Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.) архитектора П. Беренса, В 1907 году пригласили в известный монополистический концерн АЭГ на должность художественного директора. Концерн объединял в это время 2810 предприятий и фирм. В деятельности Беренса интересен момент — создание определенного «лица» продукции АЭГ, то есть «стиля фирмы», что было вызвано не столько даже художественными соображениями, сколько необходимостью стандартизировать продукцию, сдержать разнобой в формах и внешнем виде вещей, порожденный деятельностью многочисленных конструкторских бюро, работавших в различных ячейках огромного концерна. Беренс особенно охотно применял шестиугольники, концентрические и параллельные окружности, овалы, членение предметов в соответствии с привычными архитектурными канонами. Хотя формы изделий, предлагавшиеся Беренсом, далеко не всегда были обусловлены функцией, в социальном аспекте его можно считать одним из первых представителей «индастриал дизайна», верно служивших монополистическим задачам крупного концерна. На примере деятельности Ван-де-Вельде и особенно Беренса видно, что в начале XX века моррисовские машиноборческие идеи были окончательно изжиты. Практически деятельность Беренса, Ван-де-Вельде и других привела к новому прикладничеству, помогающему капиталистической промышленности сбывать свои товары. Такие альянсы между отдельными хозяевами индустрии и работниками искусства были высоко оценены монополистами и в конечном итоге организационно закреплены в создании Германского художественно-промышленного союза—Веркбунда. 7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образова-нии Немецкого Веркбунда Объединение было создано Инициативным комитетом из двенадцати художников (архитекторов и "прикладников") и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию. Проект программы объединения гласил:- способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий; - сплотиться во всех вопросах, волнующих художников и ремесленников;- обязать самих членов союза к достижению высоких результатов в работе;- проводить мероприятия по подъему представлений о хорошем качестве продукции;- влиять на воспитание молодежи, прежде всего - ремесленных сил;- влиять на торговлю, систему финансирования и ведение дел. До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же время как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятельный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства. Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны... Веркбундом выпускались специальные издания, рассчитанные не столько на потребителя продукции, сколько на ее производителя, фабриканта и художника. организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, организовывались циклы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов. Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, пуб-ликовались выступления по актуальным художественным проблемам. в Европе началось так называемое Веркбунд-движение. тоже по образцу НВБ - в Англии была основана Design and Industries Association. Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании НВБ в 1914 году. Сразу после окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан Дом промышленной вещи в Эссене для организации постоянно действующих выставок лучших промышленных изделий западногерманского производства. До 1960-х годов развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ, в соответствии с теорией Веркбунда и в предложенных им формах объединения дизайнеров (так называемые "центры формы").. Постепенно лозунг объединения искусства и промышленности, под которым произошло основание НВБ, отступил в деятельности союза на второй план. Члены НВБ занимаются собиранием коллекций, интересных с точки зрения истории дизайна изделий национального производства, территориальным развитием, городским строительством и сохранением ландшафта, вообще охраной окружающей среды, а также концентрируют внимание общества на воспитании молодежи (и уже не только художественном). Вероятно, деятельность Немецкого Веркбунда можно назвать в определенном смысле аналогичной деятельности Веймарского Государственного Баухауза: обе организации были созданы для внедрения в практическое, прежде всего промышленное производство новых художественных идей - о выразительности простоты, о красоте машины, всего функционального, соответствующего своему назначению. Правда, сферы для воплощения в жизнь этих принципов ими были выбраны разные: если деятельность Баухауза была направлена главным образом на воспитание нового поколения художников - по-настоящему творческих, но трезво, практически мыслящих личностей, - то задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство, его педагогическая деятельность осуществлялась в результате деятельности производственной: обучение новых творческих сил происходило под влиянием "технически и эстетически совершенной" продукции, созданной в его мастерских. При этом НВБ представляет особый интерес в силу своего более раннего возникновения: основанный в 1907 году, он на 12 лет опередил создание Баухауза и за эти годы сумел реализовать на практике идеи своих основателей и стать признанным инициатором широкого движения за новое, функциональное искусство, охватившего европейские страны. Таким образом, почва для деятельности Баухауза была им подготовлена (да и основатель новой организации был подготовлен школой Веркбунда: Вальтер Гропиус был его активным членом более пяти лет). морального воздействия на последующие школы дизайна и даже на современное формообразование в целом. Деятельность ВНИИТЭ Дизайн стал развиваться на государственной основе, для разработки и внедрения методов художественного конструирования, определение требований дизайна к изделиям был организован Всесоюзный научно- исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с восемью филиалами – в Ленинграде, Вильнюсе, Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске. В то время термин художественное конструирование обозначал дизайнерскую практику и метод, термин «дизайнерская эстетика» – научные исследования в дизайне. Изучение истории и теории дизайна, создание методик проектирования, определение потребительских требований к изделиям, психофизиология и эргономика были лидирующими направлениями в деятельности института на протяжении почти 30 лет. Одним из наиболее ярких проектов 1960-х годов - специализированный автомобиль-такси. Действующий образец с кузовом из стеклопластика был построен в мастерских института. В автомобиле «Макси», развивалась идея вагонной компоновки. Его можно считать первым минивэном,поскольку при сохранении однообъёмного кузова место водителя переместилось за передние колеса в глубь салона. В сфере дизайна обычно работали энтузиасты, архитекторы или инженеры-конструкторы с художественными наклонностями. поэтому каждый новый проект становился своего рода образцом для подражания, будь то такси, универсальный фрезерный станок со скульптурной станиной, модульные электроискровые станки или экспериментальные проекты жилища с домашними информационными машинами. ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Создан в 1964 г. в Москве на территории ВДНХ СССР. Колыбель прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна. ВНИИТЭ — единственный в стране Институт, который на государственном уровне обеспечивает разработку теоретических и методических основ дизайна как деятельности междисциплинарного типа, осуществляет социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики, обеспечивает использование методов дизайна и эргономики для реализации государственной стратегии по улучшению качества жизни населения, и созданию инновационной конкурентоспособной продукции на базе достижений науки, техники и технологий. Основные направления деятельности ВНИИТЭ: Теория и методика профессиональной дизайн-деятельности. Дизайн и эргономика в системе обеспечения качества промышленной продукции. Дизайн и эргономика в решении межотраслевых социально-экономических программ. Качество жизни населения как критерий эффективности социально-экономического развития России. Дизайнерское образование. Выставочная деятельность, пропаганда и популяризация дизайна. Международное сотрудничество. Издательская деятельность. ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ научно-методическое и информационное обеспечение проектно-инновационной дизайн-деятельности по комплексному формированию предметной среды жизнедеятельности человека СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ промышленный дизайн и эргономика (теоретические, методологические и прикладные аспекты).
Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.) архитектора П. Беренса, В 1907 году пригласили в известный монополистический концерн АЭГ на должность художественного директора. Концерн объединял в это время 2810 предприятий и фирм. В деятельности Беренса интересен момент — создание определенного «лица» продукции АЭГ, то есть «стиля фирмы», что было вызвано не столько даже художественными соображениями, сколько необходимостью стандартизировать продукцию, сдержать разнобой в формах и внешнем виде вещей, порожденный деятельностью многочисленных конструкторских бюро, работавших в различных ячейках огромного концерна. Беренс особенно охотно применял шестиугольники, концентрические и параллельные окружности, овалы, членение предметов в соответствии с привычными архитектурными канонами. Хотя формы изделий, предлагавшиеся Беренсом, далеко не всегда были обусловлены функцией, в социальном аспекте его можно считать одним из первых представителей «индастриал дизайна», верно служивших монополистическим задачам крупного концерна. На примере деятельности Ван-де-Вельде и особенно Беренса видно, что в начале XX века моррисовские машиноборческие идеи были окончательно изжиты. Практически деятельность Беренса, Ван-де-Вельде и других привела к новому прикладничеству, помогающему капиталистической промышленности сбывать свои товары. Такие альянсы между отдельными хозяевами индустрии и работниками искусства были высоко оценены монополистами и в конечном итоге организационно закреплены в создании Германского художественно-промышленного союза—Веркбунда. 7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образова-нии Немецкого Веркбунда Объединение было создано Инициативным комитетом из двенадцати художников (архитекторов и "прикладников") и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию. Проект программы объединения гласил:- способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий; - сплотиться во всех вопросах, волнующих художников и ремесленников;- обязать самих членов союза к достижению высоких результатов в работе;- проводить мероприятия по подъему представлений о хорошем качестве продукции;- влиять на воспитание молодежи, прежде всего - ремесленных сил;- влиять на торговлю, систему финансирования и ведение дел. До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же время как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятельный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства. Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны... Веркбундом выпускались специальные издания, рассчитанные не столько на потребителя продукции, сколько на ее производителя, фабриканта и художника. организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, организовывались циклы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов. Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, пуб-ликовались выступления по актуальным художественным проблемам. в Европе началось так называемое Веркбунд-движение. тоже по образцу НВБ - в Англии была основана Design and Industries Association. Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании НВБ в 1914 году. Сразу после окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан Дом промышленной вещи в Эссене для организации постоянно действующих выставок лучших промышленных изделий западногерманского производства. До 1960-х годов развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ, в соответствии с теорией Веркбунда и в предложенных им формах объединения дизайнеров (так называемые "центры формы").. Постепенно лозунг объединения искусства и промышленности, под которым произошло основание НВБ, отступил в деятельности союза на второй план. Члены НВБ занимаются собиранием коллекций, интересных с точки зрения истории дизайна изделий национального производства, территориальным развитием, городским строительством и сохранением ландшафта, вообще охраной окружающей среды, а также концентрируют внимание общества на воспитании молодежи (и уже не только художественном). Вероятно, деятельность Немецкого Веркбунда можно назвать в определенном смысле аналогичной деятельности Веймарского Государственного Баухауза: обе организации были созданы для внедрения в практическое, прежде всего промышленное производство новых художественных идей - о выразительности простоты, о красоте машины, всего функционального, соответствующего своему назначению. Правда, сферы для воплощения в жизнь этих принципов ими были выбраны разные: если деятельность Баухауза была направлена главным образом на воспитание нового поколения художников - по-настоящему творческих, но трезво, практически мыслящих личностей, - то задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство, его педагогическая деятельность осуществлялась в результате деятельности производственной: обучение новых творческих сил происходило под влиянием "технически и эстетически совершенной" продукции, созданной в его мастерских. При этом НВБ представляет особый интерес в силу своего более раннего возникновения: основанный в 1907 году, он на 12 лет опередил создание Баухауза и за эти годы сумел реализовать на практике идеи своих основателей и стать признанным инициатором широкого движения за новое, функциональное искусство, охватившего европейские страны. Таким образом, почва для деятельности Баухауза была им подготовлена (да и основатель новой организации был подготовлен школой Веркбунда: Вальтер Гропиус был его активным членом более пяти лет). морального воздействия на последующие школы дизайна и даже на современное формообразование в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.011 с.) |