Рынок: понятие, функции и основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: понятие, функции и основные черты.



Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон.

· с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя;

· с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики;

· с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Условиями возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. экономическая обособленность товаропроизводителей;

3. свобода обмена результатами.

Выделяют субъекты и объекты рынка.

Экономические субъекты рынка

           
     
 
 
 

 


домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство

индивид (физические лица) организации (юр.лица)

Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

Функции рынка:

Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей;

Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре.

Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса.

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.


СТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

Структура рыночной экономики включает в себя объекты и субъекты рынка, взаимодействующие между собой, а также систему рынков, классифицированных по разным признакам.

Классификация рынков.

1 По объектам: потребительский рынок; рынок факторов производства; финансовый рынок.

2. По территориальному признаку: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

3. По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; теневой рынок.

4. По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок (рынок продавца); избыточный рынок (рынок покупателя).

6. По степени развития конкуренции: рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции; монопольный рынок; олигопольный рынок.

7. По отраслям: автомобильный рынок; нефтяной рынок и.т.д.

8. По характеру продаж: оптовый и розничный.

9. По степени развития: развитый и неразвитый.

Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура.

Рыночная инфраструктура – это совокупность организаций, предприятий, учреждений и институтов которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

К элементам инфраструктуры товарных рынков относятся товарные и фондовые биржи, аукционы, ярмарки, торговые дома, оптово-посреднические фирмы, снабженческо-сбытовые организации, центры маркетинга, и.т.д. К элементам инфраструктуры рынка труда относятся биржи труда, центры переподготовки, фонды и службы занятости, миграционные службы и.т.д. К элементам инфраструктуры финансового рынка относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и иные финансовых учреждений. Общерыночными элементами инфраструктуры являются торговые палаты и объединения деловых кругов, аудиторские и консалтинговые фирмы, налоговая и бюджетная системы, транспортная система, складское и тарное хозяйство, средства связи, информационная база, система экономического образование, система законодательства и.т.д.

Инфраструктура выполняет следующие функции:

1. Обеспечение непрерывности процесса купли-продажи товаров, ресурсов и капиталов;

2. Распределение товарных потоков по отраслям и регионам;

3. Формирование рыночной конъюнктуры и достижение сбалансированности рынков;

4. Повышение оперативности и эффективности функционирования рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.008 с.)