Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И повелел аммиям (Т. Е. Не муджтахидам) спрашивать фатвы у исхакъа, Абу убайда, Абу савра и Абу мусъаба.

Поиск

И запретил ученым из числа своих сподвижников, таким как Абу Давуд, Усман бин Саид, Ибрахим Аль Харби, Абу Бакр Аль Асрам, Абу Зуръа, Абу Хатим Ас Сиджистани, Муслим и другим, делать таклид за кем-либо из ученых и сказал: "Берите из основ, из Книги и Сунны"». Источник: Ахмад Ибн Таймийя: Аль Фатаваль Кубра: 5/98

Всевышний Аллах сказал: «Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание» (Сура «Свет», аят 63).

Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал:

«Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать их следовать ему, даже если это противоречит чьему-либо авторитетному мнению. Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить в некоторых вопросах повелениям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме (Даже в отношении своих отцов и ученых, как передали ат-Тахави в «Шарх Ма’ани аль-Асар» (1/372) и Абу Йа’ла в своем труде «Муснад» (3/1317) через достоверную цепочку передатчиков от Салима ибн Абдуллаха ибн Умара, который рассказывал: «Однажды я сидел вместе с Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах) в мечети, когда к нему подошел некий человек из аш-Шама и спросил его о совершении умры до хаджа (хадж ат-таматту). Ибн Умар сказал: «Это хорошее и доброе дело». Тот человек спросил: «Даже если твой отец (Умар бин аль-Хаттаб) запрещал совершать ее?» Ибн Умар ответил: «Горе тебе! Даже если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел совершать другим Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ты подчинишься точке зрения моего отца или повелению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» Человек ответил: «Повелению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Тогда Ибн Умар сказал: «Все, можешь идти!» Это же сообщение приводят Ахмад (5700) и ат-Тирмизи, который назвал его достоверным.

В комментариях указывается, что Умар, а также Усман (да будет доволен ими Аллах) считали «хадж аль-ифрад» (более) предпочтительным, чем «хадж ат-таматту» (Прим. перев.).

Подробнее см.: «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадисы № 732 и № 741, а также примечания к ним.

Ибн ’Асакир (7/51/1) передает также от Ибн Аби Зи’ба следующее: «Са’д ибн Ибрахим (сын выдающегося сподвижника Пророка — Абдурахмана ибн Ауфа) вынес решение в отношении одного человека на основании мнения Раби’и ибн Абу Абдурахмана, а я (Ибн Аби Зи’б) сообщил ему о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который противоречил вынесенному решению. (Тогда) Са’д сказал Раби’и: ‘У нас есть Ибн Аби Зи’б, являющийся достойным человеком, который рассказал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то, что противоречит моему решению’. Раби’а ответил ему: ‘Ты приложил свои усилия, и твое решение уже вынесено’. На что Са’д воскликнул: ‘Как удивительно! Я налагаю постановление Са’да, а не постановление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Нет же, я отменяю постановление Са’да, сына матери Са’да, и налагаю постановление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!’ Затем Са’д приказал принести ему оформленное в письменном виде решение, порвал то, на чем оно было записано, и вынес новое постановление».), но не из-за личной неприязни к такому человеку, ибо они любили и уважали его, а из-за того, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) они проявляли большую любовь, и повеление его для них было выше любого другого человека. Поэтому, когда повеления Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, более естественно следовать приказам Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого противоречит Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), ибо этот человек знал, что он будет прощен(На самом деле, он даже получит награду, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется правильным (т.е. соответствующим решению Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)), ему полагаются две награды, если же он вынесет самостоятельное решение, проявив усердие (иджтихад), и ошибется, то ему (полагается) одна награда» (Этот хадис приводится в «Сахих» Аль-Бухари, Муслима, а также в других сборниках хадисов).). На самом деле такой человек и не противился бы тому, чтобы его мнению, которое противоречит Сунне, перестали следовать, если по этому же вопросу существует соответствующее повеление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»(Приводится в примечании к труду «Иказ аль-Химам» (стр. 93).).

Поистине, а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к тому своих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться от любых своих взглядов, если они противоречат Сунне. Имам аш-Шафи’и, например, велел своим последователям приписывать ему достоверную Сунну, даже если он и не следовал ей или следовал чему-либо, противоречащему Сунне. Вот почему, когда известный аналитик Ибн Дакик аль-’Ид (да будет милостив к нему Аллах) собрал те вопросы, по которым мазхабы одного либо (всех) четырех имамов отличаются от достоверных хадисов, в одну объемную книгу, в предисловии к ней он написал: «Приписывать все эти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); исламские правоведы (факихи), придерживающиеся взглядов этих имамов, должны знать об этом, чтобы не ссылались на них в этих вопросах, тем самым оболгав их»(Аль-Фулани (стр. 99).).

 

Сказал ‘Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани в книге “ад-Дурар аль-мансура”: “До нас не дошло ни от кого из Салафов приказа, что надо следовать определенному мазxабу, а если бы такое пришло, то это было бы грехом с их стороны, из-за лишения ими возможности совершать действие в соответствии с каждым хадисом, который не взял этот Муджтахид, но в соответствии с которым приказано действовать всем творениям. Шариат – это то, что в руках всех Муджтахидов, а ни одного из них. Аллах нам не приказал следовать за каким то определенным единственным мазxабом, из мазxабов Муджтахидов, потому как они не являются не ошибающимися. Так откуда же пришло это обязательство, когда все Имамы выразили свою непричастность к тому, чтоб за ними следовали?! Они говорили: “Если дошел до вас Хадис, действуйте в соответствии с ним, а моими словами ударьте об стену””[Приводится так же в книге “Джала аль-‘Айнен” аль-Алуси, стр.180. Цитировалось из этой книги.]. Конец цитаты.

 

Сказал ‘Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани в книге “ад-Дурар аль-мансура”: “Запретили Ученые, познавшие Аллаха, совершать деяния в соответствии со словом Муджтахида который умер, из-за того, что есть вероятность, что если бы он жил до данного момента, то мог бы отказаться от своих слов. Нет действия вслед за словами кого-либо после смерти, без знания его доказательства [далиля], возвращающегося к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Возможно такое, что мукъаллид, в своем мазxабе, считает религией слово Имама, которое он выразил как личное мнение, а в другом мазxабе на основе Хадиса, сформулировано, то что в противоречии этого, но он [мукъаллид] остался на своем мазxабе, и упустил действие в соответствии с достоверными Хадисами, чем разошелся с Сунной.

А слова некоторых мукъаллидов: “Если бы не было у Имама доказательства, то он не сказал бы ничего”. Эти слова есть плод незнания и фанатизма. Ведь сам же их Имам объявлял свою непричастность, к тому, чтоб следовали его личному мнению, и отстранял других от следования за ним. Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Запрещено [Харам], тому, кто не знает мои обоснования [далили] давать фатву с моих слов”. И говорил тем, кто его спрашивал: “Это мнение Абу Ханифы, и это лучшее по моему предположению, но если придет кто-то с лучшим чем это, то это будет приоритетней”.[Приводится так же в книге “Джала аль-‘Айнен” аль-Алуси, стр. 184. Цитировалось из этой книги.] Конец цитаты.

 

Все это было приведено, чтобы показать мусульманам то, что эти ученые не без ошибочные и не призывали слепо следовать за ними и брать только от них. И это не открытие дверей иджтихада для невежд. Надо знать четкую границу между двумя крайностями: а это слепо следовать за учеными не смотря на то ошибся они или нет и другая крайность оставить ученых и следовать своим иджтихадам на основе своего невежества.

И из выше написанного вы должны понять что невежда не имеет право делать иджтихад и выдавать фатвы и выносить хукмы по тем или ирным вопросам в шариате, а он обязан смотреть на то что говорят ученые и следовать за пониманием ученых во всех вопросах религии как малых так и больших. Но если он взял мнение какого то ученого или следует определенному мазхабу из 4 мазхабов, но потом ему разъяснилась истина в том или ином вопросе что ученый его мазхаба ошибся, а другой ученый на основе доводов доказал его ошибку то ты должен оставить мнение ученого своего мазхаба и следовать доводу который разъяснил другой ученый не из твоего мазхаба. Также нельзя ставить слово одного ученого выше слова другого ученого только лишь потому, что он авторитетнее его, потому что может быть так что истина с тем кто менее знающий и менее авторитетнее. И сунна может ускользнуть от одного ученого и стать ясной для другого. Известно что ошибались сподвижники, или не слышали хадисов которые слышали других сподвижники и если такое случалось с сподвижниками самыми знающими учеными Ислам то что сказать про тех кто ниже их уровнем и статусом и достоинством? Однако также если какой то современный ученый говорит то слово которое до него не сказал ни кто из ученых, и при этом это не новый вопрос, а тот вопрос который обсуждался ранее то это слово этого ученого не принимается даже сли он аргументирует каким то хадисом и отвергается его мнение так как община мусульман не могла объединится на заблуждении то есть не может быть такого чтобы 14 веков мусульмане не знали того что узнал какой то ученый в 15 веке.

Сказал имам Ахмад: "Не говори ничего, что не говорили ученые до тебя!" см. "Сунна аль-Халляль"

Сказал имам аш-Шафии: "И мы говорим то, что сказали ученые кто были до нас, следуя за ними, и мы знаем, что не скроются Сунны Посланника Аллаха от всех них, а могут ускользнуть от внимания лишь части их. И мы знаем, что все они не соберутся на противоречии Сунне Посланника Аллаха, и на ошибке!" см. "Ар-Рисаля", 1-472

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И любое слово, в котором уединяется поздний ученый от ранних, и не предшествовало, что кто-то из них высказал его до него – оно является ошибочным словом!", и затем привёл вышеупомянутый асар от Ахмада. См. "аль-Фатауа аль-кубра", 2-308

 

Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани: "Не разрешается никому вводить мнение, или толкование, на которое у него нет саляфа!" см. "Ан-науадир уа аз-зиядат", 1-5

 

Сказал имам Ибн Абдуль Хади, да смилуется над ним Аллах: "Не разрешено введение толкования к аяту или Сунне, которого не было во времена саляфов, и о котором они не знали, и которое не разьяснили Умме! Воистину, введение такого слова несет в себе то, что они были невежественны об истине в этом вопросе, и отошли от нее! А нашел дорогу к ней этот поздний спорящий!" см. "Ас-сарим аль-мунки аля нахр ибн ас-Субки", 1-318

 

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: "Что же касается ученых и факихов из ахлиль хадис, то они следуют за достоверным хадисом, где бы он не был, если на него опирались в действии сподвижники и те кто после них, или группа из них. А что же касается того, в чем единогласны саляфы на оставлении этого, то не разрешено действовать по этому, потому что они не оставили это, кроме как по причине знания о том, что не действуется по этому!" см. "Фадль ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф", 32

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: "Надлежит тому, кто берется давать фетвы, знать о том, что сказали предшествующие ему, а иначе нельзя ему давать фетвы" см. "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-134

Спросили Исхака ибн Рахавейхи о значении хадиса: "Самый смелый из вас в даче фетв – самый смелый по отношению к Огню", и он ответил: "Сказал имам Ахмад, что это о том, кто берется давать фетвы, и высказывает то, что не он не слышал от тех, кто был до него" см. "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-314

Сказал имам аль-Аджурри о том кто дает фетву: "Он не должен выходить свой фетвой из слов сподвижников и слов факихов после них, и если его мнение будет соглашаться с мнением некоторых сподвижников и мнением некоторых имамов мусульман, то пусть высказывает его. А если он посчитал в каком-то вопросе что-то, что противоречит слову сподвижников и слову факихов, так, что он выходит из всех их слов – то он не высказывает его, а обвиняет своё мнение! И обязательно на нем спросить тех, кто более знающ, чем он, или наравне с ним, чтобы открылась для него истина, и просить своего Господина чтобы Он привел его к постижению истины и блага" см. "Ахляк аль-уляма", 1-43

Сказал хафиз Ибн Роджаб об одном из иджтихадов Ибн Хазма: "Если бы это понимание было истиной, то не скрылось бы от всех ученых Ислама кто был до него!" см. "Фатхуль бари", 2-24

Сказал имам Абу аль-Музаффара ас-Сам'ани: "Когда мы ознакомимся с положением Уммы, то увидим, что она единогласна на обвинении в заблуждении и ошибке того, кто противоречит иджма! И не переставала исламская Умма относить противоречащих иджма к выходу из религии, и расколу, и к вражде к мусульманам и к противоречию им. И они не считали это легким делом, однако считали это из огромных вещей, и отвратительных поступков, и указывает это на то, что они считают иджма мусульман доводом, которому запрещено противоречить" см. "Коатыу аль-адилля", 1-469

Сказал алляма аль-Альбани о вопросе чтения молитвы в мечети после возвращения из пути: "Очевидный смысл приказа дает обязательность молитвы после возвращения с пути, но мы не знаем ни одного из ученых, кто сказал бы об этом! И если бы нашелся тот, кто сказал об этом, то взяли бы это мнение!" см. "Ас-самар аль-мустатаб", 2-628

Однако по новым вопросам ученые выносят решения опять же опираясь на Коран и Сунну и основы которые заложили ученые до них. А невеждам нет права ни какого делать иджтихады. Более того я предостерегаю мусульман также от иджтихадов студентов разных и от их статей где они накидывают пару слов ученых и сверху свое понимание, и советую всем мусульман брать только то где студенты переводят целиком работу ученых по тому или иному вопросу, и крайне осторожно относится к статьям где студенты сами от себя начинают разбирать тот или иной вопрос шариата при этом приводят аяты и хадисы и вырезки ученых источников, не факт что этот студент правильно понял слова ученых, по этому крайне осторожно нужно относится к данным статьям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.007 с.)