Создание государственной системы дизайна (художественного конструирования) в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание государственной системы дизайна (художественного конструирования) в СССР.



От дизайнера требовалось создать образец нового изделия, заниматься производственной эстетикой. В эти годы возник новый жанр разработок – дизайн-программа (это метод управления проектной деятельностью, направленный на постановку проблем и целей значительного социльно-культурного масштаба и сложности, реализация которых связана с длительными сроками, большими затратами).

По прошествии лет становиться понятным, что дизайн программа – единственный способ создания действующей системы.

В период 60-70 дизайн развивался в двух системах: индустриального производства и «под крылом» Союза художников СССР, объединившего дизайнеров выстовок, художников интерьера и мебели, художников по керамике и ткани.

Представители второй системы создавали уникальные объекты: декоративную скульптуру, выполненные малом теражом светильники, гобилены или монументальную роспись, мебель для кафе, музейные витрины и стенды, суперграфику.

22. Две концепции дизайна в СССР (1960-1980 гг.) В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания ("Центр Plus", "Экстра М" и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала "Техническая эстетика" и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям. В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране. В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: "Книжное обозрение", "Рекламное приложение" к "Вечерней Москве", "Hовые товары". Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное "оживление" продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы). Hа первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного что отражают эклектические тенденции всевозможных "ретро"-стилей. ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем хупожественно-поомышленном училище им В. И. Мухиной Их деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности.

Деятельность ВНИИТЭ

Дизайн стал развиваться на государственной основе, для разработки и внедрения методов художественного конструирования, определение требований дизайна к изделиям был организован Всесоюзный научно- исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с восемью филиалами – в Ленинграде, Вильнюсе, Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске.

В то время термин художественное конструирование обозначал дизайнерскую практику и метод, термин «дизайнерская эстетика» – научные исследования в дизайне. Изучение истории и теории дизайна, создание методик проектирования, определение потребительских требований к изделиям, психофизиология и эргономика были лидирующими направлениями в деятельности института на протяжении почти 30 лет. Одним из наиболее ярких проектов 1960-х годов - специализированный автомобиль-такси. Действующий образец с кузовом из стеклопластика был построен в мастерских института. В автомобиле «Макси», развивалась идея вагонной компоновки. Его можно считать первым минивэном,поскольку при сохранении однообъёмного кузова место водителя переместилось за передние колеса в глубь салона. В сфере дизайна обычно работали энтузиасты, архитекторы или инженеры-конструкторы с художественными наклонностями. поэтому каждый новый проект становился своего рода образцом для подражания, будь то такси, универсальный фрезерный станок со скульптурной станиной, модульные электроискровые станки или экспериментальные проекты жилища с домашними информационными машинами.

ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Создан в 1964 г. в Москве на территории ВДНХ СССР.

Колыбель прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна.

ВНИИТЭ — единственный в стране Институт, который на государственном уровне обеспечивает разработку теоретических и методических основ дизайна как деятельности междисциплинарного типа, осуществляет социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики, обеспечивает использование методов дизайна и эргономики для реализации государственной стратегии по улучшению качества жизни населения, и созданию инновационной конкурентоспособной продукции на базе достижений науки, техники и технологий.

Основные направления деятельности ВНИИТЭ:

Теория и методика профессиональной дизайн-деятельности.

Дизайн и эргономика в системе обеспечения качества промышленной продукции.

Дизайн и эргономика в решении межотраслевых социально-экономических программ.

Качество жизни населения как критерий эффективности социально-экономического развития России.

Дизайнерское образование.

Выставочная деятельность, пропаганда и популяризация дизайна.

Международное сотрудничество.

Издательская деятельность.

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научно-методическое и информационное обеспечение проектно-инновационной дизайн-деятельности по комплексному формированию предметной среды жизнедеятельности человека

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

промышленный дизайн и эргономика (теоретические, методологические и прикладные аспекты).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.007 с.)