведь шариат – это одна большая дорога ведущая к Аллаху. И богатство мнений учённых иджтихада – это ничто иное как полосы на этой дороге. А нововведения – это обочина, скользкая неустойчивая с которой можно угодить прямо в обрыв.

 

4 "Коран понимают только ученые". Так ли это?!

 

 

Матн:

Это опровержение того сомнения, которое заложил шайтан, заключающееся в оставлении Корана и Сунны и следованием различным мнениям и страстям. Это сомнение заключается в том, что познание Корана и Сунны недоступно никому, кроме абсолютного муджтахида.

 

Шарх:

Это – последняя основа и она является очень важной. Заключается она в том, что они говорят: «Мы не понимаем смыслы Корана и Сунны. И не возможно нам их понять. Постигают их смысл только большие ученые».

Надо им ответить следующим образом: В Коране есть такие вещи, которые понимает и простой человек, и обучающийся, (такие аяты), которыми доводится довод до творений. А есть моменты, которые не понимает никто кроме ученых, и такие места, смысл которых известны только Аллаху, Пречист Он и Возвышен.

Да, имеются в Коране вещи, которые поймет лишь абсолютный муджтахид. Однако, кроме этого еще имеются много других моментов, которые знает простой человек, и обучающийся, постигший малое количество знаний.

Например, слова Всевышнего Аллаха: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи никого» (сура «Ниса», 36-аят);

«А тому, кто придает Аллаху сотоварищей, Аллах сделает запретным Рай и его пристанищем будет Огонь» (сура «Маида», 72-аят);

«И не приближайтесь к прелюбодеянию» (сура «Исра», 32-аят);

«Запрещена вам мертвечина» (сура «Маида», 3-аят);

«Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры и оберегали половые органы» (сура «Нур», 30-аят). Это же ясные вещи, которые поймет простолюд, если услышит.

 

Матн:

А абсолютный муджтахид это тот, который обладает такими качествами, которых может быть даже нет в полной мере у Абу Бакра и Умара.

 

Шарх:

Они ставят такие условия для абсолютного муджтахида, которые может даже не найдешь и в Абу Бакре и `Умаре. Но эти условия они установили от себя.

Сказал Всевышний Аллах: «Неужели они не поразмыслят о Коране?» (сура «Ниса», 82-аят). Это касается всех мусульман.

Каждый понимает из Корана то, что ему облегчил Аллах. Простой человек понимает то, что может; обучающийся понимает то, что может он; а утвердившийся в знаниях (ученый) понимает то, на что способен он. «Он ниспосылает с неба воду и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами» (сура «Ра`д», 17-аят). Каждая долина набирает из потока по своему размеру. Точно так же и знание, которое ниспослал Аллах. Каждое сердце возьмет из него по своей мере. Сердце простого человека, сердце обучающегося, сердце ученого и обосновавшегося в знании, каждый из них берет из знания по своей мере. По мере того, сколько дал ему Аллах понимания. А что касается того, что не поймет Коран никто, кроме абсолютного муджтахида, то это не верные слова.

Они говорят, что попытка понять смыслы Корана является не чем иным, как возложением на себя того, что не по силам выполнить. А условия, которые упоминали ученые и говорили: «Они должны быть собраны в муфтие», то они имели ввиду абсолютных муджтахидов. Они не хотели сказать, что эти критерия должны присутствовать во всех, кто желает поразмыслить о Коране и извлечь из него пользу. А потом, это ведь условия служат для того, чтоб вывести скрытые положения (ахкам), а не для того, чтоб понимать ясные вещи, как единобожие (таухид), многобожие (ширк), а также явные обязанности и запреты.

 

Матн:

А если человек не является таковым, то он должен обязательно и окончательно оставить их (Коран и Сунну), без всяких сомнений и проблем.

А тот, кто хочет найти в них верное руководство является вероотступником и сумасшедшим т.к. понимание их является сложным. Пречист Аллах от этого! Хвала Ему!

Аллах разъяснил в своем шариате и бытие, а также Своими творениями и приказами, порочность этого проклятого сомнения и опроверг его с различных сторон, так что знание этого стало общеизвестным и необходимым. Однако большинство людей не знает этого. «Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде». Сура Ясин аяты 7-11.

 

Шарх:

Эти аяты касаются тех, кто отворачиваются от размышления над словами Аллаха и словами Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). А в конце этих аятов говорится о тех, кому Аллах проявил милость: «кто последовал за напоминанием и устрашился Милостивого» (сура «Юнус», 11-аят). Это пример двух групп.

 

См. «Шарх усуль ас-ситта», 40-43.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.019 с.)