Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.)

Поиск

Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.)

архитектора П. Беренса, В 1907 году пригласили в известный монополистический концерн АЭГ на должность художественного директора. Концерн объединял в это время 2810 предприятий и фирм. В деятельности Беренса интересен момент — создание определенного «лица» продукции АЭГ, то есть «стиля фирмы», что было вызвано не столько даже художественными соображениями, сколько необходимостью стандартизировать продукцию, сдержать разнобой в формах и внешнем виде вещей, порожденный деятельностью многочисленных конструкторских бюро, работавших в различных ячейках огромного концерна. Беренс особенно охотно применял шестиугольники, концентрические и параллельные окружности, овалы, членение предметов в соответствии с привычными архитектурными канонами. Хотя формы изделий, предлагавшиеся Беренсом, далеко не всегда были обусловлены функцией, в социальном аспекте его можно считать одним из первых представителей «индастриал дизайна», верно служивших монополистическим задачам крупного концерна. На примере деятельности Ван-де-Вельде и особенно Беренса видно, что в начале XX века моррисовские машиноборческие идеи были окончательно изжиты. Практически деятельность Беренса, Ван-де-Вельде и других привела к новому прикладничеству, помогающему капиталистической промышленности сбывать свои товары. Такие альянсы между отдельными хозяевами индустрии и работниками искусства были высоко оценены монополистами и в конечном итоге организационно закреплены в создании Германского художественно-промышленного союза—Веркбунда. 7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образова-нии Немецкого Веркбунда Объединение было создано Инициативным комитетом из двенадцати художников (архитекторов и "прикладников") и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию. Проект программы объединения гласил:- способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий; - сплотиться во всех вопросах, волнующих художников и ремесленников;- обязать самих членов союза к достижению высоких результатов в работе;- проводить мероприятия по подъему представлений о хорошем качестве продукции;- влиять на воспитание молодежи, прежде всего - ремесленных сил;- влиять на торговлю, систему финансирования и ведение дел. До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же время как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятельный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства. Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны... Веркбундом выпускались специальные издания, рассчитанные не столько на потребителя продукции, сколько на ее производителя, фабриканта и художника. организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, организовывались циклы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов. Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, пуб-ликовались выступления по актуальным художественным проблемам. в Европе началось так называемое Веркбунд-движение. тоже по образцу НВБ - в Англии была основана Design and Industries Association. Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании НВБ в 1914 году. Сразу после окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан Дом промышленной вещи в Эссене для организации постоянно действующих выставок лучших промышленных изделий западногерманского производства. До 1960-х годов развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ, в соответствии с теорией Веркбунда и в предложенных им формах объединения дизайнеров (так называемые "центры формы").. Постепенно лозунг объединения искусства и промышленности, под которым произошло основание НВБ, отступил в деятельности союза на второй план. Члены НВБ занимаются собиранием коллекций, интересных с точки зрения истории дизайна изделий национального производства, территориальным развитием, городским строительством и сохранением ландшафта, вообще охраной окружающей среды, а также концентрируют внимание общества на воспитании молодежи (и уже не только художественном). Вероятно, деятельность Немецкого Веркбунда можно назвать в определенном смысле аналогичной деятельности Веймарского Государственного Баухауза: обе организации были созданы для внедрения в практическое, прежде всего промышленное производство новых художественных идей - о выразительности простоты, о красоте машины, всего функционального, соответствующего своему назначению. Правда, сферы для воплощения в жизнь этих принципов ими были выбраны разные: если деятельность Баухауза была направлена главным образом на воспитание нового поколения художников - по-настоящему творческих, но трезво, практически мыслящих личностей, - то задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство, его педагогическая деятельность осуществлялась в результате деятельности производственной: обучение новых творческих сил происходило под влиянием "технически и эстетически совершенной" продукции, созданной в его мастерских. При этом НВБ представляет особый интерес в силу своего более раннего возникновения: основанный в 1907 году, он на 12 лет опередил создание Баухауза и за эти годы сумел реализовать на практике идеи своих основателей и стать признанным инициатором широкого движения за новое, функциональное искусство, охватившего европейские страны. Таким образом, почва для деятельности Баухауза была им подготовлена (да и основатель новой организации был подготовлен школой Веркбунда: Вальтер Гропиус был его активным членом более пяти лет). морального воздействия на последующие школы дизайна и даже на современное формообразование в целом.

Деятельность ВНИИТЭ

Дизайн стал развиваться на государственной основе, для разработки и внедрения методов художественного конструирования, определение требований дизайна к изделиям был организован Всесоюзный научно- исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с восемью филиалами – в Ленинграде, Вильнюсе, Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске.

В то время термин художественное конструирование обозначал дизайнерскую практику и метод, термин «дизайнерская эстетика» – научные исследования в дизайне. Изучение истории и теории дизайна, создание методик проектирования, определение потребительских требований к изделиям, психофизиология и эргономика были лидирующими направлениями в деятельности института на протяжении почти 30 лет. Одним из наиболее ярких проектов 1960-х годов - специализированный автомобиль-такси. Действующий образец с кузовом из стеклопластика был построен в мастерских института. В автомобиле «Макси», развивалась идея вагонной компоновки. Его можно считать первым минивэном,поскольку при сохранении однообъёмного кузова место водителя переместилось за передние колеса в глубь салона. В сфере дизайна обычно работали энтузиасты, архитекторы или инженеры-конструкторы с художественными наклонностями. поэтому каждый новый проект становился своего рода образцом для подражания, будь то такси, универсальный фрезерный станок со скульптурной станиной, модульные электроискровые станки или экспериментальные проекты жилища с домашними информационными машинами.

ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Создан в 1964 г. в Москве на территории ВДНХ СССР.

Колыбель прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна.

ВНИИТЭ — единственный в стране Институт, который на государственном уровне обеспечивает разработку теоретических и методических основ дизайна как деятельности междисциплинарного типа, осуществляет социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики, обеспечивает использование методов дизайна и эргономики для реализации государственной стратегии по улучшению качества жизни населения, и созданию инновационной конкурентоспособной продукции на базе достижений науки, техники и технологий.

Основные направления деятельности ВНИИТЭ:

Теория и методика профессиональной дизайн-деятельности.

Дизайн и эргономика в системе обеспечения качества промышленной продукции.

Дизайн и эргономика в решении межотраслевых социально-экономических программ.

Качество жизни населения как критерий эффективности социально-экономического развития России.

Дизайнерское образование.

Выставочная деятельность, пропаганда и популяризация дизайна.

Международное сотрудничество.

Издательская деятельность.

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научно-методическое и информационное обеспечение проектно-инновационной дизайн-деятельности по комплексному формированию предметной среды жизнедеятельности человека

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

промышленный дизайн и эргономика (теоретические, методологические и прикладные аспекты).

 

Первые практические шаги промышленного дизайна. Деятельность П. Беренса и создание Германского Веркбунта (1907г.)

архитектора П. Беренса, В 1907 году пригласили в известный монополистический концерн АЭГ на должность художественного директора. Концерн объединял в это время 2810 предприятий и фирм. В деятельности Беренса интересен момент — создание определенного «лица» продукции АЭГ, то есть «стиля фирмы», что было вызвано не столько даже художественными соображениями, сколько необходимостью стандартизировать продукцию, сдержать разнобой в формах и внешнем виде вещей, порожденный деятельностью многочисленных конструкторских бюро, работавших в различных ячейках огромного концерна. Беренс особенно охотно применял шестиугольники, концентрические и параллельные окружности, овалы, членение предметов в соответствии с привычными архитектурными канонами. Хотя формы изделий, предлагавшиеся Беренсом, далеко не всегда были обусловлены функцией, в социальном аспекте его можно считать одним из первых представителей «индастриал дизайна», верно служивших монополистическим задачам крупного концерна. На примере деятельности Ван-де-Вельде и особенно Беренса видно, что в начале XX века моррисовские машиноборческие идеи были окончательно изжиты. Практически деятельность Беренса, Ван-де-Вельде и других привела к новому прикладничеству, помогающему капиталистической промышленности сбывать свои товары. Такие альянсы между отдельными хозяевами индустрии и работниками искусства были высоко оценены монополистами и в конечном итоге организационно закреплены в создании Германского художественно-промышленного союза—Веркбунда. 7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образова-нии Немецкого Веркбунда Объединение было создано Инициативным комитетом из двенадцати художников (архитекторов и "прикладников") и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию. Проект программы объединения гласил:- способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий; - сплотиться во всех вопросах, волнующих художников и ремесленников;- обязать самих членов союза к достижению высоких результатов в работе;- проводить мероприятия по подъему представлений о хорошем качестве продукции;- влиять на воспитание молодежи, прежде всего - ремесленных сил;- влиять на торговлю, систему финансирования и ведение дел. До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же время как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятельный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства. Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны... Веркбундом выпускались специальные издания, рассчитанные не столько на потребителя продукции, сколько на ее производителя, фабриканта и художника. организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, организовывались циклы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов. Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, пуб-ликовались выступления по актуальным художественным проблемам. в Европе началось так называемое Веркбунд-движение. тоже по образцу НВБ - в Англии была основана Design and Industries Association. Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании НВБ в 1914 году. Сразу после окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан Дом промышленной вещи в Эссене для организации постоянно действующих выставок лучших промышленных изделий западногерманского производства. До 1960-х годов развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ, в соответствии с теорией Веркбунда и в предложенных им формах объединения дизайнеров (так называемые "центры формы").. Постепенно лозунг объединения искусства и промышленности, под которым произошло основание НВБ, отступил в деятельности союза на второй план. Члены НВБ занимаются собиранием коллекций, интересных с точки зрения истории дизайна изделий национального производства, территориальным развитием, городским строительством и сохранением ландшафта, вообще охраной окружающей среды, а также концентрируют внимание общества на воспитании молодежи (и уже не только художественном). Вероятно, деятельность Немецкого Веркбунда можно назвать в определенном смысле аналогичной деятельности Веймарского Государственного Баухауза: обе организации были созданы для внедрения в практическое, прежде всего промышленное производство новых художественных идей - о выразительности простоты, о красоте машины, всего функционального, соответствующего своему назначению. Правда, сферы для воплощения в жизнь этих принципов ими были выбраны разные: если деятельность Баухауза была направлена главным образом на воспитание нового поколения художников - по-настоящему творческих, но трезво, практически мыслящих личностей, - то задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство, его педагогическая деятельность осуществлялась в результате деятельности производственной: обучение новых творческих сил происходило под влиянием "технически и эстетически совершенной" продукции, созданной в его мастерских. При этом НВБ представляет особый интерес в силу своего более раннего возникновения: основанный в 1907 году, он на 12 лет опередил создание Баухауза и за эти годы сумел реализовать на практике идеи своих основателей и стать признанным инициатором широкого движения за новое, функциональное искусство, охватившего европейские страны. Таким образом, почва для деятельности Баухауза была им подготовлена (да и основатель новой организации был подготовлен школой Веркбунда: Вальтер Гропиус был его активным членом более пяти лет). морального воздействия на последующие школы дизайна и даже на современное формообразование в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.012 с.)